Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1,2. Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии





КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
 


ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Т. В. Дюканова, Н. А. Ренер

КРИМИНОЛОГИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

г. Калининград


Дюканова Т. В., Ренер Н. А. Криминология: Учебное пособие. – Для курсантов и студентов КПИ ФСБ РФ

 

Калининград: КПИ ФСБ РФ, 2008. – 32 с.

 

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначено для студентов Центра дополнительного и профессионального образования, изучающих юриспруденцию. Содержит рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины, перечень специальной литературы, вопросы для подготовки к итоговому контролю, а также критерии оценки ответов.


ВВЕДЕНИЕ

По мере усложнения криминогенной обстановки в стране, роста преступности и активизации других негативных социальных явлений и процессов потребность в криминологических знаниях постоянно возрастает.



Усвоение курса «Криминология» позволяет сформировать научно-обоснованный подход к проблеме преступности. Представляется, что наиболее эффективный путь воздействия на нее - это сочетание уголовно-правовых мер в отношении лиц, совершивших преступления, и активная профилактическая деятельность, направленная на устранение причин и условий преступности. Только на основе такого комплексного подхода борьба с преступностью может дать реальные результаты.

В результате изучения дисциплины «Криминология»:

обучаемый должен уметь:

- правильно толковать уголовную статистику и грамотно оценивать криминологическую ситуацию в стране в целом, в отдельном регионе, на конкретной территории;

- применять в практической деятельности приемы прогнозирования преступности и индивидуального преступного поведения;

- использовать в повседневной работе приемы и методы профилактического воздействия на правонарушителей;

- планировать профилактическую работу, вести ее учет и анализ;

- осуществлять правовую экспертизу соответствующих нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;



- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

- ориентироваться в специальной литературе.

обучаемый должен:

- иметь современные представления о преступности как социальной данности, ее детерминантах и границах возможного воздействия на преступность;

- знать особенности лиц, совершивших преступления, с тем, чтобы правильно организовывать работу по их профилактике;

- владеть методиками проведения прикладных криминологических исследований;

- обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону, чести и достоинству гражданина;

- самостоятельно обновлять правовые знания.

Изучение криминологии осуществляется в тесной связи с дисциплинами: «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Криминалистика», «Философия», «Психология», «Педагогика».


I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Общая часть

Тема 1,2. Понятие, предмет, метод, система и задачи криминологии

Понятие о криминологии как социально-правовой науке. Предмет криминологии: преступность, как исторически изменчивое, социальное, уголовно-правовое явление, характеризующееся количественными и качественными показателями; причины и условия преступности; лица, совершившие преступления, методика изучения личности, механизм преступного поведения; предупреждение преступности (информационное обеспечение, криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью).

Методологическая основа криминологии. Познание закономерностей возникновения, существования, изменения преступности, ее причин и условий, закономерностей предупреждения преступности на основе использования таких категорий диалектики, как сущность и явление, единичное, особенное и общее, необходимое и случайное, законов перехода количественных изменений в качественные, единства и борьбы противоположностей, отрицания и др.



Основные задачи криминологии: научное объяснение и прогнозирование криминологических явлений; широкое внедрение в практику борьбы с преступностью научно-обоснованных рекомендаций, особенно в сфере криминологического прогнозирования и планирования; изучение международного опыта борьбы с преступностью.

Место криминологии в системе других наук. Связь криминологии с юридическими науками (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом) и науками неюридического профиля (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления, статистикой и другими).

Система криминологии: основное содержание общей и особенной части. Функции криминологии: описательная (диагностическая), объяснительная (этиологическая), предсказательная (прогностическая). Значение криминологических знаний для практической деятельности.

История криминологии. Зарождение криминологической мысли. Представление о преступности и ее причинах в рабовладельческом обществе, в эпоху феодализма. Теологические взгляды на преступность и преступников. Становление криминологии как науки. Биологические теории преступности. Социологические теории преступности. Криминологические взгляды философов-просветителей XVII века (Монтескье, Вольтер, Беккариа). Криминологические идея социалистов-утопистов XVI – XVII веков (Мор, Мелье, Морелли) и XVIII – XIX веков (Сен-Симон, Кампанелла, Фурье, Оуэн). Взгляды на преступность русских революционных демократов (Радищев, Герцен, Белинский, Добролюбов, Чернышевский и др). Кризис социалистической криминологии и проблема научной и практической значимости ее наследия. Возникновение и развитие отечественной криминологии. Взгляды на преступность и ее причины русских философов (Шпет, Флоренский, Бердяев, Ильин). Основные этапы развития криминологии в нашей стране (XIX – нач. XX в.; 20-30 годы XX в.). Разгром криминологии в конце 30-х годов и его последствия для науки и практики борьбы с преступностью. Возрождение криминологии в конце 50-х – начале 60-х годов. Криминология в 1960 – 1980 годах. Состояние криминологической науки в России на современном этапе развития общества. Научные криминологические учреждения страны и основные направления криминологических исследований. Ведущие ученые-криминологи и их труды.

Литература:

1. Криминология/Под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. - СПб.: Питер, 2003.

2. Шели Дж.Ф. Криминология (США). – СПб.: «Питер», 2003.

3. Криминология: Учебник для Вузов (издание второе, переработанное и дополненное)/Под ред. В. Д. Малкова, ЗОА «Юстицинформ», 2006.

4. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под общей ред. докт. юрид. наук, профессора А.И. Долговой. – М.: Изд. Группа НОРМА-ИНФРА. М., 2004.

5. Криминология. Учебник для юридических вузов. Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова, М., 2006.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.