Тема 1. Растительная клетка
БОТАНИКА С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ РАСТЕНИЙ
Тетрадь для лабораторных занятий
Для студентов 1 курса факультета педагогики и методики
начального образования
Пермь 2012
УДК 59
ББК Е 5
Б 86
Рецензент:
кандидат биологических наук доцент кафедры ботаники
Пермского государственного педагогического университета Е.М. Шкараба
Авторы-составители: канд. биол. наук доц. А.Е. Селиванов,
ас. каф. ботаники Ю.А. Атеева.
Ботаника с основами экологии растений : тетрадь для лабораторных занятий для студентов 1-го курса факультета педагогики и методики начального образования / авт.-сост. А.Е. Селиванов, Ю.А. Атеева ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2010. – 33 с.
Рабочая тетрадь содержит методические указания к лабораторным занятиям, содержит рисунки, отражающие строение вегетативных и генеративных органов грибов, низших и высших растений, контрольные вопросы и задания, примеры экзаменационных тестовых заданий. Перечень тем и работ, включенных в тетрадь, соответствует структуре учебно-методического комплекса курса и требованиям учебного плана.
Адресовано студентам 1-го курса очного и заочного отделений факультета педагогики и методики начального образования.
УДК 58
ББК Е 5
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Селиванов А.Е., Атеева Ю.А., составление, 2010
© ГОУ ВПО «Пермский государственный
педагогический университет», 2010
Комментарии по работе с тетрадью
Тетрадь предназначена для ускорения работы студентов с натуральными объектами и содержит готовые рисунки. От студента требуется: внимательно прочитать и выполнить задания к работе; отметить на рисунке указанные в задании объекты; в некоторых работах нужно описать наблюдаемые явления или самостоятельно сформулировать определение того или иного понятия. Допускается раскрашивание рисунков цветными карандашами в соответствии с указаниями преподавателя. По завершению лабораторного практикума студенты сдают тетрадь на проверку преподавателю. В конце тетради имеются приложения, в них содержатся: список терминов для составления ботанического словаря; вопросы для подготовки к экзамену; примеры тестовых заданий из экзаменационного теста для самостоятельной работы.
Тема 1. Растительная клетка
Работа 1. Познакомиться с устройством светового микроскопа и правилами работы с ним.

На рисунке отметить:
1. основание;
2. коробка с микромеханизмом;
3. тубусодержатель;
4. предметный столик;
5. конденсор;
6. зеркало;
7. револьвер с объективами;
8. тубус с окуляром;
9. винт грубой настройки (макровинт);
10. винт тонкой наводки (микровинт).
Работа 2. Строение растительной клетки на примере эпидермы чешуи луковицы репчатого лука
Ход работы:
1. Приготовить временный микропрепарат, для чего снять с поверхности чешуи лука небольшой кусочек кожицы (эпидермы) и поместить его на предметное стекло в каплю реактива KJ+J. Закрыть объект покровным стеклом, выступившую за пределы покровного стекла жидкость оттянуть полоской фильтровальной бумаги.
2. Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа.
3. На рисунке отметить:
1. оболочка клетки
2. поры
3. цитоплазма
4. вакуоль
5. ядро
6. ядрышко
Работа 3. Хлоропласты в клетках листа элодеи
Ход работы:
1. Приготовить микропрепарат, от побега элодеи оторвать один лист, поместить его в каплю воды, накрыть покровным стеклом.
2. Рассмотреть клетки при малом и большом увеличении микроскопа. Найти хлоропласты, пронаблюдать движение хлоропластов и цитоплазмы.
3. На рисунке отметить:

1. оболочка клетки
2. цитоплазма
3. хлоропласты
4. вакуоль
Работа 4. Пронаблюдать осмотические явления в клетке: плазмолиз и деплазмолиз.
Ход работы:
1. Заменить воду под покровным стеклом препарата листа элодеи на 5% раствор KNO3 (нитрат калия). Пронаблюдать плазмолиз.
2. Описать наблюдаемые изменения.
3. Записать определение понятия «плазмолиз».
4. Поместить плазмолизированный лист в чистую воду, пронаблюдать деплазмолиз. Отметить время, необходимое для восстановления нормального состояния клетки.
5. Результаты работы записать
Работа 5. Хромопласты в клетках мякоти плода рябины.
Ход работы:
1. Приготовить микропрепарат мякоти рябины.
2. Рассмотреть хромопласты при малом и большом увеличении микроскопа.
3. Подписать рисунок.
· клеточная оболочка
· вакуоль
· ядро
· хромопласты
Работа 6. Запасной крахмал в клубнях картофеля.
Ход работы:
1. Приготовить микропрепарат, соскоблив лезвием, мякоть клубня картофеля в каплю воды.
2. Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении, найти крахмальные зерна.
3. Подписать рисунок
· образовательный центр
· слоистость
· простое крахмальное зерно
· полусложное крахмальное зерно
· сложное крахмальное зерно
4. Провести микрохимическую реакцию крахмала с йодом. Записать наблюдаемые явления.
Контрольные вопросы и задания по теме «Растительная клетка»
1. Сравнить строение типичной растительной клетки с клетками представителей других царств эукариот. Выявить отличительные особенности
2. Перечислить специфические особенности растительной клетки.
3. Какие запасные вещества встречаются в клетках растений?
4. Какие вещества участвуют в образовании первичной и вторичной клеточной оболочки растений?
5. В чем сущность процесса фотосинтеза и автотрофного способа питания растений?
6. Типы пластид и взаимное их превращение. Строение хлоропластов. (Высших растений?)
7. Выполнить тестовые задания с 1 по 11.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|