История отечественной журналистики
Возникновение русской журналистики. Первая русская печатная газета «Ведомости». Характер «Ведомостей» как государственного органа печати. Зарождение газетных жанров. Первые журналисты-профессионалы.
Сатирические журналы «Новикова».Тематика и проблематика. Жанры. Спор о характере сатиры и его значение в истории русской литературы и журналистики.
Альманах декабристов «Полярная звезда». Проза и поэзия в альманахе. Обзоры А.Бестужева. Разработка в них основ декабристской эстетики. Пропаганда гражданских позиций декабристов.
Пушкин – журналист и редактор. Участие А.С.Пушкина в журналах 1820-х годов. «Литературная газета», «Современник». Фельетоны Пушкина против Булгарина.
Журналистская деятельность А.И.Герцена. Герцен в «Отечественных записках» и «Современнике». Вольная русская пресса XIX века за рубежом («Полярная звезда», «Колокол» А.И.Герцена). Литературно-публицистическое мастерство Герцена.
Демократические журналы «Современник» и «Русское слово». Эпоха реформ. Структура и содержание журналов. Публицистика Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Полемика «Современника» с «Русским словом».
Издания Н.М.Каткова «Русский вестник» (1865г.) и «Московские ведомости» (1863 г.).
Сатирический журнал «Искра» как тип сатирического издания. История создания. Тематика и проблематика. Жанровое своеобразие. «Искра» и цензура.
Ведущие русские либеральные издания последней четверти XIX века («Вестник Европы», «Русская мысль», «Русские ведомости» и др.).
Журналистская деятельность А.П.Чехова. «Остров Сахалин» Чехова. Тематика, проблематика, методы сбора информации. Мастерство Чехова – очеркиста.
Журналистская деятельность В. Гиляровского. «Московский листок», «Русский вестник» и др. Репортерское мастерство Гиляровского.
Русская газета и газетное дело во второй половине 19 века. Тенденции развития журнальной периодики во второй половине 19 века.
Международная проблематика русских публицистов.
Пресса России на рубеже веков (1900 – 1904 гг.). Официальная и официозная печать. Частная пресса России. Массовые газеты российских издателей. «Новое время» А.С.Суворина. Издательский дом «Сытин и К». «Русское слово». Участие в газете В.Дорошевича. Либеральная и социал –радикальная печать.
Отечественная печать в годы первой российской революции (1905-1907 гг). Либерализации системы российской политической прессы после Манифеста 17 октября 1905 г. Официальная и консервативная печать. Пресса либералов (1905-1907гг). Печать социалистов в годы революции.
Журналистика России после Февральской революции 1917 года.
Журналистика первого советского десятилетия. Коренные изменения в системе печати России в 1917 году. Декреты о печати.
Отечественная журналистика в период Гражданской войны (1918-1921 гг.) . Новые типы периодики, информационное агентство РОСТА. Журналистика белого движения. Оперативные формы пропаганды и методы полемики противоборствующих лагерей.
Журналистика периода Великой Отечественной войны.Изменения в структуре СМИ страны в 1941-1945 годах. Система военной печати. Публицистика военных лет ( О.Бергольц, С.Борзенко, Я.Галана, Б.Горбатова, В.Гроссмана, Е.Кононенко, Л.Леонова. П.Лидина, А.Платонова, Б.Полевого, Н.Тихонова, К.Симонова, А.Толстого, А.Фадеева, М.Шолохова, И.Эренбурга и др.).
Отечественная журналистика в послевоенные годы и периода «оттепели» (1946-1964 гг.). ХХ съезд КПСС и новые тенденции в деятельности СМИ. Ведущая проблематика выступлений СМИ во второй половине 50-х – 60-х годов.
Журналистика периода господства партийной административно-командной системы (1965-1985 гг.). Ужесточение политического и цензурного режима в стране. Углубление и расширение системы СМИ. Пропаганда советского образа жизни.
Журналистика периода перестройки (1985-1991 гг.). Создание нового института издателей. Пресса неформальных организаций, возникновение альтернативной, негосударственной журналистики. Публицистка периода перестройки.
Отечественные СМИ на современном этапе реформирования и развития российского общества. Правовое обеспечение деятельности журналистики. Разрушение партийно-государственной сети газет и журналов. Коммерциализация СМИ. Местная журналистика в рыночных условиях. Журналистика он-лайн и Интернет как средство массовой коммуникации. Реклама и журналистика.
Зарубежная журналистика
Предпосылки и условия возникновения первых европейских газет. Устные и письменные коммуникации в период Средневековья. Печатный станок Иоганна Гуттенберга. Книгопечатание как фактор социальных, политических и экономических изменений в жизни Европы. Значение Реформации для развития европейской публицистики.
Значение Английской буржуазной революции для развития европейской прессы. «Война памфлетов» между парламентом и королем: ведущие публицисты (Д.Мильтон, Д.Лильберн, Д.Уинстенли) и их идейные доктрины. Оформление авторитарной и либертарианской теорий печати. Положение английской печати в период протектората О.Кромвеля.
Условия возникновения и особенности первых европейских журналов. «Республика литераторов» и предпосылки возникновения первых европейских журналов, их тематическая дифференциация. Журналы Аддисона и Стиля как образец просветительской публицистики. Становление жанра эссе на страницах журналов.
Значение Великой французской революции для развития журналистики. Начало революции и возникновение политической журналистики. Борьба между революционной и роялистской печатью. «Персональный журнализм»: газеты Мирабо, Марата, Бабефа, Демулена и их роль на различных этапах революции. Развитие провинциальной прессы во время революции. Законодательство о печати периода директории. Заговор Бабефа. Взгляды Наполеона на печать.
Социально-политические условия и технические предпосылки появления массовой прессы в Европе и США. Реформы системы общественного образования и «джексоновская демократия» как ключевые предпосылки появления пенни-пресс в США. «New York Sun» Бенджамина Дея (1833 г.) как первый представитель американской пенни-пресс. Особенности содержания, распространения и оформления «New York Sun». «New York Herald» Джеймса Гордона Беннета (1835 г.) как наиболее яркий представитель американской пенни-пресс. Нововведения Беннета в области сбора и подачи информации. Значение пенни-пресс для развития рекламного дела.«Гербовый сбор» и его значение для развития английской прессы в первой половине XIX века. Радикальные газеты 1810-х и нелегальные издания 1830-х гг. как предшественники массовой прессы в Великобритании. «Daily Telegraph» и «Manchester Guardian» как первые представители дешевой британской асссы.Особенности взаимоотношений французской прессы и государства в XIX в. Значение реформ Э. де Жирардена для развития французской прессы. «La Presse» Жирардена и «Le Siècle» Дьютака как представители «новой» французской прессы. Вторая империя (1852 гг.-1871 гг.) и формирование предпосылок для появления во Франции подлинно массовой прессы, «Le Petit Journal» Моиза-Полидора Мийо как ее первый представитель.
Особенности становления вещания в европейских странах и США, формирование основных моделей вещания. Особенности развития радио в течение первых двух десятилетий ХХ века. Аудион Ли Де Форреста и его значение для превращения радио в средство массовой информации. Американская радиостанция KDKA (1920 г.) и начало вещания для широкой аудитории. Особенности организации и финансирования американского радиовещания в период становления (1920-1927 гг.). Экономические предпосылки возникновения первых американских радиосетей NBC (1926 г.) и CBS (1927 г.) Принятие конгрессом «Акта о радиовещании 1927 г.» и создание Федеральной комиссии радиовещания (FRC).Организационные и политические предпосылки становления британской системы радиовещания: министерство почт и создание Британской вещательной компании (1922 г.) Доклады комитетов Сайкса (1923 г.) и Кроффорда (1926 г.) как идейный фундамент британской модели общественного вещания, учреждение Британской вещательной корпорации (1927 г.).Государственная модель организации вещания как альтернатива коммерческой и общественной моделям. Разновидности государственных моделей радиовещания в ведущих странах континентальной Европы.
Предпосылки возникновения и особенности развития новейших средств массовых коммуникаций. Развитие технологий кабельного и спутникового вещания в США во второй половине ХХ века. TBS Т.Тернера и формирование концепции «суперстанции». CNN как первая глобальная сеть теленовостей. «Фактор CNN». Особенности развития кабельного и спутникового вещания в европейских странах. Дигитализация и новейшие коммуникационные технологии как платформа конвергенции. Основные этапы развития Интернета и предпосылки становления интернет-СМИ. Национальные особенности развития интернет-журналистики в различных странах мира. Интернет и «народная журналистика».
Вопросы к государственному экзамену по журналистике
1. Журналистика как система и ее элементы (понятия и структура).
2. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий, теле-, радиопрограмм.
3. Функции журналистики: понятие и общая характеристика.
4. Система СМИ как отражение многообразия интересов и потребностей различных социальных групп.
5. Журналистское творчество: методы и принципы профессиональной деятельности.
6. Система жанров в современных СМИ.
7. Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
8. Формы и модели телевещания: общественно-правовое, государственное, коммерческое.
9. Типология телевизионных программ.
10. Современное радиовещание: состояние, тенденции развития.
11. Методы воздействия на телевизионную аудиторию (визуальные, вербальные, психологические и т.п.).
12. Общероссийские и региональные СМИ как различные формы коммуникации.
13. Качественная и массовая пресса: критерии различия.
14. Социально-политические условия и технические предпосылки появления первых европейских газет.
15. Значение Английской буржуазной революции для развития европейской журналистики.
16. Предпосылки возникновения и особенности развития европейской журнальной периодики в XVIII веке.
17. Значение Великой французской революции для развития европейской журналистики.
18. Социально-политические условия и технические предпосылки появления массовой прессы в европейских странах и США.
19. Особенности становления радиовещания в европейских странах и США, формирование основных моделей вещания.
20. Первая русская газета «Ведомости».
21. Сатирические журналы Новикова.
22. Альманах декабристов «Полярная звезда». Литературное обозрение А.Бестужева.
23. Пушкин – журналист и редактор.
24. Журналистская деятельность Герцена.
25. Сатирический журнал «Искра».
26. Демократические журналы «Современник» и «Русское слово».
27. «Остров Сахалин» Чехова. Замысел и воплощение.
28. Типологические особенности массовых российских газет начала XX века: «Новое время», «Россия» и «Русское слово».
29. Система печати России после Манифеста 17 октября 1905 года.
30. Борьба большевиков с оппозиционной прессой в 1917–1920-х годах.
31. Журналистика Советской России и белого движения в годы гражданской войны (система, тематика, формы и методы работы).
32. Особенности публицистики периода Великой Отечественной войны (на примере творчества 2-3 авторов).
33. Основные тенденции развития системы отечественной журналистики в годы «оттепели» (1953–1964 гг.). Ведущие публицисты периода.
34. Отечественная журналистика периода перестройки (1985–1991): изменения в системе СМИ, особенности тематики и проблематики
35. Характеристика газетно-публицистического стиля.
36. Логические качества текста (основные законы логики; ошибки, возникающие при их нарушении).
37. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. История создания. Анализ основных статей.
38. Журналист и герой публикации (этический аспект взаимоотношений). Проблемы беллетризации материала.
39. Социологические методы исследования журналистики. Особенности контент-анализа.
40. Изучение аудитории СМИ. Разновидности опросов.
41. Основные факторы, влияющие на восприятие материалов СМИ.
42. Прямое и косвенное внушение. Форма и методы их использования в СМИ.
43. Реклама в СМИ (функциональный и правовой аспекты).
44. Основные направления ПР–деятельности в государственных учреждениях.
45. Технические предпосылки возникновения телевидения.
46. Система доводов и риторических приемов в публицистических текстах
47. Риторика как искусство и наука. Три основных раздела риторики. Два вспомогательных.
48. Заголовочный комплекс: элементы и правила оформления
49. Принципы телевещания, особенности построения вещательной сети.
50. Современное состояние российских СМИ.
Вопросы по специализациям
Телевидение
1.Общественно-политические программы на Российском телевидении.
2.Тенденции развития телевизионного вещания в России.
3. Развитие телевизионного вещания в 30–40 гг. Студийная и внестудийная трансляция.
4.ТВ-вещание в 50–60-е годы. Создание центральной студии телевидения. Определение жанров вещания. Возникновение и становление информационных и публицистических программ.
5.Телевизионное вещание в 70-е годы. Централизация вещания. Господство видеозаписи. Развитие документального кино.
6. Типология телевизионных каналов: федеральные, центральные, региональные, местные, районные. Основные типологические характеристики.
7.Телевидение периода перестройки (1986–1989 годы).Ежедневное приложение к программе «Время». Кабельные телевизионные сети. Появление новых телевизионных жанров.
8. Отечественное кабельное телевидение: история развития и современное состояние.
9. Маркетинговый подход к разработке программной политики телевизионного канала.
10. Технология подготовки выпусков информационных программ телевизионного канала
Периодическая печать
1.Информационные жанры в прессе, их виды и функции.
2.Аналитические жанры печати, их виды и функциональные особенности.
3.Художественно-публицистические жанры печати, их виды и функциональные особенности.
4.Роль и место литературно-художественной критики в системе творческой деятельности.
5.Эпистолярная публицистика.
6.Журналистское расследование в современных СМИ.
7.Тема и жанр в публицистике.
8. Типы газет в современной системе массовой информации.
9.Интервью: жанр и метод.
10.Особенности репортерской деятельности.
11.Деловая пресса как тип издания.
12. Типы и специфика изданий для детей и подростков.
13. Типы и специфика изданий для женщин.
14. Работа над языком и стилем публикаций.
15. Основные принципы верстки периодических изданий: типографские процедуры и правила.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|