Тема 3. Преступность и ее основные характеристики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Рязанский государственный университет имени СА Есенина»
Утверждено на заседании кафедры
Уголовного права и процесса
Протокол № 1 от 30.08.2011
Зав кафедрой канд. юр. наук, доцент
И.В. Пантюхина
Рабочая программ учебной дисциплины
И учебно-методические рекомендации
КРИМИНОЛОГИЯ
Для специальности 030501.65 – «Юриспруденция»
Факультет юриспруденции и политологии
Курс 4, семестр 8
Всего часов (включая самостоятельную работу) – 144
Составил доктор юридических наук, профессор Н.С.Артемьев
Рязань 2011
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования.
Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина в соответствии с планом изданий на 2007 год.
Рецензент: В.И.Игнатенко д.ю.н., профессор
КРИМИНОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс
Сост. Н.С. Артемьев; Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина.- Рязань,2007г.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов факультета юриспруденции и политологии. Отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Ключевые слова: преступность; причины и условия совершения преступлений; предупреждение преступности.
Учебное пособие
Криминология
Учебно-методический комплекс
Составитель Артемьев Николай Семенович
Редактор______________
Технический редактор_____________
Пояснительная записка
Изучении курса «Криминология» имеет целью выработать у студентов криминологическое мышление. Сформулировать у них научно обоснованные взгляды на преступность как на негативный объективно обусловленный социальный процесс, который общество и государство должны сдерживать в определенных рамках с тем, чтобы не допустить условий их жизнедеятельности, а также дать студентам знания о стратегии воздействия на преступность в современных условиях, подготовить их к компетентному решению профессиональных задач.
Достижение вышеуказанной цели изучения курса «Криминология» предполагает решение следующих основных задач:
- дать студентам знания об основных проблемах отечественной криминологии, ее предмете и методах.
- сформулировать умения и навыки анализа и оценки данных о преступности, прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения организации и осуществления профилактической деятельности, использования современных методик для реализации этих задач;
- воспитать чувство непримиримости к проявлениям такого социального зла, как преступность, сформулировать у студентов решимость активно противостоять ему, отстаивать принципы законности и социальной справедливости, защищать человека и общество от преступников.
Курс «Криминология» состоит из 15 тем и включает различные виды учебных занятий. Для более углубленного изучения курса служат: подготовка курсовых и дипломных работ по актуальным криминологическим проблемам, участие в научно-практических конференциях и семинарах. Изучение курса завершается экзаменом.
Тематический план
по курсу «Криминология»
№
п/п
| Наименование тем
|
Всего часов
| В том числе аудиторных
|
Сам.
раб.
|
Всего
|
Лекций
|
Семин.и прак.зан.
| 1.
| Понятие, предмет, метод и система криминологии.
|
|
|
|
|
| 2.
| История криминологии.
|
|
|
|
|
| 3.
| Преступность и ее основные характеристики.
|
|
|
|
|
| 4.
| Детерминанты преступности.
|
|
|
|
|
| 5.
| Личность преступника.
|
|
|
|
|
| 6.
| Механизм, причины и условия совершения конкретного преступления
|
|
|
|
|
| 7.
| Методика криминологических исследований.
|
|
|
|
|
| 8.
| Криминологическое прогнозирование, планирование и программирование.
|
|
|
|
|
| 9.
| Предупреждение преступности.
|
|
|
|
|
| 10.
| Современная зарубежная криминология.
|
|
|
|
|
| 11.
| Экономическая преступность.
|
|
|
|
|
| 12.
| Насильственная преступность.
|
|
|
|
|
| 13.
| Преступность несовершеннолетних и молодежи.
|
|
|
|
|
| 14.
| Организованная преступность.
|
|
|
|
|
| 15.
| Рецидивная и профессиональная преступность.
|
|
|
|
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
|
|
|
Cодержание курса
Тема №1. Понятие, предмет, метод и система криминологии.
Этимологическое происхождение термина криминология. Понятие криминологии как науки и учебной дисциплины. Предмет криминологии. Общая характеристика основных компонентов предмета криминологии: преступности и преступного поведения, личности преступника, причин и условий преступности индивидуального и конкретного преступления.
Актуальные проблемы криминологии. Теоретическая и практическая цель криминологии, ее основные задачи. Функции криминологии: описательная, объяснительная, прогностическая.
Криминология – междисциплинарная отрасль знаний. Место криминологии в системе юридических наук. Взаимодействие криминологи с науками уголовного права, уголовно-исполнительного права, пенитенциарной психологией и криминалистикой. Связь криминологии с административным, гражданским, семейным правом и другими отраслями права некриминального цикла. Соотношение криминологии с общественными и естественными науками (философией, социологией, экономической теорией, математикой).
Методологическая основа российской и зарубежной криминологии (генезис, эволюция). Методологические направления криминологии: философское, историческое, сравнительное, концептуальное и категориальное.
Методы познания науки криминологии и их классификация; общенаучные (системный, комплексный и иные методы в анализе преступности, ее причин и условий, личности преступника и разработки профилактических мер); методы частных наук (социологические, социально-психологические, статистические, антропологические и др.).
Криминологическая перспектива проектов нормативных документов и их экспертиза; изучение и использование международного опыта борьбы с преступностью.
Система курса криминологии. Изучение криминологической характеристики и профилактики преступности в целом, отдельных ее видов и типов, а также категорий преступников – в особенной части. Специальная часть криминологии – специфические направления воздействия на преступность.
Тема №2. История криминологии.
Истоки и этапы развития криминологической мысли до возникновения криминологии как науки. Криминологические идеи Платона, Аристотеля, социалистов – утопистов (Мор.Т., Кампанелла, Морелли и др.). Первые криминологические теории (Монтескье, Ч.Беккария и др).
Возникновение криминологии как науки. Основные направления исторического развития криминологии: антропологическое (Ч.Ломбразо, Ш. и Э.Глюк и др.); биосоциальное (Р.Гарофилло, Ф. Лист и др).; социологическое (А.Кетле, Г.Тард, М.Н. Гернет и др.).
Основные этапы развития российской криминологии. Криминологические воззрения выдающихся русских писателей и мыслителей: А.Н. Радищева, А.И.Герцена, В.Г.Белинского, Ф.М.Достоевского, А,П. Чехова, Л.Н.Толстого и других. Становление криминологии как науки в дореволюционной (до 1917г.) России в трудах М.В.Духовского.
Описание факторов преступности в рамках социологической школы (П.И.Люблинский, И.Я. Фойницкий, М.Н. Гернет и др.). Личное и социальное – основные факторы преступности в антропологическом направлении (Д.А. Дриль).
Развитие российских криминологических кабинетов в 20-х-30-х годах. Застойные период криминологии – результат тоталитарного правления государственной власти. Послевоенный и современный этапы развития отечественной криминологии. Возрождение криминологии как отрасли знаний в конце 50-х – начале 60-х годов. Образование криминологических научных учреждений.
Становление криминологии как учебной дисциплины. Преподавание криминологии в юридических образовательных учреждениях страны. Выход в свет первых учебников, учебных пособий и монографий по криминологии.
Современное состояние и проблемы российской криминологии. Возможности использования достижений криминологии.
Тема 3. Преступность и ее основные характеристики.
Понятие преступности. Ее соотношение с отклоняющимся поведением людей, правонарушением, преступлением, преступным поведением, преступной деятельностью.
Основные показатели преступности:
состояние, уровень, структура, динамика, раскрываемость, коэффициенты преступной активности различных социальных групп.
Понятие латентной преступности, ее виды: естественная, искусственная, пограничных ситуаций. Причины латентности преступлений. Практическая значимость, методы оценки и выявления латентной преступности. Региональные развития преступности.
Типы и виды преступности: экономическая, насильственная, рецидивная, профессиональная, организованная, корыстная, политическая и т.д.
Типы и категории преступников: несовершеннолетние и молодежи, мужчины и женщины, осужденные к лишению свободы и осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы и т.д.
Характеристика преступности в современных условиях, ее основные тенденции: вооруженность и агрессивность преступников, состояние экономической преступности, рост организованной профессиональной преступности, интернационализация преступности, криминализация политики.
Типология преступного поведения: корыстное, насильственное, неосторожное, аномально-сексуальное, политическое. Типы преступного поведения по их носителю: единичное, стихийно-групповое, массовое и организованное.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|