Тема 1. Процессуальные основы и организация судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА И СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
Учебно-методическое пособие
для слушателей факультета заочного обучения,
обучающихся по специальности 030505.65 –
правоохранительная деятельность
Воронеж 2010
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры криминалистики. Протокол № 5 от 20 января 2010 г.
Рассмотрено и одобрено на заседании методического совета. Протокол № __ от __________________.
Рецензенты:
заведующий кафедрой гигиенических дисциплин
ВГМА им. Н.Н. Бурденко
доктор медицинских наук, профессор Ю.И. Степкин;
начальник кафедры уголовного процесса
Воронежского института МВД России
кандидат юридических наук, доцент И.С. Федотов
Жаглин А.В.
Судебная медицина и психиатрия: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. – 29 с.
Учебно-методическое пособие подготовлено для слушателей заочного обучения учебных заведений системы МВД России, которые обучаются по специальности 030505.65 – Правоохранительная деятельность.
© Воронежский институт МВД России, 2010.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………..……………
|
|
| Тематический план…………………………………………………..
|
|
| Содержание дисциплины ……………………………………...........
|
|
| Планы семинарских и практических занятий……………………...
|
|
| Методические рекомендации по написанию контрольных
работ…………………………………………………………….…….
|
|
| Варианты контрольных работ……………………………………...
|
|
| Вопросы к зачету…………………………………………………….
|
|
| Список рекомендуемой литературы……………………………......
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Судебная медицина и судебная психиатрия являются разделами науки – медицины и системы социально-экономических и медицинских мероприятий – здравоохранения. Они занимают одно из ведущих мест среди различных отраслей знаний из области науки, техники, искусства и ремесла, которые наиболее часто используются в юридической практике. В результате производства судебной экспертизы по вопросам, входящим в компетенцию врачей и специалистов в области некоторых естественных наук, становится возможным восстановить фактические события по делу, соблюдая законность в судебно-следственном процессе. Поэтому неслучайно еще в положения ст. 325 Устава уголовного судопроизводства Российской империи принятого в 1864 г. говорилось: «Сведущие лица приглашаются в тех случаях, когда для точного уразумения встречающегося в деле обстоятельства необходимы специальные сведения или опытность в науке, искусстве, ремесле, промысле или каком-нибудь занятии».
Прослеживая вековую историю судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, можно констатировать возрастающие возможности в этой сфере, обусловленные следующими обстоятельствами. Во-первых, создана широкая сеть государственных судебно-медицинских экспертных, лечебных, научно-исследовательских учреждений, а также специальных кафедр и курсов в медицинских учебных заведениях. Во-вторых, появилась благоприятная возможность разработки и применения новых, более результативных методов исследования, позволяющих надёжно выявлять объективные признаки, формулировать положительные и эффективные выводы по вопросам, интересующим работников следствия и судей.
Предметом судебной медицины и судебной психиатрии является теория и практика судебно-медицинской и судебно-психиатрических экспертиз, представляющих собой процесс, складывающийся из следующих, законодательно регламентированных этапов следственных действий: назначение, организация, производство, оценка заключения эксперта (экспертов). Причем, указанные этапы должны «сопровождаться» волей правоприменителя, т.е. волей лица, назначившего судебно-медицинскую экспертизу (дознаватель, следователь, прокурор, суд, судья).
Однако, следует обратить внимание, что далеко не все вопросы медицинского характера могут быть охвачены сферой знания судебных врачей. Многие из них входят в компетенцию специалистов других отраслей медицины и естественных наук. В этих случаях, для решения вопросов медицинской направленности, возникающих у следователя или судьи при расследовании уголовных и гражданских дел, экспертные исследования производятся в государственном бюро судебно-медицинской экспертизы специалистами в области медицины и некоторых естественных наук (судебный врач, врач-клиницист, биолог, химик и др.
Важно отметить, что согласно процессуальному и должностному положению, организация экспертных исследований, методическое обеспечение работы экспертов и контроль над сроками исполнения осуществляет начальник бюро судебно-медицинской экспертизы, его заместитель по экспертной работе и заведующие отделами или отделениями, в которых непосредственно осуществляется экспертная работа. Они же оценивают и результаты работы экспертов, не вторгаясь в их независимость, и имеют право в рецензии сообщить лицу, назначившему экспертизу, о недостатках, если таковые выявятся.
Юридическую оценку Заключения эксперта осуществляет должностное лицо, назначившее производство экспертизы (дознаватель, следователь, прокурор, суд) в соответствии со следственными данными и со своим личным, элементарным познаниям в различных отраслях медицины, некоторых естественных наук, юриспруденции. Согласие или несогласие с выводами экспертизы указанные лица обязаны грамотно, с учётом требований процессуального законодательства аргументировать.
Именно поэтому, профессиональная подготовка юриста включает изучение современных основ судебной медицины и судебной психиатрии, выработку достаточного объема умений их практического использования.
При этом необходимо учитывать, что особенностью заочной формы обучения является в основном самостоятельное освоение слушателями учебной дисциплины «Судебная медицина и судебная психиатрия». В этой связи, их внимание должно уделяться исследованию учебного материала, получаемого не только на лекциях, семинарских и иных аудиторных занятий, но и во время самостоятельной работы слушателей, на которую отводится определенное учебными планами время.
В процессе освоения учебного курса «Судебная медицина и судебная психиатрия» акцентировать внимание следует на вопросы, чаще попадающиеся в поле зрения следствия и суда; конкретную роль врача и юриста в исследовании объектов экспертизы, выявлении доказательств, их процессуальном оформлении и экспертной оценке; правовые нормы, регламентирующие общественные отношение в рассматриваемой сфере.
Основной учебный материал курса «Судебная медицина и судебная психиатрия» выдается на лекционных занятиях, полученные знания углубляются на семинарских занятиях. Изучение всего курса завершается для слушателей ФЗО 3,6 лет обучения сдачей зачета, для слушателей ФЗО 6 лет обучения сдачей контрольной работы и зачета.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для слушателей ФЗО, срок обучения – 3,6лет.
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Аудит.
занят.
| Из них
| Сам.
раб.
| Л.
| С.
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел «Судебная медицина».
| 1.
| Процессуальные основы и организация судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.
|
|
|
| -
|
| 2.
| Учение о смерти и трупных явлениях.
|
|
|
| -
|
| 3.
| Судебно-медицинская травматология. Повреждения тупыми предметами.
|
| -
| -
| -
|
| 4.
| Повреждения острыми орудиями.
|
| -
| -
| -
|
| 5.
| Огнестрельные повреждения
|
| -
| -
| -
|
| 6.
| Повреждения смерть от острого кислородного голодания.
|
| -
| -
| -
|
| 7.
| Действия высокой и низкой температур и других физических факторов. Судебно-медицинская токсикология.
|
| -
| -
| -
|
| 8.
| Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения.
|
| -
|
| -
|
| 9.
| Судебно-медицинская экспертиза трупа. СМЭ трупа новорожденного.
|
| -
| -
| -
|
|
| СМЭ потерпевших, обвиняемых, подозреваемых и др. лиц.
|
| -
| -
| -
|
| Раздел «Судебная психиатрия».
| 11.
| Организационные и правовые основы назначения и проведения СПЭ
|
|
| -
| -
|
| 12.
| СПЭ в уголовном процессе. Проблема невменяемости и ограниченной вменяемости.
|
| -
| -
| -
|
| 13.
| СПЭ в гражданском процессе. СПЭ несовершеннолетних.
|
| -
| -
| -
|
| 14.
| Меры медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия (ООД).
|
|
| -
|
|
| 15.
| Общая психопатология. Симптомы и синдромы расстройств. Общие понятия о психических расстройствах. Основные виды психических расстройств.
|
|
|
| -
|
| 16.
| Частная психопатология.
|
| -
| -
| -
|
| 17.
| Проблема зависимости от психоактивных веществ. Алкоголизм и наркомании.
|
|
| -
|
|
| 18.
| Понятие о шизофрении и маниакально-депрессивного психоза.
|
| -
| -
| -
|
| 19.
| Психогенные психические расстройства. Исключительные состояния.
|
| -
| -
| -
|
| 20.
| Расстройства личности (психопатии). Расстройства влечений сексуального и несексуального круга. Симуляция и диссимуляция психических расстройств.
|
|
| -
| -
|
| Зачет.
| | | | | | Итого по курсу:
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для слушателей ФЗО, срок обучения – 6лет.
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Всего
часов
| Аудит.
занят.
| Из них
| Сам.
раб.
| Л.
| С.
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел «Судебная медицина».
| 1.
| Процессуальные основы и организация судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.
|
|
|
| -
|
| 2.
| Учение о смерти и трупных явлениях.
|
|
|
| -
|
| 3.
| Судебно-медицинская травматология. Повреждения тупыми предметами.
|
| -
| -
| -
|
| 4.
| Повреждения острыми орудиями.
|
| -
| -
| -
|
| 5.
| Огнестрельные повреждения
|
| -
| -
| -
|
| 6.
| Повреждения смерть от острого кислородного голодания.
|
| -
| -
| -
|
| 7.
| Действия высокой и низкой температур и других физических факторов. Судебно-медицинская токсикология.
|
| -
| -
| -
|
| 8.
| Осмотр места происшествия и трупа на месте его обнаружения.
|
| -
|
| -
|
| 9.
| Судебно-медицинская экспертиза трупа. СМЭ трупа новорожденного.
|
| -
| -
| -
|
|
| СМЭ потерпевших, обвиняемых, подозреваемых и др. лиц.
|
| -
| -
| -
|
| Раздел «Судебная психиатрия».
| 11.
| Организационные и правовые основы назначения и проведения СПЭ
|
|
| -
| -
|
| 12.
| СПЭ в уголовном процессе. Проблема невменяемости и ограниченной вменяемости.
|
| -
| -
| -
|
| 13.
| СПЭ в гражданском процессе. СПЭ несовершеннолетних.
|
| -
| -
| -
|
| 14.
| Меры медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершивших общественно опасные действия (ООД).
|
|
| -
|
|
| 15.
| Общая психопатология. Симптомы и синдромы расстройств. Общие понятия о психических расстройствах. Основные виды психических расстройств.
|
|
|
| -
|
| 16.
| Частная психопатология.
|
| -
| -
| -
|
| 17.
| Проблема зависимости от психоактивных веществ. Алкоголизм и наркомании.
|
|
| -
|
|
| 18.
| Понятие о шизофрении и маниакально-депрессивного психоза.
|
| -
| -
| -
|
| 19.
| Психогенные психические расстройства. Исключительные состояния.
|
| -
| -
| -
|
| 20.
| Расстройства личности (психопатии). Расстройства влечений сексуального и несексуального круга. Симуляция и диссимуляция психических расстройств.
|
|
| -
| -
|
| Контрольная работа.
| | | | | | Зачет.
| | | | | | Итого по курсу:
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел "Судебная психиатрия"
Тема 1. Процессуальные основы и организация судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации.
Предмет, методы и содержание судебной медицины. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы в соответствии с УПК и другими нормативными документами. Виды и формы судебно-медицинских экспертиз по практическому выполнению. Судебно-медицинская экспертиза в процессе предварительного следствия и в судебном заседании. Права, обязанности и ответственность судебно-медицинского эксперта. Судебно-медицинские учреждения в РФ, их структура и функциональное предназначение. Объекты судебно-медицинской экспертизы. Судебно-медицинская документация.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|