Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовка к работе с акварелью.





Цвет в рисунках учащихся специальной школы.

Способность ребенка воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение.

Занятия рисованием во многом содействуют формированию умения
правильно пользоваться цветом в быту, учебной, трудовой и игровой деятельности.

Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Дети c удовольствием раскрашивают рисунки карандашами и красками, любят рисовать цветными мелками и фломастерами, лепить из цветного пластилина, делать аппликации из Цветной бумаги и т.д. При правильной организации учебного процесса они испытывают радость и чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом дети решают ряд познавательных задач, связанных с восприятием и воспроизведением цвета и цветовых сочетаний.

Эмоциональное отношение ребенка к цвету как к украшению создает дополнительные возможности для эстетического воспитания детей.

Прежде всего отметим, что зрение учащиеся специальной школы, в том числе и тех, глаза которых не имеют никаких аномалий и повреждений, несколько отличается ОТ зрения нормальных детей. Причина этого заключается в том, что поражение коры зрительного анализатора ведет к снижению остроты зрения и цветоразличения.



Было установлено, что некоторое снижение цветовой чувствительности наблюдается y 76-80°/о учащихся специальной ш колы.

Развитие цветовой чувствительности на протяжении школьного обучения происходит

очень медленно. Однако имеющееся снижение цвeтoвoй чувствительности y большинства учащихся не настолько велико.

Недостатки передачи цвета в рисунках «В большей мере связаны с особенностями

высших психических функций, главным образом осмысливанием цвета предметов и
отражением его в речи»

Уже со 2 класса все учащиеся правильно узнают чеыре насыщенных основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Однако y детей Возникают затруднения при попытке назвать слабонасыщенные цвeтa. для Обозначения цветовых оттенков школьники иногда пользуются названиями, образованными от названий предметов (лимонный, кирпичный, салатовый и т.п.), но чаще всего заменяют их наименованием основных цветов (например, светлозеленый называют зеленым, оранжевый — кpaсным, голубой — синим и т.д.).



Анализ детских работ и наблюдения за процессом изобразительной деятельности позволяют сделать вывод о том, что своеобразие и ошибки при передаче цвета могут происходить по нескольким причинам:

1) из-за сниженной цветовой чувствительности ученик не в состоянии

определить соответствующий цвет окрашенного предмета;

2) в силу пассивности восприятия и недостаточного осмысления цвета предметов, отсутствия в активном словаре названий соответствующих цветов происходит неправильная передача окраски предмета или его частей;

З) отсутствие «техники» сравнения не дает возможности соотнести,
сопоставить краски c цветом, в который окрашен предмет или его части;

4) недоразвитие целенаправленной деятельности ведет к механическому раскрашиванию рисунка во все цвета;

5) несформированность должного отношения к словесной инструкции приводит к неадекватным действиям; в результате рисунок многоцветного предмета раскрашивается в какой-либо один или несколько не соответствующих натуре цветов;

6) низкий уровень понимания цвета как постоянного признака, характерного для того или иного предмета, влечет за собой его произвольную окраску;

7) недостаточное развитие эстетического вкуса приводит к тому, что ребенок не может реализовать в рисунках необходимое гармоническое сочетание цветов.

Признавая, что своеобразие и ошибки в использовании цвета в первую очередь обуслoвлeны интеллектуальной недостаточностью учащихся специальной школы, нельзя не отметить и ряд других, вне интеллектуальных факторов, от которых зависятрезyльтaты изобразительной деятельности и которыми нельзя пренебрегать в коррекционно-воспитательной работе. Имеются в виду такие недостатки, как сниженный объем внимания и его неустойчивость, легкая истощаемость и внушаемость школьников.



Роль речи в организации изобразительной деятельности:

Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление. воображение и т.д.), без кoтoрыx не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка.

 

Речь (учителя и ребенка) организует и активизирует мышление школьника, помогает ему устанавливать смысловые связи мeждy частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Кроме того, речь выполняет роль дополнительного побуждения к деятельности. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков.

Речь способствует формированию графических умений и навыков. В свою очередь, хорошо организованные занятия рисованием представляют сильное средство развития речи учащихся.

Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, происходит обогощение словаря школьников терминами, кoтopые первоначально используются ими, как правило, на уроках рисования, a затем постепенно входят в активный словарный запас; во-вторых, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; в-третьих, совершенствуется регулирующая функция речи, содержащая большой потенциал позитивного воздействия на коррекцию и развитие целенаправленной деятельности учащихся.

На урокax рисования y учащихся формируются понятия, которые cвязaны с процессом изображения («узор», «линия», «полоса», «контур», «симметрия» и т.д.), происходит активное накопление слов, характеризующих признаки предмета или его частей («большой», «длинный», прямоугольный», «синий» и т.д.), действия («провести», « разделить», «соединить», «раскрасить» и т.д.), пространственные Отношения («посередине», «вверху», «слева», «ближе» и т.д.).

Помимо кoнкрeтныx слов, обозначающих названия предметов, признаки, действия, проcтрaнствeнныe отношения, школьники усваивают и такие понятия, как «форма», «величина», «цвет», «расположение» и т.д.

Всестороннее обследование объектов изображения, ознакомление с основными геометрическими формами и их характерными особенностями помогают учащимся быстрее и лучше усваивать словесные обозначения этих форм.

Работа по обогащению словаря школьников в ходе занятий рисованием крайне необходима, если учесть, Что словарный запас, которым они обладают, слишком беден. У учащихся младших классов специальной школы полностью отсутствуют многие понятия. Дети не знают названий некоторых предметов, несмотря на то, что они им хорошо знакомы. Еще меньшим запасом слов учащиеся располагают для характеристики признаков объекта. Совсем ограниченный круг слов они используют для обозначения действия.

Овладение речью имеет исключительно Важное значение для осмысленного

восприятия и понимания окружающего.

 

Палитра.

Палитра бывает деревянной или фанерной, пластмассовой или железной имеющей отверстия для пальца и кистей. Для начинающих рекомендуются белые палитры из прямоугольного стекла, окрашенного снизу белилами или оклеенного белой бумагой. На такой палитре легче находить нужные оттенки.

Прежде всего позаботьтесь o порядке наложения красок на палитру. Беспорядочное нанесение красок крайне затрудняет поиски необходимых оттенков и часто является причиной грязного цвета смесей. лучше всего уже на палитре разделить краски на теплые и холодные оттенки. Тогда легче будет «угадать», какие краски входят в состав искомого цвета, и удобнее смешивать их на палитре.

Располагать краски на палитре нужно примерно так (начиная от левого нижнего угла пo краю палитры): сначала синие, затем все зеленые, лимoннo-жeлтыe, оранжевые, красные, наконец земляные.

У каждого художника есть своя живописная логика в том или инoм распределении красок на палитре. И он так пpивыкаeт к своему порядку, что может брать краски кистью, не глядя на них. Краски уже не пестрят все сразу перед глазами. их строй пo краю палитры сам по себе становится красивым и чем-то близким к цветовым гаммам, свойственным творчеству художника. Всегда на палитре мастера Должен быть порядок. Это и надо запомнить, выбирая для себя наиболее полюбившееся расположение красок. это расположение поможет развивать y детей память.

Вся середина палитры должна оставаться свободной для составления смесей.

Нельзя писать подсохшими красками, оставшимися на палитре после предыдущих занятий, это может стать причиной «тушеванной», немощной прописки формы в этюде. поэтому по окончании работы все краски c пaлитpы удаляйте. Нередко под словом «палитра» подразумевают не просто инвентарь для живописи и даже не порядок расположения красок на ней, a нечто большее. Говоря o том, что летние занятия на плeнэpe помогут «расширить палитру учеников», имеется в виду не увеличение числа красок на палитре до бесконечности, a обострение чутья цвета и накопление навыков в смесях кpaсoк. Дeти научатся получать гораздо больше различны х оттенков, гораздо чаще будут находить coзвучие их, согласованность по цветовым отношениям.

Знание палитры и расширение ее приходят по мере развития творческих способностей художника. овладевая Методом сравнения, накапливая живописные впечатления, вырабатывая умение находить цвeтoвой план решения будущего зтюда, дeти одновременно будут совершенствовать свою палитру. Некоторые начинающие художники особенно и не заботятся o поисках; смесей на палитре, полагая, что основная их задача — перекладывать краски с нее на холст и растирать их там в контурах рисунка. Поэтому их рабoты получаются раскрашенными и упрощенными пo цвету, a не живoпиcными.

 

Подготовка к работе с акварелью.

Перед рисованием акварельными красками необходимо приготовить стакан вoды, мягкую ветошь для вытирания лишней краски с кисти, палитру из плотной белой бумаги, на которой подбирают необходимые цвета прежде, чем раскрашивать рисунок. Бумагу под акварель лучше брать белую, шероховатую, плотную, не пропускающую воду. Лучшей бумагой считаются ватман и полуватман. Эта бумага имеет мелкие впадины и выпуклости, и при покрытии ее акварелью получается очень красивая прозрачная с переливами поверхность.

Глянцевая бумага не подходит для акварели, так как на нее акварель ложится плохо, стекает и тон получается сплошной, глухой, без просветов.

Встречается бумага жирная, на которую акварель тоже не ложится, ее следует промыть чистой водой при помощи ватного тампона или большой кисти. В воду хорошо добавить немного уксуса. иногда добавляют в воду несколько капель меда, краска тогда очень хорошо пристает к бумаге.

Перед рисованием краски нужно слегка смочить водой для того, чтобы они хорошо набирались на кисть.

При смешивании красок - не более двух-трех, получают новые цвета и оттенки. Добавляя в акварель воду, получаем белее светлый тон.

Если рисовать краской по мокрой бумаге, то получим мягкие переходы из цвета в цвет. Неудачное место можно смыть водой, снимая излишек сухой

кистью или губкой.

Рисунки акварелью выполняют сверху, подготовив нужный цвет разведенной краски. Оптимально держать под рукой две кисти, лучше всего беличьи. Номера кистей - 4 и 8 (или 10). Номер 4 -- для рисования мелких деталей, № 8 или 10 - для заливки больших плоскостей. кисти должны быть остроконечные, когда они наполнены водой или краской. Тонкую линию можно провести, если держать кисть вертикально, широкую - если держать кисть наклонно.

Щетинные кисти для работы акварелью непригодны, так как при работе на бумаге, особенно при накладывании нескольких слоев по одному месту, они сдирают верхний слой, оставляют пoлocы, царапины, что создает неопрятную, грязную поверхность.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.