Сделай Сам Свою Работу на 5

Контрольные работы, собеседование по результатам их проверки





Орловский филиал

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ, ИСТОРИЯ И ПРАВО»

Обзорная лекция по дисциплине

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)

Для студентов, обучающихся по направлениям

Экономика» и 080200.62 «Менеджмент»

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"

Орел – 2013

План

 

1. Роль и место дисциплины в формировании профессиональных и общекультурных компетенций.

2. Иностранный язык как обязательная дисциплина гуманитарного и социально-экономического блока (роль, место, цель и задачи дисциплины «Иностранный язык» в условиях заочного неязыкового вуза).

3. Содержательная часть дисциплины. Перечень тем дисциплины. Организация самостоятельной работы Требования к результатам освоения дисциплины

 

1. Роль и место дисциплины в формировании профессиональных и общекультурных компетенций

Современные тенденции мирового развития, такие, как глобализация, взаимодействие и взаимопроникновение культур, быстрый информационный и технологический прогресс, несомненно, приводят к обновлению сферы образования в целом и высшего образования в частности. В существующих условиях все чаще указывается на необходимость повышения уровня профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений. Сегодня задача вузов состоит не только в подготовке высококвалифицированного специалиста, но и в формировании творческой, мобильной, социально устойчивой личности, способной адаптироваться к новым условиям современной жизни, развиваться в соответствии с требованиями времени.



Кроме того, в связи с участием нашей страны в решении задач Болонского соглашения, глубокими интеграционными процессами во всех сферах общества, овладение иностранным языком приобретает все большее значение. Перед европейскими странами, подписавшими Болонскую декларацию, стоят задачи по решению проблемы создания общеевропейского образовательного пространства, поэтому современный специалист должен быть способен продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Концепция модернизации Российского образования в качестве приоритетной цели определяет подготовку квалифицированного работника, свободно владеющего своей специальностью на уровне мировых стандартов, готового к социальной и профессиональной мобильности, всестороннему развитию и самосовершенствованию.



В настоящее время, в связи с развитием рыночных отношений, целенаправленной интеграцией России в мировую экономику, изучение иностранного языка приобретает все большее значение и становится средством формирования высококвалифицированного специалиста, способного к самообразованию и творчеству.

В вузе Вы будете изучать достаточно много различных предметов, которые, однако, имеют далеко неодинаковое отношение к Вашей будущей специальности. Среди профилирующих учебных дисциплин предмет «Иностранный язык» занимает особое место. Основной целью обучения иностранному языку в вузе является развитие умения свободно пользоваться зарубежной литературой в своей области науки, а также умение общаться. Современному специалисту необходимы навыки межкультурной коммуникации, а иноязычные знания дают возможность установления реального и виртуального (Интернет) контакта с мировым научным, профессиональным сообществом.

Вследствие развивающихся и крепнущих международных контактов в области науки, техники и культуры, а также расширения сотрудничества России с другими странами, практическое овладение иностранным языком стало одной из важнейших характеристик квалифицированного специалиста любого профиля. Роль иностранного языка изменилась, сегодня из учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности. Поэтому в современных условиях для Вас, как для будущих специалистов, крайне необходимы прочные иноязычные знания, умение свободно общаться на языке в целях установления профессиональной коммуникации.



Итак, умения и навыки по иностранному языку, полученные Вами в вузе, будут иметь существенное значение в Вашей учебе и будущей профессиональной деятельности и в жизни в целом, так как владение языком открывает широкие возможности, а именно: 1) позволяет расширить знания по специальности, получать информацию из иноязычных источников; 2) предоставляет возможность установления реального и виртуального (Интернет) контакта с мировым научным, профессиональным сообществом; 3) способствует углублению профессиональной подготовки специалиста; повышает его конкурентоспособность на рынке труда; 4) выступает в качестве фактора общекультурного развития личности, расширяет кругозор, развивает мышление.

На современном этапе развития нашего общества, система высшего образования тоже находится на пути коренной трансформации. Среди основных причин, вызвавших необходимость реформирования высшего образования, называют:

· изменение роли государства в управлении образованием, обусловленное переходом на рыночную экономику;

· снижение качества образования (в том числе из-за финансовых проблем) и потребность значительного его повышения;

· обеспечение профессиональной мобильности студентов и специалистов в мире;

· информационная революция;

· потребность в использовании зарубежного опыта;

· подписание Болонской декларации;

· новое понимание миссии образования в мире.

Указанные причины кардинальным образом изменили саму философию образования, привели к возникновению нового подхода, ориентирующего всю систему образования на качественно новый результат.

Этот подход получил название компетентностного, так как основным инструментом его реализации является модель компетенций. Компетентностный подход к системе высшего профессионального образования включает:

1. Модель специалиста, построенную по принципам формирования компетенций как результата образования.

2. Государственный стандарт нового поколения, в котором дифференциация знаний, навыков и умений, а также формулирование требований к выпускнику даются не в дисциплинах, а в составе компетенций.

3. Образовательную программу и главный ее элемент – учебный план, которые строятся по модулям знаний, обеспечивающим овладение определенными компетенциями.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции имеет многокомпонентную структуру и в ней можно выделить ряд определенных подкомпетенций: лингвистическую, прагматическую, социокультурную, каждая из которых подразделяется на отдельные составляющие. Рассмотрим базовые задачи каждой из вышеуказанных компетенций. Лингвистическая компетенция – это конкретные формальные языковые знания и, соответственно, обусловленные ими навыки владения лексикой, грамматикой, фонетикой. Эти знания относят к формальным, так как они затрагивают лишь языковую сторону иноязычной речевой деятельности, которая представляет собой сложную систему. Овладение социокультурной компетенцией означает способность выбора и применения языковых форм согласно тому или иному социальному контексту, так как план выражения языка разнообразен и зависит от страны изучаемого языка, ее истории, традиций и т.д. Социокультурная компетенция предполагает не только диалоговое общение субъектов, но и способность к ведению диалога между представителями разных культур. Таким образом, данная компетенция нацелена на воспитание целостной, международно ориентированной личности, способной к межкультурному сотрудничеству. Для того чтобы решать различные коммуникативные задачи, необходимо не только обладать определенными знаниями, но и умело ими оперировать, то есть иметь навыки и умения организации самой речи, уметь выстраивать ее логично, конструктивно, а главное донести ее до слушателей. Выделенные компетенции Советом Европы нашли свое отражение в отечественной методике преподавания иностранных языков и положены в основу образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС ВПО 2010).

Очевидно, что только при владении различными компетенциями, выпускник вуза становится профессионально востребованным, конкурентоспособным, мобильным. Высококвалифицированного специалиста отличают следующие качества: фундаментальная подготовка по специальности, владение информационными технологиями, свободное владение иностранным языком, высокий уровень общей культуры, глобальное мышление, восприятие различных экономических и социальных структур. На сегодняшний день спрос на специалистов, владеющих различными видами компетенций, очень высок. Крупные российские компании заинтересованы в грамотных экономистах и финансистах со знанием иностранных языков для выхода на международный рынок, для ведения переговоров, то есть осуществления любых направлений внешнеэкономической деятельности. Известно, что иностранные компании также принимают на работу отечественных специалистов, в этом случае знание языка является одним из превалирующих факторов при предоставлении рабочего места. В данном случае иноязычная компетенция сотрудников любой компании является важной составляющей успеха, престижа и способствует продвижению в деловом окружении. Данная компетенция позволяет применять различные информационные каналы страны для достижения экономического процветания, получать и перерабатывать профессионально значимую информацию.

Функционирование предприятий с иностранными инвестициями и международных корпораций невозможно без привлечения высококвалифицированных специалистов с опытом межкультурного взаимодействия. Кроме того, знание и грамотное использование профессиональной (экономической) терминологии жизненно необходимо участникам валютного рынка, так как является неотъемлемым условием успешной торговли. Стремительное развитие банковского сектора, выход на международный уровень, создание межнациональных предприятий также невозможно без знания иностранного языка, так как бизнес сегодня носит ярко выраженный интернациональный характер. Следовательно, для достижения профессионального успеха специалист должен владеть иностранным языком на очень высоком уровне, который позволял бы ему легко адаптироваться к стремительно меняющимся рыночным тенденциям, грамотно применять иноязычную информацию профессиональной направленности, общаться с представителями других культур, иметь доступ к новым знаниям, быть социально мобильным. Вот почему для реализации данных целей необходимо знание иностранного языка.

2. Иностранный язык как обязательная дисциплина гуманитарного и социально-экономического блока (роль, место, цель и задачи дисциплины «Иностранный язык» в условиях заочного неязыкового вуза)

Преподавание дисциплины «Иностранный язык» осуществляется в соответствии с требуемым уровнем базовой подготовки бакалавров по специальностям «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление».

Обучение иностранному языку в заочном неязыковом вузе предполагает следующие формы занятий:

· аудиторные групповые занятия под руководством преподавателя,

· обязательная самостоятельная работа по заданию преподавателя, выполняемая во внеаудиторное время, в том числе с использованием компьютерных технологий,

· дополнительное чтение текстов по специальности,

· индивидуальная самостоятельная работа студентов на занятии под руководством преподавателя,

· индивидуальные консультации,

· групповые предэкзаменационные консультации.

Перечисленные формы занятий дополняются студенческой конференцией на страноведческую тематику на иностранном языке, которая организуется в конце учебного года, завершая учебный курс. Проводится также аудиторная и внеаудиторная работа, характер которой отражает интересы студентов (встречи с носителями языка, просмотр учебных видеофрагментов на иностранных языках, проведение презентаций и т.д.).

Преобладающая роль в учебном процессе отводится самостоятельной работе студента-заочника с учебно-методическими материалами, поэтому особое внимание обращается на необходимость индивидуального использования КОПР (компьютерных обучающих программ), позволяющих в значительной степени компенсировать ограниченные возможности аудиторного общения студента с преподавателем.

Целостная система подготовки по иностранному языку на разных этапах обучения предполагает, с одной стороны, автономный характер обучения на каждом этапе, а с другой – взаимосвязь всех этапов обучения, при которой достижение целей каждого этапа позволяет пользоваться в той или иной форме иностранным языком и обеспечивает возможность продолжения обучения на следующем этапе, что соответствует принципу преемственности обучения.

Основными направлениями последующего обучения является достижение практических, образовательных, развивающих и воспитательных целей. На протяжении курса обучения иностранному языку в неязыковом вузе продолжается работа по усвоению знаний (фонетических, лексических, грамматических, орфографических), формированию и совершенствованию речевых навыков и умений, а также работа по углублению и расширению культурологических знаний. При реализации практической цели обучения – формировании способности и готовности будущего специалиста к межкультурной коммуникации– происходит постепенное и последовательное усиление профессиональной деловой направленности обучения.

Целью обучения иностранному языку в неязыковом заочном вузе является практическое овладение им, что предполагает по завершении курса обучения наличие следующих умений в различных видах речевой деятельности.

Чтение

Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности.

Большое внимание уделяется домашнему чтению. В течение учебного года каждый студент должен самостоятельно прочитать ряд текстов, связанных с будущей профессией и сдать зачет преподавателю по прочитанному.

Цель обучения чтению – овладение студентами следующими видами коммуникативного (зрелого) чтения:

· с выборочным извлечением информации (поисковое чтение);

· с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);

· с извлечением полной информации (изучающее чтение).

Студенты должны овладеть следующими (общими и специальными) учебными умениями, приемами и навыками умственной деятельности в целях развития умений коммуникативного (зрелого) чтения:

· определять значение сложных слов, которые состоят из знакомых частей (элементов) и составлены по правилам словообразования;

· определять значения незнакомых слов из контекста, опираясь на правила словообразования;

· правильно переводить «международные слова», которые известны из родного языка;

· пользоваться как двуязычными, так и толковыми моно язычными словарями;

· понимать структуру и организацию текста, и таким образом уметь сформировать связное, последовательное целое.

Говорение

Цель – развитие следующих навыков и умений:

· произносительных, ритмико-интонационных;

· лексико-грамматических.

В области говорения рассматриваются два вида речи: диалогическая и монологическая речь с использованием наиболее употребительных и относительно простых лексико-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения.

Содержание обучения диалогической речи состоит в совершенствовании владения разными видами диалога в ситуациях официального и неофициального общения, основами публичной речи (устное сообщение, доклад).

Содержание обучения монологической речи состоит в овладении разными видами монолога, включая высказывания по поводу прочитанного.

Аудирование

Цель обучения аудированию – развитие различных коммуникативных видов аудирования, понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Письмо

Специальные умения в области письма включают:

· обучению письму как технике письма;

· обучение письму как продуктивному умению.

Письмо как техника письма включает следующие умения:

· владение алфавитом;

· владение графикой;

· владение орфографией (правильное написание слов, дат, цифр и т.п.);

· владение пунктуацией.

Письмо как продуктивное умение включает следующие частные умения:

· написать текст в соответствии с поставленной задачей;

· соответствовать заданию с точки зрения структуры и объема текста.

3. Содержательная часть дисциплины. Перечень тем дисциплины. Организация самостоятельной работы Требования к результатам освоения дисциплины

На курс обучения бакалавров иностранному языку в заочном неязыковом вузе отводится минимальное количество учебного времени. Для студентов 1 курса, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент», обязательные аудиторные занятия составляют 32ч., самостоятельная работа – 328 ч. Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению 080500 «Бизнес-информатика», обязательные аудиторные занятия – 28 ч., самостоятельная работа – 332 ч. Для студентов, обучающихся по направлению 030900.62 «Юриспруденция - 1», обязательные аудиторные занятия по иностранному языку в сфере юриспруденции - 12 ч. Для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», обязательные аудиторные занятия – 32 часа, самостоятельная работа – 220 ч.

За 1 курс обучения студенты бакалавриата, обучающиеся по направлениям 080100 «Экономика» и 080200 «Менеджмент» выполняют две контрольные работы, сдают дополнительное чтение, один зачет и экзамен. Cтуденты бакалавриата, обучающиеся по направлению 080500 «Бизнес-информатика», сдают одну контрольную работу и зачет. Cтуденты бакалавриата, обучающиеся по направлению 030900.62 «Юриспруденция-1», выполняют одну контрольную работу и сдают зачет. Cтуденты 1 курса бакалавриата, обучающиеся по направлению «Государственное и муниципальное управление», выполняют две контрольные работы, сдают один зачет и один экзамен. Студенты первого курса всех направлений сдают дополнительное чтение текстов по специальности. Этот вид деятельности является одним из важнейших при обучении бакалавров иностранному языку и требует контроля со стороны преподавателя.

Выполнение контрольных работ носит обучающий характер и проводится с учетом того, что этот вид работы является не только одной из форм обучения студентов грамматике иностранного языка, но и способом расширения словарного запаса. Наряду с этим происходит контроль самостоятельной работы студентов, одной из форм которого является работа над ошибками, допущенными студентами в контрольных работах. ( См. Иностранный язык. Рабочая программа учебной дисциплины для студентов, обучающихся по всем направлениям, квалификация (степень) бакалавр.– М. : ЗФЭИ, 2012.).

Основная цель самостоятельной работы бакалавров при изучении иностранных языков – развитие навыков и умений, полученных на практических занятиях.

В ЗФЭИ основное время на изучение дисциплины «Иностранный язык» приходится на самостоятельную работу. Посещение практических занятий и всех других предусмотренных учебным планом занятий необходимо дополнить систематической работой по учебно-методическим пособиям и компьютерным программам, подготовленным кафедрой.

Студенту-заочнику, обучающемуся по дневной, вечерней формам или по индивидуальному графику целесообразно начать освоение курса с ознакомления с перечнем учебников и учебных пособий, рекомендованных кафедрой.

Самостоятельная работа студента в процессе освоения иностранных языков включает в себя:

· работу с компьютерными обучающими программами (КОПР);

· выполнение учебных заданий на занятиях;

· выполнение учебных заданий в компьютерном классе под руководством преподавателя и самостоятельно;

· внеаудиторное (домашнее) чтение, примерный объем которого 30-35 тыс. печатных знаков;

· выполнение контрольных работ;

· выполнение домашних заданий;

· участие в компьютерном тестировании «STELLUS»;

· поиск дополнительных материалов в Интернете;

· подготовку к интернет-тестированию;

· подготовку к консультациям по наиболее сложным темам;

· выполнение учебно-исследовательской работы (подготовка презентаций к страноведческой конференции);

· подготовку к зачетам и экзамену.

Общие требования к содержанию и организации самостоятельной работы

Задачи

· Развитие умения самостоятельно расширять знания, совершенствовать умения и навыки в области иностранного языка;

· Расширение практики речевого общения;

· Развитие творческих способностей студентов.

Консультации

В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» студенты могут обращаться к преподавателю с вопросами по различным разделам курса во время индивидуальных и групповых (предэкзаменационных) консультаций или во время дежурства преподавателя в запланированные часы и дни.

Консультирование может осуществляться преподавателями на форуме кафедры иностранных языков.

Контрольные работы, собеседование по результатам их проверки

Студенты выполняют одну или две контрольных работы (в зависимости от их специальности) в соответствии с разработанной тематикой и основными требованиями к выполнению и оформлению контрольных работ. В качестве промежуточной аттестации возможно компьютерное тестирование.

Результаты проверки контрольной работы объявляются до собеседования. Неудачное выполнение контрольной работы и неумение дать правильные ответы на вопросы преподавателя в ходе собеседования ведут к повторному прохождению через эту форму промежуточного контроля.

Положительный итог как по контрольной работе, так и по дополнительному чтению фиксируется в зачетной книжке оценкой «зачет», что является допуском к сдаче экзамена в конце учебного года.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.