Цитоплазма, органеллы и включения.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЦИТОЛОГИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ МОРФОЛОГИИ С КУРСОМ ОНКОЛОГИИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО ЦИТОЛОГИИ
Ф.И.О студента __________________________________________
№ группы ___________________________________________
Ф.И.О преподавателя______________________________________
УДК
Печатается по решению редакционно–издательской комиссии медицинского института Пензенского государственного университета.
Рабочая тетрадь по цитологии составлена в соответствии с действующим учебным планом и программой по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии предназначена для самостоятельной работы студентов I курса медицинского института на практических занятиях.
Составители: С.А. Мозеров, О.В. Красовитова, М.Г. Федорова.
дата «___» __________201__
ЗАНЯТИЕ № 1
История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Методы морфологического исследования.
Цель занятия:узнать основные пункты развития морфологической науки. Ознакомиться с методами изучения микроскопического строения органов и клеток
Студенты должны знать:
основные вопросы, которыми занимается наука морфология;
историю цитологии, эмбриологии и гистологии и имена ученых, внесших наибольший вклад в развитие этих наук;
способы и схемы изготовления гистологических препаратов;
методы микроскопии: световая, люминисцентная, электронная;
строение светового микроскопа.
Студенты должны уметь:
обращаться со световым микроскопом;
находить в поле зрения микроскопа препарат, различать отдельные клетки.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Возникновение и развитие гистологии и цитологии как самостоятельных наук. Роль клеточной теории в развитии гистологии и медицины. Работы Шванна, Пуркинье и др.
2. Развитие гистологии, цитологии и эмбриологии в России. Современный этап в развитии гистологии, цитологии и эмбриологии.
3. Основные методы исследования в цитологии, гистологии и эмбриологии. Представление о гистологическом препарате. Основные этапы его приготовления. Строение светового микроскопа и правила работы с ним.
4. Дополнительные методы микроскопирования: ультрафиолетовый, флюоресцентный, фазово-контрастный. Устройство и принцип работы электронного микроскопа.
Задания
1. В таблице отметить основные этапы изготовления гистологического препарата и кратко указать сущность каждого из них.
Этапы изготовления гистологического препарата
| Сущность этапа
|
|
|
2. Перечислите основные группы красителей, укажите название структур, воспринимающих краситель, и примеры красителей
Группа красителей
| Название окрашиваемых структур
| Пример красителей
|
|
|
|
Практические навыки
Разберите строение микроскопа и укажите его части по номерам:
Рисунок 1
____________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
____________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.
1. Создатель клеточной теории:
1) Т. Шванн
2) Я. Пуркинье
3) М. Шлейден
4) Р. Броун
2. Объекты, видимые в световой микроскоп:
1) клетки
2) ядра
3) цитоплазма
4) молекулы белков.
3. Метод иммунофлюоресцентного анализа основан на:
1) применении флюоресцирующих красителей
2) применении флюоресцирующих красителей в комплексе со специфическими антителами
3) реакции антиген-антитело
Оценка____________________
Подпись
преподавателя_____________
дата «___» __________201__
ЗАНЯТИЕ № 2
Клеточная теория. Типы клеток. Симпласты. Синцитии. Межклеточное вещество.
Цель занятия:узнать основные положения клеточной теории и научиться объяснять их.
Студенты должны знать:
пункты клеточной теории;
схему строения эукариотической клетки;
различия эу- и прокариотических клеток, а также клеток растительных и животных организмов;
определение понятий: синцитий, симпласт;
состав компонентов межклеточного вещества: аморфного и волокнистого.
Студенты должны уметь:
находить в препарате отдельные клетки, различать симпласты и синцитии;
различать клетки и межклеточное вещество;
определять ядро и цитоплазму, или множество ядер в постклеточных образованиях.
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Понятие о клетке, как живой элементарной системе, основе строения и функции эукариотических организмов. Понятие о неклеточных структурах (симпласт, синцитий, межклеточное вещество). Взаимоотношения клеток и неклеточных структур.
2. Основные положения клеточной теории на современном этапе развития науки. Общая организация животных клеток: цитоплазма с клеточной оболочкой, ядро. Форма и величина клеток в связи с их функциональной специализацией.
3. Плазмолемма: строение, химический состав, функции. Характеристика надмембранного и подмембранного слоя клеточной оболочки. Специализированные структуры клеточной оболочки, их строение и функции.
4. Функциональная и структурная характеристика различных видов соединений. Простые соединения. Сложные соединения: плотные, соединения, щелевые соединения (нексусы), промежуточные соединения, десмосомы, пальцевидные соединения.
5. Организация плазматической мембраны. Межклеточные взаимодействия. Примембранные компоненты. Функции плазмолеммы.
Задания
1. Укажите структурные особенности плазмолеммы
Слои плазмолеммы
| Химические вещества
|
|
|
2. Запишите основные функции плазмолеммы
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите способы обмена клетки со средой
Способы поступления вещества в клетку
| Способы ведения веществ из клетки
|
|
|
4. Назовите виды неклеточных структур ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические навыки
Препарат №1. Мазок крови лягушки.
Препарат представлен в основном эритроцитами лягушки. Это клетки красного цвета, овальной формы, содержащие ядра.
Препарат №2. Мазок крови человека.
Эритроциты человека в препарате видны округлые или двояковогнутые клетки красноватого цвета с просветлением в центре Ядро в эритроцитах отсутствует. Эритроциты человека мельче эритроцитов лягушки.
Препарат №3. Скелетная поперечно-полосатая мышечная ткань
Под эпителием, покрывающим наружную поверхность языка в разных направлениях располагаются удлиненные мышечные волокна. Волокна имеют поперечную исчерченность и множественные ядра по периферии волокна.
Препарат №4 Эпителиальные клетки почечных канальцев
Препарат представлен участком почечной ткани с большим количеством канальцев. Изнутри канальцы выстилают клетки эпителия. Клетки кубического эпителия более низкие, просвет канальцев с таким эпителием достаточно широк. Клетки призматического эпителия высокие и оставляют более узкий просвет канальца.
Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.
1. Одно из положений клеточной теории гласит:
1) все клетки образуются путем почкования исходной клетки
2) все клетки – потомки одной полипотентной клетки
3) все клетки образуются путем деления исходной клетки
2. Симпласт это:
1) крупные образования, состоящие из цитоплазмы с множеством ядер
2) мелки постклеточные безъядерные образования
3) клетки, связанные между собой цитоплазматическими мостиками
4) клетка в которой погибли ядра и некоторые органеллы
3. Сицитий это:
1) крупные образования, состоящие из цитоплазмы с множеством ядер
2) мелки постклеточные безъядерные образования
3) клетки, связанные между собой цитоплазматическими мостиками
4) клетка в которой погибли ядра и некоторые органеллы
4. К мембранным органеллам относятся:
1) рибосомы
2) пероксисомы
3) митохондрии
4) комплекс Гольджи
5. К немембранным органеллам относятся:
5) рибосомы
6) пероксисомы
7) митохондрии
8) комплекс Гольджи
Оценка____________________
Подпись
преподавателя_____________
дата «___» __________201__
ЗАНЯТИЕ № 3
Цитоплазма, органеллы и включения.
Цель занятия: узнать строение эукариотической клетки, строение и функции ее компонентов.
Студенты должны знать:
общий план строение и названия компонентов клетки;
состав и функции гиалоплазмы;
строение клеточной оболочки – плазмолеммы, различные варианты соединения клеток, предназначение клеточных контактов;
классификацию органелл клетки;
строение и функции мембранных и немембранных органелл клетки.
Студенты должны уметь:
найти в препарате и зарисовать клетки с их видимыми в световой микроскоп компонентами;
различать в клетках включения разного рода, зарисовать эти включения
Вопросы для самостоятельной подготовки
1. Общий план строения эукариотической клетки. Взаимосвязь формы и размеров клеток с их функциональной специализацией.
2. Органеллы цитоплазмы: понятие и классификация. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в энергопроизводстве.
3. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих во внутриклеточном пищеварении, защитных и обезвреживающих реакциях.
4. Структурная, химическая и функциональная характеристика органелл, составляющих цитоскелет клеток. Строение и значение центриолей, ресничек и жгутиков.
5. Понятие о компартментализации клетки и ее функциональное значение. Лизосомы. Строение, химический состав, функции. Понятие о первичных и вторичных лизосомах, об аутофагосомах и гетерофагосомах.
6. Структурно-функциональная характеристика органелл, участвующих в процессах синтеза и секреции веществ из клеток.
Задания
1. Запишите классификацию органелл
Органеллы
| мембранные
| немембранные
|
|
|
2. Запишите примеры включений: 1) трофических, 2) секреторных,
3) экскреторных, 4) пигментных
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Запишите типы лизосом в клетке
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Что такое «включения»? Их разновидности. Запишите.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические навыки
Препарат №5 Яйцеклетка лягушки.
В препарате видны отдельные крупные клетки – яйцеклетки лягушки. В центре клетки располагается ядро. Практически все пространство вокруг ядра и до плазмолеммы занято мелкими трофическими включениями, окрашенными в розоватый цвет.
Препарат №6 Гранулы зимогена в секреторных клетках поджелудочной железы.
Видны структурные единицы поджелудочной железы – ацинусы, состоящие из секреторных клеток. В цитоплазме клеток и в просвете ацинусов имеются скопления гранул зимогена (незрелого фермента), окрашенных в темно-коричневый и черный цвета.
Препарат №7 Включения меланина в пигментных клетках амфибий.
Пигментные клетки имеют отросчатую форму и ядро, располагающееся по центру клетки. В цитоплазме видны мелкие включения меланина коричневого цвета.
Препарат №8 Жировая дистрофия печени.
Гепатоциты – клетки неправильно-округлой формы с розовой цитоплазмой. В цитоплазме встречаются прозрачные жировые вакуоли. В части клеток эти вакуоли занимают все пространство под плазмолеммой, оттесняя ядро к периферии.
Тестовые задания для определения итогового уровня знаний.
1. Основными компонентами биологических мембран являются:
1) белки
2) углеводы
3) липиды
2. По биологической роли белки биологических мембран разделяются на:
1) структурные белки
2) интегральные белки
3) белки-переносчики
4) белки-ферменты
5) примембранные белки
6) рецепторные белки
3. Ядра тканевых клеток, как правило, окрашиваются:
1) основными гистологическими красителями
2) кислыми гистологическими красителями
4. Меланин представляет собой:
1) секреторное включение
2) пигментное включение
3) экскреторное включение
4) трофическое включение
5. Большое количестве ядерных пор в ядерной оболочке тканевой клетки свидетельствует о:
1) интенсивных синтетических процессах
2) слабых синтетических процессах
Оценка____________________
Подпись
преподавателя_____________
дата «___» __________201__
ЗАНЯТИЕ № 4
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|