Тема 2. Факторы абиотической природы, влияющие на биоразнообразие Мирового океана.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «микробиологии»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГИДРОБИОЛОГИЯ»
Составила преподаватель кафедры микробиологии Куранова В.В.
Оренбург 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (CРC) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ НА СРС, ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ СРС
4. ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ СРС ПО КАЖДОМУ ЗАДАНИЮ
5. РЕКОМЕНДУМАЯ ЛИТЕРАТУРА
6. ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ СРС
ВВЕДЕНИЕ
В процессе подготовки студентов по специальности 020209.65 «Микробиология», освоения ими необходимых знаний по дисциплине «Гидробиология» очень важная роль отводится самостоятельной работе студентов.
Процесс изучения дисциплины предусматривает ряд взаимосвязанных дидактической целью этапов, включающих проведение лекционных аудиторных занятий, лабораторных работ, самостоятельную работу студентов в межсессионный период и как результирующую всех вышеперечисленных видов деятельности сдачу зачета по дисциплине.
Самостоятельная работа студентов является составной частью профессиональной образовательной программы. Ее цель – укрепление, расширение и углубление знаний, полученных на лекционных, лабораторных занятиях, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой, подготовке рефератов по актуальным темам и проработке лекционного материала в области гидробиологии.
Самостоятельная работа студентов предполагает активное, последовательное и подробное освоение ими соответствующих учебных материалов по всем ее структурным разделам с использованием как основной, так и дополнительной литературы.
В процессе работы студенты должны научиться использовать, полученные во время аудиторных занятий знания, уметь четко и ясно формулировать ответы на поставленные вопросы, ориентироваться в учебной и научной литературе, предлагаемой преподавателем для более детального изучения материала.
Системность и последовательность – два основных подхода, которыми следует руководствоваться студентам, учитывая нижеизложенные задания и рекомендации, касающиеся самостоятельной работы.
Кроме этого данный вид деятельности требует от студента творческой активности, таких личных качеств как - усидчивость и самоконтроль.
Для успешного освоения изучаемого материала рекомендуется следующие формы его проработки:
· индивидуальные домашние задания,
· написание рефератов,
· составление конспектов
· нахождение ответов по заданным вопросам;
· оформление результатов в виде электронной презентации и тд.
Неотъемлемым компонентом самостоятельной работы студента является систематический самоконтроль хода и результатов своей работы, корректировка и совершенствование способов ее выполнения.
Самостоятельная работа это процесс, в который в качестве субъекта деятельности вовлечен, не только студент, но и преподаватель.
В свою очередь им контролируется ход и результаты самостоятельной работы в различных формах:
· рецензирование выполненных студентами в письменной форме докладов, рефератов, контрольных работ,
· проведение контрольных работ по вопросам, которые подготовлены студентами самостоятельно,
· обсуждение с учебной группой результатов индивидуальной самостоятельной работы.
ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (CРC) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
№ п/п
| Наименование разделов темы
| Задания для СРС
| Сроки выполнения
| 1.
| Гидробиология как самостоятельная наука, изучающая надорганизменные водные экосистемы. История гидробиологии.
| История становления отечественной гидробиологии (проработка)
| 2 неделя
(1 модуль)
| 2.
| Гидросфера как среда обитания гидробионтов
| Факторы абиотической природы, влияющие на биоразнообразие Мирового океана (конспект)
| 3 неделя
(1 модуль)
| 3.
| Гидросфера как среда обитания гидробионтов
| ИДЗ: Биоразнообразие морских и континентальных водоемов
| 4 неделя
(1 модуль)
| 4.
| -
| Подготовка к контрольной работе по итогам 1 модуля
| 5 неделя
(2 модуль)
| 5.
| Основы жизнедеятельности гидробионтов
| Развитие гидробионтов (реферат)
| 7 неделя
(2 модуль)
| 6.
| -
| Подготовка к контрольной работе по итогам 2 модуля
| 9 неделя
(2 модуль)
|
| Гидробиоценозы. Биологическая продуктивность водоемов. Устойчивость водных экосистем.
| Трофические взаимоотношения в гидробиоценозах (реферат)
| 11 неделя
(3 модуль)
|
| Гидробиоценозы. Биологическая продуктивность водоемов. Устойчивость водных экосистем.
| Первичная и вторичная продукция водных экосистем (проработка)
| 12 неделя
(3 модуль)
| 9.
| -
| Подготовка к контрольной работе по итогам 3 модуля
| 13 неделя
(3 модуль)
| 10.
| Гидробионты и человек. Проблемы современной гидробиологии.
| Биологические ресурсы Мирового океана (конспект)
| 15 неделя
(4 модуль)
| 11.
| Гидробионты и человек. Проблемы современной гидробиологии.
| Гидробионты против человека (круглый стол)
| 16 неделя
(4 модуль)
|
| Гидробионты и человек. Проблемы современной гидробиологии.
| Подготовка к контрольной работе по итогам 4 модуля
| 18 неделя
(4 модуль)
| 13.
| -
| Подготовка к ЛПЗ
| в течение всего курса
|
ХАРАКТЕРИСТИКА И ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЙ НА СРС
Тема 1: История становления отечественной гидробиологии
Цель: познакомиться с отечественной школой гидробиологии
Задачи: 1. осветить знаменательные даты в истории отечественной гидробиологии.
2. дать оценку роли личностей в истории гидробиологии: Зернова С.А, Дерюгина К.М. Зенкевича Л.А, Алимова А.Ф.
3. проследить эволюцию научных интересов отечественных гидробиологов
Реализация данных задач предполагает следующие этапы:
- выбор и анализ литературы по теме работы
- поиск ответов на проблемные вопросы (задачи)
Ответы должны освящать следующие основные моменты:
Зарождение отечественной гидробиологии. Биография и вклад Зернова С.А, Дерюгина К.М. Зенкевича Л.А, Алимова А.Ф. в науку. Роль гидробиологического общества, научных институтов в развитии гидробиологии. Направления гидробиологии, составляющие интерес отечественных гидробиологов. Практическое значение исследований отечественной гидробиологии.
- Контроль выполнения работы осуществляется в форме тестирования. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз. Примерные вопросы тестирования:
Вариант 1.
1. Каким ученым был введен термин «планктон»?
1) А. Остроумов
2) Н. Книпович
3) С. Зернов
4) Ю. Верещагин
5) В. Дыбовский
6) В. Гензер
2. Ученый, исследовавший биоценозы Черного моря и создавший гидробиологический отдел в Зоологическом институте АН СССР- это…
1) А. Остроумов
2) Н. Книпович
3) С. Зернов
4) Ю. Верещагин
5) В. Дыбовский
6) В. Гензер
3. Этим исследователем было положено начало исследований Баренцева моря.
1) А. Остроумов
2) Н. Книпович
3) С. Зернов
4) Ю. Верещагин
5) В. Дыбовский
6) В. Гензер
4. Изучение озера Байкал связано с именем этого ученого.
1) А. Остроумов
2) Н. Книпович
3) С. Зернов
4) Ю. Верещагин
5) В. Дыбовский
6) В. Гензер
5.В 1928 году институт лимнологии организует именно этот исследователь.
1) А. Остроумов
2) Н. Книпович
3) С. Зернов
4) Ю. Верещагин
5) В. Дыбовский
6) В. Гензер
Тема 2. Факторы абиотической природы, влияющие на биоразнообразие Мирового океана.
Цель: изучить факторы абиотической природы, влияющие на биологическое разнообразие водных организмов.
Задачи: 1. определить степень влияния каждого фактора на жизнедеятельность гидробионтов.
2. выделить группы организмов по отношению к каждому фактору.
3. сделать выводы о наиболее оптимальных условиях обитания гидробионтов.
Потребность в конспекте возникает в случае изучения данной темы, так как за ограниченное время требуется передать большой объем информации, переработать множество разрозненных источников.
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале, кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа "генеалогическое дерево" и "паучок". В схеме "генеалогическое дерево" выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности "сверху - вниз" - от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме "паучок" записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет "тело паучка". Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют "ножки паука". Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой "ножке" ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Действия при составлении конспекта - схемы могут быть такими:
1. Подберите факты для составления схемы.
2. Выделите среди них основные, обще понятия.
3. Определите ключевые слова, фразы, помогающие раскрыть суть основного понятия.
4. Сгруппируйте факты в логической последовательности.
5. Дайте название выделенным группам.
6. Заполните схему данными.
Данная работа раскрывает и творческие возможности студента по оформлению и представлению данной работы. Наглядность, яркость схемы способствует образному закреплению материала.
Конспект представляет на листах формата А4. На титульном листе указываются название образовательного учреждения, тема работы, фамилия, имя, отчество выполнявшего работу, город и год. Объем работы не должен превышать 8 страниц, однако вопросы темы должны быть освещены в полном объеме.
Вопросы, раскрывающие тему:
1.Факторы абиотической природы, влияющие на распространение гидробионтов.
2.Отношение организмов к световому фактору.
3. Отношение организмов к температурному фактору.
4. Отношение организмов к рН фактору.
5. Отношение организмов к течению.
В конце конспекта дается библиографический список, на который обязательно должны быть ссылки в тексте.
Работа сдается лично преподавателю в отведенные для этого сроки. Проверка выполнения работы состоит из двух этапов:
1. ознакомление преподавателя с самим конспектом.
2. ответ студента по конспекту на вопросы раскрывающие тему.
Критерии оценки за выполнение конспекта:
- правильность оформления конспекта
- полнота раскрытия темы
- наличие фактических ошибок и недочетов
- наглядность, красочность аккуратность выполнения конспекта
- правильность устных ответов на вопросы по теме.
Каждый критерий приравнивается к 1 баллу. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать студент за данный вид деятельности 5 баллов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|