Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Особенности первобытно-родового хозяйствования народов Древней Руси и народов Востока.





Белорусский государственный университет

УТВЕРЖДАЮ

Декан экономического факультета

 

________________ М.М.Ковалев

(подпись)

«»_________201 г.

(дата утверждения)

Регистрационный № УД- /р.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине

для специальностей:

Финансы и кредит

Менеджмент (по направлениям)

Экономическая теория

 

 

Факультет экономический

(название факультета)

Кафедра теоретической и институциональной экономики

(название кафедры)

Курс (курсы) ____ 2_________

Семестр (семестры) ____ 4_______

Лекции ____4_____ Экзамен ______-_________

(количество часов) (семестр)

Практические (семинарские)

занятия ___2_______ Зачет ________4________

(количество часов) (семестр)

Лабораторные

занятия ___________

(количество часов)

КСР______________ Курсовой проект (работа) ___-___

(количество часов) (семестр)

Всего аудиторных часов по

учебной дисциплине __6_____

(количество часов)

Всего часов по Форма получения

учебной дисциплине ____70__ высшего образования дневная/ заочная

(количество часов)

 

Составил (а) : к.э.н., доцент Лаврухина И.А.



 

 

 

 

Учебная программа составлена на основе базовой учебной программы «Экономическая история» для специальностей 1-25 01 01 Экономическая теория, 1-25 01 02 Экономика, 1-25 01 04 Финансы и кредит, 1-26 02 02 Менеджмент (от «10» декабря 2012 г., рег. № УД-8613/баз). Составитель: Лаврухина И.А.

 

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры

теоретической и институциональной экономики экономического факультета

(название кафедры)

« » ______ 2015 г., протокол №____

(дата, номер протокола)

 

Заведующий кафедрой

______________ П.С. Лемещенко

(подпись) (И.О.Фамилия)

 

Одобрена и рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией экономического факультета БГУ

(название высшего учебного заведения)

 

«____» __ 2015 г., протокол № ___

(дата, номер протокола)

 

Председатель

_______________ ________________

(подпись) (И.О.Фамилия)

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Экономическая история является одной из трех (наряду с экономической теорией и историей экономических учений) базовых учебных дисциплин, составляющих основу профессионального высшего экономического образования. Она имеет дело с отражением на языке науки реальной экономической деятельности ушедших поколений людей.



С тех пор, когда в начале XIX века Г.Ф.В. Гегель представил весь природный, общественный и духовный мир в виде процесса, наука перешла от изучения отдельных явлений к изучению процессов. Уже стало достоянием истории то время, когда научный, технический и социальный прогресс определялся формулой «Знание--сила»! XXI век руководствуется формулой « Мышление–могущество»! и еще более формулой-- «Скорость могучего мышления решает все»!

В предлагаемой программе экономическая история осмыслена в виде мирового экономико-исторического процесса хозяйственной деятельности людей.

Цель преподавания курса «Экономическая история» состоит не столько в том, чтобы учить студентов запоминать факты и даты экономической истории, сколько в том, чтобы через мировой экономико-исторический процесс, включающий в себя эти факты и обозначенные историками важнейшие его даты, учить студентов думать, сформировать у них системное экономико-историческое мышление, сориентировать студентов в выборе главных и существенных форм экономических отношений, использовавшихся людьми в своей хозяйственной деятельности в предшествующие эпохи, что будет способствовать лучшему пониманию экономической теории и истории экономических учений.

Учебная задача.Добиться того, чтобы студенты:

Осмыслили и поняли:

§ объективные и субъективные условия экономико-исторического развития стран,



§ внесших наибольший вклад в развитие мировых цивилизаций;

§ общие закономерности развития мирового экономико-исторического процесса и

§ преломление этих закономерностей в виде особенностей развития отдельных стран

§ под воздействием существовавших в этих странах различных объективных и

§ субъективных условий (природных, демографических, технико-технологических,

§ экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических,

§ религиозных, философских, идеологических);

§ хронологию важнейших экономико-исторических событий в Беларуси и зарубежных

странах;

▪ место и роль экономико-исторического мышления в профессиональном образовании

экономиста и в разработке стратегии экономического развития Беларуси.

Приобрели силу ориентировки в мировом экономико-историческом процессе.

Умели с пониманием дела:

§ изучать и исследовать общие закономерности и особенности экономико-

§ исторического развития той или иной страны и мирового экономико-исторического

§ процесса в целом;

§ использовать сформированное у себя экономико-историческое мышление для более

§ глубокого понимания важнейших положений экономической теории и истории

§ экономических учений;

§ быть способными принять участие в разработке программы экономического

§ развития Республики Беларусь и критически оценивать другие программы того же

§ рода.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

№ п/п Название разделов, тем Количество часов
Аудиторные Самост. работа
Лекции Практич., семинар. Лаб. занят. КСР
1.
ВВЕДЕНИЕ
         
1.1. Тема 1. Предмет, функции и методология экономической истории   -    
2. Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР     -      
2.1. Тема 2. Общие закономерности возникновения и развития разумного хозяйствования в период первобытно-родового способа производства. Начало экономико-исторического процесса.   -      
2.2 Тема 3. Особенности первобытно-родового хозяйствования народов Древней Руси и народов Востока. -      
2.3 Тема 4. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период рабовладельческого способа производства -      
2.4 Тема 5. Особенности рабовладельческого хозяйствования в странах Востока и Запада. -      
Раздел II. СРЕДНИЕ ВЕКА И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (конец V – середина XVII в.)          
3.1. Тема 6. Общие закономерности развития экономико- исторического процесса в период феодального способа производства. - -    
3.2. Тема 7. Особенности феодального хозяйствования народов Запада, Беларуси, России. -      
Раздел III. НОВОЕ ВРЕМЯ (середина XVII в. – 1918 г.)          
4.1. Тема 8. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период капиталистического способа производства -    
4.2. Тема 9. Особенности капиталистического хозяйствования в странах Запада, России и Беларуси. -      
Раздел IV. НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (1918 г. – наши дни)

 

       
5.1. Тема 10. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период государственного национал-социалистского способа производства - -    
  Тема 11. Особенности монополистического хозяйствования в США, Западной Европе и Японии. -      
5.2. Тема 12. Общие закономерности развития экономико-исторического процесса в период государственного интернационал- коммунистического способа производства - -    
5.3. Тема 13.Особенности планового хозяйствования в СССР и в союзной ему БССР. -      
5.4. Тема 14. Хозяйственно-историческая ретроспектива—основа проникновения мыслью в будущее - -    
  Итого: 70    
             

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ВВЕДЕНИЕ

Тема 1. Предмет, функции и методология экономической истории

Необходимые знания из Системной философиии. Алгоритм представления любого объекта исследования в виде «объекта-системы». «Постижение-система» и ее «первичные» элементы. Построение определения предмета экономической

истории как объекта- системы. Периодизация экономической истории.

 

Раздел I. ДРЕВНИЙ МИР

Тема 2. Общие закономерности возникновения и развития разумного хозяйствования в период первобытно -родового способа производства.

Начало разумного хозяйствования. Общая характеристика хозяйства первобытно-родовой общины. Всесторонний кризис присваивающего хозяйства и системный трансгресс родовой организации общества. Неолитическая революция как способ реализации трансгресса: переход к производящему хозяйству. Переход от каменных к металлическим орудиям труда. Появление прироста продукции и бифуркация процесса хозяйственной эволюции. Оформление прибавочного продукта. Раскол первобытно- родового общества и погружение «низов» в неожиданную для них «систему дикого рабства». Начало экономико-исторического процесса.

 

Тема 3. Особенности первобытно-родового хозяйствования народов Древней Руси и народов Востока.

Особенности первобытного хозяйствования народов Древней Руси. Особенности первобытного хозяйствования народов Востока. Первобытно-родовое хозяйство Древней Греции и Рима. Единство и различие первобытного хозяйствования народов Востока и Запада.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.