Сделай Сам Свою Работу на 5

Оформление титульных элементов

Принципиальная схема

Издательско-полиграфического процесса

Этапы прохождения издания от получения авторского оригинала до изготовления тиража.

а) Представление в издательскую организацию авторского оригинала издания, включающего текстовую часть, оформленную в соответствии с ГОСТ 7.3 – 77 «Оригиналы текстовые авторские и издательские», и авторские оригиналы иллюстраций, отвечающие определенным требованиям.

б) Оценка качества поступившего авторского оригинала издания:

- редакционное рецензирование авторского оригинала издания;

- рассмотрение поступившего авторского оригинала издания на издательском совете с учетом редакционного заключения о качестве оригинала, предложений редакции о его оформлении;

- рецензирование авторского оригинала издания с привлечением внештатного рецензента.

в) Исправление автором (авторами) авторского оригинала издания по замечаниям рецензентов.

г) Представление автором (авторами) исправленного по замечаниям рецензентов авторского оригинала издания в издающую организацию с приложением мотивированных возражений против замечаний рецензентов, с которыми автор не согласен.

д) Рассмотрение в редакции исправленного авторского оригинала издания и одобрение его.

е) Редактирование авторского оригинала.

ж) Изготовление издательского оригинала издания:

- перепечатка текста авторского оригинала в соответствии с требованиями ГОСТ 7.3 – 77;

- вычитка текстовой части авторского оригинала издания т текстов на иллюстрационной части авторских оригиналов;

- передача авторского оригинала издания художественному редактору;

- разработка проекта оформления издания с учетом рекомендаций редакции и издательского совета и изготовление принципиального макета издания;

- рассмотрение и утверждение проекта оформления и принципиального макета издания на художественно-техническом совете;

- изготовление полно-объемного макета издания и утверждение его на художественно-техническом совете;

- изготовление оригиналов внешнего и внутреннего оформления, а также иллюстрационной части издания для репродуцирования.



з) Передача укомплектованного издательского оригинала издания техническому редактору.

и) Передача издательского оригинала издания, размеченного для набора и репродуцирования, в производственный отдел издающей организации.

к) Передача издательского оригинала издания на полиграфическое предприятие.

л) Получение и корректура иллюстрационных оттисков.

м) Получение гранок текста и читка их в корректорской и редакции.

н) Изготовление выклейного макета верстки издания и передача его через производственный отдел на полиграфическое предприятие для верстки.

о) Получение верстки издания и читка ее в корректорской и редакции.

п) Обработка верстки в технической редакции и подписание ее в печать.

р) Поступление отпечатанных листов издания по мере их изготовления и оценка по ним качества печати.

с) Получение и утверждение сигнального экземпляра издания.

т) Изготовление и вывоз тиража готового издания.

 

Разработка проекта оформления

Приступая к разработке проекта оформления, следует в первую очередь определить состав издательского оригинала и для каждого элемента выбрать способы и средства полиграфического воспроизведения.

Основой для разработки проекта служат:

1) тип издания (жанр произведения, читательская категория, условия чтения и срок использования изданием);

2) объем издания в авторских листах;

3) состав издания (количество и виды текстов иллюстрационного материала);

4) планируемый тираж.

 

Выбор формата бумажного листа

Основным материалом для изготовления печатных изданий является печатная бумага, выпускаемая в широком ассортименте.

Бумага выпускается или в виде рулонов, представляющих собой бумажную ленту, или в виде прямоугольных листов – листовая, или флатовая.

И ролевая, и листовая (флатовая) бумага имеет характеристику, называемую форматом.

Формат ролевой (рулонной) бумаги – это ширина бумажной ленты, образующей рулон. Формат листовой (флатовой) бумаги – это размеры сторон бумажного листа (в см). Обозначают этот формат так: 60х90, 70х100 см и т.д., где первая цифра показывает ширину листа, а вторая - его длину.

 

Выбор формата издания

Форматом издания называется размер страницы после обреза блока. Эти форматы регламентируются ГОСТ 5773-76 «Книги, брошюры, журналы. Форматы».

При выборе формата издания надо предусмотреть:

а) площадь страницы издания, позволяющую разместить текстовые и иллюстрированные элементы в удобочитаемом виде; особое внимание следует уделить иллюстрационному материалу, таблицам и формулам;

б) оптимальные пространственные пропорции издания (соотношение толщины и площади формата), исходя из его объема;

в) удобочитаемость издания в зависимости от форматов и других технологических особенностей машин, намечаемых для печати издания.

Формат издания выражается или в миллиметрах (например, 130 х 200,
145 х 215, 220 х 165 мм, где первая цифра обозначает ширину страницы, а вторая – ее высоту), или в формате бумажного листа и доле, которую страница данного издания составляет от листа (например, 60 х 90 1/16, 70 х 90 1/32, 100 х 60 1/8,
84 х 108 1/64).

Дробь, показывающая, какую часть листа составляет страница издания, называется определителем доли. Знаменатель дроби представляет собой произведение двух чисел, показывающих, на сколько равных частей разделен лист по ширине и по длине для образования данной страницы, и следовательно, данного формата издания.

 

Выбор формата полос набора, размеров раскладки, полей

И процент использования бумаги

 

Форматы полос набора, размеры раскладки, иллюстраций в печатной продукции, а также размеры (кегли) шрифтов и пробельных материалов выражаются в единицах типометрической системы измерений.

Наименьшая единица этой системы – типографский пункт, или просто пункт (п.) – составляет в отечественном металлическом наборе и фотонаборе 0,376 мм.

Наибольшая единица – квадрат (кв.) - содержит 48 п. и равна 18,0432 мм в отечественном наборе и 16,944 мм в фотонаборе.

 

Выбор спуска полос при печати

Спуском полос при печати называется расстановка наборных полос по определенной схеме с таким расчетом, чтобы после печати листа с двух сторон, разрезки (если это требуется) и фальцовки его целиком или его частей получилась тетрадь или тетради с правильной последовательностью страниц.

 

Выбор шрифтов для набора текста

Приступая к разработке проекта оформления, устанавливают, какие виды текстов и текстовых элементов, подлежащих воспроизведению наборными средствами, содержатся в оригинале издания.

К таковым относятся:

а) титульные элементы;

б) основной текст;

в) дополнительные тексты (эпиграфы, внутритекстовые, постраничные и затекстовые примечания, лозунги, библиографические списки, библиографические справки, списки иллюстраций, оглавления, аннотации, объявления, предвыпускные и выпускные сведения, знак охраны авторских прав, библиотечный и торговый индексы, аннотированная каталожная карточка и др.);

г) рубрикации;

д) колонтитулы;

е) колонцифры;

ж) подрисуночные подписи;

з) таблицы;

и) наборные схемы;

к) математические и химические формулы;

л) инициалы (буквицы).

Для каждого вида текста назначают:

а) формат набора;

б) гарнитуру шрифта;

в) кегль шрифта;

г) начертание шрифта;

д) выключку строк;

е) величину межстрочных пробелов.

 

Оформление титульных элементов

К титульным элементам печатного издания относятся фронтиспис, авантитул и титул. К этим же элементам по своим конструктивным особенностям может быть отнесен и шмуцтитул.

В плане оформления должны быть отражены виды и особенности оформления указанных элементов.

Фронтиспис – иллюстрация, помещаемая в начале книги перед титулом, образно выражающая содержание книги или наиболее важного эпизода. В ряде изданий в качестве фронтисписа помещают портрет автора или лица, которому посвящена книга.

По конструкции фронтиспис может быть приклейным или печататься в составе первого листа.

Приклейной фронтиспис – это обычно иллюстрация, требующая для своего воспроизведения бумагу повышенного качества по сравнению с бумагой, выбранной для издания, или другого вида печати (например, книга печатается способом высокой печати на мелованной бумаге, а фронтиспис – допустим, акварельный рисунок – воспроизводиться офсетом).

Если фронтиспис печатается в составе первого листа, он входит в общую нумерацию страниц, занимая вторую полосу.

Фронтиспис лицевой стороной должен быть обращен внутрь издания.

Оборот фронтисписа может быть чистым или использован для размещения текстовых и репродукционных элементов.

К репродуктивному оригиналу фронтисписа предъявляются требования, аналогичные требованиям к оригиналам иллюстрации.

На обороте репродукционных оригиналов фронтисписа вместо номера пишут: Фронтиспис.

Авантитул – начальная страница книги, предшествующая титулу. Используется для размещения или отдельных элементов титула (марка, название издающей организации), или эпиграфов, относящихся ко всей книге, посвящений, лозунгов.

В некотором случае на ней в миниатюре повторяется содержание титула. Иногда на авантитул выносят рисованное или наборное украшении е. Возможно также любое сочетание из перечисленных элементов.

Авантитул может быть одно-, двух-, и многокрасочным. В развороте с авантитулом или на его обороте может быть размещен фронтиспис.

На обороте репродукционных оригиналов авантитула вместо номера пишут: авантитул.

Титул – страница книги, на которой размещаются основные библиографические данные издания (согласно ГОСТ 7.4 - 86): фамилия автора или наименование издающей организации, название издания, подзаголовок (если он есть), место издания, название издательства и год издания.

Кроме перечисленных на титуле могут встретится также следующие элементы: название жанра издания, фамилия редактора, переводчика, название и знак серии, периодичность, номер тома, выпуска и др., всевозможные грифы и утверждения, эпиграфы и посвящения. Титул может включать тематические иллюстрации, рисованные и наборные орнаменты и украшения.

Встречаются титулы полностью репродуцированные, полностью наборные и комбинированные; одноцветные и многоцветные.

Различают титулы одинарные и на развороте. Одинарные титулы занимают только первую страницу издания. Титулы на развороте – вторую и третью страницы, при этом первая страница остается пустой или на ней размещается авантитул.

Титульный разворот может быть использован для однократного размещения элементов титула (часть элементов находиться на второй странице, а часть - на третьей) – распашной титул. Но может быть и такое построение, при котором вторая страница (контртитул) по содержанию и композиции в основном повторяет третью страницу (собственно титул). Такой титул называют разворотным. Это делают обычно в многотомных изданиях, где на колонтитуле размещают данные, характеризующие все многотомное издание, а на собственно титуле – сведения относящиеся к данному тому.

На обороте репродукционных оригиналов титула и контртитула вместо номера пишут: титул иди контртитул.

Шмуцтитул (добавочный титул) - помещается перед отдельными частями или главами книги и содержит номер (если он есть) и название части или главы.

На обороте этих оригиналов пишут: шмуцтитул.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.