Тема 21. Законность и правопорядок.
Понятие и признаки (законность и правопорядок) законности. Законность и целесообразность. Принципы и требования законности. Гарантии законности: понятие и виды. Механизм обеспечения правового режима законности.
Понятие правопорядка. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение права, законности и правопорядка. Основные методы обеспечения правопорядка. Роль органов внутренних дел в обеспечении правового режима законности и правопорядка.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 5
Виды СРС
| Формируемые компетенции
| Форма контроля
| ОК – 1,8
ПК – 1,2,3,4,5,9,15,16,17,18,19
| Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам
| +
| Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
| Подготовка к практическому занятию
| ОК – 1,8
ПК – 1,2,3,4,5,9,15,16,17,18,19
| Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)
| Изучение научной и учебной литературы
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| Подготовка доклада и научного сообщения
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| Подготовка научной статьи
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| - ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 6
Раздел и тема
дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 13. Нормы права
| Определение вида нормы права в статьях НПА
| Тема 17. Правоотношения.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 18. Реализация права. Толкование законов.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 19. Правонарушение и юридическая ответственность.
| Разбор конкретных ситуаций
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 7
Наименование темы дисциплины
| Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
| Тема 1. Общая характеристика науки о праве и государстве, ее место в системе общественных и юридических наук.
| 1. Понятие и классификация юридических наук.
2. Объект и предмет юридической науки.
3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.
| Тема 2. Предмет и методология теории государства и права.
| 1. Категориальный аппарат и функции теории государства и права.
2. Структура учебного курса теории государства и права.
| Тема 3. Происхождение государства и права
| 1. Социальное регулирование и управление в архаическом (первобытном) обществе.
2. Предпосылки происхождения государства.
3. Теории происхождения государства.
4. Предпосылки происхождения права.
5. Теории происхождения права.
| Тема 4. Понятие государства.
| 1. Социальная природа государства. Разнообразие подходов к определению государства.
2. Признаки государства.
3. Понятие и характерные особенности государственной власти. Легальность и легитимность государственной власти.
4. Понятие типа государства.
5. Формационный подход к типологии государства: понятие, сущность и современное состояние.
6. Цивилизационный подход: понятие и особенности.
| Тема 5. Форма государства.
| 1. Понятие формы государства
2. Форма правления: понятие и виды
3. Форма государственно-территориального устройства: понятие и виды
4. Политический режим: понятие и виды
Подготовить научное сообщение: «Нетипичные формы правления»
| Тема 6. Функции государства.
| 1. Понятие и классификация функций государства.
2. Понятие и содержание внутренних функций государства.
3. Понятие и содержание внешних функций государства.
Подготовить научное сообщение: «Функции современного российского государства»
| Тема 7. Механизм государства.
| 1. Понятие и структура механизма государства. Механизм государства и государственный аппарат.
2. Понятие, признаки и виды государственных органов.
Подготовить научное сообщение: «Механизм современного российского государства»
| Тема 8. Государство в политической системе общества.
| 1. Понятие и типология политических систем.
2. Структура и функции политической системы.
3. Государство как субъект политической системы общества.
| Тема 9. Правовое государство и гражданское общество.
| 1. Понятие и признаки правового государства.
2. Юридическое закрепление принципов правового государства в современной России.
3. Формирование правового государства в современной России.
Подготовить научные сообщения: «Идеи правового государства в дореволюционной России», «Система разделения властей в современной России»
| Тема 10. Понятие права.
| 1. Социальная природа, понятие и признаки права.
2. Современные подходы к правопониманию.
1. Понятие и классификация принципов права.
2. Юридическое закрепление принципов права в действующем российском законодательстве.
3. Понятие и классификация функций права.
Подготовить научные сообщения: «Нетрадиционные подходы к пониманию права», «Соотношение права и морали», «Объективное и субъективное в праве»
| Тема 11. Правовые системы современности.
| 1. Понятие и критерии классификации правовых систем.
2. Общая характеристика основных правовых систем современности.
| Тема 12. Сущность правового сознания. Правовая культура.
| 1. Понятие и структура правового сознания. Виды правосознания.
2. Понятие и виды правовой культуры.
3. Правовой нигилизм и правовой конформизм.
| Тема 13. Нормы права
| 1. Понятие и признаки нормы права.
2. Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.
3. Виды правовых норм.
4. Решение практических заданий.
| Тема 14. Правовые нормы в системе социальных норм.
| 1. Соотношение правовых норм с другими социальными нормами.
2. Соотношение правовых норм с техническими нормами.
Научное сообщение: Роль технических норм в регулировании общественных отношений.
| Тема 15. Источники права. Правотворчество.
| 1. Понятие и виды источников права.
2. Нормативно-правовой акт: понятие и виды.
3. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Подготовить научные сообщения: «Судебный прецедент как источник российского права: состояние и перспективы», «Обычай как источник российского права: состояние и перспективы».
| Тема 16. Система права и систематизация законодательства.
| 1. Понятие и элементы системы права.
2. Критерии деления системы права на отрасли: предмет и метод правового регулирования.
3. Классификация отраслей права.
4. Понятие и структура системы законодательства. 5. Соотношение системы права и системы законодательства».
6. Понятие, значение и виды систематизации законодательства.
Подготовить научное сообщение: «Общая характеристика отраслей российского права»
| Тема 17. Правоотношения.
| 1. Понятие и признаки правоотношения.
2. Субъекты правоотношения: понятие, признаки и виды.
3. Объект правоотношения: понятие и виды.
4. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности.
5. Классификация правоотношений.
6. Факторы, инициирующие правоотношения: юридические факты, фактические составы, юридические презумпции и фикции.
Подготовить научные сообщения: «Соотношение нормы права и правоотношения», «Предпосылки возникновения правоотношений».
| Тема 18. Реализация права. Толкование законов.
| 1. Формы непосредственной реализации права.
2. Правоприменение как особая форма реализации права.
3. Пробелы в праве и способы их восполнения: аналогия закона и аналогия права.
Подготовить научное сообщение: «Коллизия в праве: понятие и способы разрешения»
| Тема 19. Правонарушение и юридическая ответственность.
| 1. Понятие и признаки правонарушения.
2. Юридический состав правонарушения.
3. Виды правонарушений.
4. Понятие и признаки юридической ответственности.
5. Основания юридической ответственности.
6. Принципы юридической ответственности.
7. Виды юридической ответственности.
Подготовить научное сообщение: «Социальная природа и причины правонарушений»
| Тема 20. Механизм правового регулирования.
| 1. Понятие механизма правового регулирования и его элементы.
2. Понятие и стадии правового регулирования.
3. Понятие и критерии эффективности правового регулирования.
| Тема 21. Законность и правопорядок.
| 1. Понятие и принципы правового режима законности.
2. Понятие и виды гарантий правового режима законности.
3. Правопорядок и правовой режим законности: соотношение понятий.
Подготовить научное сообщение: «Категория правозаконность».
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:
1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.
2. Сделать краткие записи.
Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:
Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.
План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.
Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.
Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.
Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.
Таблица 8
Раздел и тема
Дисциплины
| Наименование или содержание
интерактивных занятий
| Тема 3. Происхождение государства и права
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу теорий происхождения государства и права.
| Тема 7. Механизм государства.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу соотношения механизма государства и государственного аппарат.
| Тема 8. Государство в политической системе общества.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу роли государства в политической системе общества.
| Тема 9. Правовое государство и гражданское общество.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу основных признаков, характерных для правового государства.
| Тема 12. Сущность правового сознания. Правовая культура.
| Студент и преподаватель упорядоченно и целенаправленно обмениваются своим мнением по поводу формирования правового сознания и правовой культуры населения.
| Тема 13. Нормы права
| Определение вида нормы права в статьях нормативных правовых актах.
| Тема 17. Правоотношения.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 18. Реализация права. Толкование законов.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 19. Правонарушение и юридическая ответственность.
| Разбор конкретных ситуаций
|
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1 Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме зачета и экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица 9
Наименование темы дисциплины
| Работа на занятиях[1]
| Выполнение контрольных работ[2]
| Тема 1. Общая характеристика науки о праве и государстве, ее место в системе общественных и юридических наук.
| -
|
| Тема 2. Предмет и методология теории государства и права.
|
|
| Тема 3. Происхождение государства и права
|
|
| Тема 4. Понятие государства.
|
|
| Тема 5. Форма государства.
|
|
| Тема 6. Функции государства.
|
|
| Тема 7. Механизм государства.
|
|
| Тема 8. Государство в политической системе общества.
|
|
| Тема 9. Правовое государство и гражданское общество.
|
|
| Тема 10. Понятие права.
|
|
| Тема 11. Правовые системы современности.
|
|
| Тема 12. Сущность правового сознания. Правовая культура.
|
|
| Тема 13. Нормы права
|
|
| Тема 14. Правовые нормы в системе социальных норм.
|
|
| Тема 15. Источники права. Правотворчество.
|
|
| Тема 16. Система права и систематизация законодательства.
|
|
| Тема 17. Правоотношения.
|
|
| Тема 18. Реализация права. Толкование законов.
|
|
| Тема 19. Правонарушение и юридическая ответственность.
|
|
| Тема 20. Механизм правового регулирования.
|
|
| Тема 21. Законность и правопорядок.
|
|
| Итого
|
|
|
Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по дисциплине производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Текущий контроль[3] успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (вторая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
13.1. Рекомендуемая литература
Список литературы составлен таким образом, чтобы дать студентам возможность самостоятельной ознакомиться с различными позициями и подходами известных ученых по наиболее актуальным проблемам дисциплины и после их изучения излагать свою точку зрения.
а) нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с поправками от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст.445.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. (в ред. от 27.12.2009 г.) №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст.1.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. №7. Ст.900.
4. Федеральный закон от 04.04.2005 г. №32-ФЗ (в ред. от 23.07.2010 г.) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. №15. Ст.1277.
б) основная литература:
1. Теория государства и права [Текст] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция" / Л. П. Рассказов. - 3-е изд. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2012.
2. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко; Московский Государственный университет им. М.В.Ломоносова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2013.
3. Теория государства и права: учебник для бакалавров / В.Д.Перевалов; Уральская Государственная Юридическая академия. – Юрайт, 2013.
4. Теория государства и права: учебник для бакалавров / А.С. Пиголкин. – 3-е изд., перераб. и доп.- Юрайт, 2013
в) дополнительная литература:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|