Мышление учащихся на уроке.
Схема психологического анализа урока
Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.
2. Готовность к занятию:
а) подготовленность учителя к уроку;
б) подготовленность классного помещения и учащихся.
Внимание учащихся на уроке.
3.1.Приёмы организации внимания:
· непосредственное внимание;
· подчёркивание значимости информации и т.д.
3.2.Организация внимания по этапам урока:
· вхождение учителя в класс, приветствие;
· начало занятия и т.д.
3.3.Поддержание активного внимания:
· во время опроса;
· во время подачи нового материала;
· при повторении, закреплении и т.д.
3.4.Сосредоточенность внимания.
3.5.Случаи рассеянности, отвлечений.
3.6.Виды проявляющегося внимания:
· непроизвольного;
· произвольного;
· послепроизвольного, их смена.
3.8.Переключение внимания:
· от опроса к объяснению нового материала;
· от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;
· как переключались «быстрые» и медлительные ученики;
· приемы переключения внимания;
· название новой темы – запись ее на доске;
· подчеркивание значимости материала;
· пауза, разрядка и т.д.
Восприятие учебного материала.
4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока:
· мотивация;
· постановка цели;
· установка;
· интерес, любопытство, удивление и т.д.
4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение:
· схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
· моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
· иллюстрации того, что описывает учитель словами;
· функции наглядности.
4.3.Осмысленность восприятия:
· по возникновению у учащихся вопросов;
· по высказываниям и дополнениям учащихся;
· пояснение учителем словом наглядного материала
4.4.Формирование наблюдательности учащихся
· фиксирование общего, существенного;
· постановка цели наблюдения;
· выделение этапов наблюдения;
· подведение итогов.
4.5. Избирательность восприятия:
· отсутствие лишней детализации;
· структура объекта (расчленение на части и др.);
· выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
Мышление учащихся на уроке.
5.1. Применяемые методы на уроке:
· рассказ, беседа, лекция;
· программированное, проблемное изложение;
· учебные ситуации.
5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
5.3. Формирование понятий.
5.4. Общение в процессе обучения:
· позиция учителя и учащегося в группах.
5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся.
· проблемные учебные ситуации;
· обсуждения, дискуссии;
· «мозговой штурм» и др.
5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем:
· требующих простого воспроизведения знаний;
· направляющих процесс анализа и др.;
· побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д.
· вскрывающих причинно-следственные связи
5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:
· умение рассуждать (суждения и умозаключения);
· умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
· выделять существенные признаки понятий;
· связывать понятия с практикой.
5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:
· анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.
Память в познавательной деятельности учащихся.
6.1. Приёмы, используемые учителем для осмысленного и прочного запоминания учебного материала:
· цель и план урока, запись их на доске;
· установка и запоминание: прочность, осмысленность, точность, принять к сведению, общий смысл и др.
· запись определений, трудных слов, дат, составление графиков, таблиц ООД (основа ориентировочной деятельности) и т.д.
6.2. Виды памяти, используемые на уроке:
· наглядно-образная;
· словесно-логическая;
· эмоциональная;
· двигательная.
6.3. Обучение учащихся методам продуктивного запоминания информации для работы в классе и дома:
· смысловая группировка материала;
· установление ассоциаций по сходству, контрасту, смежности и др.;
· составление плана, тезисов, конспекта;
· свертывание материала в логические модели содержания и способов действия
6.4. Актуализация памяти учащихся.
Поведение учителя.
7.1. Встреча учителя с классом.
7.2. Внешний вид. Одежда. Причёска.
7.3. Психическое состояние учителя
· положительное: спокойствие, уверенность, энергичность, доброжелательность и др.
· отрицательное: скованность, нерешительность, раздражительность, апатия и др.
7.4. Манера обращения к учащимся:
· доброжелательное, уважительное;
· требовательное, строгое;
· оскорбительное (насмешки, прозвища и др.);
· способность проникнуть во внутренний мир ученика;
· «эмоциональный климат» в классе.
7.5. Речь учителя:
· громкость, темп, дикция, паузы;
· выразительность, эмоциональность;
· мимика и пантомимика.
7.6. Организация учебной работы:
· руководство самостоятельной работой учащихся;
· взаимный контроль, соревнование;
· комментирование выполняемой работы и т.д.
7.7. Замечания учителя:
· по культуре речи, логике изложения;
· по дисциплине, манере поведения;
· по отношению к товарищам.
Результаты урока.
8.1. Достигнута ли цель урока:
· по организации учебной деятельности учащихся;
· по наличию интереса;
· по организации внимания;
· по развитию психических процессов;
· по уровню усвоения учебного материала;
· по воспитанию учащихся и др.
8.2. Значение материала урока для учащихся:
· познавательное, научное;
· эстетическое (нравственное);
· эстетическое (художественное);
· практическое (деловое);
· социальное (общественное);
· воспитательное (педагогическое);
· личностно-значимое
8.3. Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания.
Схемы психологического анализа урока, примерная схема самоанализа урока
Схема психологического анализа урока 1
Класс, урок (по счёту), учебный предмет, тема, задачи, учитель, дата.
2. Готовность к занятию:
а) подготовленность учителя к уроку;
б) подготовленность классного помещения и учащихся.
Внимание учащихся на уроке.
3.1.Приёмы организации внимания:
непосредственное внимание;
подчёркивание значимости информации и т.д.
3.2.Организация внимания по этапам урока:
вхождение учителя в класс, приветствие;
начало занятия и т.д.
3.3.Поддержание активного внимания:
во время опроса;
во время подачи нового материала;
при повторении, закреплении и т.д.
3.4.Сосредоточенность внимания.
3.5.Случаи рассеянности, отвлечений.
3.6.Виды проявляющегося внимания:
непроизвольного;
произвольного;
послепроизвольного, их смена.
3.8.Переключение внимания:
от опроса к объяснению нового материала;
от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.;
как переключались «быстрые» и медлительные ученики;
приемы переключения внимания;
название новой темы – запись ее на доске;
подчеркивание значимости материала;
пауза, разрядка и т.д.
Восприятие учебного материала.
4.1.Подготовка учащихся к восприятию материала урока:
мотивация;
постановка цели;
установка;
интерес, любопытство, удивление и т.д.
4.2.Особенности наглядных иллюстраций, их применение:
схемы, чертежи, графики и др., их соответствие психологии восприятия;
моделирование содержания материала и способов действий учащихся;
иллюстрации того, что описывает учитель словами;
функции наглядности.
4.3.Осмысленность восприятия:
по возникновению у учащихся вопросов;
по высказываниям и дополнениям учащихся;
пояснение учителем словом наглядного материала
4.4.Формирование наблюдательности учащихся
фиксирование общего, существенного;
постановка цели наблюдения;
выделение этапов наблюдения;
подведение итогов.
4.5. Избирательность восприятия:
отсутствие лишней детализации;
структура объекта (расчленение на части и др.);
выделение объекта восприятия цветом, штриховкой, голосом и др.
Мышление учащихся на уроке.
5.1. Применяемые методы на уроке:
рассказ, беседа, лекция;
программированное, проблемное изложение;
учебные ситуации.
5.2. Мотивация мыслительной деятельности учащихся.
5.3. Формирование понятий.
5.4. Общение в процессе обучения:
позиция учителя и учащегося в группах.
5.5. Использование приёмов активизации мышления учащихся.
проблемные учебные ситуации;
обсуждения, дискуссии;
«мозговой штурм» и др.
5.6. Характер вопросов, формулируемых учителем:
требующих простого воспроизведения знаний;
направляющих процесс анализа и др.;
побуждающих рассуждать, сравнивать, противопоставлять и т.д.
вскрывающих причинно-следственные связи
5.7. Степень самостоятельности мышления учащихся при решении мыслительных задач:
умение рассуждать (суждения и умозаключения);
умение сопоставлять, обобщать, делать выводы;
выделять существенные признаки понятий;
связывать понятия с практикой.
5.8. Проявление мыслительных операций при изложении учителем учебного материала:
анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
5.9. Речь учащихся. Характер ошибок в речи. Отношение учителя к речи учащихся.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|