Маркетинговая среда предприятия
Сущностная характеристика маркетинга
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Основные понятия маркетинга:
Нужда – чувство острой нехватки индивидом чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с личностными особенностями индивида.
Спрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – акт получения желаемого объекта с предложение чего-либо взамен.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок – совокупность реальных и потенциальных потребителей, имеющих финансовые возможности для приобретения товара.
Виды рынков:
1) по участникам: рынок продавца; рынок покупателя; рынок посредника;
2) по товарам: рынок товаров широкого потребления; рынок продукции производственно-технического назначения;
3) по уровню конкуренции: рынок совершенной конкуренции; рынок несовершенной конкуренции;
4) по масштабу: локальный; региональный; национальный; международный.
Основные цели маркетинга:
- завоевание рынка;
- рост продаж;
- увеличение прибыли.
Основные принципы маркетинга можно свести к трем основным:
1) потребитель – король;
2) производи то, что продается, а не продавай то, что производишь;
3) создавая товар – создавай потребителя.
Основные функции маркетинга:
1) исследовательско-аналитические:
- маркетинговые исследования рынка;
- анализ структуры и динамики спроса реальных и потенциальных потребителей;
- изучение конъюнктуры рынка и конкурентоспособности продукции организации;
- исследование маркетинговой среды организации.
2) организационно – производственные:
- организация планирования товарного ассортимента и загрузка производственных мощностей фирмы;
-материально-техническое обеспечение и производственно- технологическая комплектация производства;
- планирование и оперативно-календарное регулирование производства;
- управление качеством производства и организация постановки на производство новых видов продукции.
3) сбыто-стимулирующие:
- планирование и организацию сбыта продукции;
- выбор каналов распределения и товародвижения;
- организацию продвижения продукции на рынок;
- разработку и проведение рекламных кампаний;
- проведение конкурентной ценовой политики и стимулирование продаж;
4) контрольно-управленческие:
- стратегическое и тактическое планирование маркетинга;
- организация управления маркетингом;
- разработка бюджета маркетинга;
- маркетинговый контроль;
- ревизия маркетинга;
- оценка эффективности маркетинговых мероприятий организации.
На предприятии маркетинг реализуется посредством комплекса маркетинга.
Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
Комплекс маркетинга включает товар, цену, распределение, продвижение.
Тип маркетинга – специфические формы и способы реализации маркетинговых усилий.
Применительно ксовременному состоянию спроса на отечественном рынке продукции можно выделить следующие виды спроса и соответствующие им типы маркетинга:
- негативный спрос – конверсионный маркетинг;
- отсутствующий спрос – стимулирующий маркетинг;
- скрытый спрос – развивающий маркетинг;
- падающий спрос – ремаркетинг;
- нерегулярный спрос – синхромаркетинг;
- полноценный спрос – поддерживающий маркетинг;
- чрезмерный спрос – демаркетинг;
- иррациональный спрос – противодействующий маркетинг.
Эволюция маркетинга проявляется в его концепциях.
Концепция маркетинга – совокупность доминирующих в обществе взглядов на цели, способы и формы организации предпринимательства.
1. Концепция совершенствования производства – концентрация усилий на совершенствовании производства.
Период существования – до 20-50-х гг. ХХ века.
Условия существования: 1) превышение спроса над предложением; 2) низкий
уровень конкуренции; 3) получение выгод от масштаба производства.
2. Концепция совершенствования товара – концентрация усилий на совершенствовании товара.
Период существования – до 60-70-х гг. ХХ века.
Условия существования: 1) необходимость постоянного снижения затрат;
2) необходимость повышения качества; 3) необходимость расширения ассортимента.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий – концентрация усилий на сбыте.
Период существования – до 80-90-х гг. ХХ века.
Условия существования: 1) наличие средств реализации; 2) наличие каналов распределения; 3) слабая защита прав потребителей.
4. Концепция современного (классического) маркетинга – концентрация усилий на удовлетворении нужд и потребностей потребителей.
Период существования – до конца ХХ века.
Условия существования: 1) рыночно-ориентированное производство; 2) свобода конкурентного выбора; 3) маркетинговые усилия.
5. Концепция социально-этического маркетинга – концентрация усилий на удовлетворении нужд и потребностей потребителей наиболее эффективным и продуктивным способом.
Период существования – с начала ХХI века.
Условия существования: 1) развитие производства; 2) развитие уровня сознания; 3) развитие информационной базы.
Маркетинговая среда предприятия
Маркетинговая среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службы маркетинга достигать с целевыми клиентами отношений успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда фирмы включает внутреннюю среду (в том числе производственную и социальную) и внешнюю среду (в том числе макро- и микромаркетинговую среду).
Макромаркетинговая среда – совокупность неподдающихся контролю со стороны фирмы факторов, влияющих на микромаркетинговую среду предприятия.
Основные факторы макромаркетингвоой среды:
1) политический (политическая организация общества, политическая стабильность, внешнеэкономическая политика, поддержка политических партий и движения и т.д.);
2) экономический (темпы роста производства, темпы инфляции, состояние бюджета страны, экономические приоритеты, налоговая политика и т.д.);
3) социально-демографический (социально-демографические изменения, динамика уровня жизни, социальные приоритеты, социальные платежи и т.д.);
4) культурный (национальные традиции, состояние субкультуры, нравственные ценности, отношение к окружающему миру и т.д.);
5) научно-технический (влияние НТП, финансирование НИОКР, подготовка научных кадров, научно-технический потенциал и т.д.);
6) экологический (природный) (наличие природных ресурсов, наличие утилизационных технологий, экологические нормативы, наличие экологических движений).
Микромаркетинговая среда – совокупность активных участников рынка, имеющих непосредственное отношение к самой фирме.
Основными субъектами микромаркетинговй среды являются:
1. Поставщики – субъекты, обеспечивающие фирму материально-техническими ресурсами;
2. Посредники – субъекты, помогающие в продвижении товаров фирмы на рынок.
Посредники бывают:
1) торговые:
- оптовые торговцы;
- розничные торговцы;
2) финансовые:
- банки;
- финансовые компании;
3) информационные:
- информационные агентства;
- рекламные агентства.
3. Конкуренты – субъекты, соперничающие с фирмой на рынке.
Основные виды конкуренции:
1) по объекту:
- конкуренты-желания;
- товарно-родовые конкуренты;
- товарно-видовые конкуренты;
- марки-конкуренты;
2) по уровню:
- совершенная;
- несовершенная;
3) по добросовестности:
- добросовестная;
- недобросовестная;
4) по этичности:
- этичная;
- неэтичная;
5) по легитимности:
- легитимная;
- нелегитимная.
Стратегии получения конкурентных преимуществ
Позиция на рынке
| Активные стратегии
| Пассивные стратегии
| Лидер рынка
| Расширение рынка
Защита доли рынка
Упреждающие действия
| Реагирование на вызов конкурентов
| Рыночный претендент
| Лобовая конкуренция
Фланговые стратегии
Окружение
| Следование за лидером
| Избегающий конкуренции
| Ниша на рынке
Обход конкурентов
| Статус-кво
| Стратегии лидера:
1) Расширение рынка (захват) – расширение спроса на номенклатуру товара путем демонстрации достоинств товара, а не достоинств марок;
2) Защита доли рынка – сохранение имеющейся доли рынка;
3) Упреждающие действия (блокировка) – препятствие приходу конкурента на рынок;
4) Реагирование на вызов конкурентов (перехват) – ответ на действия конкурентов.
Стратегии претендента:
1) Лобовая конкуренция (атака) – конкурент бросает вызов лидеру рынка;
2) Фланговые стратегии (прорыв) – лидеру рынка бросают вызов в областях, которые не являются в данный момент объектом конкуренции;
3) Окружение – вызов лидеру рынка на всех фронтах или через краткие промежутки времени;
4) Следование за лидером – копирование действий лидера.
Стратегии избегающих конкуренции:
1) Ниша на рынке – поиск рынков, не интересующих лидера;
2) Обход конкурентов – выход на неконкурентные рынки;
3) Статус-кво – избегание конфронтации.
4. Потребители – реальные и потенциальные покупатели, имеющие финансовые возможности для приобретения товаров фирмы.
5. Контактные аудитории – субъекты, косвенно влияющие на деятельность предприятия.
Контактные аудитории включают:
1) государственные органы;
2) финансовые круги;
3) средства массовой информации;
4) население;
5) работников предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|