Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский юридический институт
Федеральной службы исполнения наказаний»
| УТВЕРЖДАЮ
|
| Начальник ВЮИ ФСИН России
генерал-майор внутренней службы
|
|
|
| С.Н. Емельянов
|
| « ____ » ___________ 2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
КРИМИНОЛОГИЯ
по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция
профиль: гражданско-правовой
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Владимир 2012
Криминология: Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция. – Владимир : ВЮИ ФСИН России, 2012. – 31 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Далее – ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.
Разработчик программы:
доцент кафедры уголовного права и криминологии ВЮИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, Д.А. Зыков
Рецензенты программы:
доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Владимирского филиала Академии народного хозяйства, кандидат юридических наук, доцент, А.А. Лачин;
начальник кафедры уголовно-исполнительного права, исполнения наказаний и криминологии Томского филиала Кузбасского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор А.В. Шеслер.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры уголовного права и криминологии ВЮИ ФСИН России « 14 » февраля 2012 г., протокол № 10.
Обсуждена и одобрена на заседании Методического совета ВЮИ ФСИН России от «21» марта 2012 г., протокол № 7.
ã ВЮИ ФСИН России, 2012
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цели изучения дисциплины: Криминологическая подготовка - необходимая составная часть процесса обучения будущих юристов. Изучение данного курса имеет целью: выработать у студентов (слушателей) криминологическое мышление; сформировать у них научно-обоснованные взгляды на преступность как на негативное объективно обусловленное социальное явление, сдерживаемое государством в определенных рамках; ознакомить студентов с современными стратегиями воздействия на преступность; подготовить их к компетентному решению профессиональных задач.
Задачи:
получение студентом (слушателем) знаний об основных проблемах отечественной и зарубежной криминологии, ее предмете;
сформировать у студентов (слушателей) умения и навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения, организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для реализации этих задач.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования
Дисциплина «Криминология» относится к вариативной части профессионального цикла учебных дисциплин, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция и рабочим учебным планом, рассмотренным и одобренным решением Ученого совета ВЮИ ФСИН России от 26 мая 2011 г.
Приступая к изучению дисциплины студент (слушатель) должен иметь твердые познания следующих предшествующих дисциплин: теория государства и права, уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, административное право, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность, философия, логика, психология, информационные технологии в юридической деятельности и правовая статистика.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате изучения дисциплины:
а) общекультурные компетенции:
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3).
б) профессиональные компетенции:
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
В процессе изучения курса криминологии студенты (слушатели) должны иметь современные представления о преступности как негативном социальном явлении, ее детерминантах и границах возможного воздействия на преступность, при этом:
Знать:
основные особенности лиц, совершивших преступления различных видов, и уметь правильно организовать свою будущую профессиональную деятельность по их криминологическому изучению;
правильно использовать в повседневной работе приемы и методы профилактического воздействия на правонарушителей.
Уметь:
правильно "читать" уголовную статистику и грамотно оценивать криминологическую ситуацию как в стране в целом, так и в отдельном регионе, владеть необходимыми приемами прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения;
планировать профилактическую работу, вести ее учет и анализ.
Владеть:
основными методиками проведения прикладных криминологических исследований для их осуществления в практической деятельности с целью более глубокого анализа преступности на обслуживаемой территории;
четко представлять сущность, содержание и основные формы взаимодействия различных правоохранительных органов в осуществлении профилактической деятельности.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)
Учебно-тематический план
очная форма обучения
№
п/п
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Из них аудиторных:
| Самостоятельная работа
| Всего часов
| лекции
| Семинарские занятия
| Практические занятия
| Другие виды занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Часть I (Общая)
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
-
| Понятие, предмет, метод и система криминологии
История криминологии. Современные криминологические теории
Преступность и ее основные характеристики
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
-
5.
| Причины преступности
Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследования
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
-
9.
| Причины и условия совершения конкретного преступления
Организация и методика криминологических исследований
Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Предупреждение преступности
|
|
|
|
|
|
|
| Часть II (Особенная)
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
-
11.
| Правовые, организационные и тактические основы деятельности органов внутренних дел и подразделений УИС по предупреждению преступлений
Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности
|
|
|
|
|
|
|
| 12.
-
| Криминологическая характеристика и профилактика организованной преступности
Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи
|
|
|
|
|
|
|
| 14.
-
| Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономики
Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений и хулиганств
|
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Криминологическая характеристика и профилактика краж, мошенничества, грабежей и разбоев
|
|
|
|
|
|
|
| 17.
-
| Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью, и особенности их профилактики
|
|
|
|
|
|
|
| Форма контроля: зачет
| | | | | | | | Всего по курсу
|
|
|
|
|
| |
| Учебно-тематический план
заочная форма обучения
№
п/п
| Наименование тем
| Всего часов по учебному плану
| Из них аудиторных:
| Самостоятельная работа
| Всего часов
| лекции
| Семинарские занятия
| Практические занятия
| Другие виды занятий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Часть I (Общая)
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
-
9.
| Понятие, предмет, метод и система криминологии
История криминологии. Современные криминологические теории
Преступность и ее основные характеристики
Причины преступности
Лица, совершившие преступления, как объект криминологического исследования
Причины и условия совершения конкретного преступления
Организация и методика криминологических исследований
Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Предупреждение преступности
|
|
|
|
|
|
|
| Часть II (Особенная)
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
-
| Правовые, организационные и тактические основы деятельности органов внутренних дел и подразделений УИС по предупреждению преступлений
Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной и профессиональной преступности
Криминологическая характеристика и профилактика организованной преступности
Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи
|
|
|
|
|
|
|
| 14.
-
| Криминологическая характеристика и профилактика преступности в сфере экономики
Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений и хулиганств
Криминологическая характеристика и профилактика краж, мошенничества, грабежей и разбоев
Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых по неосторожности Криминологическая характеристика негативных социальных явлений, связанных с преступностью, и особенности их профилактики
|
|
|
|
|
|
|
| Форма контроля: зачет
|
| | | | | | | Всего по курсу
|
|
|
|
|
| |
|
5. Содержание дисциплины
Часть I (Общая)
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии
Понятие о криминологии как социально-правовой отрасли обществознания. Элементы предмета криминологии; преступность как социальное явление, очерченное рамками уголовного закона и проявляющееся в виде статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших; детерминанты преступности (факторы, влияющие на преступность, ее причины и условия); механизм индивидуального преступного поведения; лица, совершившие преступления, и их особенности; предупреждение преступности.
Закономерности социального развития и функционирования социальных систем. Возможность познания этих закономерностей и их рационального использования в социальной практике как методическая основа криминологии.
Криминология как отрасль обществознания. Ее связь с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления). Связь криминологии и демографии, криминологии и статистики, криминологии и юридических наук.
Система криминологического знания. Функции криминологической науки. Значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях.
Использованная литература [1, 2, 3, 4, 5, 17, 18, 19, 20].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|