Тема 3. Особенности первобытно-родового хозяйствования народов Древней Руси и народов Востока.
Белорусский государственный университет
УТВЕРЖДАЮ
Декан экономического факультета
________________ М.М.Ковалев
(подпись)
«»_________201 г.
(дата утверждения)
Регистрационный № УД- /р.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине
для специальностей:
Финансы и кредит
Менеджмент (по направлениям)
Экономическая теория
Факультет экономический
(название факультета)
Кафедра теоретической и институциональной экономики
(название кафедры)
Курс (курсы) ____ 2_________
Семестр (семестры) ____ 4_______
Лекции ____4_____ Экзамен ______-_________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ___2_______ Зачет ________4________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия ___________
(количество часов)
КСР______________ Курсовой проект (работа) ___-___
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных часов по
учебной дисциплине __6_____
(количество часов)
Всего часов по Форма получения
учебной дисциплине ____70__ высшего образования дневная/ заочная
(количество часов)
Составил (а) : к.э.н., доцент Лаврухина И.А.
Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы «Экономическая история» для специальностей 1-25 01 01 Экономическая теория, 1-25 01 02 Экономика, 1-25 01 04 Финансы и кредит, 1-26 02 02 Менеджмент (от «10» декабря 2012 г., рег. № УД-8613/баз). Составитель: Лаврухина И.А.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры
теоретической и институциональной экономики экономического факультета
(название кафедры)
« » ______ 2015 г., протокол №____
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
______________ П.С. Лемещенко
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией экономического факультета БГУ
(название высшего учебного заведения)
«____» __ 2015 г., протокол № ___
(дата, номер протокола)
Председатель
_______________ ________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономическая история является одной из трех (наряду с экономической теорией и историей экономических учений) базовых учебных дисциплин, составляющих основу профессионального высшего экономического образования. Она имеет дело с отражением на языке науки реальной экономической деятельности ушедших поколений людей.
С тех пор, когда в начале XIX века Г.Ф.В. Гегель представил весь природный, общественный и духовный мир в виде процесса, наука перешла от изучения отдельных явлений к изучению процессов. Уже стало достоянием истории то время, когда научный, технический и социальный прогресс определялся формулой «Знание--сила»! XXI век руководствуется формулой « Мышление–могущество»! и еще более формулой-- «Скорость могучего мышления решает все»!
В предлагаемой программе экономическая история осмыслена в виде мирового экономико-исторического процесса хозяйственной деятельности людей.
Цель преподавания курса «Экономическая история» состоит не столько в том, чтобы учить студентов запоминать факты и даты экономической истории, сколько в том, чтобы через мировой экономико-исторический процесс, включающий в себя эти факты и обозначенные историками важнейшие его даты, учить студентов думать, сформировать у них системное экономико-историческое мышление, сориентировать студентов в выборе главных и существенных форм экономических отношений, использовавшихся людьми в своей хозяйственной деятельности в предшествующие эпохи, что будет способствовать лучшему пониманию экономической теории и истории экономических учений.
Учебная задача.Добиться того, чтобы студенты:
Осмыслили и поняли:
§ объективные и субъективные условия экономико-исторического развития стран,
§ внесших наибольший вклад в развитие мировых цивилизаций;
§ общие закономерности развития мирового экономико-исторического процесса и
§ преломление этих закономерностей в виде особенностей развития отдельных стран
§ под воздействием существовавших в этих странах различных объективных и
§ субъективных условий (природных, демографических, технико-технологических,
§ экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических,
§ религиозных, философских, идеологических);
§ хронологию важнейших экономико-исторических событий в Беларуси и зарубежных
странах;
▪ место и роль экономико-исторического мышления в профессиональном образовании
экономиста и в разработке стратегии экономического развития Беларуси.
Приобрели силу ориентировки в мировом экономико-историческом процессе.
Умели с пониманием дела:
§ изучать и исследовать общие закономерности и особенности экономико-
§ исторического развития той или иной страны и мирового экономико-исторического
§ процесса в целом;
§ использовать сформированное у себя экономико-историческое мышление для более
§ глубокого понимания важнейших положений экономической теории и истории
§ экономических учений;
§ быть способными принять участие в разработке программы экономического
§ развития Республики Беларусь и критически оценивать другие программы того же
§ рода.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п
| Название разделов, тем
| Количество часов
| Аудиторные
| Самост.
работа
| Лекции
| Практич.,
семинар.
| Лаб. занят.
| КСР
| 1.
| | |
| | |
| 1.1.
| Тема 1. Предмет, функции и методология экономической истории
|
| -
|
|
|
| 2.
| Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР
|
| -
|
|
|
| 2.1.
| Тема 2. Общие закономерности возникновения и развития разумного хозяйствования в период первобытно-родового способа производства. Начало экономико-исторического процесса.
| -
|
|
|
|
| 2.2
| Тема 3. Особенности первобытно-родового хозяйствования народов Древней Руси и народов Востока.
| -
|
|
|
|
| 2.3
| Тема 4. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период рабовладельческого способа производства
| -
|
|
|
|
| 2.4
| Тема 5. Особенности рабовладельческого хозяйствования в странах Востока и Запада.
| -
|
|
|
|
|
| Раздел II. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (конец V – середина XVII в.)
|
|
|
|
|
| 3.1.
| Тема 6. Общие закономерности развития экономико- исторического процесса в период феодального способа производства.
| -
| -
|
|
|
| 3.2.
| Тема 7. Особенности феодального хозяйствования народов Запада, Беларуси, России.
| -
|
|
|
|
|
| Раздел III. НОВОЕ ВРЕМЯ (середина XVII в. – 1918 г.)
|
|
|
|
|
| 4.1.
| Тема 8. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период капиталистического способа производства
|
| -
|
|
|
| 4.2.
| Тема 9. Особенности капиталистического хозяйствования в странах Запада, России и Беларуси.
| -
|
|
|
|
|
| Раздел IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (1918 г.
– наши дни)
|
|
|
|
|
|
| 5.1.
| Тема 10. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период государственного национал-социалистского способа производства
| -
| -
|
|
|
|
| Тема 11. Особенности монополистического хозяйствования в США, Западной Европе и Японии.
| -
|
|
|
|
| 5.2.
| Тема 12. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период государственного интернационал- коммунистического способа производства
| -
| -
|
|
|
| 5.3.
| Тема 13.Особенности планового хозяйствования в СССР и в союзной ему БССР.
| -
|
|
|
|
| 5.4.
| Тема 14. Хозяйственно-историческая ретроспектива—основа проникновения мыслью в будущее
| -
| -
|
|
|
|
| Итого: 70
|
|
|
|
|
|
| | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. Предмет, функции и методология экономической истории
Необходимые знания из Системной философиии. Алгоритм представления любого объекта исследования в виде «объекта-системы». «Постижение-система» и ее «первичные» элементы. Построение определения предмета экономической
истории как объекта- системы. Периодизация экономической истории.
Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР
Тема 2. Общие закономерности возникновения и развития разумного хозяйствования в период первобытно -родового способа производства.
Начало разумного хозяйствования. Общая характеристика хозяйства первобытно-родовой общины. Всесторонний кризис присваивающего хозяйства и системный трансгресс родовой организации общества. Неолитическая революция как способ реализации трансгресса: переход к производящему хозяйству. Переход от каменных к металлическим орудиям труда. Появление прироста продукции и бифуркация процесса хозяйственной эволюции. Оформление прибавочного продукта. Раскол первобытно- родового общества и погружение «низов» в неожиданную для них «систему дикого рабства». Начало экономико-исторического процесса.
Тема 3. Особенности первобытно-родового хозяйствования народов Древней Руси и народов Востока.
Особенности первобытного хозяйствования народов Древней Руси. Особенности первобытного хозяйствования народов Востока. Первобытно-родовое хозяйство Древней Греции и Рима. Единство и различие первобытного хозяйствования народов Востока и Запада.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|