Сделай Сам Свою Работу на 5

Гносис языческий и христианский.





Летию со дня представления посвящается.

Памяти Святого преподобного Макария Великого

 

“Были праздные мудрецы в мире; одни из них свое превосходство в любомудрии,

другие удивлялиупражнением в софистике, иные показали силу в витийстве иные Были грамматиками и стихотворцами ,и писали по принятым правил истории. Были разные художники упражнявшиесяв мирских искусствах... И все сии, обладаемые внутри их змием и не сознавая живущаго в них греха, сделались пленниками и рабами лукавой силы иникакой не получили пользы от своего знания и искусства”.

Святитель Макарий Великий “Наставления” (45,2).

 

 

Трагические события в Египте в январе-феврале 2011 года от Рождества Христова острой болью отразились в сердце многих православных христиан, лицезреющих на экранах ТВ в прямом эфире и репортажах журналистов, рискующих жизнью, столь массовый психоз, агрессию, братоубийственные проклятия, смерть, насилие и унижение, творящие на земле, некогда прославленной великими христианскими учителями Церкви Христовой. Безумие, массовая одержимость и проклятия все более и более поглощают эту страну, разливаясь реками ненависти по всему Африканскому континенту и ближнему Востоку, угрожая взорвать и без того хрупкий мир между малой горсткой христиан и армией взвинченных до безумия последователей лжепророка. Как тут не вспомнить мне грешному, в прошлом журналисту и исследователю раннехристианских, в том числе египетских богословов и их трудов, до завоевания этой великой пустыни монашества и чудес полчищами воинственных арабов. Одним из таковых великий Святых ранней Церкви Христовой был, безусловно, выдающейся жизни подвижник благочестия и иночества Макарий «Великий», прозванный по многолетнему служению в одном и том же месте Африки – Египетским.



 

Святой преподобный Макарий Египетский «Великий»(300 – 390-391) именуется в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви «Великим» за свою Святость и мудрость.

Знаменитый христианский аскет и Святой жизни подвижник – сын священника, рожденный в Верхнем Египте в селении Птинапор, явился в мир, истерзанный пороками и губительными страстями по особому Промыслу Божиему.



 

Явление в мир Божий и первые скорби.

 

Известно, что о его появлении на свет Божий предсказано было родителю самим Ангелом.

Вестник Божий открыл отцу, что на Макарии будет почивать Дух Святой, а сам он многих людей приведет к Богу.

В раннем возрасте по желанию родителей Макарий вступил в брачный союз, но рано овдовел. После кончину супруги Макарий углубился в изучение Священного Писания.

 

Уход из мира и принятие иночества.

 

Оклеветанный в юности девицей и родителями, и оправданный за невиновность Богом, Святитель Макарий избегая славы человеческой, намеревался уйти в дальнюю скитскую пустыню, что вскоре и исполнилось по его прошению к Богу.

Похоронив родителей, Макарий удалился в ближайшую к селению пустыню и стал послушником при проживавшем там старце-отшельнике.

Проезжавший через Птинапор местный Епископ рукоположил Макария в одного из младших клириков местной церкви, однако Макарий, тяготившийся полученным чином, оставил селение и удалился в полном одиночестве в пустыню.

Вскоре рядом с Макарием пожелало жить много последователей, и ими сооружен был храм, а сам Святитель Макарий рукоположен был в чин пресвитера.

Прожив несколько лет в одиночестве в Фаранской пустыне Макарий пошёл к Антонию Великому (251-336), и стал его учеником, прожив долгое время в основанном им монастыре в Фивадской пустыне.

По совету Антония Макарий удалился в Скитскую пустыню, в которой, по словам Святого Димитрия Ростовского (1651-1709), Макарий так просиял подвигами и столь преуспел в иноческой жизни, что превосходил многих братий и получил от них название «юноша-старец», так как, несмотря на молодость свою, обнаружил вполне старческую жизнь.



В 40 лет Макарий посвящён был в чин священника и поставлен настоятелем иноков, живших в Скитской пустыне. В этом же возрасте, согласно церковному преданию, Святой Макарий получил дар чудотворения и прославился многими чудесами, включая воскрешение умерших.

Дары Святителя.

 

Долгими годами строгого монашеского жития Святой Макарий стяжал особые дары от Бога.

За свою подвижническую жизнь Макарий принял от Бога дар чудотворения, да такой, что по примеру древних Святых и Самого Спасителя и Царя мира не только исцелял, но и воскрешал мертвых. Так, по преданию, Святой воскресил мёртвого, чтобы убедить еретика, отрицающего возможность воскрешения.

Из более поздних свидетельств о жизни Святого Макария известно, что он мог так взывать к умершим, что те могли говорить вслух. Известен случай, когда мёртвый свидетельствовал для оправдания невиновного, другой умерший рассказал, где спрятаны вещи, что избавило его семью от рабства.

Около 360 года Макарий основал в Нитрийской пустыне монастырь, получивший впоследствии название — монастырь Макария Великого.

С именем Макария связаны многие удивительные истории – примеры смирения, терпения и преодоления искушений.

Почти 50 лет Макарий был руководителем монашеских скитов в Нижнем Египте, став автором 50 поучений, написанных в мистическом духе, в том числе “Увещание молодым монахам”.

Святой Макарий – последователь и ученик отца египетского монашества Святого Антония «Великого» принял, по его кончине, в наследство посох, вместе с которым Макарий принял и духовную силу преподобного Антония Великого.

Макарий Великий вместе с Макарием Александрийским (304-401) пострадал в период правления императора-арианина Фла́вия Ю́лия Вале́нта (328-378). Их сослали на пустынный остров, населённый язычниками, но, согласно преданию, через исцеление дочери жреца, Макарий обратил жителей острова в христианство. После того как об этом стало известно арианскому епископу, отправившему Макария в ссылку, он разрешил обоим старцам вернуться в свои пустыни.

 

Кончина Святого.

 

Несмотря на такую достигнутую им высоту Богоподобия Макарий сохранял необыкновенное смирение.

По милости Божией преподобный Макарий дожил до 91 года, из которых 60 провел в мертвой для мира пустыне.

Скончался Святой преподобный Макарий в 391 году, в основанном им монастыре. Перед кончиной явился Святому преподобному Ангел и сказал: “Иди в вечную жизнь с нами”. После этих слов Святитель Макарий простился с иноками, помолился и испустил дух.

Русская Православная Церковь чтит день памяти Святого Макария 19 января (1 февраля).

Чудеса и видения Макария были описаны пресвитером Руфином, а житие составил преподобный Серапион, Епископ Тмунтский, выдающийся церковный деятель и писатель середины IV века, подвижник и защитник Православия от арианской ереси.

Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого.

 

Труды преподобного.

 

Свой обильный подвижнический труд Святитель претворил в глубокие богословские творения; 50 бесед и 7 подвижнических наставлений и два послания остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого. Не признавая Святость «Божественной комедии» и прочих апокрифических творений ислама и иудаизма, Православная Церковь бережно чтит и хранит откровения на тему Ада. Одним из них является труд Святителя Макария Великого (Египетского) «Слово об исходе душ праведников и грешников» - наиболее глубокий и один из первых трудов христианских богословов того времени, изучаемый иноками всей Вселенской Церковью до сих пор. Однако в ряде своих сочинений Святой Макарий аллегорически толкует Библию (например, «Беседа о видении Иезекииля»).

 

Учение Святого Макария.

 

По учению Святого Макария «Великого», именно в ведении, любви и вере находится душою и является ей Господь.

По его словам преподобного, источником истинного христианского гносиса – богообщения, является вся душа, которая теснейшим образом проникается действием благодати Святого Духа. И это воздействие не какое-либо частичное, простирающееся лишь на одну какую-либо сторону души (“не какое-либо просвещение мыслей и ведения”). Нет! Оно проникает саму основу личной жизни – сердце. Только следствием такого озарения является истинный гносис*. О понятии и истории этого термина необходимо рассказать подробнее.

 

Гносис языческий и христианский.

 

В справочной, в основном атеистической литературе, вы можете найти такое определение: Гностизм является первым этапом широкого религиозно-философского течения поздней античности и раннего средневековья, последователи которого жаждали и мечтали проникнуть сознанием в непостижимость Бога и мироустройство материи и тварного мира”.

Сотканный из обрядовых систем и религиозно-философских традиций иудейства, идей и выводов греческого (эллинистического) мира, мистических опытов и легенд религиозной системы древнего Ирана (зороастризм) и раннехристианской морали, гностизм превратился в итоге в саморазлагающуюся ложную псевдорелигию, более похожую на философию, нежели на целостную, а тем более истинную систему познания Бога.

Гносис первых веков христианства разделился на две внешне единые, но по духу противоположные системы мистического (таинственного) Богопознания; христианскую и языческую.

Первая волна Боговедения содержала в себе прежде всего любовь к Божеству и в первую очередь к Богу-Сыну Иисусу Христу, и заключала в себе аспект веры в обожение, т. е. соединение с Ним.

Вторая – исходила от ума и основывалась на жажде мистического познания природы и человека – тварного мира. Это неистовая цель изучить материю и определить ее роль в творении всего, превратилась в иллюзорный всплеск мистических взглядов, в мутную волну рассуждений о созерцании Бога. Такой языческий гносис не стал, по воле Божией, единым и несокрушимым движением, противоположным христианству, но в разные вековые периоды, угрожал стать им (что происходит и сейчас в виде стремительного распространения темной мистики и магии в различных ее проявлениях в современных формах литературы, искусства, рекламы и услуг).

Со временем, раздробленные останки лжеименного гносиса распространились по всей Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке и приняли различную форму мистико-религиозных обрядов, культов и течений, повторив, таким образом, расселение племен и народов в послепотопные времена. Лишь со временем языческий гносис стал принимать облик опасного для христианства сектанства, тесно связанного с узкими, но циничными интересами отдельных властелинов, правителей и социальных групп.

Дабы укорениться в сознании как можно большего числа людей, лжегносис обрастал различными пояснениями, идеями, законами и выводами, какие в христианской литературе стали именоваться ересями. Ядовитые корни лжегностизма вначале прижились в различных религиозных философиях Ближнего Востока (зороастризм), и только позднее открыто проросли в новых религиях (ислам, протестантизм и др.). Однако, повсеместно, они дали о себе знать в еще более примитивных верованиях по всему земному шару.

Большая часть осовремененного гносиса или угасла, или доживает свои дни, спасаясь от гнева Божьего и осуждения христианской Церковью в мелких группах мистиков-теоретиков и индивидуальных мыслителей-писателей. В основном он сокрыт под личиной так называемых исследователей бытия; человека, природы и Космоса. Остальные представители современного сектанства либо вообще не имеют к гносису никакого отношения, либо страстно желают приблизиться к нему, но, по воле Божией, утопают в низменных проблемах и препятствиях, не имеющих отношения к религиозным или даже мистическим исследованиям, да и касаются в основном простой наживы на суевериях большинства людей на земле. Кроме того, как вы имели возможность прочесть ранее, созерцать Бога по христианскому гносису – великое таинство, требующее больших, назовем так, усилий души. Языческий же гносис попроще и основывается на воле и желании человека узнать Бога. Но кого на самом деле познает человек в этом случае, не трудно догадаться – искусителя и врага рода человеческого, поскольку без любви познать Бога невозможно, т. е. одной волей и страстью познания.

Круг этих “исследователей” как правило ограничен уже известными наименованиями и строго контролируется извне (сатаной, в первую очередь); масоны, каббалисты, маги, осовремененные мистики, колдуны, гипнотизеры, фокусники, сектанты, наконец, и т. п. лица. В роли сдерживающей и ограничивающей силы, противостоящей злу, выступает Сам Творец, и Церковь и по идее, должен закон (контролирующие службы). Однако, сдерживает развитие современного лжеименного гносиса убогость и невежество новоиспеченных “избранных”, хх лень и жажда быстрой наживы, страсть к власти и тщеславие не знающее границ приводят их в тупик и саморазрушению и, как следствие, они оказываются повержены.

Эти нелицеприятным портретом современного тайноведа, я, пожалуй, и ограничусь, ибо и сам не без греха. Но чаще всего гносис не доступен современному человеку (и слава Богу!) по другой причине – нет идейной базы, она исчерпана за столетия сектанства и лжеименного гносиса. Все новое сегодня – хорошо забытое старое (прошлое), просто не все об этом знают. Да и цели сегодня лжегностики преследуют, далеко не альтруисткие и аскетические. Словом, до первых, а тем более истинных лжетайноведов им, слава Богу, очень далеко. Но не буду успокаивать ни себя, ни вас, читатели. Мистицизм и тайноведение в наши дни обрели широких круг последователей. Зло обрело более упрощенную форму, оно стало благодаря этому еще изощреннее и циничнее, захватывая в свою орбиту детей и молодежь, чего раньше в истории человечества в таких масштабах не было.

История возникновения гностизма уходит корнями в глубокую древность – 1 век н. э. в район Ближнего Востока (Сирия, Самария) и Александрию (Египет). Во 2 веке это течение становится соперником и противником христианства, ложным и извращенным его отражением. Гносис, как процесс религиозно-мистического постижения истины о Боге и природе, со временем превратился в гностизм – праобраз единой веры, суть которой сводится к искаженному философскому познания Единого и Непостижимого Бога. Но лжеименный гносис и удачный повод для возникновения первой в послехристианский период, попытки создать синтез единоверия, соединив идеи и опыт познания Бога различными восточными или лучше сказать языческими верований (иудаизм, зороастризм, вавилонских и египетских религий, мистерий и культов арабов), греческой философией и христианством. Цель этого эксперимента врага рода человеческого – создать идейного врага истинной веры Христовой.

С лжеименным гносисом, как с проявлением лжи, а значит и зла всю свою праведную жизнь боролся и Святитель Макарий «Великий», как бы приуготовляя нас, современников к борьбе с искажениями истины, помогая лучше понять Бога, так, как открыл Сам Господь себя великому подвижнику Египетскому. Вспомним некоторые откровения и пояснения Святого.

 

О сердце.

“Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, господствует над всеми помыслами и членами, ибо там ум и все помыслы душевные... Ибо там должно смотреть, написана ли благодать закона духа”.

 

О душе.

В 8-й главе «Наставлений» Святителя Макария Великого озаглавленной «Будущая жизнь» читаем:

«Когда душа человеческая выйдет из тела, тогда совершится при сем великое некое таинство. Ибо если повинна она во грехах, то приходят толпы демонов, и недобрые ангелы и темные силы поемлют душу и берут в собственную свою область. И никто не должен удивляться сему; потому, что если душа в сей жизни, находясь в веке сем, или подчинялась и повиновалась и была их рабою, то тем паче удерживается ими и в их остается власти, когда отходит из мира... При святых рабах Божиих еще ныне пребывает Ангелы, и святые духи их окружают и охраняют. И когда отходят от тела, тогда лики Ангелов приемлют души их в собственную свою область, в чистый век и таким образом приводят их ко Господу (22)». (Добротолюбие. Наставления Святителя Макария Великого. 8).

О грехе и грехопадении.

По словам Святителя Макария Великого, “искоренить грех и живущее в человеке зло – может только Божия сила”. Для этого человек имеет нужду в Божией помощи.

"Оковами тьмы связывают падшую душу духи злобы; почему не может она ни, сколько желает, любить Господа, ни, сколько желает, веровать, ни, сколько желает, молиться, потому, что со времени преступления первого человека, противление и явно и тайно во всем овладело нами". "Наставления"(21,2).

 

О Духе Святом.

Святой отец называет Дух Святой “помощником и сожителем, поскольку Он создает все доброе” для содействия душе в делах веры.

Это теснейшее взаимодействие благодати и человеческих сил происходит когда СвятойДухдействует не только на человека, но именно в человеке, в самых сокровенных глубинах его духа, именно в сердце – центре и главном органе его высшей, религиозно-нравственной деятельности.

Действие Духа Святого, как благодати в человеке отличается строгой постепенностью.

По словам Святителя Макария Великого, “благодать непрестанно сопребывает, укореняется и действует в человеке с юного возраста, как закваска, становясь в его природе как бы чем-то естественным и неотделимым, как бы одной сущностью”.

Ту же мысль о постепенном, органическом характере воздействия благодати Божией на человеческие силы исповедуют и другие Отцы Церкви, сравнивая действие благодати с развитием младенца в материнской утробе, с возрастанием семян растений и посадок деревьев и т. д.

Напомню, что православное мировоззрение не допускает мысли о возможности полного слияния человека с Богом, ибо это невозможно по сущности Божией: «...Господь делается наследием души, и душа наследием Господа».

 

 

Тропарь Макарию Великому, Египетскому, глас 1:

 

Пустынный житель, и во плоти Ангел, /
и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие, /
постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, /
исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. /
Слава Давшему ти крепость, /
слава Венчавшему тя, /
слава Действующему тобою всем исцеления.

 

 

Александр Рожинцев

1 февраля 2011-2016 года.

Святой град Муром и Тихвин.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.