Сделай Сам Свою Работу на 5

Записать обозначение и наименование стандарта.





МЕТРОЛОГИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

И СЕРТИФИКАЦИЯ

 

Программа, методические указания

и контрольные задания

для студентов заочного отделения

Всех специальностей

 

 

Красноярск 2005

Министерство образования и науки

Российской федерации

 

федеральное агентство по образованию

 

государственный университет

цветных металлов и золота

 

 

МЕТРОЛОГИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

И СЕРТИФИКАЦИЯ

 

Программа, методические указания

и контрольные задания

для студентов заочного отделения

Всех специальностей

 

 

Красноярск 2005

УДК 531,7

 

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета университета

 

Метрология стандартизация и сертификация: программа, метод. указания и контрольные задания для студентов заочного отделения всех специальностей / сост. Т. В. Горбунова, Е. П. Первышина, Л. П. Филипчук; ГУЦМиЗ. – Красноярск, 2005. – 40 с.

 

Изложена программа и методические указания для освоения основных разделов дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Приведены задания для контрольной работы студентов заочного отделения всех специальностей, указан порядок их выполнения.



 

Учебно-методическое издание

 

МЕТРОЛОГИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

И СЕРТИФИКАЦИЯ

 

Программа, методические указания

и контрольные задания

для студентов заочного отделения

Всех специальностей

С о с т а в и т е л и

Горбунова Татьяна Викторовна

Первышина Екатерина Петровна

Филипчук Лариса Петровна

 

Редактор Л.Х. Бочкарева

Компьютерная верстка Н.Г. Заварзина

 

Подписано в печать 16.08.05. Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Печать ризографическая. Усл.-печ. л. 2,32. Уч.-изд. л. 2,5. Тираж 300 экз.

 

Редакционно-издательский отдел ГУЦМиЗа

660025, г. Красноярск, ул. Вавилова, 66 а

Отпечатано на участке множительной техники ГУЦМиЗа

660025, г. Красноярск, ул. Вавилова, 66 а

© Государственный университет

цветных металлов и золота, 2005

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшими задачами, стоящими перед отечественными производителями различных видов продукции, является повышение ее качества, технического уровня и конкурентоспособности. Только при соблюдении этих условий продукция отечественных товаропроизводителей может найти своего потребителя и обеспечить выживание и развитие предприятия. При решении перечисленных задач значительное внимание уделяется вопросам метрологии, стандартизации и сертификации продукции.



Метрология – это наука об измерениях. Измерения имеют первостепенное значение для обеспечения качества продукции, взаимозаменяемости узлов и деталей, совершенствования технологии. При изготовлении продукции практически во всех технологических операциях проводят измерения различных параметров: от значений параметров, характеризующих продукцию, до значений параметров внешних воздействующих факторов, в условиях которых должна эксплуатироваться (потребляться), транспортироваться и храниться продукция.

Стандартизация – это законотворческая деятельность, направленная на установление требований (норм), которые регламентируются в стандартах.

Сертификация рассматривается как инструмент, подтверждающий соответствие качества продукции (услуги) установленным требованиям.

Подтверждение соответствия установленным требованиям осуществляется через систему контроля и испытаний. Следовательно, обеспечение высокого качества продукции (услуг) возможно только при совместной деятельности в области метрологии, стандартизации и сертификации, что определяет тесную взаимосвязь и взаимообусловленность между ними. Поэтому подготовка современного высококвалифицированного специалиста должна включать изучение широкого круга вопросов, связанных с метрологией, стандартизацией и сертификацией, способствующих выработке и принятию решений по выпуску продукции (оказании услуги) должного качества.



Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» – общепрофессиональная дисциплина, цель которой состоит в изучении основ обеспечения единства измерений, организации и управления стандартизацией и сертификацией в стране.

Эти основы необходимы для формирования у будущих специалистов знаний и практических навыков, обеспечивающих квалифицированное участие их в работах по установлению и соблюдению нормативных требований к качеству металлургической продукции и процессам ее производства, в управлении качеством продукции, конструкторской и технологической подготовке производства.

Методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с рабочими программами курса «Метрология, стандартизация и сертификация» и являются общими для студентов всех специальностей университета.

1. МЕТРОЛОГИЯ

 

Т е м а 1. Основы теории измерений

 

 

Сущность и содержание метрологии. Основные этапы развития метрологии в России и за рубежом. Понятие физической величины. Международная система единиц физических величин – СИ: ее основные преимущества по сравнению с другими системами единиц; основные и производные единицы; кратные и дольные единицы; внесистемные единицы измерения. Понятие процесса измерения. Измеряемая физическая величина: размер, размерность, значение, числовое значение (истинное, действительное и измеренное значение). Основное уравнение метрологии. Единство измерений: сущность и значение этого понятия для современного общества; условия обеспечения единства измерений.

Литература [1, п. 1.1-1.3], [2, гл. 27.1, 27.3, 27.4], [3], [4, п. 1.1–1.4, 2.1–2.2, 3.1–3.5].

Методические указания

 

Цель изучения темы – получение представлений о роли метрологии в современной науке, промышленном производстве, повышении качества и конкурентоспособности продукции, а также об основных метрологических понятиях: физическая величина, единица физической величины, измерение, единство измерений.

Необходимо рассмотреть классификацию видов физических величин по принадлежности к различным группам физических процессов: пространственно-временным, механическим, тепловым, электрическим и магнитным, акустическим и т.д.

При изучении единиц СИ необходимо рассмотреть соотношение единиц СИ с другими системами, множители и приставки для образования кратных и дольных единиц, правила написания обозначений единиц.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение физической величины. Приведите примеры физических величин, относящихся к техническим дисциплинам: механике, электричеству, геодезии, теплотехнике.

2. В чем заключается единство измерений и какова его роль в современном обществе?

3. Какой смысл имеет основное уравнение метрологии?

4. Каковы цели принятия СИ? Назовите основные величины и соответствующие им единицы этой системы.

5. Выразите следующие результаты измерений физической величины в единицах СИ: 760 мм рт. ст.; 15 л; 2 г/см3; 0,5 га; 100 км/ч; 25 °С; 90°; 50 т/сут, 2 л.с., 5 ккал.

6. Запишите правильно следующие результаты измерений физической величины: 150 кВт; 90 °С; 100 %, 50±1 В; 95 Нм; 110 Вт/м2/К; 50 m/с; 210 К.

7. Запишите результаты измерений физической величины, используя приставку для обозначения кратных и дольных единиц: 8×1012 Гц; 4×10–9 м3; 5×1010 м2; 5×10–13 Ф; 7×106 Дж; 4×108 г.

 

Т е м а 2. Закономерности формирования

Результата измерения

 

 

Основные виды измерений. Понятие погрешности результата измерения и погрешности средств измерения. Классификация погрешностей измерений по основным критериям: закономерности проявления, форме представления (способу выражения). Основные источники погрешности измерения и способы ее уменьшения. Понятие полной погрешности измерения.

 

 

Показатели качества измерительной информации: точность, правильность, сходимость, воспроизводимость, достоверность.

Литература [1, п. 2.2, 2.3, 2.8], [4, п. 1.4, 4.1, 4.2, 5.3].

Методические указания

 

Виды измерений определяются видом измеряемой величины. Необходимо рассмотреть классификацию видов измерений по следующим критериям: точности оценки погрешности (технические, исследовательские); числу измерений величины (однократные, многократные); способу получения результатов измерений (прямые, косвенные); методу измерений (непосредственной оценки, сравнения с мерой).

При изучении темы «Погрешности измерений» следует учесть, что любой результат измерений содержит в себе погрешность вследствие влияния различных факторов; случайная и систематическая составляющие погрешности измерений появляются одновременно. Необходимо рассмотреть способы определения этих составляющих значений погрешностей и уменьшения (исключения) их влияния на результат измерения.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные виды измерений.

2. Сформулируйте свойства случайной и систематической погрешностей измерения. Как уменьшить их влияние на результат измерения?

3. Назовите способы выявления постоянных систематических и случайных погрешностей.

4. Амперметр с верхним пределом измерений 5 А показал ток 2,5 А при его действительном значении 2,3 А. Определите абсолютную, относительную и приведенную погрешности амперметра, а также абсолютную поправку.

5. При поверке вольтметра с верхним пределом измерений 5 В в точках шкалы 1; 2; 3; 4 В получены показания образцового прибора Ui = 1,05; 2,05; 2,95; 4,02 В. Определите абсолютную, относительную и приведенную погрешности в каждой точке шкалы вольтметра.

 

 

Т е м а 3. Средства измерений

Классификация средств измерений: рабочие и метрологические; меры, измерительные приборы, измерительные преобразователи, измерительные установки и системы; стандартизованные и нестандартизованные (уникальные); основные и вспомогательные. Датчики. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов.

Метрологические характеристики средств измерений, их нормирование и способы представления. Основная и дополнительная погрешность средств измерений. Классы точности средств измерений. Условия применения средств измерений. Аддитивная и мультипликативная погрешность средств измерений.

Литература [1, п. 3.1–3.4], [2, гл. 28.1–28.3, 31.3], [4, п. 5.4, 6.2], [5], [6].

Методические указания

 

Необходимо рассмотреть классификацию средств измерений по различным критериям, выделить их характерные черты, указать назначение.

При изучении метрологических характеристик средств измерений следует рассмотреть основную метрологическую характеристику – погрешность средств измерений и способы ее нормирования.

Необходимо изучить требования к назначению, применению и обозначению клас­сов точности средств измерений. Класс точности не является непосредственным показателем точности измерения, но характеризует свойства средств измерений в отношении точности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое средство измерений? Назовите критерии, по которым классифицируют средства измерений. Охарактеризуйте каждый вид средств измерений.

2. В чем заключается особенность стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов?

3. Назовите основные группы метрологических характеристик средств измерений.

4. Что такое класс точности средств измерений? Назовите основные виды обозначений классов точности на средствах измерений. Что означают эти обозначения?

5. Указатель отсчетного устройства омметра класса точности 2,5 с неравномерной шкалой (0 – 500 Ом) показывает 100 Ом. Чему равно измеряемое сопротивление?

6. Цифровое табло частотомера класса точности 1,0 с номинальной частотой 50 Гц показывает 10 Гц. Чему равна измеряемая частота?

 

Т е м а 4. Обработка результатов измерений

 

 

Понятие однократного и многократного измерения физической величины. Равноточные и неравноточные измерения. Нормальный закон распределения случайной составляющей погрешности и графический способ его представления. Параметры нормального распределения. Правило «трех сигм». Выявление грубых погрешностей (промахов) в результатах измерений. Точечная и интервальная оценки результата измерений. Алгоритм обработки результатов многократных измерений.

Литература [1, п. 2.7, 2.9], [4, п. 7.4, 7.6–7.8, 7.11], [7].

Методические указания

При изучении данной темы необходимо знать следующие понятия: вероятность события, закон нормального распределения величины, математическое ожидание, среднее квадратическое отклонение.

Для выявления грубых погрешностей в результатах измерений используют правило «трех сигм», если число результатов более 20.

При изучении алгоритма обработки результатов многократных измерений нужно определить последовательность выполнения операций и их содержание; установить, что включает в себя точечная и интервальная оценка результата.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Объясните, что выражает закон нормального распределения случайной величины. Приведите его основные параметры и методы их оценки (расчета).

2. Объясните, как определить вероятность попадания случайной величины в заданный интервал. Что такое доверительный интервал и доверительная вероятность?

3. Перечислите основные этапы обработки результатов многократных измерений.

4. Дайте определение точечной и интервальной оценок погрешности измерения.

5. Измерения индуктивности катушки дали следующие результаты: 155, 140, 130, 110, 95, 125, 120, 80, 130, 115 Гн. Проверьте ряд на отсутствие промахов, вычислите наиболее вероятное значение индуктивности катушки и доверительный интервал погрешности измерения индуктивности при доверительной вероятности 0,95.

 

Т е м а 5. Метрологическое обеспечение

измерений

 

 

Понятие метрологического обеспечения (МО). Цели и задачи МО. Научные основы МО.

Организационные основы МО: структура и функции государственной метрологической службы, метрологических служб государственных органов управления и юридических лиц.

Нормативно-правовые основы МО: государственная система обеспечения единства измерений; положения Закона РФ «Об обеспечении единства измерений», устанавливающие требования к единицам величин, эталонам, поверке и калибровке средств измерений.

Государственный метрологический контроль и надзор.

Технические основы МО: система государственных эталонов единиц физических величин; система передачи размеров единиц физических величин от эталонов к рабочим средствам измерений; система поверки средств измерений; система калибровки средств измерений; система разработки, постановка на производство и выпуск рабочих средств измерений; система испытаний и утверждения типа средств измерений; система стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов; система стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Литература [1, п. 6.1–6.4], [2, гл. 29.1–29.2, 30.1–31.2], [8].

 

Методические указания

Необходимо рассмотреть основные задачи метрологического обеспечения, решение которых направлено на повышение качества продукции.

При изучении основ МО нужно рассмотреть вопросы управления обеспечением единства измерений в стране; установить цели государственного метрологического контроля и надзора, его виды, объекты и сферы распространения; установить назначение первичных и вторичных эталонов; проследить закономерности передачи размера единицы физической величины; обосновать степень обязательности поверки и калибровки средств измерений; рассмотреть их основные цели.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что понимают под метрологическим обеспечением? Каковы его основы?

2. Для чего создана государственная метрологическая служба? В чем заключаются основные функции метрологических служб предприятий?

3. Каковы цели государственного метрологического контроля и надзора? Какие объекты ему подвергаются? В каких сферах деятельности?

4. В чем заключаются поверка и калибровка средств измерений? Что такое «свидетельство о поверке»? В каком случае оно аннулируется?

5. Что собой представляют нормативные основы метрологического обеспечения?

2. Стандартизация

И Сертификация

Т е м а 1. Общие сведения

В области стандартизации

Сущность и содержание стандартизации. Краткие сведения из истории развития стандартизации. Основные этапы развития стандартизации в России. Стандартизация на современном этапе в условиях становления рыночных отношений, ее цели и задачи. Основные понятия в области стандартизации: стандарт; стандартизация; объект стандартизации; безопасность продукции.

Литература [9, гл. 1]; [2, гл.1]; [1, гл.7]; [10, гл. 1].

Методические указания

 

Необходимо объяснить современную концепцию развития стандартизации, ее роль в обеспечении научно-технического прогресса, в совершенствовании организации и управлении производством, повышении качества и конкурентоспособности продукции.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Дайте определение стандартизации, стандарту.

2. В чем заключается сущность стандартизации?

3. Каким документом определены цели и задачи стандартизации в стране?

4. Перечислите основные цели и задачи стандартизации, поясните их на примерах.

5. Проведите сравнительный анализ прежней и современной концепции развития стандартизации.

 

Т е м а 2. Нормативные документы

В области стандартизации

Состав нормативных документов по стандартизации, применяемых в РФ.

Государственные (национальные) стандарты: требования, подлежащие регламентации в них; виды стандартов; степень обязательности требований стандартов в переходный период; обозначения стандартов.

Межгосударственные стандарты: объекты межгосударственной стандартизации; состав требований, подлежащих регламентации в стандартах; порядок применения их на территории РФ; обозначение стандартов.

Отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных организаций (СТО): объекты стандартизации; степень их обязательности; обозначения стандартов; порядок разработки и принятия (утверждения).

Правила и рекомендации: назначение документа; области применения статус документа; порядок разработки и принятия; обозначение документа.

Общероссийские классификаторы: объекты классификации; степень обязательности применения; разработка и принятие документа; обозначение документа. Значение документа в обеспечении технической и информационной совместимости, функционирование системы технико-экономической информации (ТЭИ).

Международные стандарты: цель разработки; объекты стандартизации; степень обязательности; обозначение; правила применения их на территории РФ.

Технические условия: характеристика документа; его статус; состав требований; необходимость разработки; порядок разработки и утверждения; обозначение документа.

Обновление стандартов: изменение стандартов, пересмотр, отмена.

Информационное обеспечение стандартизации: правовая база информационного обеспечения; организация и управление информационным обеспечением в РФ; федеральный фонд стандартов; указатель «Национальные стандарты».

Литература [9, гл. 2, 3]; [2, гл. 1],[11]; [12]; [13]; [14];[10, гл. 3].

 

Методические указания

 

Основная цель изучения темы - получить систематизированные знания о документах в области стандартизации, правилах и порядке их разработки и применения. Рекомендуется обратить внимание на состав требований, подлежащих регламентации в документах и степень их обязательности. Сделать выводы о значении гармонизации национальных стандартов и применения международных стандартов при разработке национальных.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Назовите основные нормативные документы по стандартизации, действующие в Российской Федерации.

2. Назовите требования, регламентированные в стандартах, которые обязательны для исполнения при изготовлении продукции.

3. Какое значение имеет разработка и применение стандартов предприятия.

4. Может ли межгосударственный стандарт принимать статус государственного стандарта РФ?

5. С какой целью и в каких случаях разрабатываются ТУ?

6. Назовите основные виды стандартов.

Т е м а 3. Организация и управление

Стандартизацией

 

Правовые основы стандартизации. Закон РФ «О техническом регулировании»: принципы стандартизации, национальный орган РФ по стандартизации и его функции, правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Комплекс стандартов Национальной системы стандартизации (НСС): состав комплекса; организационно-методические правила проведения работ по стандартизации в отраслях экономики, на различных уровнях управления: национальном, отраслевом, предприятий (организаций). Комплекс работ по стандартизации, выполняемый на предприятиях (в учреждениях).

Литература [10, гл. 3]; [9, гл. 3].

Методические указания

 

Организация и управление стандартизацией в РФ осуществляется на основе Закона РФ «О техническом регулировании» в рамках национальной системы стандартизации.

Принятие Закона РФ «О техническом регулировании» повлекло за собой перестройку системы стандартизации, действующую в стране. Изменения деятельности по стандартизации на всех уровнях направлены на реализацию новой концепции стандартизации – добровольного применения стандартов, развития экономики, повышения качества и конкурентоспособности продукции.

При изучении данной темы необходимо ознакомиться с положениями Закона РФ «О техническом регулировании» в области стандартизации, а также с положениями стандартов НСС, представляющих основу базовых знаний в области стандартизации.

Объяснить значение принципов стандартизации, изучить порядок разработки, утверждения, введения в действие и применения национальных стандартов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные функции национального органа по стандартизации.

2. Какие функции выполняют территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии?

3. Кем в настоящее время осуществляются работы по разработке национальных стандартов?

4. Назовите основные задачи служб стандартизации на предприятии.

5. Дайте характеристику порядку разработки национальных стандартов.

 

Т е м а 4. Теоретические и методические

Основы стандартизации

 

 

Теоретические основы стандартизации: классификация и кодирование; система предпочтительных чисел; нормальные линейные размеры; параметрические ряды.

Методы стандартизации: симплификация, типизация и унификация. Сущность методов, их назначение, экономическая эффективность применения.

Литература [9, гл. 4]; [1, гл. 8, 9].

 

Методические указания

При изучении теоретических основ стандартизации необходимо использовать ГОСТ 8032 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел» и ГОСТ 6636 «Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры»; усвоить основные положения стандартов, их роль в обеспечении технической совместимости и взаимозаменяемости; получить практические навыки применения ГОСТ 8032, ГОСТ 6636; изучить правила построения рядов предпочтительных чисел; иметь понятия о главных и основных параметрах, характеризующих изделие.

При изучении методов стандартизации следует отметить общие и отличительные стороны этих методов, проследите возможность применения методов стандартизации для решения конкретных инженерных задач.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляют собой выборочные, производные и составные ряды?

2. С какой целью разработаны ряды нормальных линейных размеров?

3. Дайте определение параметрического ряда.

4. Назовите основные этапы работ по типизации технологических процессов.

5. Назовите основные источники эффективности унификации.

 

Т е м а 5. Комплексные системы

общетехнических стандартов

(ЕСКД, ЕСТД, СРПП, ССБТ, ОРД)

 

 

Общая характеристика комплексов стандартов; необходимость их создания и применения при разработке, изготовлении и эксплуатации продукции; обозначение систем стандартов; обозначение стандартов, входящих в комплексные системы и их статус.

Единая система конструкторской документации (ЕСКД): назначение системы; общая характеристика групп стандартов, входящих в систему, назначение ГОСТ 2.201; гармонизация стандартов ЕСКД с международными нормами и правилами в области разработки и оформления технической документации.

Единая система технологической документации (ЕСТД): назначение системы; классификационные группы стандартов данной системы и их характеристика; формы технологических документов общего и специального назначения и бланки форм для их оформления; маршрутная карта (МК), возможность применения формы МК для оформления различных видов технологических документов.

Единая система разработки и постановки продукции на производство (СРПП): назначение системы; основные модели организации работ при создании продукции и их характеристика; состав работ при разработке и постановке продукции на производство (разработка технического задания, проведение опытно-конструкторских работ, постановка на производство) и их характеристика; участники создания продукции и их функции.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ): назначение системы стандартов; общая характеристика групп стандартов (организационно-методические стандарты, стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов, стандарты требований безопасности к производственному оборудованию, стандарты требований безопасности к производственным процессам, стандарты требований к средствам защиты работающих), входящих в систему; необходимость применения стандартов ССБТ по обеспечению безопасности труда на предприятиях.

Система организационно-распорядительной документации (ОРД): назначение системы; виды организационно-распорядительных документов (справочно-информационные, распорядительные, организационные), их характеристика, состав реквизитов для конкретного вида документа; целесообразность стандартизации правил и требований составления и оформления организационно-распорядительных документов; организационно-распорядительные документы применяемые в производственной сфере для целей управления, правила их составления и оформления.

 

Методические указания

 

При изучении темы необходимо пользоваться стандартами, входящими в комплексы стандартов; следует уяснить основные правила и положения, регламентированные в них, а также проследить целевую направленность конкретной системы и установить сферу действия стандартов, составляющих систему.

При изучении ЕСКД и ЕСТД нужно ознакомиться с правилами оформления технических документов; обосновать целесообразность применения комплексов стандартов для сокращения сроков подготовки производства, повышения качества технической документации и возможности автоматизации работ при ее создании.

При изучении СРПП особое внимание необходимо уделить положениям, регламентированным в ГОСТ Р 15. 000, ГОСТ Р 15.201.

При изучении ССБТ нужно обратить внимание на статус требований, регламентированных в стандартах данной системы, возможность обеспечения комплексного решения задач по безопасности работ на предприятии при внедрении и соблюдении стандартов данной системы.

При изучении стандартов ОРД необходимо изучить положения ГОСТ Р 6.30 (назначение формуляра – образца, формы и размеры полей документов, требования к построению конструкционной сетки формуляра – образца, реквизиты и правила их расположения), особое внимание уделить требованиям, предъявляемым к реквизиту «текст» конкретного документа.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие принципиальные положения лежат в основе ЕСКД?

2. Назовите и охарактеризуйте группы стандартов ЕСКД.

3. Почему необходима стандартизация форм технологической документации?

4. С какой целью разработана система СРПП?

5. Какое значение имеет стандартизация в области безопасности труда?

6. Какое значение имеет стандартизация ОРД?

Т е м а 6. Стандартизация в металлургии

 

Значение стандартизации требований к металлопродукции; объекты стандартизации в металлургической отрасли; основные направления работ по стандартизации в металлургии на современном этапе.

Литература [9, гл. 7].

 

 

Методические указания

Необходимо выделить основные виды работ по стандартизации в металлургии, обосновать их значение в обеспечении качества металлопродукции, экономии материальных ресурсов, повышении точности и достоверности результатов контроля и испытаний параметров готовой продукции.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое значение имеет стандартизация параметров в металлопродукции?

2. Назовите основные направления работ по стандартизации в металлургии.

3. В чем состоит необходимость стандартизации сортамента и марок металлопродукции?

 

Т е м а 7. Сертификация

 

Сущность и содержание подтверждения соответствия и сертификации системы менеджмента качества (СМК). Цели и принципы подтверждения соответствия. Основные понятия в области сертификации: безопасность продукции; декларирование соответствия; декларация о соответствии; заявитель; знак обращения на рынке; знак соответствия; идентификация продукции; орган по сертификации; оценка соответствия; подтверждение соответствия; сертификация; сертификат соответствия; технический регламент; форма подтверждения соответствия.

Правовые основы подтверждения соответствия. Технический регламент: статус документа, виды технических регламентов, порядок разработки и принятия. Формы подтверждения соответствия: добровольная сертификация; обязательная сертификация; декларирование соответствия. Организация работ по подтверждению соответствия в РФ: органы по сертификации, их функции; схемы сертификации. Сертификация СМК; Российская система сертификации «Регистр систем качества», сертификация систем качества за рубежом.

Литература [10, гл. 1, 4]; [9, гл. 9];[2, ч. 2];[1, разд. 3].

 

Методические указания

Основная цель изучения темы - получить систематизированные знания в области подтверждения соответствия, а также усвоить основные правила и порядок проведения работ по подтверждению соответствия. При изучении темы необходимо обратить внимание на основные этапы процесса сертификации; сферу действия обязательной и добровольной сертификации; целесообразность введения декларирования соответствия; роль технических регламентов в повышении директивности требований по безопасности; выгоды и преимущества, которые дает сертификация СМК предприятиям.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите цели и принципы подтверждения соответствия, поясните их.

2. Назовите формы подтверждения соответствия.

3. Что такое система сертификации?

4. Что является объектом обязательного подтверждения соответствия?

5. Что удостоверяет сертификат соответствия?

6. В каких случаях продукция маркируется знаком соответствия, знаком обращения на рынке?

Т е м а 8. Аудит качества

 

Основные цели и задачи, необходимые для проведения аудита. Виды аудита; классификация и назначение их. Организация и порядок проведения внешнего и внутреннего аудитов.

Литература [1, разд. 3, гл. 13].

Методические указания

При изучении данной темы следует обратить внимание на правила и порядок организации и проведения аудита, состав документации по аудиту и требования к ней, сроки проведения аудита.

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что представляет собой аудит качества?

2. Какие виды аудитов качества вы знаете?

3. Назовите цели и задачи внутренних аудитов.

3. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа включает в себя 7 заданий. Каждое задание представлено десятью вариантами. Студент выполняет вариант, номер которого соответствует последней цифре его индивидуального шифра. Вариант 10 выполняют студенты, шифр которых заканчивается нулем.

При выполнении заданий необходимо использовать указанную литературу.

Контрольная работа должна быть представлена на рецензию не менее чем за 20 дней до начала сессии.

Студенты, не выполнившие контрольной работы в установленные сроки, к сдаче зачета (экзамена) по данной дисциплине не допускаются.

 

Оформление контрольной работы

 

Контрольная работа относиться к текстовым документам, выполняемым студентами всех специальностей в учебном процессе.

Оформление контрольных работ должно осуществляться в соответствии с требованиями стандарта предприятия университета СТП 2.407 «Система менеджмента качества. Текстовые документы в учебном процессе. Общие требования к оформлению».

Контрольная работа может быть оформлена на листах формата А4 (210 ´ 297 мм) либо в тетради.

На титульном листе (обложке тетради) студентом указывается дисциплина и номер варианта, а также фамилия и инициалы, индивидуальный шифр, курс и домашний адрес.

Страницы контрольной работы должны быть сшиты и пронумерованы. На страницах должны быть оставлены поля (30…35 мм) для замечаний рецензента.

Изложение текста контрольной работы должно осуществляться в соответствии с правилами, регламентированными в СТП 2.407 или ГОСТ 2.105 «ЕСКД. Общие требования к текстовым документам».

В начале контрольной работы приводиться полное содержание выполняемого задания с перечислением всех его вопросов. Решения и ответы по каждому вопросу приводятся в последовательности, предусмотренной в методических указаниях к выполнению конкретного задания.

В тех случаях, когда студент либо совсем не может решить тот или иной вопрос задания, либо сомневается в правильности его решения, он должен изложить свои соображения со ссылкой на литературу.

 

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

 

Задание 1

 

В табл. 1 приведены метрологические характеристики (класс точности и диапазон измерений) трех амперметров, включенных последовательно в электрическую цепь.

Необходимо оценить погрешность каждого из амперметров и определить, какой из них обеспечивает большую точность измерения силы тока в цепи.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.