Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: «ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ»





Обучающая часть

Не забывайте о том, что прежде чем начинать работу с тетрадью, необходимо поработать с учебником и дополнительной литературой!

Грибы – отдельное царство организмов. От бактерий, растений и животных их отличает ряд важнейших признаков: клеточная стенка грибов построена из хитина, а не из целлюлозы, как у растений. Грибы питаются готовыми органическими веществами, размножаются как спорами, так и половым путем, не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.

Заполните пропуски в тексте, и вы получите рассказ об основных признаках грибов.

Для выполнения этой работы можно использовать учебник.

1. Грибы раньше относили к ____________________ за их некоторое сходство. Как и растения, грибы не могут _______________________, они размножаются с помощью _________________. Однако грибы отличаются от растений. В их клетках нет ______________________, и поэтому грибы не способны к ____________________. Они питаются _____________________ органическими веществами. Среди грибов встречаются как многоклеточные, так и __________________ формы. Размножаются грибы как спорами, так и участками __________________________. Наука о грибах называется _____________________________.



2. Дайте определения следующим понятиям:

Вспомните, что дать определение – значит отметить самые существенные признаки определяемого понятия.

Паразитизм – существование одного организма за счет использования питательных веществ другого организма.

Симбиоз _____________________________
Микориза ____________________________
Сапрофиты __________________________

Сравните в таблице разные классы грибов и найдите общие признаки.

Признаки для сравнения Группы грибов
шляпочные грибы плесневые грибы грибы-паразиты
Среда обитания Лесная подстилка Хлеб, древесина Другие организмы – деревья, злаки
Особенности строения      
Способ распространения      
Размножение      
Значение      
Общие признаки      

3. Почему говорят, что лишайник – это симбиоз гриба и водоросли?

Учтите, что определить характер взаимоотношений между организмами можно, только зная пользу и вред, который они приносят друг другу.

_________________________________________________________________________________________.



4. Какая часть лишайника может существовать самостоятельно и почему? А может ли другая часть лишайника жить отдельно?

(Ответ. Ответ на подобный вопрос требует более глубоких знаний про лишайники. Обычно водоросль, входящая в лишайник, может жить отдельно, а грибы, как правило, – только в составе лишайника. Союз гриба и лишайника очень избирателен. Водоросль может находиться в симбиозе не с каждым грибом. Отвечая на такой вопрос, нужно понимать, что абсолютно точного ответа на него нет.)

5. Что может вызвать гибель лишайника?

(Ответ. Можно предположить, что жизнь лишайника зависит от водоросли. Для водоросли самым неблагоприятным является отсутствие света.)

6. Лишайники не являются паразитами деревьев, и все-таки их появление может принести определенный вред дереву. Каким образом?

(Ответ. По условию, само строение и образ жизни лишайника вреда дереву не приносят. Однако в лишайнике могут поселиться вредные для дерева насекомые.)

Тренировочная часть

Часть А

Можно написать одно общее доказательство.

А1.Дольше всего не червивеет:
Ответы 1) подосиновик; 2) подберезовик; 3) масленок; 4) мухомор. Обсуждение Мухомор _________________________________, а все остальные грибы ______________________ .

 

  А2. Весной можно собирать:
Ответы 1) белые грибы; 2) лисички; 3) сморчки; 4) опята. Обсуждение

 

 
А3. Наиболее удобным способом размножения для лишайников является:
Ответы 1) половой; 2) спорами; 3) частями тела (таллома); 4) спорами. Обсуждение

 

     

Обсуждение ответов на этот вопрос достаточно трудное. Надо вспомнить, как размножаются отдельные организмы, составляющие лишайник, и подумать о наиболее удобном способе размножения.



Отвечая на следующий вопрос, можно написать одно общее доказательство.

А4. К лишайниками не относится:
Ответы 1) ксантория; 2) стенная золотянка; 3) исландский мох; 4) маршанция. Обсуждение

 

А5. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что они:
Ответы 1) неподвижны, но способны к фотосинтезу; 2) неподвижны и питаются готовыми органическими веществами; 3) не размножаются спорами и не имеют органов; 4) не имеют органов, но сами создают органические вещества. Обсуждения Нет, грибы не способны к фотосинтезу ______ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ Нет, грибы не____________________________

 

А6.С некоторыми растениями грибы сближает:
Ответы 1) размножение спорами; 2) автотрофный способ питания; 3) гетеротрофный способ питания; 4) наличие проводящих сосудов. Обсуждение

 

Часть В

В1.Лишайники относят к симбиотическим организмам потому, что:

А) организмы их составляющие, вредят друг другу;
Б) они состоят из бактерий и грибов;
В) гриб добывает для водоросли минеральные соли и воду;
Г) водоросль образует, а гриб использует органические вещества;
Д) гриб поставляет водоросли органические вещества из почвы;
Е) организмы, их составляющие, приносят взаимную пользу друг другу.

Объяснение: __________________________________________________________________

Часть С

Отвечая на этот вопрос, надо вспомнить определение понятия «симбиоз».

С1. В чем заключается польза симбиоза? ____________________________________________________________

Отвечая на этот вопрос, надо связать условия среды со строением лишайников.

С2. Чем можно объяснить, что разнообразие лишайников на Крайнем Севере очень велико? _________________

Контрольная часть

А1. В каких отношениях находятся гриб и водоросль, образующие лишайник:

1) гриб паразитирует на водоросли;
2) водоросль паразитирует на грибе;
3) гриб и водоросль живут в симбиозе;
4) каждый живет как самостоятельный организм.

А2.Олени питаются:

1) ксанторией;
2) стенной золотянкой;
3) пармелией;
4) ягелем.

А3. Ягель – это лишайник, живущий:

1) в еловом лесу;
2) на скалах;
3) на стволах деревьев;
4) в тундре.

А4. Каким из способов лишайник не размножается:

1) спорами;
2) кусочками слоевища;
3) особыми клетками, состоящими из водоросли и гриба;
4) половыми клетками.

А5. Лишайники не растут в промышленных городах потому, что в городах:

1) нет грибов;
2) нет водорослей;
3) загрязнен воздух;
4) нет почвы для роста лишайника.

А6.В состав лишайника входят:

1) грибы и одноклеточные водоросли;
2) грибы-паразиты и многоклеточные водоросли;
3) трубчатые грибы и бурые водоросли;
4) пластинчатые грибы и многоклеточные зеленые водоросли.

А7. Роль водоросли в лишайнике заключается в том, что водоросль обеспечивает грибу:

1) доставку воды;
2) кислородное дыхание;
3) размножение;
4) углеводное питание.

А8. Основное значение роль лишайников для человека заключается в том, что они:

1) паразитируют на деревьях;
2) являются основным источником кислорода на Земле;
3) участвуют в почвообразовании и разрушении горных пород;
4) являются биологическими индикаторами (измерителями) загрязнения окружающей среды.

А9. Ксантория настенная относится к:

1) кустистым лишайникам;
2) накипным;
3) листоватым;
4) мхам.

А10. Быстрее остальных при повышении температуры будут размножаться:

1) одноклеточные грибы – мукор;
2) стрептококки;
3) мухоморы;
4) ягель.

А11. Основное сходство между бактериями, грибами и лишайниками заключается в том, что:

1) их клетки имеют ядра;
2) они способны к фотосинтезу;
3) их клетки образуют споры;
4) все названные организмы – многоклеточные.

А12. Основным источником энергии для грибов и болезнетворных бактерий служит:

1) фотосинтез;
2) углекислый газ;
3) органические вещества;
4) вода и минеральные соли.

А13. Симбиотические отношения существуют между:

1) грибом и водорослью;
2) возбудителем холеры и человеком;
3) грибом трутовиком и тополем;
4) спорыньей и рожью.

А14.Основную роль в образовании почвы и разложении органических веществ играют:

1) паразиты растений;
2) сапрофиты;
3) симбионты;
4) паразиты животных.

А15. Основная роль бактерий гниения и брожения заключается в том, что они:

1) создают органические вещества, которые затем используются растениями и животными;
2) разлагают сложные органические вещества на более простые;
3) паразитируют на живых организмах;
4) входят в состав лишайников.

А16. Наиболее важным отличием клеток бактерий от клеток грибов и лишайников является:

1) способность к образованию спор;
2) наличие клеточной стенки;
3) отсутствие ядра;
4) отсутствие наследственного апппарата.

А17. Сахар превращают в спирт под действием:

1) дрожжей;
2) сыроежек;
3) мукора;
4) пеницилла.

А18. Грибница, опутывающая корни растений, называется:

1) плесень;
2) лишайник;
3) микоз (грибковое заболевание);
4) микориза.

А19. Из перечисленных деревьев в меньшей степени подвержены грибковым заболеваниям:

1) тополь;
2) липа;
3) лиственница;
4) осина.

А20. Съедобная часть белого гриба называется:

1) грибницей;
2) пеньком;
3) шляпкой;
4) плодовым телом.

А21. Из названных грибов к пластинчатым относится:

1) подосиновик;
2) масленок;
3) лисичка;
4) подберезовик.

А22. По характеру питания грибы относятся к:

1) гетеротрофам;
2) автотрофам;
3) автотрофам и гетеротрофам одновременно;
4) паразитическим гетеротрофам.

А23. Ложный опенок отличается от съедобного тем, что:

1) ложный опенок намного крупнее;
2) у ложного опенка нет пленки на пеньке и зеленоватые пластинки;
3) ложный опенок – трубчатый гриб;
4) у ложного опенка есть пленка на пеньке и светло-желтые пластинки.

А24. Съедобные грибы ценны тем, что в них в основном содержатся:

1) жиры;
2) углеводы;
3) белки;
4) все эти вещества примерно в равных количествах.

А25.Грибница мукора – это :

1) многоклеточное образование;
2) одна многоядерная клетка;
3) одна одноядерная клетка;
4) неклеточное образование.

А26. Мукор скорее всего можно встретить на (в):

1) дереве;
2) почве;
3) влажном хлебе;
4) злаках.

А27. Пеницилл отличается от мукора:

1) способом питания;
2) способом размножения;
3) строением;
4) всеми указанными особенностями.

А28. Хлебопарные дрожжи получают энергию для жизнедеятельности за счет:

1) фотосинтеза;
2) поглощения из почвы минеральных веществ;
3) разложения сахара на спирт и углекислый газ;
4) получения из почвы органических веществ.

А29. Антибиотики готовят из:

1) пеницилла;
2) дрожжей;
3) спорыньи;
4) мукора.

А30. Пораженный головней колос злака заполнен:

1) грибницей;
2) плодовыми телами;
3) спорами;
4) всеми названными образованиями.

А31. Растения не образуют микоризы с:

1) подосиновиком; 2) подберезовиком; 3) лисичками; 4) трутовиками.

Часть В

В1. Выберите характерные особенности клеток грибов.

А) Клетка не содержит хлоропластов. Б) Клеточная стенка построена из целлюлозы. В) Питание автотрофное. Г) Клетка содержит хлоропласты. Д) Эукариоты. Е) Гетеротрофное питание. Ж) Клеточная стенка из хитина.

Ответ: _____________________

В2. Выберите способы, которыми могут размножаться грибы.

А) Гифами. Б) Спорами. В) Черенками. Г) Семенами. Д) Половым путем. Е) Прививками.

Ответ: ______________________

Часть С

С1.Что такое дрожжи и каково их значение?__________________________________________________________.

С2. Какие условия нужны для прорастания плесени? __________________________________________________ .

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНЫМ ЧАСТЯМ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.