Сделай Сам Свою Работу на 5

Маркетинговая среда предприятия





Сущностная характеристика маркетинга

 

Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Основные понятия маркетинга:

Нужда – чувство острой нехватки индивидом чего-либо.

Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностными особенностями индивида.

Спрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Обмен – акт получения желаемого объекта с предложение чего-либо взамен.

Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок – совокупность реальных и потенциальных потребителей, имеющих финансовые возможности для приобретения товара.

Виды рынков:

1) по участникам: рынок продавца; рынок покупателя; рынок посредника;

2) по товарам: рынок товаров широкого потребления; рынок продукции производственно-технического назначения;

3) по уровню конкуренции: рынок совершенной конкуренции; рынок несовершенной конкуренции;

4) по масштабу: локальный; региональный; национальный; международный.

Основные цели маркетинга:

- завоевание рынка;

- рост продаж;



- увеличение прибыли.

Основные принципы маркетинга можно свести к трем основным:

1) потребитель – король;

2) производи то, что продается, а не продавай то, что производишь;

3) создавая товар – создавай потребителя.

Основные функции маркетинга:

1) исследовательско-аналитические:

- маркетинговые исследования рынка;

- анализ структуры и динамики спроса реальных и потенциальных потребителей;

- изучение конъюнктуры рынка и конкурентоспособности
продукции организации;

- исследование маркетинговой среды организации.

2) организационно – производственные:

- организация планирования товарного ассортимента и загрузка производственных мощностей фирмы;

-материально-техническое обеспечение и производственно-
технологическая комплектация производства;

- планирование и оперативно-календарное регулирование
производства;

- управление качеством производства и организация постановки на производство новых видов продукции.

3) сбыто-стимулирующие:

- планирование и организацию сбыта продукции;



- выбор каналов распределения и товародвижения;

- организацию продвижения продукции на ры­нок;

- разработку и проведение рекламных кампаний;

- проведение конкурентной ценовой политики и стимулирование продаж;

4) контрольно-управленческие:

- стратегическое и тактическое планирование маркетинга;

- организация управления маркетингом;

- разработка бюджета маркетинга;

- маркетинговый контроль;

- ревизия маркетинга;

- оценка эффективности маркетинговых мероприятий организации.

На предприятии маркетинг реализуется посредством комплекса маркетинга.

Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, сово­купность которых фирма использует в стремлении вызвать же­лаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.

Комплекс маркетинга включает товар, цену, распределение, продвижение.

Тип маркетинга – специфические формы и способы реализации маркетинговых усилий.

Применительно ксовременному состоянию спроса на отечественном рынке продукции можно выделить следующие виды спроса и соответствующие им типы маркетинга:

- негативный спрос – конверсионный маркетинг;

- отсутствующий спрос – стимулирующий маркетинг;

- скрытый спрос – развивающий маркетинг;

- падающий спрос – ремаркетинг;

- нерегулярный спрос – синхромаркетинг;

- полноценный спрос – поддерживающий маркетинг;

- чрезмерный спрос – демаркетинг;

- иррациональный спрос – противодействующий маркетинг.

Эволюция маркетинга проявляется в его концепциях.

Концепция маркетинга – совокупность доминирующих в обществе взглядов на цели, способы и формы организации предпринимательства.



1. Концепция совершенствования производства – концентрация усилий на совершенствовании производства.

Период существования – до 20-50-х гг. ХХ века.

Условия существования: 1) превышение спроса над предложением; 2) низкий

уровень конкуренции; 3) получение выгод от масштаба производства.

2. Концепция совершенствования товара – концентрация усилий на совершенствовании товара.

Период существования – до 60-70-х гг. ХХ века.

Условия существования: 1) необходимость постоянного снижения затрат;

2) необходимость повышения качества; 3) необходимость расширения ассортимента.

3. Концепция интенсификации коммерческих усилий – концентрация усилий на сбыте.

Период существования – до 80-90-х гг. ХХ века.

Условия существования: 1) наличие средств реализации; 2) наличие каналов распределения; 3) слабая защита прав потребителей.

4. Концепция современного (классического) маркетинга – концентрация усилий на удовлетворении нужд и потребностей потребителей.

Период существования – до конца ХХ века.

Условия существования: 1) рыночно-ориентированное производство; 2) свобода конкурентного выбора; 3) маркетинговые усилия.

5. Концепция социально-этического маркетинга – концентрация усилий на удовлетворении нужд и потребностей потребителей наиболее эффективным и продуктивным способом.

Период существования – с начала ХХI века.

Условия существования: 1) развитие производства; 2) развитие уровня сознания; 3) развитие информационной базы.

 

Маркетинговая среда предприятия

Маркетинговая среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службы маркетинга достигать с целевыми клиентами отношений успешного сотрудничества.

Маркетинговая среда фирмы включает внутреннюю среду (в том числе производственную и социальную) и внешнюю среду (в том числе макро- и микромаркетинговую среду).

Макромаркетинговая среда – совокупность неподдающихся контролю со стороны фирмы факторов, влияющих на микромаркетинговую среду предприятия.

Основные факторы макромаркетингвоой среды:

1) политический (политическая организация общества, политическая стабильность, внешнеэкономическая политика, поддержка политических партий и движения и т.д.);

2) экономический (темпы роста производства, темпы инфляции, состояние бюджета страны, экономические приоритеты, налоговая политика и т.д.);

3) социально-демографический (социально-демографические изменения, динамика уровня жизни, социальные приоритеты, социальные платежи и т.д.);

4) культурный (национальные традиции, состояние субкультуры, нравственные ценности, отношение к окружающему миру и т.д.);

5) научно-технический (влияние НТП, финансирование НИОКР, подготовка научных кадров, научно-технический потенциал и т.д.);

6) экологический (природный) (наличие природных ресурсов, наличие утилизационных технологий, экологические нормативы, наличие экологических движений).

Микромаркетинговая среда – совокупность активных участников рынка, имеющих непосредственное отношение к самой фирме.

Основными субъектами микромаркетинговй среды являются:

1. Поставщики – субъекты, обеспечивающие фирму материально-техническими ресурсами;

2. Посредники – субъекты, помогающие в продвижении товаров фирмы на рынок.

Посредники бывают:

1) торговые:

- оптовые торговцы;

- розничные торговцы;

2) финансовые:

- банки;

- финансовые компании;

3) информационные:

- информационные агентства;

- рекламные агентства.

3. Конкуренты – субъекты, соперничающие с фирмой на рынке.

Основные виды конкуренции:

1) по объекту:

- конкуренты-желания;

- товарно-родовые конкуренты;

- товарно-видовые конкуренты;

- марки-конкуренты;

2) по уровню:

- совершенная;

- несовершенная;

3) по добросовестности:

- добросовестная;

- недобросовестная;

4) по этичности:

- этичная;

- неэтичная;

5) по легитимности:

- легитимная;

- нелегитимная.

Стратегии получения конкурентных преимуществ

Позиция на рынке Активные стратегии Пассивные стратегии
Лидер рынка Расширение рынка Защита доли рынка Упреждающие действия Реагирование на вызов конкурентов
Рыночный претендент Лобовая конкуренция Фланговые стратегии Окружение Следование за лидером
Избегающий конкуренции Ниша на рынке Обход конкурентов Статус-кво

Стратегии лидера:

1) Расширение рынка (захват) – расширение спроса на номенклатуру товара путем демонстрации достоинств товара, а не достоинств марок;

2) Защита доли рынка – сохранение имеющейся доли рынка;

3) Упреждающие действия (блокировка) – препятствие приходу конкурента на рынок;

4) Реагирование на вызов конкурентов (перехват) – ответ на действия конкурентов.

Стратегии претендента:

1) Лобовая конкуренция (атака) – конкурент бросает вызов лидеру рынка;

2) Фланговые стратегии (прорыв) – лидеру рынка бросают вызов в областях, которые не являются в данный момент объектом конкуренции;

3) Окружение – вызов лидеру рынка на всех фронтах или через краткие промежутки времени;

4) Следование за лидером – копирование действий лидера.

Стратегии избегающих конкуренции:

1) Ниша на рынке – поиск рынков, не интересующих лидера;

2) Обход конкурентов – выход на неконкурентные рынки;

3) Статус-кво – избегание конфронтации.

4. Потребители – реальные и потенциальные покупатели, имеющие финансовые возможности для приобретения товаров фирмы.

5. Контактные аудитории – субъекты, косвенно влияющие на деятельность предприятия.

Контактные аудитории включают:

1) государственные органы;

2) финансовые круги;

3) средства массовой информации;

4) население;

5) работников предприятия.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.