Сделай Сам Свою Работу на 5

Георгиевский (Большой тронный) зал





Маршрут 3.

Зимний дворец.

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов.

Первый Зимний дворец

Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меньшикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови - на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий Зимний дворец

Анна Иоанновна в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. Выкупили дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышевуи на их месте стали возводить дворец. В 1735 году строительство 4-х этажногодворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство.



1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года

 

Четвёртый (временный) Зимний дворец Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 году).

Пятый (существующий) Зимний дворец



С 1754 по 1762 год шло строительство. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

 

Прежде всего императрица отстранила от работ Растрелли. Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы Ю. М. Фельтен, Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством Бецкого.

 

По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу (который занимал всё пространство северо-западного крыла) начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов (из них три средних зала составили впоследствии нынешний Николаевский зал). В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея.

 

В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова (в 1764—1766 годах для Орлова будет возведён Южный павильон Малого Эрмитажа, соединённый с покоями Екатерины галереей на арке). В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского.[источник не указан 126 дней] В 1764 году Екатерине II были переданы из Берлина 317 ценных картин общей стоимостью в 180 тысяч талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в погашение контрибуции после Семилетней войны (1756—1763). Из этих 317 картин в основном голландско-фламандской школы XVII века, переданных в Россию в 1764 году и положивших начало собраниям Эрмитажа, сегодня здесь сохранилось по меньшей мере 96 полотен. Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения); с 1767 по 1775 годы для них строится специальное здание восточнее дворца.



 

До 1940-х годов окраска дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

 

В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги.

 

В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра.

 

В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный (Георгиевский)» зал, открытый в 1795 году. Старый тронный зал был переделан на ряд комнат, предоставленных для покоев только что женившемуся великому князю Александру. Были также созданы «Мраморная галерея» (из трёх зал).

 

В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. В начале 1830-х годов в восточном корпусе дворца О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.

 

После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт.

Зимний дворец в числах

Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов, раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве, ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющегося и в наши дни.

 

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического , Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует.

 

Петровский (Малый тронный) Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящён памяти Петра I.

Гербовый зал

Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.

 

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года,в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813-14 гг. На её стенах помещены написанные Джорджем Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галерее помещены конные портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III работы Ф. Крюгера, портрет императора Священной Римской империи германской нации и короля Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

 

 

Георгиевский (Большой тронный) зал

Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. По указанию императора Николая I при восстановлении зала после пожара 1837 года архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. Над тронным местом — мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий дракона», вып. итальянским скульптором Франческо дель Неро по рисункам Стасова (1842 г.). В этом зале проходили официальные церемонии и приемы. В советское время тронное место к 1930 г. было разобрано, а в 1948 г. на месте трона была установлена созданная в 1937 г. большая физическая карта Советского Союза из 45 000 полудрагоценных и драгоценных камней. В 1989 г. (?) карта была демонтирована и перевезена в Горный музей. К 2000 г. трон вместе с балдахином был восстановлен на прежнем месте.

Александровский зал

По замыслу архитектора А. Брюллова, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I. В северном торце зала был установлен большой портрет императора в рост в массивном позолоченном подрамнике до пола, а заднее пространство завешено малиновой парчовой драпирвкой с вышитыми по ней золотыми двуглавыми орлами. В настоящее время все это обрамление утрачено и в зале экспонируется коллекция западноевропейского серебра XVII—XVIII вв. в массивных витринах-шкафах, совершенно нарушающих пространственное восприятие.

 

 

10. Зда́ние Гла́вного Шта́ба —Дворцовой пл. д.6-10

 

. Строительство -1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

 

Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров.

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

 

В 1760-1780 гг. на юге Дворцовой площади осуществилось строительство нескольких зданий, стоящих полукругом. Архитектором был Ю. Фельтен. Владельцем одного из зданий был граф Брюс, другие строения принадлежали Д. Ланскому. В 1811 г. одно из зданий было выкуплено и передано в казну с целью размещения Ген. Штаба. На заднем дворе находился Кушелевский театр.

 

Весной 1819 года императором Александром Iбыло принято решение о придании юго-восточной границы Дворцовой площади вида, подобающего центру столицы Российской империи. Согласно легенде, на решение Александра I о возведении новых зданий повлиял министр финансов граф Дмитрий Александрович Гурьев. . Было поручено К. Росси разработать планы и проекты. Дома, принадлежавшие Ланскому и Брюсу, выкупились казной по цене 1 032 500 руб. Торжественная закладка здания Главного штаба состоялась 12 июня 1820 года. На закладной доске значилось: "Учинена закладка строению на площади противу Зимнего дворца для приведения оной в правильность".

 

. Архитектор продолжил линию существующих фасадов, разрыв оформил аркой. Арка рассчитывалась как центр здания. Арка, соединяющая криволинейные в плане здания, состоит из трех частей. Первая выходит на Дворцовую площадь, вторая расположена параллельно сразу за первой. Третья, расположенная под небольшим углом, организовывает Большую Морскую улицу, выводя ее на площадь, как раз напротив центральных арок фасада Зимнего дворца. Высота арки составляет 28 метров. Находящиеся на ней фигуры коней имеют высоту в три метра, а богиня Ника - 10 метров, при развороте по фронту почти в 16.

Даже, не взирая на разный размер крыльев, зрительно они кажутся одинаковыми. Чтобы устранить диспропорцию, Росси снабдил фасад портиками: 14 колонн на здании Главного Штаба и 12 – на Министерстве.

 

Строительство завершилось в 1823 г. Затем приступили к постройке корпуса для Министерства финансов и иностранных дел. Полное завершение работ было в 1825 г. Фасад строения был одним из самых длинных во всей Европе – 580 м. Угол строения у реки Мойки сделали острым, за эту форму его назвали «утюг».

 

Театр закрыли, отдав здание под архив Главного Штаба. В этом строении Росси обратился к металлическим перекрытиям, дабы уменьшить риск возникновения пожара. Свод архива держат 8 дуг, изготовленных из металла, опираются они на колонны из чугуна. Вдоль стен зала размещены чугунные галереи с полками и шкафами. Зал для Архива был одним из первых подобного рода в России.

 

Скульптурное украшение арки предполагалось довольно скромное. Над аркой архитектор предполагал установить отлитую из чугуна композицию из двух женских фигур с гербом государства и воинскими атрибутами. Александр І утвердил строгий стиль. Но, пришедший ему на смену Николай І, решил оформить арку более возвышенно и ярко.

 

Основной идеей оформления было прославление славы и отваги русский войск. Во время проектирования, Росси хотел установить женские фигуры, держащие герб России. Такой вариант одобрил Александр, но не принял Николай. Тогда и было принято решение об установке конной группы. Работа над скульптурой была поручена русским мастерам, хотя были предложения и от зарубежных скульпторов. Кони, колесница и левый (если смотреть со стороны площади) воин были вычеканены по моделям В. И. Демут-Малиновского, а фигура богини Нике в колеснице и правый воин - по модели С. С. Пименова. Это была их первая совместная работа. Договор со скульпторами был заключён 28 апреля 1827 года. На изготовление всех моделей, за исключением колесницы, им давалось всего два месяца.

 

С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями. В повозке стоит крылатая Слава, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы. Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви. Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.