|
Расчет коэффициента корреляции
Занятие № 1
Тема: методологический каркас исследования, структура исследования
Пояснения к работе: курсовые работы практического характера включают в себя:
- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы для современной науки и практики, формулируются цель работы и т.д.;
- основную часть, состоящую из двух основных разделов: в первом содержится теоретическая часть разрабатываемой проблемы, вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, схемами, таблицами, диаграммами и т.д.;
- заключение, в котором согласно параметрам исследования, указанным во введении, подводится итог проведенной работы, содержатся выводы, констатация достижения цели работы и подтверждения (отрицания) ее гипотезы, а также рекомендации для возможности получения аналогичных результатов и применения их на практике;
- алфавитный перечень источников литературы по проблеме;
- приложения.
Структура и разработка введения: введение состоит из следующих взаимосвязанных элементов: актуальность темы; состояние проблемы; объекта исследования; предмета исследования; цели работы; задач исследования; гипотезы.
Кратко рассмотрим каждый из элементов.
Актуальность темы. В этом подразделе следует ответить на вопрос: Почему данную тему нужно изучать? Подвопросы этой части введения сформулированы так: 1. Какова значимость настоящего исследования для современного этапа развития педагогической, психологической, спортивной или другой соответствующей науки? 2. Какова актуальность направления в науке и темы внутри направления? 3. Какие проблемы в рамках темы уже решены в науке, но не воплощены на практике? 4. Какие меры предпринимаются к внедрению того, что уже имеется в науке?
Состояние проблемы. Эта часть введения включает в себя характеристику монографических изданий, статей, диссертационных и дипломных исследований, освещающих непосредственно выбранную тему. Кроме того, в обзор должны быть включены работы по сопряженным и близким проблемам, затрагивающим в той или иной степени выбранную для исследования тему, и указаны использованные студентом издания обобщающего характера (очерки, энциклопедии, хрестоматии).
Объект исследования. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: Какое явление действительности рассматривается в работе? Это может быть процесс преподавания физической культуры, развитие личности школьника, другие процессы.
Предмет исследования. В отличие от объекта, предмет исследования обозначает угол зрения автора работы, дает представление о том, в каком плане интересен объект для автора курсовой работы, какие новые отношения, свойства, функции объекта рассматривает исследователь.
Например: Объект исследования - процесс обучения младших школьников физической культуре, а предметом исследования могут стать особенности применения групповых упражнений для развития скоростных качеств в младшем школьном возрасте.
Цель исследования. Цель работы (исследования)это представление о планируемом результате. Ставя цель, мы ориентируемся на результат. Цель формулируется в виде утвердительного предложения, начинающегося с имени существительного.
Например: 1. Поиск оптимальных путей сочетания групповых и индивидуальных упражнений в различных видах разминки. 2. Выявление взаимосвязи между состоянием утомления и результативностью легкоатлета.
Задачи. Они конкретизируют цель и определяют структуру работы, названия глав и параграфов. Частные исследовательские задачи дают представление о том, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Формулировка задач начинается с глагола.
Число задач должно быть небольшим (2-3 в курсовой работе и 2-4 в дипломной работе, в исключительных случаях допускается до 7-8). Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Например:
1. Изучить научную и научно-методическую литературу по вопросу влияния различных компонентов тренировочной нагрузки на состояние дыхательной системы пловцов.
2. Установить зависимость результатов в плавании от применяемых результатов отдыха.
Гипотеза. Гипотеза - предположение, при котором на основании ряда фактов делается вывод о существовании причины явления или связи между явлениями, факторами и т.п., причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Для того чтобы выдвинуть гипотезу, нужно уже достаточно много знать об исследуемом объекте. Только тогда можно выдвинуть предположение или какое-либо теоретическое представление, которое нужно доказать.
Структура гипотезы включает в себя утверждение. Например: “Тренировочный процесс может включать в себя неизменную и изменяющуюся части”. Далее требуется внести предположение, связанное с вышеприведенным утверждением. Например: “Если увеличить вариативную часть тренировки, то это позволит каждому спортсмену наиболее полно реализовать свой спортивный талант”. Предположение должно быть подкреплено научным обеспечением. Например: “Спортсмены реализуют свой спортивный талант более полно, это обусловлено закономерностями психологии спортсменов” (Источник: Методические рекомендация по организации выполнения и защиты курсовой работы. Н. Новгород: НГПУ, 2002. - 27с.).
Приведем несколько примеров разработки введения:
Пример № 1. Тема исследования: Технология индивидуально-дифференцированного оценивания школьников на уроках физической культуры
Объект исследования: технология оценивания учащихся по физической культуре
Предмет исследования: групповое и индивидуальное оценивание учащихся по лыжной подготовке
Цель работы: обосновать эффективность системы индивидуального оценивания учебной деятельности учащихся по физической культуре в школе
Задачи исследования:
1. Выявить различные подходы в оценке деятельности учащихся в школе по учебному предмету "физическая культура".
2. Обосновать эффективность индивидуального подхода в оценке уровня подготовленности учащихся по физической культуре в школе.
3. Доказать эффективность использования разработанного подхода, основанного на и индивидуальной оценке деятельности учащихся по физической культуре.
Гипотеза: система группового и индивидуального оценивания подготовленности школьников может являться одним из способов оптимизации контроля и управления их учебной деятельностью
Пример № 2. Тема исследования: принципы сочетания семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Объект исследования: семейное и школьное физическое воспитание учащихся младшего школьного возраста
Предмет исследования: особенности сочетания семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Цель работы: выявление особенных принципов функционирования семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста
Задачи исследования:
1.Изучить особенности семейного и школьного физического воспитания учащихся младшего школьного возраста;
2.Рассмотреть возрастные особенности учащихся начальной школы;
3.Исследовать особенности психолого-педагогической компетентности учителей физической культуры работающих в начальной школе;
4.Диагностировать взаимосвязь семейного и школьного физического воспитания в семьях учащихся начальной школы и её влияние на физическое развитие ребенка.
5.Выявить принципы сочетания семейного и школьного физического воспитания.
Гипотеза: в условиях начальной школы система взаимоотношений между учителем физической культуры, учащимися начальной школы и их родителями имеет ряд специфических черт требующих особых подходов к её построению учителем физической культуры
Задания для самостоятельной работы
- Сформулируйте основные элементы введения аналогично примерам 1 и 2 (объект, предмет, цель, задачи, гипотезу исследования) для следующей темы: Возможные пути совершенствования выносливости в учебно-тренировочном процессе баскетболистов.
- Самостоятельно сформулируйте тему исследования и выделите основные элементы введения исходя из сформулированной вами темы.
Занятие № 2.
Тема: основные требования к содержанию теоретической главы.
Теоретическая часть исследования является самостоятельной главой, и отвечает следующим параметрам:
сопряженность (т.е. должна являться логическим продолжением литературного обзора и содержать теоретическое обоснование выбора способа проведения и обработки результатов эксперимента);
доказательность (должна стать теоретической основой доказательства разработанной гипотезы, с одной стороны, и быть основанной на доказанных утверждениях из фундаментальной литературы - с другой);
системность и систематичность (взгляды автора должны быть изложены последовательно согласно порядку формулировки задач, представлять из себя систему, не содержащую внутренних противоречий).
Если же собственные теоретические выкладки автора являются преамбулой к практической части, то к вышеприведенным условиям следует добавить еще одно:
вовлеченность (теоретические вопросы, рассмотренные автором, должны точно соответствовать этапам, целям и способу проведения эксперимента).
В конце главы, содержащей теоретические рассуждения автора курсовой работы по исследуемому вопросу, следует указать:
во-первых, что “белые пятна”, найденные автором при анализе научной литературы, с помощью данного исследования могут быть успешно устранены;
во-вторых, что собственные теоретические рассуждения автора не противоречат общепринятым и доказанным постулатам и методологической основе специальности;
в-третьих, что задачи, поставленные в теоретической части курсовой работы, выполнены;
в-четвертых, что избранный тип экспериментальной работы вполне адекватен теме исследования и его гипотезе.
В теоретической главе даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов, используемых источников. Студент должен проанализировать мнения разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпретацию. Из работы должно быть ясно, где студент заимствует положения авторов, а где высказывает собственные суждения. В ходе проведения теоретического исследования по проблеме исследования формируется библиографический список используемых источников, который должен соответствовать следующим требованиям: во-первых, список литературы должен быть составлен в соответствии с правилами библиографии; во-вторых, он должен быть выстроен в алфавитном порядке; в-третьих, в нем должны преобладать «свежие» с точки зрения года выпуска издания; в-четвертых; количество источников в курсовой работе должно быть минимум 15, в выпускной квалификационной работе минимум 30.
Ниже приведены примеры библиографического описания (из книги: Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: «Академия», 2002. – 264 с. )
Книги. Книги могут быть одного, двух, трех, четырех и более авторов.
Книги одного, двух, трех авторов.
Башкиров В. Ф. Профилактика травм у спортсменов. - М., 1987. - 177 с.
Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. - М., 1983. - 176 с.
Зеличенок В. Б., Никитушкин В. Г., Губа В. П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М., 2000.- 238 с.
Книги четырех авторов.
Психорегуляция в подготовке спортсменов / В. П. Некрасов, Н. А. Худадов, Л. Пиккенхайн, Р. Фрестер. - М., 1985. - 177 с.
Автореферат диссертации.
Иванов В. В. Педагогические и метрологические основы теории и методики измерений в спорте: Автореф. дис... докт. пед. наук. - М., 2000. - 58 с.
Чернов С. В. Организационно-методические аспекты подготовки управления олимпийской подготовкой женской сборной команды Российской Федерации по баскетболу: Автореф. дис... канд. пед. наук. — М., 2000. — 27 с.
Коллективная монография под заглавием.
Современная система спортивной тренировки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995. - 446 с.
Законодательные и официальные материалы.
О номенклатуре специальностей научных работников. Приказ Министерства науки и технологии РФ от 25 января 2000 г. № 17/4.- Бюллетень ВАК РФ. - 2000. - № 3. - С. 1-29.
Статья из журнала, газеты.
Бальсевич В. К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и диссоциации // Теория и практика физической культуры. - 1996, №10. - С. 2-7.
Статья из ежегодника.
Кацура В. А. Научное познание и системные закономерности // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1985. - М., 1986.-С. 305-321.
Статья из энциклопедического словаря.
Дипломная работа // Советский энциклопедический словарь. — М., 1987. - С. 394.
Статья или другой материал, опубликованный в книге, а также глава, раздел или иной фрагмент произведения. При описании статьи вначале приводят сведения о статье, затем сведения об издании, в котором она опубликована; при описании главы сначала приводят сведения о произведении в целом, а затем о главе. Пример.
Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. - М., 1995. - С. 294 - 303.
Симонов В. П. Система контроля за образовательным процессом // Педагогический менеджмент. - М., 1999. - С. 192 - 237.
При использовании сведений, полученных в литературных источниках необходимо ссылаться на данный материал. Для этого используются библиографические ссылки. По месту расположения библиографические ссылки подразделяют на внутритекстовые, подстрочные, затекстовые, комбинированные. В выпускных и курсовых проектах используются внутритекстовые ссылки. Для связи основного текста работы с библиографическим списком используют порядковый номер источника в нем, который в тексте заключается в квадратные скобки «[21]»; если при этом надо указать страницу источника, то она проставляется рядом с номером «[21, С. 36]».
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите по правилам библиографии источник, имеющий следующие параметры: тип источника – книга одного автора; автор – Ильин Е.П.; название – психология ФВ и С; год издания – 2000; кол-во страниц – 245.
2. Опишите по правилам библиографии источник, имеющий следующие параметры: тип источника – статья из журнала; автор – Шумилов А.Р.; название журнала – теория и практика физической культуры; название – современные подходы к физическому воспитанию; год издания – 2008; страницы – 69-77.
Задание № 3.
Тема: требования, предъявляемые к экспериментальной части
Экспериментальная часть в выпускных квалификационных работах может состоять из двух глав: организация и методика исследования; результаты исследования и их обсуждение: В главе «Организация и методика исследований» описываются условия проведения экспериментальных исследований (где проводились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т.п.), методы, использованные в экспериментальной части, методика разработки экспериментальной программы, приборов, тренажёров, наглядных пособий и т.д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.
В главе «Результаты исследований и их обсуждение» представляются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и обсуждение в соответствии с поставленными задачами, с приведением таблиц, диаграмм, графиков. В тексте автор оперирует только статистическими показателями, полученными в результате обработки цифрового материала. Первичные результаты исследований оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение.
В процессе написания дипломной (курсовой) работы для решения поставленных задач студент может использовать несколько методов исследования. Наиболее эффективными из них являются следующие:
- педагогический эксперимент;
- методы непосредственной регистрации (методы педагогического обследования): хронометрирование, хронографирование; педагогические наблюдения; тестирование (контрольные упражнения); регистрация техники физических упражнений: видеозаписи, кино и фотосъемка, динамометрия, тензометрия, спидография и др.;
- анализ литературных источников;
- анализ документальных материалов;
- анкетирование;
- инструментальные методы;
- математические методы обработки полученных материалов;
При выборе методов следует руководствоваться следующими правилами:
- метод должен соответствовать своеобразию поставленных задач;
- количество методов должно быть в меру целесообразным;
- применение методов требует тщательной предварительной организации, включая разработку документации для фиксирования полученных результатов;
- выбранные методы должны быть предварительно апробированы.
Специфика педагогического эксперимента: в ходе педагогического исследования автор курсовой работы должен провести эксперименты двух типов: констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент должен подтвердить описанное автором практическое состояние вопроса. При проведении формирующего эксперимента следует выбрать равноценные по составу две группы детей. С одними из них (экспериментальная группа) проводить формирующий эксперимент согласно своей гипотезе, а с другими (контрольная группа) проводить занятия по тем же планам, но без включения своих экспериментальных разработок. Это требование к проведению формирующего эксперимента называется принципом единственного различия.
Задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте основные положения педагогического эксперимента для следующего исследования: необходимо выяснить целесообразность применения методов целостного и расчлененного разучивания упражнения. Вам дана группа детей одного возраста в количестве 20 человек. Опишите процедуру проведения данного исследования.
2. Подберите необходимые методы для вышеизложенного исследования.
Задание № 4.
Тема: Структура заключительной части.
В заключении подводится общий итог работы, делаются определенные выводы, вытекающие из обзора литературы и проведенного эксперимента. Так же указывается, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана, приводятся методы, использованные для этого. После утверждения, которое получается трансформацией формулировки гипотезы, следует сделать ряд выводов.
Выводы должны начинаться с тех же глаголов, что и задачи, указанные во введении (доказано, рассмотрено, разработано, проведено). Каждый вывод должен содержать одно утверждение. Поэтому допускается, чтобы вопрос, содержащийся в задаче исследования, был раздроблен на несколько, по которым будут сделаны самостоятельные выводы. Последним выводом автор исследования должен указать на практический выход работы (разработаны методические рекомендации, составлен каталог проблем и т.д.)
Задания для самостоятельной работы
Перед работой были поставлены следующие задачи:
1. изучить понятие скоростных способностей;
2. рассмотреть тактические атакующие действия баскетболистов;
3. разработать и апробировать организацию атакующих действий баскетболистов с использованием скоростных способностей;
4. сравнить полученные результаты исследования.
Как будут выглядеть выводы по задачам в заключительной части?
Задание № 5.
Одним из основных отличий работ опытно-экспериментального характера от других типов работ является обработка практических результатов методами математической статистики.
Тема: Определение достоверности различий по t-критерию Стьюдента
Проиллюстрируем возможности критерия Стьюдента на конкретном примере. Предположим, вам необходимо выяснить эффективность обучения стрельбе по определенной методике. С этой целью проводится сравнительный педагогический эксперимент, где одна группа (экспериментальная), состоящая из 8 человек, занимается по]предлагаемой экспериментальной методике, а другая (контрольная) - по традиционной, общепринятой. Рабочая гипотеза заключается в том, что новая, предлагаемая вами методика окажется более эффективной. Итогом эксперимента является контрольная стрельба из пяти выстрелов, по результатам которых (табл. 1) нужно рассчитать достоверность различий и проверить правильность выдвинутой гипотезы.
Таблица 1
Сравнительные результаты обучения стрельбе
Группы
| п
| Очки
| Экспериментальная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольная
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Что же необходимо сделать для расчета достоверности различий по t-критерию Стьюдента?
- Вычислить средние арифметические величины для каждой группы в отдельности. Сопоставление среднеарифметических величин показывает, что в экспериментальной группе данная величина (Хэ = 35) выше, чем в контрольной (Хк = 27). Однако для окончательного утверждения того, что занимающиеся экспериментальной группы научились стрелять лучше, следует убедиться в статистической достоверности различий (t) между рассчитанными среднеарифметическими значениями. Для этого и рассчитывается t-критерий Стьюдента.
- В обеих группах вычислить стандартное отклонение (d) по следующей формуле:
где Xmax - наибольший показатель; Xmin - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.
Порядок вычисления стандартного отклонения (d):
- определить Xmax в обеих группах;
- определить Хmin в этих группах;
- определить число измерений в каждой группе (8);
- найти по специальной таблице (см. табл. 2) значение коэффициента К, который соответствует числу измерений в группе (8). Для этого в левом крайнем столбце под индексом (n) находим цифру 0, так как количество измерений в нашем примере меньше 10, а в верхней строке - цифру 8; на пересечении этих строк - 2,85, что соответствует значению коэффициента К при8 испытуемых;
Таблица 2
n
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| 1,13
| 1,69
| 2,06
| 2,33
| 2,53
| 2,70
| 2,85
| 2,97
|
| 3,08
| 3,17
| 3,26
| 3,34
| 3,41
| 3,47
| 3,53
| 3,59
| 3,64
| 3,69
|
| 3,74
| 3,78
| 3,82
| 3,86
| 3,90
| 3,93
| 3,96
| 4,00
| 4,03
| 4,06
|
| 4,09
| 4,11
| 4,14
| 4,16
| 4,19
| 4,21
| 4,24
| 4,26
| 4,28
| 4,30
|
| 4,32
| 4,34
| 4,36
| 4,38
| 4,40
| 4,42
| 4,43
| 4,45
| 4,47
| 4,48
|
| 4,50
| 4,51
| 4,53
| 4,54
| 4,56
| 4,57
| 4,59
| 4,60
| 4,61
| 4,63
|
| 4,64
| 4,65
| 4,66
| 4,68
| 4,69
| 4,70
| 4,71
| 4,72
| 4,73
| 4,74
|
| 4,76
| 4,76
| 4,78
| 4,79
| 4,80
| 4,81
| 4,82
| 4,82
| 4,84
| 4,84
|
| 4,85
| 4,86
| 4,87
| 4,88
| 4,89
| 4,90
| 4,91
| 4,92
| 4,92
| 4,93
|
| 4,94
| 4,95
| 4,96
| 4,96
| 4,97
| 4,98
| 4,99
| 4,99
| 5,00
| 5,01
|
- подставить полученные значения в формулу и произвести необходимые вычисления:
- Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:
Вычислим для каждой группы значение (m)
- Вычислим среднюю ошибку разности по формуле:
5. По специальной таблице (таблица 3) определить достоверность различий. Для этого полученное значение (t)сравнивается с граничным при 5%-ном уровне значимости (005) при числе степеней свободы f= пэ + пк - 2, где пэ и пк - общее число индивидуальных результатов соответственно в экспериментальной и контрольной группах. Если окажется, что полученное в эксперименте t больше граничного значения (t005), то различия между средними арифметическими двух групп считаются достоверными при 5%-ном уровне значимости, и наоборот, в случае когда полученное t меньше граничного значения t005, считается, что различия недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Граничное значение при 5%-ном уровне значимости (t005) определяется следующим образом:
- вычислить число степеней свободы f= 8 + 8 - 2 = 14;
- найти по таблице (таблица 3) граничное значение t005 при f = 14.
В нашем примере табличное значение t0;05 =2,15, сравним его с вычисленным t, которое равно 1,7, т.е. меньше граничного значения (2,15). Следовательно, различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считаются недостоверными, а значит, недостаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что одна методика обучения стрельбе оказалась эффективнее другой. В этом случае можно записать: t = 1,7 при р > 0,05, это означает, что в случае проведения 100 аналогичных экспериментов вероятность (р) получения подобных результатов, когда средние арифметические величины экспериментальных групп окажутся выше контрольных, больше 5%-ного уровня значимости или меньше 95 случаев из 100.
Таблица 3
Граничные значения t - критерия Стьюдента для 5% и 1%-ного уровня значимости в зависимости от числа степеней свободы
Степень
свободы
| Границы
значения
| Степень
свободы
| Границы
значения
| р = 0,05
| р = 0,01
| р = 0,05
| р = 0,01
|
| 12,71
| 63,60
|
| 2,08
| 2,82
|
| 4,30
| 9,93
|
| 2,07
| 2,82
|
| 3,18
| 5,84
|
| 2,07
| 2,81
|
| 2,78
| 4,60
|
| 2,06
| 2,80
|
| 2,57
| 4,03
|
| 2,06
| 2,79
|
| 2,45
| 3,71
|
| 2,06
| 2,78
|
| 2,37
| 3,50
|
| 2,05
| 2,77
|
| 2,31
| 3,36
|
| 2,05
| 2,76
|
| 2,26
| 3,25
|
| 2,04
| 2,76
|
| 2,23
| 3,17
|
| 2,04
| 2,75
|
| 2,20
| 3,11
|
| 2,02
| 2,70
|
| 2,18
| 3,06
|
| 2,01
| 2,68
|
| 2,16
| 3,01
|
| 2,00
| 2,66
|
| 2,15
| 2,98
|
| 1,99
| 2,64
| Г5
| 2,13'
| 2,95
|
| 1,98
| 2,63
|
| 2,12
| 2,92
|
| 1,98
| 2,62
|
| 2,11
| 2,90
|
| 1,97
| 2,60
|
| 2,10
| 2,88
|
| 1,96
| 2,59
|
Тема: Корреляция
В любом педагогическом процессе составляющие его факторы находятся в тесной взаимосвязи. Умение изменить один фактор так, чтобы получить соответствующее изменение другого, сделает педагогический процесс более целенаправленным. В науке различают две формы взаимосвязи.
Функциональная связь отражает четкую однозначную зависимость, при которой изменение какого-либо одного фактора неизбежно приводит к однозначному изменению другого. Подобные связи характерны для «точных» наук. В педагогике они, если и наблюдаются, то в самых общих вариантах и в пределах каких-то условных границ. Установление функциональных связей между педагогическими факторами - дело интересное, но чрезвычайно проблематичное.
Более реальным является установление так называемых статистических связей, или корреляций.
Корреляция позволяет находить статистически достоверные количественные меры связи в тех случаях, когда какому-либо одному фактору соответствует не одно, а несколько значений какого-либо другого фактора, причем-варьирующих в каких-то пределах. Связь в этом случае будет выражаться в средних значениях, полученных на целом ряде изменений.
Практическая значимость определения величины и характера корреляции заключается в том, что с ее помощью можно установить функциональное сходство или различие между физическими упражнениями, например общеподготовительными и соревновательными. Однако, применяя корреляцию, следует помнить, что, во-первых, наличие статистической связи отнюдь не означает автоматического выявления и причинных связей, поэтому использовать корреляционный анализ для понимания причинных, факторов надо осторожно; во-вторых, нельзя механически применять корреляцию там, где по природе своей педагогические факторы не обладают зависимостью.
Коррелирующие факторы подразделяются на причинные, т.е. те, которые видоизменяются первыми, вызывают изменения других факторов, и следственные, т.е. те, которые видоизменяются под влиянием причинных факторов. Причем следственные факторы могут принимать ряд значений в определенных границах.
Различают корреляции нескольких направлений:
- прямая положительная корреляция, при которой увеличение причинного фактора вызывает увеличение следственного фактора; например, увеличение силы мышц-разгибателей ног положительно сказывается на росте результатов в прыжках в высоту с разбега.
- прямая отрицательная корреляция, при которой уменьшение причинного фактора вызывает уменьшение следственного фактора; например, уменьшение нагрузки приводит к понижению частоты сердечных сокращений;
- обратная положительная корреляция, при которой уменьшение причинного фактора вызывает увеличение следственного фактора; например, уменьшение длины дистанции приводит к увеличению скорости, бега;
- обратная отрицательная корреляция, при которой увеличение причинного фактора вызывает уменьшение следственного фактора; например, увеличение силы мышц под влиянием занятий тяжелой атлетикой может привести к ухудшению результатов в беге на длинные дистанции.
Математическое значение корреляции выражается ее коэффициентом от – 1 (максимальной отрицательной связи) до +1 (максимальной положительной связи) десятичными дробями с точностью до второго знака после запятой.
Количественную меру связи принято различать по нескольким уровням:
слабая связь – при коэффициенте корреляции до 0,30,
средняя связь – при коэффициенте корреляции от 0,31 до 0,69,
сильная связь – при коэффициенте корреляции от 0,70 до 0,99.
Коэффициент корреляции равный 1 свидетельствует о наличии функциональной связи. Если изменение одного фактора не влияет на величину другого, то связь отсутствует, т.е. данные факторы между собой нейтральны.
Расчет коэффициента корреляции
Коэффициент корреляции r обладает высокой степенью точности количественной характеристики связи между факторами.
Расчет коэффициента r производится по формуле:
где А и Б - коррелируемые ряды вариант dА и dБ отклонения вариант от средних значений этих рядов (разность между каждым значением варианты ряда и средней арифметической величиной данного ряда). Точность вычисления по формуле должна быть достаточно высокой, не менее двух знаков после запятой.
Последовательность вычисления коэффициента r показана на примере результатов исследования, влияния уровня физической работоспособности лыжников (причинный фактор), выявленного при помощи дозированной нагрузки на велоэргометре, на результат в гонке на 15 км (следственный фактор);
1. Составить таблицу (см. табл. 4) для первичных числовых операций, для чего в первых двух колонках расположить показатели уровня физической работоспособности и показатели спортивного результата в гонке на 15 км; ранжирование показателей не обязательно.
Таблица 4
Уровень физической работоспособности
| Результат гонки
| dА
| dБ
| dА2
| dБ2
| dАdБ
| А
| Б
| 24,8
|
| +4,8
| -10
| 23,04
|
| -48,0
| 20,1
|
| +0,1
| -3
| 0,01
|
| -0,3
| 20,4
|
| +0,4
| -2
| 0,16
|
| -0,8
| 24,0
|
| +4,0
| -1
| 16,00
|
| -4,0
| 17,5
|
| -2,5
| +4
| 6,25
|
| -10,0
| 16,8
|
| -3,2
| +6
| 10,24
|
| -19,2
| 19,0
|
| -1,0
| +9
| 1,00
|
| -9,0
| 17,2
|
| -2,8
| +2
| 7,84
|
| -5,6
| 24,2
|
| +4,2
| -12
| 17,64
|
| -50,4
| 16,3
|
| -3,7
| +8
| 13,69
|
| -29,6
| SА = 200,3
| SБ = 731
|
|
| SdА2 = 95,87 » 96
| SdБ2 = 459
| SdАdБ = 174,9 » 177
|
2. Вычислить средние арифметические величины для уровня физической работоспособности и результата гонки:
3. Найти отклонения показателей рядов «А» и «Б» от своих средних арифметических величин (dА и dБ). Например: для уровня работоспособности в 24,8 отклонения от среднего значения будут равны: 24,8-20,0 = +4,8; для спортивного результата в 63 мин.: 63-73 = -10 и т.д.
4. Вычислить квадраты найденных отклонений (dА2 и dБ2). Получим: +4,82 = 23,04; -102=100.
5. Найти суммы квадратов отклонений: SdА2 = 95,87 » 96; SdБ2 = 459.
6. Определить произведения отклонений (dАdБ) Получим: ( + 4,8) х (-10) = - 48.
7. Найти сумму произведений отклонений: SdАdБ = 174,9 » 177
8. Подставить найденное значение в формулу:
Получим следующее:
= - 0,843 9. Определить достоверность высчитанного коэффициента корреляции.
Установлено, что если парных факторов меньше 100, то оценку достоверности целесообразно производить по таблице (см. табл. 5) критических значений коэффициента корреляции rАБ.
Таблица 5
Критические значения коэффициента корреляции r
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|