Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие выводы и предложения.





Адрес, номер или название

Школа: обычная; для одаренных; с усиленным преподаванием предметов (каких); с профильными классами; лицей; гимназия; колледж; школа при вузе; школа в педагогическом комплексе (подчеркните или дополните)

Краткая характеристика микрорайона школы

Класс: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 (подчеркните)

Состав класса по возрасту: 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 (лет)

Состав класса по полу: девочки (девушки), мальчики (юноши),

Неполные семьи (количество человек)

Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)

Характеристика деятельности класса:

какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите)

могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности;

мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим; потребность в эмоционально близких контактах; потребность в самоутверждении; самореализации; стремление выделиться; получение поощрения

Структура класса, характеристика взаимоотношений:

количество микрогрупп

какие основания для объединения в дружеские микрогруппы



характер отношений между группами

краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)

краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив

количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе)

есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы, кружки, трудовые бригады, другие группы (какие)

какие нормы, ценности главенствуют в классе

каковы традиции класса

какие конфликты наиболее часто отмечаются в классе, их причины, способы разрешений

какой тон, настрой преобладает в классе

личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся

Место класса в школе:

осознает ли класс себя единым целым

в каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса (кружки, секции, студии)



какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные

каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими

в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса

 

Общие выводы:

Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации

 

 

Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса (вариант 2)

(Педагогическая практика в школе.

Составители: Д.Ю. Ануфриева. А.И. Арапов, Т.Н. Добрынина)

Общие сведения о классе и истории его формирования (количество учащихся, мальчиков, девочек, возрастной состав, наличие второгодников, слияние с другими группами, смена классного руководителя и т.д.).

Организация класса, руководство им.

Организующее звено класса. Его официальный актив, характеристика его активности (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, наличие-отсутствие авторитета, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению и т.д.).

Наличие в группе официальных лидеров и антилидеров, их степень влияния на класс, отношения с официальным активом. Наличие аутсайдеров (причины и возможные пути выхода).

Взаимоотношения внутри группы (степень сплоченности, наличие-отсутствие группировок, их внутренняя основа, степень заинтересованности в общих делах, проявления взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения, критика в группе, особенности отношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы, эмоциональное «благополучие» отдельных членов группы).



Личность классного руководителя и его влияние на группу (общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.), отношение к нему класса, наличие авторитета среди учащихся.

Содержание и характер совместной деятельности.

Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости, виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация), дисциплинированность в учебной деятельности, проблемы поведения на уроках, их причины.

Жизнь класса вне уроков (неформальные потребности и интересы), формы проявления интересов, участие классного руководителя в общественной жизни.

Общие выводы и предложения.

Возрастные и психологические особенности класса.

Структура группы. Социометрические особенности. Анализ престижа социальных ролей. Анализ групповой динамики.

Краткое содержание работы, проведенной студентом.

Предложения по содержанию и организации воспитательной работы в классе.

 

Характеристика классного коллектива (вариант 3)

(по Ю.А.Каверину)

 

Общие сведения о классном коллективе; история его формирова­ния.

Количество учащихся, из них мальчиков, девочек.

Возрастной состав.

Изменения состава класса, происшедшие в течение года.

Слияния с другими классами.

Смена классного руководителя, причина.

Характеристика семей учащихся; наличие социально-неблагополучных семей.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

Общая характеристика успеваемости, дисциплины.

Интеллектуальный уровень, работоспособность класса.

Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников; их реакция на требования к ним классного руководителя, класса.

Взаимопомощь.

Дисциплина на уроках; нарушители, причины нарушений.

Отрицательные моменты в учебной работе.

Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям.

Хобби учащихся.

Отношение к общественным делам; участие класса в общешкольной жизни; наличие пассивных учащихся.

Работа временных творческих групп.

Общественно полезный труд в школе, классе.

Проявление сознательной дисциплины; организованность класса.

Влияние на класс родительской общественности.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.

1. Актив класса, принципы формирования, его работа.

2. Характеристика активистов.

3. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.

4. Организация класса для участия в школьных мероприятиях.

5. Связь классного коллектива с общешкольным.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

Степень сплоченности.

Ценностно-ориентированное единство класса.

Общественное мнение в классе; проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопо­мощи; развитие критики и самокритики.

Особенности поведения в конфликтных ситуациях.

Наличие группировок, их влияние на класс.

Наличие отверженных и возможные пути изменения отноше­ния к ним сверстников.

6. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся.

7. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

8. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.

VI. Общие выводы.

Специфические черты коллектива, стадия его развития (по А.Н. Лутошкину).

Характер общего эмоционального климата в коллективе; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса.

Определение основных недостатков в организации жизни кол­лектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.

Приложение 8

С О Ц И О М Е Т Р И Я

СОЦИОМЕТРИЯ («СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанный Дж.Морено. СОЦИОМЕТРИЯ является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест .

С помощью социометрического теста (СТ)решаются следующие задачи:

а) измерение степени сплоченности-разобщености в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы затем использовать полученные результаты для переконструирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Примечание: Предполагается, что студенты 5 курса уже знакомы с данной методикой, поэтому далее приводится более сжатое описание СТ.

 

Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.

Подготовка исследования: Обследованию может подвергаться любая группа или любого возраста, начиная с дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач исследования , возрастных и профессиональных особенностей, формируются критерии. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса СТ-та. По содержанию критерии могут быть формальные (измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа) и неформальные (измеряют эмоционально-личностные отношения, не связанных с совместной деятельностью). Кроме того, критерии делятся на позитивные (с кем хотели бы работать?) и негативные (с кем не хотели бы работать?).

 

Порядок исследования: Опрашиваемых размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно. Далее объясняется цель исследования (диагностика эмоциональных связей),подчеркивается важность и значение самостоятельности и секретности при ответах, гарантируется сохранение тайны ответов, проверяется правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест.

Инструкция(примерная): «При формировании вашей группы не могли быть учтены Ваши пожелания. Но сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились. Некоторые из Вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Для Вас и вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания в будущем при организации деятельности вашего коллектива. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов. Постарайтесь быть искренними в ответах. Отвечайте самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат.»

 
 

Желательно каждому ученику раздать бланк социометрического опроса:

 

Ф.И.О.__________________________________________________________

Школа, класс_________________________

 

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии учащихся вашего класса, с учетом отсутствующих.

 

1.Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

1)………………………………

2)………………………………

3)………………………………

 

11.Кого бы из класса ты пригласил на свой день рождения?

1)………………………………..

2)……………………………….

3)……………………………….

 

111.Кого из членов вашего класса ты не хотел бы видеть в новом коллективе?

1)……………………………….

2)……………………………….

3)……………………………….

После заполнения бланки собираются и обрабатываются студентом проводившим исследование. Результаты, получаемые при помощи СТ ,могут быть представлены в форме матриц ,социограмм, специальных числовых индексов. Мы рекомендуем Вам составить только социоматрицу и социограмму.

Порядок составления социоматрицы:

Социоматрица – это таблица, в которую вносят результаты опроса.

1.По вертикали записываются фамилии учащихся по списку.

2.По горизонтали – порядковые номера этих фамилий.

        Порядковые номера учащихся (согласно вертикальному списку)
Ф.И.О.                     И Т О Г О
И………ва                    
П……..в                    
С……….в                    
Г………..ва                    
Д………..в                    
З………на                    
Л……….ин                    
К………..на                    
Ж……….в                    
Позитивные выборы                    
Негативные выборы                  
Взаимные выборы                  
  И Т О Г О                   (общее число выборов)

 

Далее в таблицу заносятся ответы каждого уч.-ся (отмечаются те, кого он выбрал). Для этого в клетках проставляются соответственно цифры 1, 2, 3 . Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который у испытуемого оказался выбранным в 1-ую очередь; цифра 2 – который был выбран 2-ым, и т.д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в дальнейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов (в данном случае это первый и второй вопросы),отмечают в матрице красным цветом, а отклонения (третий вопрос) – синим.

В итоговые нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве положительных и негативных выборов (независимо, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) путем их суммирования. Следует выделить максимальное количество баллов для дальнейшего построения социограммы. Кроме того, в матрице необходимо обвести кружком взаимные выборы.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами» (обычно они получают 6 и более выборов).Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых»,если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора),то к категории «пренебрегаемых»,если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных»,если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».

На основе социоматрицы возможно построение социограммы. Они, как Вам известно, бывают 2-х видов: индивидуальные (отражают систему отношений, существующей у интересуещего исследователя индивида с остальными членами его группы) и групповые (изображают картину взаимоотношений в группе в целом). Групповая социограмма имеет 2 варианта : конвенциональная социограмма и социограмма-мишень.

После проведения социометрического исследованияВам необходимо представить:

1.Индивидуальные социограммы на «звезд» по положительным и негативным выборам.

2.Один из вариантов групповой социограммы (на Ваш выбор).

3. Рассчитанные коэффициенты:

- групповой сплоченности;

- удовлетворенности своим положением в группе ( см. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р н/Д: «Феникс», 2003 г. – с.318-327).

 

При создании социограмм следует пользоваться условными обозначениями (например, девочки – кружочками, а мальчики – треугольниками)

Также рекомендуется использовать условные обозначения для:

 
 

- взаимных позитивных выборов,

-

       
   

односторонних позитивных выборов,

- взаимных негативных выборов,

- односторонних негативных выборов

 

Приложение 9

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.