Этапы оценки уровня качества
Квалиметрия
- область науки, предметом которой являются количественные методы оценки качества продукции.
Качество – это степень соответствия присущих характеристик потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными (ИСО Р 9000:2001).
Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности ((ISO 8402 – не действует).
Свойство – объективная особенность продукции, которая проявляется при ее создании, эксплуатации или потреблении. Обычно не имеет размерности.
Характеристика – отличительное свойство (ИСО). Применяется для описания свойств. Свойство включает в себя ряд характеристик.
Характеристика может быть качественной или количественной.
Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество продукции оценивается с помощью показателей качества.
Показатель качества продукции –это количественная характеристика (числовое выражение) одного или нескольких свойств продукции, входящих в состав ее качества, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации (ГОСТ 79).
Если с увеличением значения показателя улучшается качество материала, показатель называют позитивным. Если качество материала улучшается с уменьшением числового значения показателя, его называют негативным.
Показатель качества м.б.:
- размерным (выражается в размерных единицах – текс, Н и т.п.);
- безразмерным (выражается в баллах или рангах);
- абсолютным;
- относительным (всегда безразмерные).
Единичный показатель качества – характеризует одно из свойств продукции.
Комплексный – характеризует несколько свойств продукции.
Интегральный – это комплексный показатель качества продукции, отражающий соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию (потребление). Определяется, если можно оценить количественно пользу от эксплуатации.
Базовый показатель – это показатель качества эталонной продукции, принятый за исходный при сравнительных оценках качества.
Классификация показателей качества
Признак классификации
| Группы показателей качества
| По характеризуемым свойствам
| Социальные
Назначения
Надежности
Эргономические
Эстетические
Безопасности
Экономические
Экологические
| Потребительские
| Экономного использования ресурсов
Технологичности
Транспортабельности
Стандартизации и унификации
Патентно-правовые
| Производственные
| По способу выражения значения
| В натуральных единицах
В безразмерных единицах
В стоимостных единицах
| По стадии определения
| Прогнозируемые
Проектные
Производственные
Эксплуатационные
| По применению в оценке
| Базовые
Относительные
| По количеству характеризуемых свойств
| Единичные
Комплексные (групповые, интегральные, обобщенные)
|
Методы определения показателей качества:
1. Измерительный – с помощью средств измерения и контроля,
2. Регистрационный - на основе обнаружения и подсчетов числа дефектов или бракованных деталей.
3. Расчетный – вычисление показателей качества продукции в зависимости от значений различных ее исходных параметров (напр., вычислить разрывную нагрузку ткани по значениям разр. нагрузок нитей); при проектировании продукции.
4. Экспертный – учет мнения группы специалистов.
5. Органолептический – на основе анализа восприятия органов чувств (в баллах); для продукции, которая эмоционально воздействует на потребителей – напитки, кондитерские изделия, табак, парфюм. Продукция.
6. Социологический – на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей продукции; напр., для определения коэффициентов весомости показателей качества.
Уровень качества продукции
Уровень качества– это характеристика, устанавливающая степень соответствия фактических значений показателей качества продукции требованиям нормативно-технических документов (значениям базовых показателей): ,
где Q – совокупность показателей качества оцениваемой продукции;
Qб – совокупность показателей качества базовой продукции.
Уровни качества
- Нормативный уровень качества продукции – используется при решении правовых вопросов.
- Технический уровень – формируется такой совокупностью показателей качества продукции, в которую не входят экономические. Используется для сопоставления продукции с зарубежными образцами.
- Технико-экономический уровень – включает экономические показатели. Используется при определении категории качества в системе аттестации продукции.
Этапы оценки уровня качества
1. Выбор номенклатуры показателей качества и обоснование ее необходимости и достаточности.
2. Выбор или разработка методов определения значений показателей качества.
3. Выбор базовых значений показателей и исходных данных для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции.
4. Определение фактических значений показателей качества и их сопоставление с базовыми.
5. Сравнительный анализ вариантов возможных решений и нахождение наилучшего.
6. Обоснование рекомендаций для принятия управляющего решения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|