Раздел 1. КРИМИНОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина:
| Криминология
|
|
| Кафедра:
| уголовного права и криминологии (УПиК)
|
|
|
Специальность (направление)_021100 Юриспруденция_
Дата введения в учебный процесс УлГУ: « 11_ » _сентября_ 2012 г.
Сведения о разработчиках:
ФИО
| Аббревиатура
кафедры
| Учёная степень, звание
| Буранов Георгий Константинович
| УПиК
| к. ю. н., доцент
|
| Заведующий кафедрой
|
|
Буранов Г.К. /__________________/
« 06 » ___09__ 2012 г.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ........................................................ 3
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.................................... 3
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ.................................................................................................. 4
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................................ 4
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы (по структурам юридического факультета и формам обучения)......................................................................................... 5
4. ПРОГРАММА КУРСА…………………………...………………………………………7
5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………………………………………...15
6. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ .………….21
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТУ ………………………………………………………….22
8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……..……….24
Приложение 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КРИМИНОЛОГИИ………..34
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Криминология в содержательном отношении представляет собой самостоятельную, общетеоретическую науку о преступности, причинах ее порождающих и условиях ей способствующих, личности совершивших преступление, а также методах и средствах предупреждения преступлений.
Дисциплина «Криминология» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как «Теория государства и права», «Уголовное право», «Административное право», «Правовая статистика» и др. Учебная дисциплина «Криминология» является обязательной общепрофессиональной дисциплиной (ОПД.Ф.22 ГОС по специальности 021100 – Юриспруденция) и устанавливает базовые знания для получения профессиональных знаний, навыков и умений.
Цели
Целями учебной дисциплины являются:
1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере профилактики преступности, применения правовых и ненормативных юридических средств при осуществлении данной деятельности;
2. развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.
Задачи
Основными задачами учебной дисциплины «Криминология» являются:
· формирование у будущих юристов комплексных знаний о преступности, ее детерминантах, системе мер и субъектов ее предупреждения; о правовом регулировании профилактики преступлений, типичных задачах и трудностях в этой области, способах и формах их преодоления;
· приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях, в процессе которых должны быть закреплены и углублены теоретические знания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Криминология» студенты должны
иметь представление:
· о месте, задачах и роли криминологии в сфере предупреждения девиантного поведения;
знать:
· особенности преступности в современный период, ее качественные и количественные показатели, значение для развития общества;
· влияние и взаимосвязь криминогенных детерминант, их уровни и формы проявления;
· механизм преступного поведения и роль личности преступника в его реализации;
· цели, принципы и методы предупредительной деятельности, систему ее субъектов и их профилактические функции;
· организацию и порядок криминологического прогнозирования, планирования и координации;
· основы криминолого-профилактического правового регулирования;
· состояние, специфику детерминант и борьбы с отдельными видами преступности.
уметь:
· применять на практике нормы криминолого-профилактического характера;
· свободно оперировать юридическими категориями и понятиями;
· анализировать и решать юридические проблемы в сфере предупреждения преступлений;
· применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач.
владеть, иметь опыт:
· определения качественных и количественных показателей преступности;
· составления криминологических прогнозов.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Количество часов (форма обучения _очная_)
| Всего по плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
| -
|
| -
| лекции
|
| -
|
| -
| практические и семинарские занятия
|
| -
|
| -
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
| -
| -
| -
| -
| Самостоятельная работа
|
| -
|
| -
| Всего часов по дисциплине
|
| -
|
| -
| Текущий контроль (количество и вид: контр. работа, коллоквиум, реферат)
| -
| -
| -
| -
| Курсовая работа
| по выбору студента
|
| по выбору студента
| -
| Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет)
| зачет
|
| зачет
| -
| Вид учебной работы
| Количество часов (форма обучения _заочная_)
| Всего по плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
| -
| Лекции
|
|
|
| -
| практические и семинарские занятия
|
| -
|
| -
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
| -
| -
| -
| -
| Индивидуальная работа
|
| -
|
| -
| Самостоятельная работа
|
| -
|
| -
| Всего часов по дисциплине
|
|
|
| -
| Текущий контроль (количество и вид: контр. работа, коллоквиум, реферат)
| -
| -
| -
| -
| Курсовая работа
| +
| -
| +
| -
| Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет)
| экзамен
|
| экзамен
|
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения _____________ очная ______________
Название и разделов и тем
| Всего
| Виды учебных занятий
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| лекции
| практические занятия, семинар
| лабораторная работа
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Криминология (Общая часть)
| 1. Криминология как наука
|
|
|
| -
|
| 2. Методы криминологических исследований
|
| -
|
| -
|
| 3. История развития криминологии в России
|
|
|
| -
|
| 4. Преступность
|
|
|
| -
|
| 5. Причины преступности
|
|
|
| -
|
| 6. Причины индивидуального преступного поведения
|
|
|
| -
|
| 7. Личность преступника
|
|
|
| -
|
| 8. Предупреждение преступности
|
|
|
| -
|
| 9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею
|
| -
|
| -
|
| 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах
|
|
|
| -
|
| Раздел 2. Криминология (Особенная часть)
| 11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение
|
|
|
| -
|
| 12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение
|
|
|
| -
|
| 13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение
|
|
| -
| -
|
| 14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение
|
|
|
| -
|
| 15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение
|
|
|
| -
|
| 16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
|
|
|
|
|
| 17. Насильственная преступность и ее предупреждение
|
|
|
| -
|
| 18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение
|
|
|
| -
|
| 19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение
|
|
| -
| -
|
| 20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение
|
|
| -
| -
|
| Итого
|
|
|
| |
| | | | | | | | | |
Форма обучения _____________ заочная ______________
Название и разделов и тем
| Всего
| Виды учебных занятий
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| лекции
| практические занятия, семинар
| лабораторная работа
|
|
|
|
|
|
| Раздел 1. Криминология (Общая часть)
| 1. Криминология как наука
|
|
| -
| -
|
| 2. Методы криминологических исследований
|
|
| -
| -
|
| 3. История развития криминологии в России
|
| -
| -
| -
|
| 4. Преступность
|
|
| -
| -
|
| 5. Причины преступности
|
|
| -
| -
|
| 6. Причины индивидуального преступного поведения
|
|
| -
| -
|
| 7. Личность преступника
|
|
| -
| -
|
| 8. Предупреждение преступности
|
| -
|
| -
|
| 9. Основные концепции причин преступности и борьба с нею
|
| -
| -
| -
|
| 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах
|
| -
| -
| -
|
| Раздел 2. Криминология (Особенная часть)
| 11. Криминологическая характеристика организованной преступности и ее предупреждение
|
| -
|
| -
|
| 12. Криминологическая характеристика рецидивной и профессиональной преступности и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 13. Криминологическая характеристика пенитенциарной преступности и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 14. Криминологическая характеристика женской преступности и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 15. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 16. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение
|
| -
| -
|
|
| 17. Насильственная преступность и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 18. Криминологическая характеристика экономической и общеуголовной корыстной преступности и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 19. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| 20. Криминологическая характеристика неосторожной преступности и ее предупреждение
|
| -
| -
| -
|
| Итого
|
|
|
| |
| | | | | | | | | |
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. КРИМИНОЛОГИЯ (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
Тема 1: Криминология как наука
Понятие криминологии как социолого-правовой науки. Предмет криминологии и его основные составляющие. Общая характеристика четырех компонентов предмета криминологии.
Система криминологии (по предмету, по уровню обобщения научно-практической информации). Содержание Общей части криминологии; криминологическая классификация Особенной части криминологии и ее основания. Функции и задачи криминологии на современном этапе. Практизация криминологии. Криминолого-профилактическая отрасль права.
Взаимосвязь криминологии с другими науками (отраслями права). Криминология в системе юридических наук. Взаимодействие криминологии с уголовным правом и процессом, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой и прокурорским надзором. Криминология и правовая статистика. Криминология и деликтология. Связь криминологии с общественными и естественными науками. Взаимосвязь криминологии с социологией, психологией, экономикой.
Тема 2: Методы криминологических исследований
Методология криминологической науки. Понятие методики криминологических исследований. Общенаучные и частнонаучные методы. Диалектический метод познания и его значение. Применение системного метода в анализе преступности, ее причин и условий, личности преступника и разработке мер борьбы с преступностью.
Статистический метод и статистические источники криминологической информации. Криминологический учет и отчетность. Статистическое наблюдение в криминологии и его виды. Формы сбора статистических сведений. Сводка и группировка материалов статистических наблюдений в криминологии. Статистические таблицы.
Социологические и психологические методы в криминологии и их роль. Опрос и его формы. Социологическое наблюдение и его виды. Экспертные оценки. Особенности использования метода эксперимента в криминологических исследованиях. Метод социометрии.
Использование логико-математических методов и их роль в криминологических исследованиях научно-теоретического и научно-прикладного характера. Психологические тесты как диагностические методики изучения личности правонарушителей.
Методика криминологической экспертизы нормативно-правовых актов. Виды экспертиз.
Тема 3: История развития криминологии в России
История отечественной криминологии. Социологическое и антропологическое направления криминологии в дореволюционной России, их роль в становлении науки и практики предупреждения преступности. Методы криминологических исследований.
Криминология в советский период. Криминологические кабинеты 20-х гг. как центры по изучению преступности. Значение создания и деятельности Государственного института по изучению преступности и преступленика для становления отечественной криминологии. Совещания и дискуссии 20 – 30-х годов по вопросам изучения преступности.
Причины сокращения научных криминологических исследований в конце 30-х – 40-х годах.
Развитие криминологии в 50 – 80-х гг. XX века. Создание научных учреждений криминологического направления деятельности. Введение криминологии в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах. Завершение разработки теоретических основ отечественной криминологии как науки и учебной дисциплины. Сочетание теоретических и прикладных исследований, их координация.
Криминологические исследования в современной России. Совершенствование имеющихся и разработка новых методик предупреждения преступлений. Практизация криминологии. Создание новых криминологических учреждений и объединений, их роль в развитии криминологии.
Тема 4: Преступность
Понятие преступности и ее признаки. Социальный аспект преступности. Преступность как правовое явление. Вопрос о преступности как функциональной системе. Преступность и преступление.
Количественные и качественные характеристики (показатели) преступности. Состояние (уровень, объем) преступности и особенности его определения. Компоненты уровня преступности. Коэффициент (индекс) преступности и его значение при изучении преступности. Динамика преступности, виды факторов, влияющих на нее. Тенденции преступности. Структура преступности и ее основные показатели. Характер, география и цена преступности. Коэффициент поражаемости преступностью.
Понятие латентной преступности и ее виды. Причины латентных преступлений и методы их выявления.
Преступность в Российской империи. Основные изменения в состоянии, структуре, динамике преступности в СССР. Особенности современной преступности в России.
Тема 5:Причины преступности
Понятие причин и условий преступности. Философские положения о детерминизме как методологическая база познания причин и условий преступности. Свойства причинной связи, ее многоступенчатый, иерархический характер. Связь состояний, функциональная и статистическая связи и их криминологическое значение.
Классификация причин и условий преступности, ее основания. Изменение причин и условий преступности в ходе исторического развития. Экономический, политический, социальный и нравственно-психологический, правовой причинные комплексы преступности. Криминогенные фоновые явления и их роль в детерминации преступности. Самодетерминация преступности и ее формы.
Причины и условия преступности в современной России.
Тема 6: Причины индивидуального преступного поведения
Преступное поведение лица, его причины и условия. Совершение конкретного преступления как результат взаимодействия сформировавшихся негативных свойств личности и объективных обстоятельств криминогенной ситуации.
Механизм преступного поведения и его структура. Внутренние и внешние причины и условия криминального посягательства. Криминогенная мотивация, ее содержание и роль в совершении преступления. Понятие криминогенной ситуации. Виды ситуаций, их элементы.
Причины и условия формирования криминогенной мотивации и криминогенной ситуации. Криминогенные стереотипы поведения и их роль в регуляции деятельности человека. Совместимость, поле, внутригрупповая сплоченность, микроклимат и их значение для образования ситуации совершения преступления.
Повод к совершению преступления и его виды. Повод и предлог к совершению преступления. Преступления без повода.
Понятие криминологической виктимологии. Уровни виктимологических исследований. Виктимологический аспект механизма преступления. Виктимность и ее основные черты. Виктимизация. «Вина» потерпевшего.
Тема 7:Личность преступника
Понятие и значение изучения личности преступника, ее основные свойства. Диалектическое единство социального и психологического в личности человека. Общественная опасность личности преступника. Личность преступника и криминогенная личность. Криминологическое значение совести и стыда как регуляторов поведения человека. Личность преступника и субъект преступления. Пределы понятия личности в криминологии.
Структура личности преступника. Многоуровневая (плоскостная) модель личности преступника. Социально-демографическая, функционально-ролевая характеристика личности преступника, ее социально-психологическая направленность, мотивационная сфера. Ценностная и диспозиционная (диатаксисная) модели личности преступника.
Соотношение социального и биологического в личности преступника. Психофизиологические и генетические свойства человека в этиологии преступного поведения.
Личность преступника как социальный тип. Типология преступников, ее основания и отличие от классификации преступников. Классификация преступников, ее практическое значение.
Тема 8: Предупреждение преступности
Понятие предупреждения преступности. Основные направления и принципы предупреждения преступности, его цели, методы и средства. Система воздействия на преступность (система профилактики). Теория предупреждения преступности и ее предмет.
Классификация предупредительных мер. Общее и специальное предупреждение. Уровни специальной профилактики преступлений. Понятие об индивидуальном предупреждении, общие и особенные меры профилактики. Виды профилактики в зависимости от механизма воздействия на преступность.
Субъекты предупредительной деятельности (субъекты профилактики): система и функции. Роль частично-специализированных и специализированных субъектов профилактики в борьбе с преступностью. Особенности участия в профилактике преступности органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, управления государственным имуществом. Место суда в системе субъектов профилактики. Прокуратура, Следственный комитет, органы внутренних дел и службы безопасности, органы юстиции, таможенные и налоговые службы как субъекты предупредительной деятельности.
Организационные, социально-экономические и правовые основы предупреждения преступлений. Криминологическое прогнозирование, его виды и методы. Понятие криминологического планирования. Координация мер борьбы с преступностью, ее субъекты и формы.
Проблемы совершенствования правового регулирования системы воздействия на преступность.
Тема 9. Основные концепции причин преступности и борьбы с нею
Концепции причин преступности и ее предупреждения, их виды и значение.
Основные биологические криминологические теории, школы и направления. Генетические теории и психиатрические концепции причин преступности. Клиническая криминология. Их влияние на уголовное законодательство и программы предупреждения преступности.
Социологические теории причин преступности и ее предупреждения. Теории аномии и стигмы как концепции социологического направления криминологии. Теория дифференциальной ассоциации и радикальная криминология. Виктимологическое направление исследований причин преступности и его значение. Достоинства и недостатки социологического направления криминологии.
Тема 10. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью и ее предупреждение в зарубежных странах
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью, его формы, уровни, субъекты. Роль Организации Объединенных Наций в организации мер противодействия преступности. Международное криминологическое общество. Международная ассоциация уголовного права. Международная организация уголовной полиции (Интерпол), ее функции и значение. Взаимодействие государств – участниц Содружества Независимых Государств в вопросах профилактики преступлений.
Преступность в развитых зарубежных странах. Основные черты, структура, динамика. Международная преступность. Тенденции преступности в мире.
Основные черты и особенности систем предупреждения преступлений в зарубежных странах. Разработка национальных (государственных) и локальных программ по предупреждению преступности. Опыт борьбы с организованной преступностью в США и Италии. Специфика системы профилактики преступлений в Швейцарии и Японии как наименее криминогенных странах мира.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|