Сделай Сам Свою Работу на 5

Изучение древесных растений по морфологическим признакам





Дендрология

 

Методические указания к лабораторным занятиям

и текущему контролю знаний студентов II курса ЛХФ

(Направление подготовки специалистов – 656200 –

Лесное хозяйство и ландшафтное строительство)

 

 

Брянск 2005

 

 

Федеральное агентство по образованию РФ

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

 

Лесохозяйственный факультет

 

Кафедра садово-паркового и ландшафтного строительства

 

 

Утверждены научно-методическим

советом БГИТА протокол №

от 24 мая 2005г.

 

 

Дендрология

 

Методические указания к лабораторным занятиям

и текущему контролю знаний студентов II курса ЛХФ

(Направление подготовки специалистов – 656200 –

Лесное хозяйство и ландшафтное строительство)

 

 

Брянск 2005

 

 

УДК 630* 16\ 17(072)

 

 

Составители: Рубцов В.И. к.с.-х.н., доцент

Ткаченко А.Н. д.с.-х.н., профессор

 

Рецензент: Смирнова М.Ю., к.с.-х.н., доцент

 

 

Рассмотрены учебно-методической комиссией

лесохозяйственного факультета

 

протокол № 124 от 11 мая 2005г.

 

 



 

Введение

 

Перед дендрологией как общебиологической, базовой дисциплиной для инженера лесного хозяйства и ландшафтного строительства стоят большие задачи по увеличению биологического разнообразия наших лесов, повышению продуктивности и устойчивости насаждений. Изучая виды древесных растений, их рост и развитие, экологические и лесоводственные свойства специалист сможет составить нужный для соответствующих условий ассортимент быстрорастущих и хозяйственно–ценных видов. Лесовод должен всесторонне знать основной объект своей хозяйственной деятельности – лес, главными лесообразователями которого являются деревья и кустарники. Не меньшие специальные знания необходимы инженеру садово-паркового строительства, лесному мелиоратору. Они должны свободно узнавать не менее 150 видов как в облиственном состоянии, так и без листьев, по общему виду (габитусу) кроны, по шишкам, плодам, семенам и всходам.

Для дальнейшего углубления дендрологических знаний нужно уметь работать со справочной литературой – определителями. Необходимо также умение наблюдать ход сезонного развития растений (фенонаблюдения).



Все эти сведения и навыки практической работы студент получит на втором курсе при изучении дисциплины «Дендрология».

Чтобы лучше усвоить программу курса намечается существенная перестройка процесса обучения. На лабораторных занятиях студенты будут изучать важнейшие виды древесных растений по гербарным образцам с применением справочников – определителей, сначала под руководством преподавателей, а приобретя навыки – самостоятельно. При определении видов необходимо сосредоточить внимание на их ключевых признаках. При самостоятельной домашней работе выполняются три задания:

1) проведение фенологических наблюдений за древесными растениями (по выбору студента) в течение учебного года;

2) сбор коллекции побегов в безлистном состоянии и ее оформление;

3) нанесение на контурные карты ареалов хвойных и лиственных лесообразователей.

Промежуточный контроль знаний будет осуществляться безмашинным методом на карточках и с помощью компьютера, а по окончании изучения темы – в виде письменного опроса или коллоквиума.

 

 

Знакомство с дендрофлорой ботанического сада

Им. Б.В. Гроздова

 

Экскурсия в ботанический сад – 2 часа

 

Лабораторная работа 1

 

ЗАДАНИЕ 1. Во время экскурсии студент знакомится с 50-60 видами и ведёт практические записи в тетради.

ЦЕЛЬ ЭКСКУРСИИ - знакомство с местными и интродуцированными древесными растениями. Студент должен получить ясное представление о внешнем облике растений. Это обеспечит в дальнейшем лучшее усвоение программного материала.



ХОД РАБОТЫ: преподаватель, по разработанному на кафедре маршруту ведёт студентов, знакомит их с видами, даёт название на русском и латинском языках и сообщает краткие сведения об основных отличительных признаках, ареале естественного произрастания, жизненной форме и хозяйственном значении растений.

Описание объекта – см. список литературы.

 

 

Изучение древесных растений по морфологическим признакам

 

2.1 Определение и изучение древесных видов по облиственным побегам

 

Лабораторные работы 2, 3, 4, 5, 6

ЗАДАНИЕ 2. Уяснить важнейшие морфологические признаки листьев. Под руководством преподавателя определить следующие виды: липа мелколистная, липа крупнолистная, берёза повислая, берёза пушистая, ольха черная, ольха серая, граб обыкновенный, лещина обыкновенная, вяз гладкий, вяз голый, бук лесной, дуб черешчатый, дуб северный.

ЗАДАНИЕ 3. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить следующие виды: осина, тополь белый, тополь чёрный, тополь дельтовидный, тополь бальзамический, ива белая, ива козья, ива ломкая, ива остролистная, ива трёхтычинковая, скумпия, лох узколистный, облепиха крушиновая, смородина чёрная, ирга овальная, черёмуха птичья, слива колючая, яблоня лесная, груша обыкновенная, боярышник кроваво – красный, шелковица белая.

ЗАДАНИЕ 4. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить следующие виды: крушина ольховидная, жестер слабительный, клён остролистный, клён полевой, клён белый, клён татарский, жимолость обыкновенная, жимолость татарская, дерен белый, дерен кроваво-красный, бересклет европейский, бересклет бородавчатый, калина обыкновенная, клён ясенелистный, ясень обыкновенный, ясень ланцетный, бузина красная, бархат амурский, орех серый.

ЗАДАНИЕ 5. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить следующие виды: белая акация, карагана древовидная, аморфа кустарниковая, роза майская, роза собачья, роза морщинистая, рябина обыкновенная, сосна обыкновенная, сосна Банкса, сосна сибирская, пихта бальзамическая, лжетсуга Мензиса, ель европейская, ель колючая, тис ягодный, можжевельник обыкновенный, можжевельник виргинский, туя западная.

ЗАДАНИЕ 6. Подготовиться по теме и выполнить письменную работу по лабораторным занятиям 2, 3, 4, 5.

Дать систематику вида, указав названия порядка, семейства и вида на русском и латинском языках.

В зарисовках и кратком описании отобразить важнейшие морфологические особенности каждого вида.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить методику работы с определителями. Установить важнейшие признаки вида, обратив внимание на его особые признаки. Запомнить эти признаки, чтобы студент свободно мог по ним находить и узнавать виды в природе.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Гербарные образцы всех изучаемых видов, лупы, определители , таблицы (рисунки), бумага, карандаши.

ХОД РАБОТЫ: для успешного выполнения этой и других лабораторных работ данной темы необходимо уяснить морфологию листьев древесных растений, ознакомиться с определителями и методикой определения.

 

2.1.1 Морфология листьев

 

Лист является важнейшим органом растений и выполняет функции воздушного питания (фотосинтеза) и транспирации.

Лист у большинства высших растений состоит из пластинки (расширенная плоская часть) и черешка (стеблевидная часть), с помощью которого пластинка прикрепляется к годичному побегу. Годичный побег – это часть стебля, развившаяся в течение одного года.

Листья с черешками называются черешчатыми (берёза, клён, липа), если черешок отсутствует – сидячими (жимолость). Некоторые растения у основания черешка имеют

 

 

 

листовидные образования – прилистники. Обычно они бывают парными и имеют разнообразный вид: у аморфы – в виде усиков, у калины – щетинок, у некоторых боярышников и ив – в виде маленьких листочков. Большинство видов прилистников не имеют: они сбрасываются при распускании почек (дуб, берёза, тополь, липа и др.). Расположение листьев на побегах; типы прикрепления их к побегам и их строение показаны в определителях и в приложении.

Листья бывают простые и сложные (рис. 1,2 прил.).

Если черешок несёт одну пластинку, то лист называется простым, если несколько – сложным, а отдельная листовая пластинка называется - листочком. Типы сложных листьев и характер жилкования листа показаны в определителях и в приложении (рис. 2).

Лист может быть голым и опушённым различного рода волосками, которые по своему строению очень разнообразны. В зависимости от этого листья разделяются на:

1) волосистые, когда волоски расположены по всей поверхности листа на некотором расстоянии друг от друга (смородина альпийская), а если по краю листа, то в этом случае он называется реснитчатым (жимолость обыкновенная, бархат амурский);

2) опушенные, когда волоски расположены более густо (ива белая, береза пушистая);

3) войлочно-опушенные, когда опушение густое, плотное, сплошное (тополь белый).

Кроме того, листья могут быть покрыты чешуйками серебристого цвета (облепиха) и рыжего (лох серебристый). Иногда волоски густо скапливаются в углах жилок с нижней стороны листовой пластинки. В этом случае их называют бородками (липа мелколистная).

Помимо чешуек и волосков, листья могут иметь желёзки (смородина чёрная). На голых листьях иногда имеется восковой налёт (ива остролистная).

Наблюдаются случаи, когда у одного и того же вида имеются листья, различающиеся по форме (шелковица, тополь разнолистный). Такое явление носит название разнолистности или гетерофилии.

2.1.2 Особенности строения листьев хвойных

 

Листья у них имеют шиловидное или игольчатое, реже чешуевидное строение и носят название хвои. У представителей семейства сосновых она располагается спирально, отдельными хвоинками или пучками (ель, сосна, лиственница). Иногда вследствие изгиба хвои над своим основанием её расположение становится двурядным (пихта). У видов из семейства кипарисовых хвоя располагается на побегах супротивно, крест – накрест (туя, платикладус, кипарис) или трёх – четырёхчленными мутовками (можжевельник). Хвоя располагается на удлинённых и укороченных побегах.

Хвоя разнообразна по строению:

1) игловидная – мягкая, однолетняя (лиственница) и жёсткая, многолетняя у большинства хвойных;

2) чешуевидная (туя, кипарис);

3) шиловидная (можжевельник, криптомерия).

Верхушки хвоинок бывают заостренные (почти у всех хвойных) и тупые с выемкой (у многих пихт). На поверхности хвоинок видны устьичные линии, в виде беловатых полосок, которые хорошо выражены с нижней стороны. Хвоя может быть килеватой, благодаря выступающей срединной жилки (тис, криптомерия).

Основания игл бывают округлые и низбегающие.

При определении следует обращать внимание на поперечный срез хвои. Его форма может быть различной:

1) полукруглая (сосна обыкновенная, горная, Банкса);

2) трёхгранная (сосна сибирская, корейская, веймутова);

3) четырёхгранная (ель обыкновенная, колючая, восточная);

4) плоская (ель аянская, пихта, лжетсуга, тис).

 

 

2.1.3 Знакомство с определителями. Методика определения древесных растений

 

Одним из первоначальных и неотъемлемых этапов всестороннего изучения растений является распознавание и определение видов. Для этой цели используются различные определители. Наибольшее распространение получили определители ботанического типа, при работе с которыми необходимо иметь общее описание растений и образцы его частей (побегов, шишек, семян, плодов).

Таблицы для определения в большинстве определителей составлены по дихотомическому принципу, т.е. расхождение по двум направлениям. Текст таблиц разбит на ступени. В каждой ступени, обозначенной соответствующим номером или числом, даётся два ряда признаков. К одному из этих рядов должны подойти признаки определенного растения. Один ряд или часть ступени является тезой, другой – антитезой. Перед тезой стоит его порядковый номер, перед антитезой – знак «–». В некоторых рядах за антитезой идёт вторая антитеза, обозначенная знаком «=». В конце тезы и антитезы стоят цифры, указывающие номер ступени, к которой следует перейти дальше, если признаки, указанные в тексте, соответствуют признакам определяемого растения. Текст каждой ступени нужно читать внимательно и обязательно до конца. Переходя от одной ступени к следующей в соответствии с числами тезы и антитезы, подходят к названию определенного вида. Рядом с порядковым номером (числом) некоторых ступеней в скобках стоит число, показывающее номер предшествующей ступени, в которой сделана ссылка на данную ступень. Это необходимо для того, чтобы при ошибочном определении можно было идти обратным путём и найти ступень, в которой была допущена ошибка. Определение 1-2 видов проводится коллективно под руководством преподавателя.

Для определения вида по любому справочнику нужно брать развитые побеги с листьями или без них, зрелые шишки, плоды и семена по правилам, указанным во вводной части определителя.

Определив вид, необходимо указать его точное наименование на русском и латинском языках в бинарной номенклатуре Линнея, а также семейство, в которое он входит. Например, Betula pendula (береза повислая), Betulaceae (семейство берёзовые). В латинском названии растения первое слово обозначает наименование рода, второе – видовой эпитет.

 

2.1.4 Текущий контроль знаний студентов по теме

 

Проводится по материалам предыдущего лабораторного занятия.

Для текущего контроля каждому студенту выдается специальная карточка на плотной бумаге. Все записи ведутся студентом простым мягким карандашом.

 

Вопросы – название видов Ответы – признаки видов
                               
                               
                               
                               
                               

 

 

Вопросы берутся из предлагаемых вариантов. В колонках «Ответы –1,2,3,…..15» проставляются знаком (+) на пересечении названия вида (1,2,3,4,5) и номера правильного ответа, который берётся в зашифрованном виде из таблицы «Ответы». Обычно представляется 4-5 групп признаков, содержащих по 2-4 варианта ответа. Верен лишь один

 

 

 

ответ, копирующий точный признак данного вида, и его следует взять в таблице «Ответы». По сумме правильных ответов ставится оценка и объявляется студенту.

 

 

Варианты контроля лабораторной работы 2

 

 

I – Берёза повислая II – Ольха чёрная

Лещина обыкновенная Берёза пушистая

Липа крупнолистная Граб обыкновенный

Ольха серая Липа мелколистная

Дуб черешчатый Дуб северный

 

Варианты контроля лабораторной работы 3

 

 

I - Вяз гладкий II – Вяз голый

Тополь бальзамический Осина

Ива козья Тополь чёрный

Лох узколистный Ива пятитычинковая

Скумпия Облепиха

 

 

III– Смородина чёрная

Тополь белый

Ива белая

Груша обыкновенная

Шелковица белая

 

 

Варианты контроля лабораторной работы 4

 

 

I – Клён остролистный II – Клён полевой

Жимолость татарская Жимолость обыкновенная

Свидина белая Свидина кроваво - красная

Бересклет бородавчатый Бересклет европейский

Крушина ломкая Калина обыкновенная

 

 

III –Клён гиннала

Жестер слабительный

Бирючина обыкновенная

Клён татарский

Яблоня лесная

 

 

Ответы к лабораторным работам 2, 3, 4

 

Группы ответов Определяемый признак № вертикального столбца (код ответа) Содержание ответа
I Листовая пластинка Цельная
Лопастная
II Край листа Цельный, слабо волнистый
Зубчатый, пильчатый
Городчатый
Двоякозубчатый, двоякопильчатый
III Жилкование Совершенноперистое
Несовершенноперистое
Пальчатое
Дугообразное
IV Опушение, волоски Имеются
Отсутствуют
V Форма листовой пластинки Круглая, овальная, яйцевидная
Обратнояйцевидная
Треугольная, ромбическая
Продолговатая, ланцетная, линейная

 

2.2 Определение и изучение древесных растений по побегам с почками

 

Лабораторные работы 7 и 8

 

ЗАДАНИЕ 7. Уяснить важнейшие морфологические признаки видов по побегам в безлистном состоянии. Под руководством преподавателя определить следующие виды: бархат амурский, калина обыкновенная, бузина красная, жимолость обыкновенная, конский каштан обыкновенный, клён остролистный, клён ясенелистный, ясень обыкновенный, ясень ланцетный, бересклет европейский, свидина белая, дуб черешчатый, крушина ольховидная, жестер слабительный.

ЗАДАНИЕ 8. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить следующие виды: берёза повислая, берёза пушистая, ольха серая, граб обыкновенный, лещина обыкновенная, липа мелколистная, липа крупнолистная, вяз гладкий, ива козья, ива ломкая, осина, тополь белый, тополь чёрный, тополь бальзамический, белая акация, карагана древовидная, лох узколистный, орех маньчжурский, смородина чёрная, рябина обыкновенная, роза собачья.

В кратком описании каждого вида отразить наиболее характерные признаки побегов с почками.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ. Установить важнейшие отличительные признаки каждого вида, обратив внимание на его особые приметы. Запомнить эти признаки, чтобы по ним свободно находить и узнавать виды в натуре, а впервые встречающиеся уметь определять с помощью определителя.

 

 

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Гербарные образцы всех изучаемых видов в необходимом количестве, лупы, определители , плакаты (рисунки), тетрадь, карандаши.

ХОД РАБОТЫ. Методика работы по определению видов такая же, как и при выполнении лабораторной работы 2. Для успешной работы с определителями необходимо уяснить морфологические признаки побегов с почками. Приведём эти признаки.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками или одними почками называется побегом. Части стебля между ними – междоузлия. Междоузлия могут быть длинными, и тогда побеги называются удлинёнными; если же междоузлия короткие, побеги называются укороченными (рис. 3 прил.). Угол между стеблем и листом в месте его отхождения называется листовой пазухой. После опадения листа у основания почки ясно виден след прикрепления листа – это листовой рубец. Листовые рубцы различаются по величине, по форме (узкие и широкие). Очень крупные листовые рубцы наблюдаются у ореха грецкого и маньчжурского, бузины, ясеня, конского каштана обыкновенного. Иногда листовые рубцы оставляют не только листья, но и прилистники. Листовые рубцы часто располагаются на некотором утолщении побега – листовой подушке. На листовом рубце почти всегда видны точечные образования, иногда они скрыты или слабо заметны – это следы прохождения сосудистых пучков через плоскость листового рубца. Они бывают расположены обособленно друг от друга, а у некоторых пород (бук, ясень, орех) сливаются, образуя группу или линию в виде подковы, полумесяца или окружности.

У некоторых видов на побегах имеются колючки, другие же вооружены шипами. Колючка – это сильно редуцированный или видоизменённый побег, иногда лист или прилистник. Колючка всегда имеет связь с древесиной побега. Шип представляет собой колючее образование, не связанное с древесиной. Это гипертрофированный волосок, легко сдирающийся вместе с кожицей.

ФОРМА ПОБЕГОВ. В поперечном срезе они имеют различные очертания: округлые, ребристые, многогранные, плоские.

На побегах почти у всех пород имеются чечевички, т.е. бородавчатые или иные образования, которые служат для снабжения тканей древесины воздухом. Форма и величина чечевичек бывают самые различные. Они являются типичным видовым признаком.

При определении побегов важное значение имеют форма и строение сердцевины. У многих древесных пород она округлая, заполненная рыхлой паренхимой различной окраски: у ольхи и берёзы треугольная; дуба и тополя пятиугольная (в виде звёздочки); у видов ореха сердцевина имеет перегородки, хорошо видимые на продольном разрезе. У жимолости паренхимная ткань исчезает и сердцевина становится трубчатой.

Всякий побег развивается из почки. Следовательно, почка является зачатком побега, его зимующей стадией. Различают почки верхушечные и боковые, или пазушные (рис. 3 прил.). Верхушечная почка – это верхушка стебля, прикрытая зачатками листьев, налегающими друг на друга. Самый кончик стебля называется конусом нарастания стебля. В основании конуса нарастания образуются маленькие боковые первичные бугорки. Из них возникают новые, так называемые, примордиальные почки. В пазухах первичных бугорков верхушечной почки намечаются вторичные бугорки, превращающиеся в боковые или пазушные почки, из которых развиваются боковые ветви. Строение верхушечной и пазушной почек одинаковое. Если у семенных растений почки развиваются на побегах в пазухах листьев, они называются боковыми, или пазушными. Иногда боковые почки сидят в пазухах листьев по две-три. Если они расположены одна над другой, их называют сериальными; если рядом – коллатеральными. При групповом размещении почек наиболее развитая называется основной, а остальные – добавочными. Иногда на стволах, побегах, ветвях развиваются почки вне листовых пазух – это почки придаточные или адвентивные. Местом их заложения является камбий.

Почки бывают свободные, или наружные (они явно видны на вегетативных побегах) и скрытые, или внутренние (когда они лежат под остатками листьев, листовой подушкой, листовым рубцом) – белая акация, чубушник; у бархата амурского – полускрытые почки. Почки, сидящие на концах побегов, называются конечными или ложноконечными, когда на

 

 

вершине побега сидят по две почки, а между ними заметно окончание побега в виде отростка разной длины.

По способу прикрепления к побегу, почки делятся на сидячие и черешчатые (ольха). Сидячие прикрепляются к побегу, сидят на побеге, касаясь его основаниями чешуек, черешчатые имеют ножку или черешок. У многих растений почки имеют покровные чешуйки. Некоторым видам свойственны обнаженные почки, не имеющие наружных чешуек. Они представляют компактную группу зачаточных листьев. Почки, не имеющие опушения, называются голыми. По наличию вегетативных и генеративных частей растения почки делятся на листовые, цветочные и смешанные. Листовые – производят листья и облиственные побеги, они мельче цветочных. Из цветочных почек образуются цветки или соцветия, из смешанных – облиственные побеги вместе с цветками.

Различают следующие типы расположения почек на побегах: очередное, супротивное, косо-супротивное или мутовчатое. По циклу спирали различают очередное расположение почек – двурядное и спиральное. При двурядном расположении почки лежат в однородной плоскости и цикл почкорасположения равен 1/2, т.е. каждая третья почка находится над первой, исходной. Спиральное расположение имеет место в том случае, когда цикл почкорасположения не равен половине, когда над исходной почкой находится четвертая или следующая по счету почка.

Контроль за усвоением этой темы осуществляется путём приемки отчета по домашнему заданию 2.

 

2.3 Определение и изучение древесных растений по шишкам, плодам и семенам

 

2.3.1 Определение и изучение голосеменных растений по шишкам

 

Лабораторные работы 9, 10

 

ЗАДАНИЕ 9. Уяснить важнейшие морфологические признаки шишек. Под руководством преподавателя определить следующие виды: сосна обыкновенная, сосна крымская, сосна горная, сосна Банкса, сосна кедровая сибирская, сосна кедровая стланиковая, сосна кедровая корейская, сосна веймутова.

ЗАДАНИЕ 10. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить следующие виды: ель европейская, ель сибирская, ель колючая, ель канадская, пихта сибирская, пихта бальзамическая, пихта кавказская, лиственница сибирская, лиственница европейская, лиственница Сукачёва, лиственница Гмелина, лжетсуга Мензиса, туя западная, туя восточная, кипарис вечнозелёный, можжевельник обыкновенный, секвойя вечнозелёная, секвоядендрон гигантский.

Дать систематику вида, указав его принадлежность к семейству, порядку. Написать и запомнить название вида на русском и латинском языках. В кратком описании отразить важнейшие признаки шишек каждого вида.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить методику определения по шишкам. Установить важнейшие признаки строения шишек, обратив внимание на особые приметы. Запомнить эти признаки, чтобы по ним находить и узнавать виды в природе, а неизвестные – определять с помощью определителя.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: коллекции всех видов шишек в десятикратном наборе, определители , плакаты (рисунки), тетрадь, карандаши.

ХОД РАБОТЫ: порядок пользования определителем такой же, как и при выполнении предыдущих лабораторных работ. Однако для успешной работы необходимо знать морфологические признаки шишек.

Семена у хвойных развиваются из открыто расположенных семяпочек. У представителей семейства тисовых семена одиночные, сидящие на вершинах коротких пазушных побегов, окружены частично или полностью мясистым присемянником.

 

 

У сосновых, кипарисовых и таксодиевых семена развиваются в шишках. Шишка состоит из стержня, покрытого чешуйками, на которых расположены семена.

Длительность периода роста и созревания шишек различна. У большинства родов (ель, лиственница, лжетсуга, пихта и др.) они созревают в год опыления, осенью. Однако у некоторых (сосна) шишки созревают лишь на второй – третий год после их опыления.

У большинства хвойных растений чешуйки шишек деревянистые, а у представителей рода можжевельник они при созревании семян становятся мясистыми.

Чешуйки у шишек подразделяются на кроющие и семенные. Кроющая чешуйка узкая, часто с длинной тонкой остью на конце заостренной, располагается под (снаружи) семенной.

Семенная чешуйка – более широкая, плоская или с утолщением на конце, расположена над (в пазухе) кроющей.

У некоторых хвойных (сосна, кипарис) кроющих чешуй в зрелых шишках не бывает, имеются лишь семенные.

Семенные чешуи бывают двух типов:

1) с утолщением на конце. Утолщение в виде щитка более или менее правильной формы, на котором имеется хорошо заметный бугорок или впадина (пупок). Такие семенные чешуйки свойственны шишкам сосен. У двухвойных сосен пупок расположен в центре щитка, а у пятихвойных – сдвинут на конец семенной чешуйки. Если утолщение на конце семенной чешуйки в виде «грибка» с шестигранной шляпкой, такие шишки относятся к семейству кипарисовых. «Грибок» со шляпкой в виде ромба присущ шишкам таксодиевых;

2) чешуи без утолщения на конце имеют ель, лиственница, пихта и лжетсуга. Расположение чешуй на оси шишки у представителей семейства сосновых (сосна, ель и др.) очередное, спиральное.

У кипарисовых чешуи располагаются накрест – супротивно (туя, кипарис).

По плотности шишки подразделяются на:

а) деревянистые; б) мягкие (ягодообразные).

По положению зрелых шишек на дереве:

а) вертикально стоящие (пихта);

б) наклонно висячие (лиственница, сосна и др.);

в) свисающие (ель, лжетсуга).

По способу рассеивания семян:

а) раскрывающиеся, у которых семенные чешуи зрелых шишек разделяются и семена выскальзывают (сосна, ель, лжетсуга, туя, кипарис и др.); б) распадающиеся, у которых по созревании семенные чешуи осыпаются и рассеиваются вместе с семенами, оставляя на ветви ось шишки (пихта, кедр); в) опадающие в нераскрытом виде, рыхлые, содержат крупные бескрылые семена (сосна сибирская, сосна корейская, кедровый стланик).

При определении шишек необходимо также обращать внимание на их размеры, величину и форму чешуй, окраску чешуй, блеск и другие признаки.

 

Варианты контроля лабораторных работ 9,10

 

I - Туя западная II – Пихта бальзамическая

Сосна обыкновенная Ель сибирская

Ель колючая Туя восточная

Сосна сибирская Лиственница сибирская

Пихта сибирская Сосна корейская

 

III– Сосна крымская

Ель европейская

Лиственница Гмелина

Пихта кавказская

Кедровый стланик

 

 

 

Ответы к лабораторным работам 9, 10

 

Группы ответов Определяемый признак № вертикального столбца (код ответа) Содержание ответа
I Тип расчленения шишек Раскрывающиеся
Распадающиеся
Опадающие в нераскрытом виде
II Расположение чешуй на оси Спиральное
Накрест супротивное
III Семенная чешуя Со щитком
Без щитка
IV Наличие кроющих чешуй Имеются
Отсутствуют
V Длина шишек < 3 см
3-7 см
>7 см

 

2.3.2 Определение и изучение растений голосеменных растений по семенам

 

Лабораторная работа 11

 

ЗАДАНИЕ 11. Уяснить важнейшие морфологические признаки семян хвойных. Под руководством преподавателя определить следующие виды: сосна обыкновенная, сосна крымская, сосна Банкса, сосна сибирская, кедровый стланик, сосна корейская, сосна веймутова, ель европейская, ель колючая, пихта сибирская, пихта бальзамическая, пихта кавказская, лиственница сибирская, лиственница европейская, лиственница Гмелина, лжетсуга Мензиса, туя западная, тис ягодный, кипарис вечнозелёный, секвоядендрон гигантский.

В зарисовках и кратком описании отразить важнейшие признаки семян хвойных каждого вида.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться самостоятельно определять виды по семенам с помощью определителя. Установить важнейшие признаки семян, обратив внимание на особые приметы. Запомнить эти признаки и по ним отличать виды в природе, а впервые встречающиеся уметь определять.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: коллекции всех семян, лупы, определители, плакаты (рисунки), тетрадь, карандаши.

ХОД РАБОТЫ: порядок работы с определителем общепринятый. Для успешной работы необходимо знать морфологию семян.

Семена хвойных имеют довольно разнообразное строение:

По наличию крыла их можно подразделить:

1) крылатые (большинство видов семейства сосновых и кипарисовых);

2) бескрылые (кедровые сосны, тис, можжевельник, платикладус).

Крылатые могут быть:

а) с одним крылом (представители семейства сосновых);

б) с двумя крыльями (представители кипарисовых и таксодиевых).

Семена с одним крылом можно подразделить по способу его отделения:

1 Крыло отделяется:

а) вилочкой (сосна обыкновенная, сосна крымская);

 

 

 

б) ложечкой (ель, сосна Банкса).

2 Крыло обламывается (лиственница, пихта, лжетсуга, кедр, сосна веймутова).

Семена с обламывающимся крылом можно подразделить на 3 группы:

1) крыло покрывает только одну сторону семени (сосна веймутова);

2) крыло покрывает одну сторону семени и на его верхушке завёрнуто на другую. При этом, если крылом покрыта сплошь плоская сторона плосковыпуклого семени, то перед нами семена лиственницы. Если крылом покрыта выпуклая сторона такого же семени, это будут семена лжетсуги;

3) крыло покрывает одну сторону семени и своими краями заходит на другую, захватывая последнюю на 2/3, образуя сумочку. Такие семена имеются у пихты.

При определении семян хвойных важное значение имеют их размеры (они колеблются в пределах от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров), окраска, блеск, фактура поверхности (гладкая, морщинистая, с бородавками и т.д.).

 

Варианты контроля лабораторной работы 11

 

I - Сосна обыкновенная II – Сосна крымская

Сосна сибирская Ель европейская

Ель колючая Кедровый стланик

Пихта кавказская Пихта сибирская

Туя восточная Туя западная

III– Сосна Банкса

Ель сибирская

Пихта бальзамическая

Лиственница сибирская

Сосна корейская

 

 

Ответы к лабораторной работе 11

 

Группы ответов Определяемый признак № вертикального столбца (код ответа) Содержание ответа
I Наличие крыловидных придатков имеются
не имеются
  II Количество крылышек у семян одно
два
  III Отделение крыла «вилочкой»
«ложечкой»
не отделяется, обламывается
IV Длина семени (без крыла) до 5 мм
> 5 мм
V Окраска семян светлая
тёмная
пёстрая

 

 

 

2.3.3 Определение и изучение покрытосеменных по плодам и семенам

 

Лабораторная работа 12,13,14,15

 

ЗАДАНИЕ 12. Уяснить классификацию плодов и основные признаки плодов и семян. Под руководством преподавателя определить плоды и семена следующих видов: клён остролистный, клён полевой, клён белый, клён ясенелистный, клён татарский, клён гиннала, ясень обыкновенный, ясень пенсильванский, ясень ланцетный, айлант железистый, вяз голый, вяз гладкий, берёза пушистая, берёза повислая, ольха чёрная.

ЗАДАНИЕ 13. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить плоды и семена следующих видов: лещина обыкновенная, липа крупнолистная, липа мелколистная, граб обыкновенный, дуб черешчатый, дуб северный, бук лесной, каштан посевной, бересклет бородавчатый, бересклет европейский, конский каштан, тополь, сирень обыкновенная, самшит вечнозелёный, белая акация, карагана древовидная, аморфа кустарниковая, гледичия обыкновенная;

ЗАДАНИЕ 14. Самостоятельно в присутствии преподавателя определить плоды и семена следующих видов: скумпия, орех грецкий, орех серый, орех чёрный, орех маньчжурский, лох у

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.