Сделай Сам Свою Работу на 5

История нехристианских религий (Клепиков)





1. Божества и культовые символы минойского населения.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост европейского материка, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Народ, населявший Крит в древности назывался минойцами это название народности было введено в науку первооткрывателем древнейшей критской культуры А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Миноса. Культура Крита испытала на себе влияние: с одной стороны - древнейших цивилизаций Ближ. Востока. С другой стороны древних культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции.

Возникновения минойской цивилизации — рубеж III—II тысячелетий до н.э., иначе говоря — конец эпохи ранней бронзы. Часть Европы ещё покрыта густыми лесами и болотами, но кое-где на карте континента уже можно заметить отдельные очаги земледельческих и земледельческо-скотоводческих культур (юг и юго-восток Европы: Испания, Италия, Подунавье, южнорусские степи, Греция). На Крите появляются постройки, которые современные археологи именуют «дворцами». Самый первый из дворцов был открыт А.Эвансом в Кноссе – где находилась главная резиденция легендарного владыки Крита — царя Миноса. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом». В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. В глубине дворца обитал кровожадный Минотаврчудовище с человеческим туловищем и головой быка. Племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем. Раскопки действительно обнаружили здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 кв. м, включавший около трехсот помещений самого разнообразного характера и назначения. Аналогичные сооружения были открыты и в других местах на территории Крита. Возможно, именно здесь устраивались знаменитые игры с быками, изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца. Кносский дворец неоднократно приходилось восстанавливать после часто происходивших здесь сильных землетрясений. Новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Строители дворца создали даже водопровод и канализацию. Также хорошо была продумана и система вентиляции и освещения. Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми, в которых хранились вино, оливковое масло и другие продукты. Во время раскопок кносского дворца археологи нашли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с большим вкусом и мастерством. Особого внимания заслуживает настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях критских художников, жизнь минойской элиты была свободна от волнений и тревог. Она протекала в радостной атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. Близ острова не было в те времена ни одной значительной морской или иной враждебной державы. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и кносский, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными. Для того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам.Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня — «владычица». В произведениях критского искусства мы видим ее в различных своих воплощениях то грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов со всеми их обитателями, то благосклонной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. За этими образами угадываются черты древнего божества плодородия — великой матери людей и животных, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная по крайней мере с эпохи неолита. Рядом с великой богиней, воплощением женственности и материнства, символом вечного обновления природы, мы находим божество, воплощающее в себе разрушительные силы природы — грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления воплощались в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа — человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. Архитектура дворца, живопись, и другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. Это был дворец-храм,где все обитатели, включая самого царя, выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках. На Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (так называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его, по-видимому, было запрещено, среди произведений минойского искусства нет ни одного» которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Цари Кпосса не просто жили и правили — oни священнодействовали. «Святая святых» кпосского дворца — это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора. Место, где царь-жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела. Стены тронного зала расписаны красочными фресками изображающими грифонов— фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. К сожалению, о жизни трудового населения Крита нам известно немногое. Оно обитало, по-видимому, за пределами дворцов в разбросанных по полям и горам мелких поселках с убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с кривыми, узкими улочками. Археологические раскопки свидетельствуют о низком жизненном уровне минойской деревни. Руками тех же земледельцев строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты (Наряду со свободными общинниками, очевидно находившимися в податной зависимости от дворца, на него работали, по всей вероятности, и люди, принадлежавшие к категории несвободных (рабы) или полусвободных (слуги и клиенты). Не следует думать, что все это они делали по принуждению, только потому, что так хотелось царю или его вельможам. Дворец был главным святилищем общины, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в святилище богов, отдавая излишки своих—хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений, а также и сам трудился «во славу божию». Правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников — обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем». По существу, это была прослойка наследственной жреческой знати, противостоящая всему остальному обществу. Наряду с религиозными побуждениями концентрация прибавочного продукта общины в руках дворцовой элиты диктовалась ещё и чисто экономической целесообразностью. Запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие па общину. Излишки же, которым не находилось применения в самой общине, шли на продажу в заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять товары, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпурные ткани. Итак, дворец выполнял в минойском обществе универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, мастерской и центром торговли. Расцвет минойской цивилизации приходится на XVI — первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей. Греческие историки считали Миноса первым талассократом — властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. Критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. Не подлежит сомнению, что Крит был сильнейшей морской державой, и Египет был заинтересован в дружбе с его царями. В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. Греческий археолог С. Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержениявулкана на о-ве Фера (совр. Санторин) в Эгейском море. Другие ученые склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Действительно, в культуре Кпосса, единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли после этого события важные перемены, свидетельствующие о появлении здесь нового народа.Полнокровное реалистичное минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: бронзовые мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копии, что было совсем не характерно для более ранних минойских погребений. Судя но всему, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: в кносском архиве было обнаружено множество документов (так называемая группа линейного письма Б), составленных на греческом (ахейском) языке, и всего два десятка доахенских (линейное письмо А). Эти документы датируются в основном концом XV в. до н.э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства. С тех пор упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая свое неповторимое своеобразие. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции.







 

2. Средиземноморские и индоевропейские основы ахейской религии.

Микенская культура - создателями - греки-ахейцы, вторгшиеся на балканский полуостров на рубеже III-II тысячелетий до н.э. из района придунайской низменности или из степей северного причерноморья. Ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей, которое назвали пеласгами и считали их варварами, хотя в действительности их культура не только не уступала культуре самих греков, но первоначально, по-видимому, во многом ее превосходила.

Греки пришли на свою новую родину на рубеже III-II тыс. до н.э. Ведущую роль среди них в тот период играла племенная группа ахейцев. После длившегося несколько столетий застоя, вызванного войнами, с XVI в. до н.э. в Греции вновь начинается экономический и культурный подъем. Ахейцы испытали сильное влияние развитой цивилизации Крита. У Крита были заимствованы многие важные элементы ахейской культуры: некоторые религиозные культы, фресковая живопись, водопровод и канализация, тип одежды. Переняли греки у критян и письменность, приспособив ее к своему языку. Крупнейшим центром ахейской цивилизации был город Микены в Арголиде. Поэтому саму эту цивилизацию очень часто называют также микенской.В эпоху своего расцвета микенская цивилизация охватывала всю Южную и Среднюю Грецию, часть Северной и многие острова Эгейского моря. Ахейская Греция была богатой страной с многочисленным населением. Ахейская цивилизация, как и критская, концентрировалась вокруг дворцов. Наиболее значительные из них были открыты в Микенах и Тиринфе (Арголида), в Пилосе (Мессения), в Афинах (Аттика), Фивах. Микенские дворцы были укреплены и представляли собой цитадели, напоминающие замки средневековых феодалов. Также дворцы стояли не изолированно, а входили в состав городов, которых на Крите не было; они были значительно меньше критских по своим размерам и их планировка была более упорядоченной и симметричной. Ахейские цари, судя по всему, были воинственными и свирепыми людьми, жадными до чужих богатств. Они предпринимали далекие походы по суше и по морю и возвращались на родину, нагруженные добычей. Отсюда – вошедшее в пословицу богатство микенских владык. Основной темой для искусства и веры древних ахейцев была война.Именно поэтому их настенная живопись отличается от той, которая была найдена на Крите. Основные мотивы все же сходятся, но различие состоит в том, что ахейцы в основном изображали подготовку к войне, обучение воинов, сражения, смертельные сцены войны и дикой охоты. Что касается верований ахейцов, то среди их богов упоминаются и привычные для греков боги – такие, как Посейдон и Зевс. Ахейская Греция не составляла единого государства. Во главе каждого государства стоял царь, носивший титул "ванакт" (то есть повелитель, владыка). Второе место в системе государственного управления занимал военачальник – лавагет. Кроме них, в кругу высшей дворцовой знати входили жрецы главных храмов и высшие военные чины. Крестьяне и ремесленники не принимали никакого участия в управлении государством и были к нему, в общем, безразличны, воспринимая дворцовые структуры как грубую внешнюю силу. Разрыв между экономическим и культурным уровнем знати и народа был огромен. Религиозные воззрения ахейцев сложились под сильным влиянием критской цивилизации. Главным божеством, судя по всему, как и на Крите, была богиня – "владычица". Впрочем, в религии микенской эпохи есть и черты, сближающие ее с позднейшей религией классической Греции. В частности, в микенских надписях упоминаются Зевс, Посейдон, Дионис и другие боги, почитавшиеся в Элладе в последующие эпохи. К числу наиболее интересных архитектурных памятников микенской эпохи принадлежат величественные царские усыпальницы, именуемые "голосами" или "купольными гробницами". Толосы располагаются обычно вблизи от дворцов и цитаделей, служа, по всей видимости, местом последнего упокоения членов царствующей династии, как в более раннее время шахтные могилы. Именно тогда возникли многие греческие мифы, возможно, начали складываться эпические песни о деяниях героев, в особенности о Троянской войне, потрясшей воображение современников.

Высокий уровень зодчества и инженерного искусства виден в грандиозных сооружениях микенских дворцов-крепостей и гробниц. Насколько весело, миролюбиво и жизнерадостно критское искусство, настолько сурово, воинственно и даже жестоко – ахейское. Поражает обилие кровавых сцен охоты и войны. Именно военная тематика, пожалуй, главная для греков микенской эпохи. Судя по материалам раскопок, микенская Греция была богатой и процветающей страной с многочисленным населением, рассеянным по множеству небольших городков и поселков. Одной из важных причин падения ахейских государств было истощение внутренних ресурсов, растрата огромных материальных и людских резервов в результате многолетней Троянской войны и кровавых междоусобиц между отдельными ахейскими царствами и внутри правящих династий.

Реконструировать историю этого времени можно по данным археологии, и из поэм Гомера.

Дорийцы в основном осели на большей части Пелопоннеса - Аркадии и Ахайе, а также в Аттике и на острове Эвбея, также они поселились на о-ве Крит и Родос и в южной части Малой Азии. Ионийцы (потомки ахейцев) заселили остров Хиос, Самос и центральную часть западного побережья Малой Азии, а эолийцы (другое греческое племя) поселились на острове Лесбос и в северной части малоазиатского побережья Эгейского моря…

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.