Сделай Сам Свою Работу на 5

Недобросовестная конкуренция





Термин “брэнд” является достаточно новым для российского рынка.

Он вызывает множество споров и множество трактовок. В начинаемой сегодня серии публикаций мы будем придерживаться традиционного определения термина “брэнд”, приведенного в самом авторитетном источнике маркетингового мира —

В“Словаре маркетинговых терминов” Американской маркетинговой ассоциации: “Брэнд — имя, термин, дизайн, символ или любая другая характеристика, идентифицирующая товар или услугу продавца как отличные от тех, которые принадлежат другим продавцам”.

Иными словами, брэнд идентифицирует товар. Из этого следует иногда неожиданный для многих юристов вывод, что юридическая основа брэнда не ограничивается правовым режимом товарного знака, поскольку в современном законодательстве есть еще ряд правовых конструкций, способных выполнять функцию охраны брэнда. Именно поэтому в предлагаемой Вашему вниманию статье мы коротко остановимся на пяти правовых конструкциях охраны брэнда. Сразу оговоримся, что предлагаемая в этой статье классификация авторская, и поэтому она условна.

Итак, мы можем выделить пять правовых оснований охраны брэнда.



Товарный знак. 2. Промышленный образец. 3. Изобретение. 4. Авторское право. 5. Добросовестность конкуренции.

Товарный знак

В соответствии с первой статьей Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, “...товарный знак и знак обслуживания (далее — товарный знак) — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц ”. Иными словами, товарный знак служит для того, чтобы потребитель среди многих товаров и услуг мог четко определить, кто выпускает понравившийся ему товар или услугу, а производитель или продавец еще раз напомнил, что товар или услуга принадлежит ему.

Согласно четвертой статье того же закона, “Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя”. Иными словами, вы вправе запрещать другим лицам использовать это имя для обозначения вашего товара.



Практика защиты брэндов по товарным знакам наиболее распространена, этот инструмент защиты является одним из самых простых, надежных и понятных предпринимателям. Споров в области товарных знаков уже достаточно много. Многие из этих споров являются “громкими” и долгими. Например: водка “Смирнов”, “Столичная”, “Московская”.

Достоинством этого типа защиты является исключительность прав, подтвержденная государством в лице Патентного Ведомства России. К плюсам относится также то, что Патентное Ведомство проводит экспертизу этого обозначения и не позволит другому лицу получить исключительные права на один и тот же брэнд в отношении одного и того же товара. Третьим преимуществом является возможность выставления так называемого патентного зонтика над вашим брэндом. Это означает, что в России (кстати, в отличие от ряда зарубежных стран) можно иметь товарный знак для большого количества товарных групп и видов услуг (всего 45 групп). Четвертое преимущество – товарный знак очень устойчив и имеет наибольшую защиту от подделок. поскольку нарушением товарного знака является использование не только тождественного обозначения (буква в букву), но и сходного до степени смешения. Например, замена одной буквы в слове “Панасоник” — “Панасоникс”.

К минусам этого режима охраны можно отнести слишком долгую процедуру регистрации. Даже в случае максимально ускорения процесс регистрации занимает около шести месяцев.



Промышленные образцы

Согласно “Патентному закону” к промышленным образцам относится художественно-конструкторское решение изделия или кустарно-ремесленное производство, определяющее его внешний вид. В переводе с юридического на русский это означает монополию на дизайн.

В режиме промышленных образцов обычно защищают упаковку товара, особенно, если она сделана в оригинальной форме. Например, оригинальные бутылки, пакеты, коробки, ящики и многое другое.

Во-первых, преимуществом данного способа защиты являет то, что это объект исключительных прав, удостоверяемых охранным документом, выданным Патентным Ведомством РФ. Называется он “патент”. Во-вторых, есть возможность защиты нескольких вариаций вашего дизайнерского решения. Иными словами, можно предусмотреть, что упаковка вашего изделия может выглядеть и так, и так и так. Например, бутылка 0,33, 0,5 и 1 л. Крышка — красная, синяя и зеленая.

В-третьих, экспертиза на промышленному образцу проходит быстрее, чем экспертиза по товарному знаку.

Минусом данного способа охраны является сложность составления заявки в Ведомство, поскольку терминология описания заявления очень специфична. Это обстоятельство иногда приводило к провалу всей линии защиты. Поскольку, согласно статье 4-10 Патентного закона, нарушением промышленного образца считается использование всех существенных признаков промышленного образца. А эти существенные признаки и необходимо достаточно четко описать в заявке.

Этот способ защиты весьма уязвим своей очень слабой устойчивостью от подделок. Если перед производством подделки ознакомиться с существенными признаками промышленного образца (эти сведения публикуются открыто), то при некотором навыке эти патенты легко обходятся. Однако обращаю внимание: этот минус становится недостатком только при не совсем квалифицированной работе по составлению заявки.

Изобретения

Согласно Патентному закону, изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Понятно, что изобретение относится прежде всего к технике и защищает скорее техническую сторону продукта. Однако и этот способ правовой охраны брэнда нельзя упускать из виду. Ведь для того, чтобы потребитель смог отличить Ваш товар среди товаров других производителей, на него действует целая система идентификаторов. Кроме имени товара и его упаковки потребитель вспомнит какую-либо техническую изюминку Вашего товара.

Например, около года назад две южнокорейские фирмы рекламировали видеомагнитофоны с алмазным покрытием головок. У многих потребителей происходила путаница, так как многие запоминали именно это техническое превосходство, нежели название этой серии (Диамант).

Следует заметить, что патентом на изобретение могут быть защищены не только технические особенности самого товара, но и особые способы подачи информации об этом товаре. Так, стремительными темпами расширяется класс G09F (рекламные установки). Благодаря оригинальной рекламной установке может происходить эффектная и отличающаяся от других рекламная компания. К примеру, несколько патентов получено на оригинальную стойку для косметической продукции. Эта стойка стоит в магазине и покупатель, еще не видя саму упаковку товара, по этой стойке совершенно недвусмысленно идентифицирует конкретный товар.

Плюсом этого способа защиты является то, что это также исключительная монополия владельца, охраняемая государством. Это значит, что почти любое лицо, использующее устройство, вещество или способ, защищенные вами, является нарушителем.

Плюсом также является один из самых длительных сроков защиты — 20 лет. Это возможность построить самый широкий зонтик над товаром, который только возможен.

Однако следует признаться, что далеко не любое техническое решение может быть защищено в этом элитном режиме защиты. На то оно и изобретение, что не каждый день оно рождается на свет. Ведь требуется доказать, что это решение не было известно ранее из уровня техники, что оно обладает изобретательским уровнем.

Еще одним минусом этого вида охраны является сложность составления заявки. К тому же это самый дорогой способ из всех перечисленных.

Авторское право

С 03 августа 1993 года в Российской Федерации действует закон “Об авторском праве и смежных правах” (далее — ЗоАП). Это основополагающий нормативный акт в данной области права. Указанный Закон “...регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)”.

Согласно статье 6 ЗоАП, “Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения”.

Рекламные тексты, листовки, фотографии, аудио- и видео ролики — все это является объектом авторского права и защищается в указанном правовом режиме.

Самым большим преимуществом этого вида защиты является то обстоятельство, что авторское право возникает автоматически по факту создания произведения и не требует никаких регистраций в государственных органах (в отличие от товарного знака).

Вторым неоспоримым преимуществом этого способа защиты является его срок. Ведь авторское право действует в течение всей жизни автора и еще пятьдесят лет после его смерти.

Основным минусом защиты в режиме авторского права на практике является защита формы, а не содержания произведения. Иными словами, если Вы описываете нечто важное и ценное по смыслу, то при пересказе этого же самого другими словами, Вы не сможете предъявить никаких претензий.

Есть еще один минус. Авторское право защищает форму от прямого копирования (в отличие от некоего зонтика в режиме товарного знака). Например, если произведение сделано с небольшими изменениями от оригинала, то в режиме товарного знака оно будет считаться сходным до степени смешения, а следовательно будет являться нарушением законных прав. В режиме авторского права будет очень сложно доказать прямое копирование. Хотя справедливости ради стоит отметить, что в отдельных случаях удается и это. Например, в Санкт-Петербургском Арбитражном суде слушалось несколько дел о подделке книжных изданий. Одно из дел было посвящено идентифицирующим заголовкам двух информационно справочных изданий — “СтройПрайс” (издательства “Атлант”) и “Строй” (издательства “Прайс”). По этому делу первая инстанция признала нарушением авторских прав использование незначительно переработанного (зависимого) произведения, основываясь на заключении искусствоведческой экспертизы.

Недобросовестная конкуренция

Последний из описываемых режимов охраны брэнда основан на законе “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Согласно статье 10 указанного закона, не допускается недобросовестная конкуренция. В указанной статье приведен открытый перечень форм недобросовестной конкуренции.

Само же понятие недобросовестной конкуренции содержится в 4 статье закона “О конкуренции…”. Дословно оно звучит так: “недобросовестная конкуренция — любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации”.

Этот способ защиты брэнда — спасительная соломинка для тех нерадивых предпринимателей, которые не позаботились о защите брэнда в режиме исключительных прав. Если Ваш брэнд не является охраняемым объектом исключительных прав (все вышеперечисленные способы охраны), но брэнд уже “раскручен” и подделан, то Ваш путь лежит в Антимонопольный комитет. Примером защиты брэнда этим способом можно назвать дело “Пари Элизе”.

Преимуществом является то, что в этом процессе не требуется наличие каких-либо патентов или товарных знаков.

Вторым плюсом является то, что действия конкурента могут быть признаны актом недобросовестным конкуренции, даже если конкурент не нарушил других законов. Только в этом правовом режиме может идти речь о этике бизнеса, делового оборота.

Минусом является достаточно сложный и долгий по времени процесс в Антимонопольном комитете.

Второе — возможность обжалования решения в Антимонопольного комитета в арбитражном суде. А это означает, что результаты долгих, мучительных трудов придется еще защищать во всех последующих инстанциях арбитражного суда.

Третье — “беззубость” антимонопольного органа. По решению антимонопольного комитета нельзя обязать фирму-нарушителя выплатить неустойку или убытки потерпевшей стороне и вообще материальные аспекты этого спора весьма ограничены.

В следующих статьях мы подробнее остановимся на описанных типах правовой охраны брэнда. Надеемся, что описанный нами фарватер поможет Вам не посадить корабль Вашего бизнеса на юридические мели. Удачи Вам и Вашему бизнесу.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.