Сделай Сам Свою Работу на 5

КУЛЬТУРА ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ»

Застой, постепенно охватывавший общественно-политическую и экономическую жизнь в СССР после окончания краткой хрущевской «оттепели», затронул и культуру.

Негативные явления в жизни советского общества 70-80 годов в полной мере отразились на духовной сфере, на образовании, науке и культуре.

 

В условиях советской авторитарной политической системы под жестким контролем государства находилась и культурная сфера общества. Подверглись травле многие советские историки, чьи работы не вписывались в утвержденные каноны официальной идеологии, все более напоминавшей постулаты «Краткого курса». Литературные произведения, неугодные режиму, не публиковались. Кинофильмы оставались на полках, не доходя до широкого зрителя. Жестокому контролю со стороны Министерства культуры подвергалась театральная деятельность. В таких условиях, многие творческие личности уходили в себя, в частную жизнь, другие эмигрировали. В разное время были лишены гражданства и оказались за границей будущие лауреаты Нобелевской премии поэт И. Бродский и писатели В. Войнович, Г. Владимов, В. Некрасов, режиссер Ю. Любимов, кинорежиссер А. Тарковский, музыкант М. Растропович. С принудительного лечения в психиатрической клинике начался путь в эмиграцию известного художника М. Шемякина. Через тюрьмы, ссылки, психлечебницы прошли правозащитники И. Габай, генерал П. Григоренко, академик А. Сахаров и др. Преследованиям подвергались сотни деятелей культуры, науки, искусства, осмелившихся мыслить неугодным «системе» образом и так или иначе проявлявших свои взгляды.

В период двадцатилетнего руководства страной Л. И. Брежневым управление наукой и культурой в СССР обрело внешне демократические формы, однако большинство проводившихся официальных мероприятий носило парадный характер, а все решения были заранее подготовлены и согласованы с парторганами. Под лозунгом "неуклонного повышения уровня жизни советских людей" росло количество образовательных, учебных и научных учреждений, музеев, театров, библиотек и т.д., но качественных изменений в развитии культуры и науки не происходило. С конца 1960-х гг. постепенно набирали силу тенденции администрирования. Все больше талантливых произведений культуры и искусства, научных открытий и достижений оказывались либо запрещенными, либо невостребованными. Особенно ярко признаки консервации режима проявлялись в реабилитации сталинизма. В 1970-е гг. стал формироваться образ великого полководца И. В. Сталина, одержавшего победу в Великой Отечественной войне. С конца 1960-х гг. начинается и постепенно набирает размах кампания по возвеличиванию и самого Л. И. Брежнева, В 1973 г. было принято специальное постановление о мерах по "повышению авторитета" главы партии и государства Вместе с тем проблемы идеологии и организации научной и культурной жизни в стране постепенно усложнялись растущими экономическими трудностями.



В это время широкое распространение получили новые средства связи и коммуникации, способы передачи информации: радио и телевидение (цветное с конца 1960-х гг.), аудио- и видеокассеты. Все это расширило возможности доступа широких слоев советского общества к достижениям западной массовой культуры. Становилось ясно, что самый передовой строй отстает от стандартов жизни "загнивающего капитализма". Единственным ответом советских идеологов на новые явления в культуре и науке была основанная на догмах марксизма-ленинизма критика "буржуазных концепций". Несмотря на отчаянные попытки советского руководства "догнать и перегнать Запад" в области развития науки и культуры, материальных средств на это явно не хватало. И хотя расходы в СССР на социально-культурные нужды с 1970 по 1985 г. возросли более чем в два раза, доля затрат государства на такие отрасли, как наука и просвещение, неуклонно снижалась. Действовал принцип остаточного финансирования культурного строительства. В результате большинство объектов социально-культурной сферы превращалось в "долгострой", десятилетиями не реставрировались памятники архитектуры и искусства, приходили в упадок крупнейшие хранилища культурных и духовных ценностей - библиотеки, музеи, заповедники и др

В 70-е г. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. В сталинские годы не признаваемой государством культуры существовать не могло, а неугодные деятели попросту уничтожались. Теперь, когда советский народ имел за плечами большую школу страха, таких грубых методов можно было избежать. Не было нужды устраивать громкие судебные процессы и широковещательные кампании, как то было в 30-40-х г. Оказать давление на неугодного можно было легко, лишив доступа к зрителю, читателю. Большинство талантливых поэтов, писателей, художников, режиссеров, как правило, оказывались в пограничном пространстве между официальной и неофициальной культурой. Поэтому достаточно было небольшого намека, и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Можно было не расстреливать, а вынудить уехать заграницу и объявить после этого предателем. Даже видные, заслуженные деятели искусств чувствовали на себе давление так называемых «художественных советов», решавших, что может быть нужно и понятно советскому зрителю, а что нет.

Развитие советской культуры и искусства в период с 1965 по 1985 г. также отражало двойственность политической ситуации в стране. Наряду с поворотом партийно-государственного руководства к политике "неосталинизма" в обществе сохранялся потенциал творческой энергии, сформированный в период "оттепели".

Среди писателей, творчество которых не вызывало отрицательной реакции у государства и чьи произведения широко издавались, наибольшим читательским интересом пользовались Ю. В. Трифонов, автор повестей «Обмен» (1969 г.), «Предварительные итоги» (1970 г.), «Другая жизнь» (1975 г.); В. Г. Распутин «Деньги для Марии» (1967 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.); В. И. Белов «Привычное дело» (1966 г.); В. П. Астафьев «Царь-рыба» (1976 г.).

Обстановка, в которой разворачивается действие произведений Трифонова - город, а герой - обыкновенный городской житель, которому в обыденной жизни приходится решать сложные этические вопросы. Распутина, Белова и Астафьева называют обычно писателями-деревенщиками. В творчестве «деревенщиков» по-новому начинает звучать тема сельской жизни. Их произведения психологичны, наполнены размышлениями над нравственной проблематикой.

Среди авторов, писавших на военные темы, наиболее популярным по-прежнему остается К. М. Симонов, продолжающий трилогию «Живые и мертвые», начатую им ранее. В свет выходят вторая и третья части: «Солдатами не рождаются» (1964 г.) и «Последнее лето» (1970 г.). Значителен вклад в литературу о войне Ю. В. Бондарева («Горячий снег» 1969 г.), Б. Л. Васильева (повесть «А зори здесь тихие…» 1969 г.).

Однако далеко не все писатели имели возможность свободно публиковать свои произведения. Многое из того, что было написано в годы «застоя», вышло в свет только в эпоху «Перестройки».

В литературе и искусстве создавались подлинные шедевры, имевшие мировое значение. Кроме того, именно в сфере художественного освоения действительности формировалась духовная оппозиция партийно-бюрократической системе. Фактически культура и искусство в СССР существовали как бы на двух уровнях: официальном, признанном руководством страны, и неофициальном. Уже в 1966 г. Л. И. Брежнев выступил против проявления в культуре двух крайностей: "очернительства" и "лакировки действительности". Но именно последнее стало официальной линией в развитии литературы и искусства. В литературе и кинематографе стали создаваться многотомные и многосерийные эпопеи. Таковыми были роман "Сибирь" Г. М. Маркова, киноэпопеи о Великой Отечественной войне "Освобождение" и "Солдаты свободы" Юрия Озерова. Руководство страны приветствовало разработку писателями и драматургами так называемой "производственной" тематики, где герой - новатор производства открыто вступает в конфликт с бюрократизмом чиновников. Эту тему раскрыл в своем творчестве известный писатель-драматург Александр Гельман. Театральные постановки и экранизация его произведений имели большой успех ("Премия", "Протокол одного заседания" и др.). Популярностью пользовались и пьесы на историко-революционные темы ("Синие кони на красной траве", "Так победим!" Михаила Шатрова и др.), призывавшие вернуться к подлинным истокам ленинизма. Для регулирования "поступательного" развития художественного творчества широко практиковались чисто административные методы: художественные советы и комитеты, введение "госзаказа на производство" книг, фильмов, пьес, картин и т.д. Осуществлялось даже некое планирование художественного творчества, приуроченное к очередным юбилейным событиям и празднествам.

Вместе с тем ярким явлением в сфере литературы этого времени стали произведения так называемых "деревенщиков" - писателей Василия Белова, Федора Абрамова, Виктора Астафьева, Петра Проскурина, Бориса Можаева и др. В их творчестве отразилась горькая судьба крестьянства, сумевшего сохранить, несмотря на все невзгоды и испытания, верность нравственным традициям. Особая роль в разработке этой непростой темы принадлежала талантливому писателю, актеру и режиссеру В. М. Шукшину. Военной поре были посвящены правдивые книги Юрия Бондарева, Владимира Богомолова, Василя Быкова, Бориса Васильева и др. Большой резонанс в обществе вызывали произведения Юрия Трифонова, в которых нашли выражение трагизм существования, духовная разобщенность и даже нравственная несостоятельность городской интеллигенции.

В условиях жесткого цензурного контроля над печатью литература оказывалась наиболее зависимой от прихотей властей сферой художественного творчества. На этом фоне, как ни парадоксально, театр и кино, имевшие значительно меньшую аудиторию, играли роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, накапливавшегося в среде оппозиционной интеллигенции.

Наряду с "официальным" творчеством продолжали появляться произведения литературы, музыкального искусства, живописи, скульптуры и т.д., ставшие достойным вкладом в сокровищницу мировой культуры. Они были созданы писателями Александром Солженицыным, Василием Аксеновым, Андреем Битовым, Фазилем Искандером, Владимиром Войновичем, поэтами Иосифом Бродским, Александром Галичем, Владимиром Высоцким, художниками Олегом Целковым, Михаилом Шемякиным, скульпторами Вадимом Сидуром, Эрнстом Неизвестным, композиторами Альфредом Шнитке, Эдуардом Артемьевым, Эдисоном Денисовым, Софьей Губайдуллиной, кинорежиссерами Андреем Тарковским, Кирой Муратовой, Алексеем Германом, Тенгизом Абуладзе, Отаром Иоселиани, Сергеем Параджановым и др. Судьбы этих выдающихся деятелей культуры складывались по-разному, но подавляющее большинство из них оказались в вынужденной или добровольной эмиграции, их произведения становились запрещенными в Советском Союзе, но имели огромный успех на Западе.

Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».

Бурно развивается кино. Экранизируется литературная классика. Эпохальным явлением в развитии отечественного кинематографа явилась монументальная картина Сергея Федоровича Бондарчука «Война и мир» (1965-1967 гг.). Снимаются комедии. В 1965 г. на экраны страны вышла ставшая сверхпопулярной картина Л. И. Гайдая «Операция Ы», гайдаевские персонажи Шурик, Трус, Балбес, Бывалый стали всенародными любимцами. Последовавшие за этим фильмом работы режиссера пользовались неизменным успехом у зрителей («Кавказская пленница» 1967 г., «Бриллиантовая рука» 1969 г., «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г.). Замечательно легкие, остроумные комедии снимает Э. А. Рязанов. Не меньшей популярностью пользовались фильмы мелодраматического содержания, героями которых были современники, обычные люди, попавшие в сложные перипетии личной, семейной жизни («Осенний марафон» Г. Н. Данелии, «Вокзал для двоих» Э. А. Рязанова, «Москва слезам не верит» В. В. Меньшова - удостоена «Оскара»).

Создаются остросюжетные картины «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т. М. Лиознова), «Место встречи изменить нельзя» (реж. С. С. Говорухин), «Белое солнце пустыни» (реж. В. Я. Мотыль), «Приключения Шерлока Холмса» (реж. И. Ф. Масленников). Однако не все фильмы доходили до массового проката. Долгое время оставались неизвестными широкому зрителю многие работы А. А. Тарковского, например его знаменитый «Сталкер».

Особое значение в культуре 60-70-х годов имело творчество Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), - писателя, актера и кинорежиссера. В его рассказах, повестях, фильмах нашел воплощение образ странного «чудака-человека», обостренное и даже болезненное восприятие мира которого давало возможность читателю, зрителю по новому взглянуть на окружающую действительность.

Драматургия отмечена появлением новых работ талантливых советских авторов, таких как А. В. Вампилов («Утиная охота» 1970 г.), В. С. Розов («Ситуация» 1973 г.), Г. И. Горин (Офштейн) («Забыть Герострата» 1972 г., «Тот самый Мюнхгаузен»), А. М. Володин (Лифшиц) («Осенний марафон» 1979 г.).

Огромную роль в культурной жизни советского человека играла эстрадная музыка. Западная рок-культура исподволь просачивалась из-под «железного занавеса», оказывая воздействие на советскую популярную музыку. Знамением времени стало появления «виа» - вокально-инструментальных ансамблей («Самоцветы», «Песняры», «Машина времени» и др.). Всей стране были известны имена популярных исполнителей Софии Ротару, Валерия Леонтьева и др. Семидесятые годы - время восхождения на небосводе отечественной эстрады новой яркой звезды Аллы Пугачевой.

Значительное влияние на развитие классической музыки оказало творчество Г. В. Свиридова (сюита «Время - вперед!» 1965 г., музыкальная иллюстрация к поэме А. С. Пушкина «Метель» 1974 г.). Мастером музыкальных сочинений крупных форм, в том числе балетов, опер, симфоний стал Р. К. Щедрин (балет «Анна Каренина» 1972 г., опера «Мертвые души» 1977 г.). Синтез классических традиций и новаторских композиционных приемов отличал творческую манеру А. Г. Шнитке.

Своеобразным музыкальным и поэтическим «самиздатом» стали магнитофонные записи. Широкое распространение магнитофонов предопределило повсеместное распространение бардовской песни (В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора), в которой видели альтернативу официальной культуре. Особенно большой популярностью пользовались песни актера Театра на Таганке В. С. Высоцкого.

Важнейшим достижением советской школы был переход ко всеобщему среднему образованию, завершенный к 1975 г. Девяносто шесть процентов советской молодежи вступало в жизнь, окончив полный курс средней школы или специального учебного заведения (ПТУ, техникум), куда поступали после восьмого класса и где наряду с обучением профессии было предусмотрено обязательное прохождение общеобразовательных предметов в объеме полного среднего десятилетнего образования.

Ускорение научно-технического прогресса обусловило усложнение школьных программ. Изучение основ наук стало начинаться не с пятого, как раньше, а с четвертого класса. Трудности, возникавшие у детей с усвоением материала порой приводили к снижению интереса к занятиям и, в конечном итоге, к ухудшению уровня подготовки. Поиски путей решения назревших проблем вели учителя-новаторы, многим из которых удалось добиться блестящих результатов в учебной и воспитательной работе (В. А. Сухомлинский, В. Ф. Шаталов, Е. И. Ильин, Ш. А. Амонашвили).

Так,несмотря на количественный рост учащихся со средним образованием (в 1975 г. 86 % молодежи имело полное среднее образование), общий уровень подготовки снижался. В школах учащихся готовили в основном к продолжению образования в вузах, в то время как обществу остро не хватало квалифицированных специалистов среднего звена. Попытками преодоления этой дисгармонии являлось увеличение технической и профессиональной ориентации школьников в средней школе, увеличение ПТУ и техникумов. Но в целом эта проблема не только не была решена, но даже обострилась к концу периода.

Кризисное состояние школьного образования вызвало попытку осуществить реформу школы (1983-1984), чтобы сориентировать ее на нужды экономики. Но неподготовленность, непонимание причин кризисных явлений в этой сфере привели к быстрому отказу от нее. Уже в 1985-1986 гг. реформа была свернута.

Наряду с падением уровня обучения в основной массе школ в СССР в это время появился целый ряд преподавателей, которые творчески подходили к школьному образованию.

Аналогичные проблемы стояли и перед высшей школой. Главными причинами острой потребности в квалифицированных кадрах были: нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.

Растут количественные показатели в высшем образовании: увеличивается количество студентов и высших учебных заведений. В начале 70-х проходит компания по преобразованию педагогических институтов в автономных республиках, краях и областях в университеты. К 1985 г. в СССР было 69 университетов.

Середину 1960-х - 1980-е гг. в целом нельзя назвать застойным периодом в области развития науки в СССР. За счет массированного финансирования государством целевых научно-исследовательских программ (до 25 млрд руб. в 1980 г.) сеть научных учреждений и исследовательских центров значительно расширилась. Первоочередными считались задачи интенсификации научных исследований и усиления связи науки с производством. Создавались региональные, межведомственные координационные научные советы. С целью превращения науки в непосредственную производительную силу еще в 1960-е гг. начали организовываться научно-производственные объединения (НПО), такие как Ленинградское оптико-механическое объединение, военно-промышленные объединения но выпуску новейших образцов военной техники (например, НПО "Энергия") и др. Всего к 1985 г. в СССР действовало 250 таких НПО.

Важнейшей из научно-технических задач в этот период являлось обеспечение новых подходов к развитию энергетики. Так, были реализованы крупномасштабные проекты по созданию атомных электростанций, вошел в эксплуатацию крупнейший атомный ледокол "Арктика". Эти работы осуществлялись под руководством президента АН СССР А. П. Александрова. Другим направлением в развитии энергетики стало освоение нефтегазовых месторождений Западной Сибири, потребовавшее новых технологических разработок по добыче и транспортировке энергоресурсов. Значительными были достижения советской науки в области теоретической и экспериментальной физики (квантовая электроника и лазерная техника). Важные открытия в этих областях принадлежали А. М. Прохорову, Н. Г. Басову, Л. А. Арцимовичу, И. М. Лившицу, А. Ф. Андрееву и др. Широкий размах получили исследования в различных областях химии и биологии. Советские ученые добились успехов в расшифровке структуры белка, получении искусственных генов (генной инженерии), лазерной медицине (например, методы офтальмолога С. Н. Федорова).

Результаты большинства научных разработок были связаны с развитием оборонной и космической техники и технологий, которые в 1970-е гг. стали главным направлением государственной политики в области науки. Однако из-за применения жестких административных мер наблюдались значительные перекосы в планировании исследовательских программ. Например, ошибочная концепция развития отечественной вычислительной техники, принятая за основу в начале 1970-х гг., привела к отставанию СССР в этой наиболее динамично развивающейся отрасли от большинства развитых индустриальных держав мира. А экологически опасная программа переброски северных рек в Среднюю Азию привела к бессмысленной трате огромных материальных и финансовых ресурсов. В случае же ее реализации последствия могли быть катастрофическими для всей планеты.

В начале 1980-х гг. советская наука в силу структурного кризиса системы "государственного социализма" стала неуклонно терять свои лидирующие позиции даже в тех отраслях, где ее приоритет ранее был неоспорим. Это проявлялось в регулярной корректировке сроков реализации научных программ, торможении выполнения даже важнейших для государства космических исследований - так произошло с запуском космического "челнока" "Буран". Еще более серьезным был кризис советской науки в сфере гуманитарных знаний. С одной стороны, в СССР в 1970-е гг. стали достаточно успешно проводиться перспективные исследования в области экономики, социологии, социального прогнозирования, разрабатываться крупномасштабные программы по совершенствованию народнохозяйственного комплекса в целом. Историческая наука достигла значительных успехов в изучении конкретных фактов и событий прошлого. Но с другой стороны, большинство теоретических разработок в области экономики и социологии оставалось лишь на бумаге, а развитие гуманитарных исследований сдерживалось жесткими идеологическими рамками, что особенно пагубно влияло на изучение проблем советского периода отечественной истории. Значительное место в работе обществоведов отводилось созданию многотомных трудов по истории КПСС, Второй мировой войны, Октябрьской революции и т.д., а также различного рода юбилейных изданий.

Положение в науке было несколько лучше, но и здесь вмешательство бюрократического аппарата серьезно замедляло прогресс. В целом советская наука лишь в фундаментальных областях не отставала от науки западных стран, в прикладной же области, и особенно в компьютеризации, она была далеко позади. Наибольшие успехи были достигнуты советской наукой в области физики, химии, в освоении космоса. Постоянный научный прогресс наблюдался лишь в военных отраслях.

 

Как ни парадоксально, введение всеобщего среднего образования и расширение системы высшего имело и свои минусы. Стране нужны были рабочие руки, ощущался недостаток в исполнителях квалифицированного физического труда. В то же время школа ориентировала выпускников на поступление в вузы. В результате наметилось перепроизводство специалистов с высшим образованием при недостатке квалифицированных рабочих кадров. Следствием этого явилось падение престижа высшего образования - инженер на предприятии часто получал зарплату ниже, чем рабочий. Многим специалистам с вузовскими дипломами приходилось работать не по специальности.

Успехи отечественной науки были сосредоточены в основном в сфере фундаментальных исследований: по-прежнему передовые позиции в мире занимают советские физики, химики, по-прежнему Советский Союз держит лидерство и освоении космического пространства. Слабо развивались прикладные области науки: далеко позади развитых стран остался Советский Союз по разработке компьютерной техники.

Развитие культуры в 70-80-е годы носило противоречивый характер. Несмотря на то, что денежные средства на развитие культуры постоянно увеличивались (так, они выросли с 55.9 млрд. руб. в 1970 г. до 125,6 в 1985 г.), культурный уровень населения рос крайне медленно. Мелочная и постоянная опека деятелей культуры со стороны государственного аппарата и прежде всего Министерства культуры приводила к снижению художественного уровня произведений. В то же время в этот период появился ряд кинофильмов, спектаклей, произведений литературы, песен, которые выделялись из основной массы посредственности. Среди писателей можно выделить В. Аксенова. А. Битова, Ф. Искандера, поэтов И. Бродского, братьев Михалковых, Т. Абуладзе и др.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.