Тема 16. Криминологическая характеристика преступности
Несовершеннолетних
Время: 1 час
Вопросы для обсуждения
1. Причины преступности несовершеннолетних.
2. Личность несовершеннолетнего преступника.
3. Жертвы преступности несовершеннолетних.
4. Профилактика преступности несовершеннолетних.
Тема 17. Криминологическая характеристика
Женской преступности
Время: 1 час
Вопросы для обсуждения
1. Причины женской преступности.
2. Личность женщины-преступницы.
3. Жертвы женской преступности.
4. Профилактика женской преступности.
Темы и планы семинарских занятий
для студентов заочной формы обучения
Тема 3. Преступность
Время: 1 час
Вопросы для обсуждения
1. Понятие преступности.
2. Состояние преступности.
3. Структура преступности.
4. Динамика преступности.
Тема 4. Причины и условия преступности
Время: 1 час
Вопросы для обсуждения
1. Понятие причин преступности.
2. Система причин преступности.
3. Понятие условий преступности.
4. Система условий преступности.
Тема 5. Личность преступника
Время: 1 час
Вопросы для обсуждения
1. Понятие личности преступника.
2. Криминологическая характеристика личности преступника.
3. Типология личности преступника.
Тема 8. Профилактика преступности
Время: 1 час
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и значение профилактики преступности.
2. Система профилактики преступности.
3. Устранение (ослабление действия) причин преступности.
4. Воздействие на личностное формирование людей.
5. Повышение эффективности правоохранительной деятельности государства.
Темы и планы семинарских занятий
для студентов заочной формы обучения
(сокращенное обучение на базе среднего и высшего
Профессионального образования)
Тема 3. Преступность
Время: 0,5 часа
Вопросы для обсуждения
1. Понятие преступности.
2. Состояние, структура и динамика преступности.
Тема 4. Причины и условия преступности
Время: 0,5 часа
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и система причин преступности.
2. Понятие и система условий преступности.
Тема 5. Личность преступника
Время: 0,5 часа
Вопросы для обсуждения
1. Понятие личности преступника.
2. Криминологическая характеристика личности преступника.
Тема 8. Профилактика преступности
Время: 0,5 часа
Вопросы для обсуждения
1. Понятие и значение профилактики преступности.
2. Система профилактики преступности.
6. Задания для самостоятельной работы студентов
Ввиду ограниченности учебного времени в лекциях невозможно с одинаковой полнотой изложить все вопросы, предусмотренные программой курса криминологии. По той же причине невозможно эти вопросы в должной мере отработать и на семинарских занятиях. Поэтому их самостоятельное изучение является необходимым элементом единого учебного процесса, на что в соответствии с тематическим планом учебной дисциплины также отводится время.
Самостоятельная работа студента состоит из двух компонентов. Первый из них состоит в более углубленном изучении вопросов, освещенных в лекциях и на семинарских занятиях. Второй – в абсолютно самостоятельном изучении вопросов и целых тем, которым не были посвящены ни лекции, ни семинарские занятия. В первом случае студент имеет возможность обратиться к рекомендованной (и не только) научной литературе, обладая определенными знаниями. Во втором же случае студенту самостоятельно приходится изучать даже учебную литературу, что, кстати, не исключает изучения научной литературы.
Из-за предельно малого времени учебных занятий студентов заочной формы обучения не представляется возможным составление для них заданий к самостоятельной работе. Практически, всю учебную программу им придется осваивать самостоятельно.
Поэтому в настоящем разделе учебно-методического пособия формулируются задания к самостоятельной работе лишь для студентов очной формы обучения. При этом следует отметить, что подобрать для изучения дополнительную литературу по той или иной теме не составит особого труда в силу созвучия названий тем и названий литературных источников.
Тема 1. Криминология: понятие, предмет и система
Студенту следует обратить особое внимание на различные подходы к определению сущности и предмета криминологии.
Самостоятельному изучению подлежат общие вопросы социологии как базовые для криминологии, являющейся, по существу, уголовной социологией.
Поскольку в лекциях и на семинарских занятиях основное внимание будет уделено понятию и общей характеристике методов криминологических исследований, студенту придется самостоятельно изучать практику криминологических исследований с применением конкретных методов.
Кроме того, студенту рекомендуется изучить взаимосвязь криминологии с не указанными в программе курса юридическими науками, а также с общесоциальными науками.
Тема 2. История криминологии
По данной теме не предусмотрено семинарского занятия. В одной же лекции не представляется возможным охарактеризовать все исторические этапы развития отечественной и зарубежной криминологии, криминологические школы, основные научные труды выдающихся криминологов. Поэтому студенту для самостоятельного изучения рекомендуется любая доступная для него литература по вопросам истории криминологии.
Тема 3. Преступность
Преступность - явление многогранное. В специальной криминологической литературе наиболее полно отражены социальная, правовая и экономическая ее стороны. Нравственная же сторона преступности более подробно проанализирована в художественной и публицистической литературе, к которой и рекомендуется обратиться студенту.
Для самостоятельного изучения студенту рекомендуются также различные официально опубликованные статистические данные о состоянии, структуре и динамике преступности, поскольку в лекциях и на семинарских занятиях они лишь в незначительном объеме могут быть использованы как иллюстрации к отдельным теоретическим положениям.
Тема 4. Причины и условия преступности
Студенту рекомендуется самостоятельно изучить литературу, посвященной методологической сущности философских категорий «причина» и «следствие».
Ему также рекомендуется провести своеобразную «инвентаризацию» и четкое разграничение социальных, экономических, исторических, нравственных и политических причин и условий преступности.
Было бы очень хорошо, ели бы студент предпринял попытку полной, на его взгляд, классификации видов причин и условий преступности.
Тема 5. Личность преступника
Студенту самостоятельно необходимо разобраться в сущности методологического и частно-научного подходов к личности и ее характеристике.
Ему предстоит также более углубленно уяснить механизм воздействия различных факторов на формирование личности преступника.
Самостоятельному изучению подлежит и большинство научных типологий личности преступника.
Тема 6. Жертвы преступности
Самостоятельному изучению подлежат методологический и частно-научные подходы к жертвам различных социально-негативных явлений.
Более углубленно следует изучить также механизм воздействия различных факторов на становление жертвой преступности.
Предметом самостоятельного изучения являются и различные типологии жертв преступности.
Тема 7. Прогнозирование преступности
На самостоятельное изучение студента оставляются различные методики прогнозирования преступности.
По доступной литературе студенту необходимо ознакомиться с имевшими место научными прогнозами состояния, структуры и динамики преступности, причин и условий преступности, личности преступника, жертв преступности и сравнить их с соответствующими статистическими данными с целью определения их правильности.
Предметом самостоятельного изучения могли бы стать различные официальные программы борьбы с преступностью, которые должны составляться с учетом криминологических прогнозов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|