Общие выводы и предложения.
Адрес, номер или название
Школа: обычная; для одаренных; с усиленным преподаванием предметов (каких); с профильными классами; лицей; гимназия; колледж; школа при вузе; школа в педагогическом комплексе (подчеркните или дополните)
Краткая характеристика микрорайона школы
Класс: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 (подчеркните)
Состав класса по возрасту: 6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18 (лет)
Состав класса по полу: девочки (девушки), мальчики (юноши),
Неполные семьи (количество человек)
Учащиеся с ослабленным здоровьем (количество человек)
Характеристика деятельности класса:
какие виды деятельности предпочитают в классе: познание, труд, общение (подчеркните или допишите)
могут ли учащиеся самостоятельно ставить цели своей деятельности;
мотивы участия школьников в деятельности класса (подчеркните, допишите): подражание другим; потребность в эмоционально близких контактах; потребность в самоутверждении; самореализации; стремление выделиться; получение поощрения
Структура класса, характеристика взаимоотношений:
количество микрогрупп
какие основания для объединения в дружеские микрогруппы
характер отношений между группами
краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений в группе, преобладание ценностей, нормы поведения)
краткая характеристика лидеров класса, входят ли они в официальный актив
количество и краткая характеристика «отверженных» (в классе)
есть ли в классе постоянно действующие: учебные группы, кружки, трудовые бригады, другие группы (какие)
какие нормы, ценности главенствуют в классе
каковы традиции класса
какие конфликты наиболее часто отмечаются в классе, их причины, способы разрешений
какой тон, настрой преобладает в классе
личность классного руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.); отношение коллектива к классному руководителю, его авторитет среди учащихся
Место класса в школе:
осознает ли класс себя единым целым
в каких официальных общешкольных и внешкольных объединениях участвуют учащиеся класса (кружки, секции, студии)
какие дела предпочитает класс: общешкольные или классные
каков характер взаимоотношений класса с параллельными классами, с младшими, со старшими
в какие неформальные объединения вне школы входят учащиеся класса
Общие выводы:
Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (бодрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути их ликвидации
Примерная схема психолого-педагогической характеристики класса (вариант 2)
(Педагогическая практика в школе.
Составители: Д.Ю. Ануфриева. А.И. Арапов, Т.Н. Добрынина)
Общие сведения о классе и истории его формирования (количество учащихся, мальчиков, девочек, возрастной состав, наличие второгодников, слияние с другими группами, смена классного руководителя и т.д.).
Организация класса, руководство им.
Организующее звено класса. Его официальный актив, характеристика его активности (инициатива, самостоятельность, настойчивость, требовательность к себе и другим, наличие-отсутствие авторитета, организаторские способности, забота о товарищах, отношение к общественному мнению и т.д.).
Наличие в группе официальных лидеров и антилидеров, их степень влияния на класс, отношения с официальным активом. Наличие аутсайдеров (причины и возможные пути выхода).
Взаимоотношения внутри группы (степень сплоченности, наличие-отсутствие группировок, их внутренняя основа, степень заинтересованности в общих делах, проявления взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения, критика в группе, особенности отношений между мальчиками и девочками, проявления товарищества и дружбы, эмоциональное «благополучие» отдельных членов группы).
Личность классного руководителя и его влияние на группу (общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.), отношение к нему класса, наличие авторитета среди учащихся.
Содержание и характер совместной деятельности.
Учебная деятельность (общая характеристика успеваемости, виды контроля за успеваемостью, требования классного руководителя, актива и всего класса, взаимопомощь, ее виды и организация), дисциплинированность в учебной деятельности, проблемы поведения на уроках, их причины.
Жизнь класса вне уроков (неформальные потребности и интересы), формы проявления интересов, участие классного руководителя в общественной жизни.
Общие выводы и предложения.
Возрастные и психологические особенности класса.
Структура группы. Социометрические особенности. Анализ престижа социальных ролей. Анализ групповой динамики.
Краткое содержание работы, проведенной студентом.
Предложения по содержанию и организации воспитательной работы в классе.
Характеристика классного коллектива (вариант 3)
(по Ю.А.Каверину)
Общие сведения о классном коллективе; история его формирования.
Количество учащихся, из них мальчиков, девочек.
Возрастной состав.
Изменения состава класса, происшедшие в течение года.
Слияния с другими классами.
Смена классного руководителя, причина.
Характеристика семей учащихся; наличие социально-неблагополучных семей.
II. Содержание и характер учебной деятельности.
Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
Интеллектуальный уровень, работоспособность класса.
Необходимость систематического контроля за успеваемостью отдельных учеников; их реакция на требования к ним классного руководителя, класса.
Взаимопомощь.
Дисциплина на уроках; нарушители, причины нарушений.
Отрицательные моменты в учебной работе.
Пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий.
Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям.
Хобби учащихся.
Отношение к общественным делам; участие класса в общешкольной жизни; наличие пассивных учащихся.
Работа временных творческих групп.
Общественно полезный труд в школе, классе.
Проявление сознательной дисциплины; организованность класса.
Влияние на класс родительской общественности.
IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, принципы формирования, его работа.
2. Характеристика активистов.
3. Наличие неформальных лидеров, причина их влияния на класс.
4. Организация класса для участия в школьных мероприятиях.
5. Связь классного коллектива с общешкольным.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
Степень сплоченности.
Ценностно-ориентированное единство класса.
Общественное мнение в классе; проявление взаимной требовательности, чуткости, взаимопомощи; развитие критики и самокритики.
Особенности поведения в конфликтных ситуациях.
Наличие группировок, их влияние на класс.
Наличие отверженных и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
6. Отношение к общим делам, удачам и неудачам класса и отдельных учащихся.
7. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
8. Эмоциональное неблагополучие отдельных учащихся.
VI. Общие выводы.
Специфические черты коллектива, стадия его развития (по А.Н. Лутошкину).
Характер общего эмоционального климата в коллективе; удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью класса.
Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
Приложение 8
С О Ц И О М Е Т Р И Я
СОЦИОМЕТРИЯ («СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ») – способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы, разработанный Дж.Морено. СОЦИОМЕТРИЯ является средством получения данных о том, как члены социальной группы относятся друг к другу на основе взаимных симпатий-антипатий. Основным методологическим средством социометрии является так называемый социометрический тест .
С помощью социометрического теста (СТ)решаются следующие задачи:
а) измерение степени сплоченности-разобщености в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы затем использовать полученные результаты для переконструирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Примечание: Предполагается, что студенты 5 курса уже знакомы с данной методикой, поэтому далее приводится более сжатое описание СТ.
Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица.
Подготовка исследования: Обследованию может подвергаться любая группа или любого возраста, начиная с дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач исследования , возрастных и профессиональных особенностей, формируются критерии. Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса СТ-та. По содержанию критерии могут быть формальные (измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа) и неформальные (измеряют эмоционально-личностные отношения, не связанных с совместной деятельностью). Кроме того, критерии делятся на позитивные (с кем хотели бы работать?) и негативные (с кем не хотели бы работать?).
Порядок исследования: Опрашиваемых размещают так, чтобы они могли работать самостоятельно. Далее объясняется цель исследования (диагностика эмоциональных связей),подчеркивается важность и значение самостоятельности и секретности при ответах, гарантируется сохранение тайны ответов, проверяется правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест.
Инструкция(примерная): «При формировании вашей группы не могли быть учтены Ваши пожелания. Но сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились. Некоторые из Вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Для Вас и вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания в будущем при организации деятельности вашего коллектива. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов. Постарайтесь быть искренними в ответах. Отвечайте самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат.»
Желательно каждому ученику раздать бланк социометрического опроса:
Ф.И.О.__________________________________________________________
Школа, класс_________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии учащихся вашего класса, с учетом отсутствующих.
1.Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
1)………………………………
2)………………………………
3)………………………………
11.Кого бы из класса ты пригласил на свой день рождения?
1)………………………………..
2)……………………………….
3)……………………………….
111.Кого из членов вашего класса ты не хотел бы видеть в новом коллективе?
1)……………………………….
2)……………………………….
3)……………………………….
После заполнения бланки собираются и обрабатываются студентом проводившим исследование. Результаты, получаемые при помощи СТ ,могут быть представлены в форме матриц ,социограмм, специальных числовых индексов. Мы рекомендуем Вам составить только социоматрицу и социограмму.
Порядок составления социоматрицы:
Социоматрица – это таблица, в которую вносят результаты опроса.
1.По вертикали записываются фамилии учащихся по списку.
2.По горизонтали – порядковые номера этих фамилий.
|
| Порядковые номера учащихся (согласно вертикальному списку)
| №
| Ф.И.О.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И Т О Г О
|
| И………ва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| П……..в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| С……….в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Г………..ва
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д………..в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| З………на
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Л……….ин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| К………..на
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Ж……….в
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Позитивные выборы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Негативные выборы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Взаимные выборы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И Т О Г О
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| (общее число выборов)
|
Далее в таблицу заносятся ответы каждого уч.-ся (отмечаются те, кого он выбрал). Для этого в клетках проставляются соответственно цифры 1, 2, 3 . Цифра 1 ставится в столбец того члена группы, который у испытуемого оказался выбранным в 1-ую очередь; цифра 2 – который был выбран 2-ым, и т.д. Аналогичным образом, но цифрами другого цвета, в матрице отмечаются отклонения (тех, с кем не хотели в дальнейшем взаимодействовать). Обычно все данные, касающиеся положительных выборов (в данном случае это первый и второй вопросы),отмечают в матрице красным цветом, а отклонения (третий вопрос) – синим.
В итоговые нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве положительных и негативных выборов (независимо, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) путем их суммирования. Следует выделить максимальное количество баллов для дальнейшего построения социограммы. Кроме того, в матрице необходимо обвести кружком взаимные выборы.
Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами» (обычно они получают 6 и более выборов).Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых»,если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора),то к категории «пренебрегаемых»,если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных»,если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых».
На основе социоматрицы возможно построение социограммы. Они, как Вам известно, бывают 2-х видов: индивидуальные (отражают систему отношений, существующей у интересуещего исследователя индивида с остальными членами его группы) и групповые (изображают картину взаимоотношений в группе в целом). Групповая социограмма имеет 2 варианта : конвенциональная социограмма и социограмма-мишень.
После проведения социометрического исследованияВам необходимо представить:
1.Индивидуальные социограммы на «звезд» по положительным и негативным выборам.
2.Один из вариантов групповой социограммы (на Ваш выбор).
3. Рассчитанные коэффициенты:
- групповой сплоченности;
- удовлетворенности своим положением в группе ( см. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Р н/Д: «Феникс», 2003 г. – с.318-327).
При создании социограмм следует пользоваться условными обозначениями (например, девочки – кружочками, а мальчики – треугольниками)
Также рекомендуется использовать условные обозначения для:
- взаимных позитивных выборов,
- односторонних позитивных выборов,
- взаимных негативных выборов,
- односторонних негативных выборов
Приложение 9
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|