Сделай Сам Свою Работу на 5

Место эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности





Наиболее «почтенной», но до сих пор не утратившей своего влияния системой базисных компонентов является «трилогия мышления» (trilogy-of-mind), которая датируется 1750 годом. В ее состав входят мотивация, эмоции и когниции. Позже психологическая наука пополнилась и другими подобными системами, среди которых структура личности З. Фрейда, система публичной и приватной индивидуальности Дж. Сингера и, наконец, Система базисных компонентов Мейера.

Предлагаемая Мейером структура основывается, по мнению ее автора, на наиболее совершенных из предшествующих ей системах главных компонентов. В так называемой Системе базисных компонентов (System Set of Primary Parts) автор выделяет четыре основных части.

1. «Энергетическое развитие» (Energy Development). Умственная энергия может быть определена как потенциальная ментальная активность человека, которая побуждается к функционированию психологическими средствами. Люди активизируют ее, чтобы мыслить и действовать. Если у индивида нет энергии в необходимом количестве, то он не в силах многого сделать, независимо от того, насколько умным, компетентным или сознательным является.



Уровень энергетического развития обусловлен уровнем мотивов и эмоций. Когда мотивация усиливается, человек ощущает энергию, необходимую для того, чтобы действовать. Таково же воздействие согласованного роста интенсивности эмоций. При этом энергия для действия усиливается настолько, что порой приходится ее сдерживать.

Усиливаясь или ослабевая, эмоции управляют мотивами. Например, эмоция гнева активизирует мотивацию агрессии. Эмоция любви, соединяясь с мотивами аффилиации, усиливает их. Печаль поддерживает стремление к изоляции. Эмоции возникают в «подходящие моменты» (для усиления или ослабления мотивации), потому что они являются внутренними сигналами индивидуального прогресса в социальном мире. Например, дружеская поддержка усиливает чувство счастья, которое в свою очередь повышает интенсивность мотивации аффилиации. Гнев возрастает в ответ на несправедливость и может способствовать агрессивной реакции.

Таким образом, «Энергетическое развитие» находится в зависимости от мотивов и эмоций, действующих совместно. Энергия направляется на достижение специфических целей. Эти цели представлены в ментальных моделях того, как мир «работает» и как получить те вещи, которые нам необходимы в жизни.



2. «Управление знаниями» (Knowledge Guidance). Внешняя реальность ежедневных представлений более сложна, чем воспринимаемая нами. Наши мысли о реке не есть сама река. Если мы неправильно понимаем физическую реальность реки, то можем утонуть в ней. Вместо внешней реальности дома мы пользуемся неполным внутренним представлением о нем. Шестилетний ребенок знает о доме следующее: где можно спрятаться, где чаще всего находятся мама, папа, сестра или брат, где найти еду. Мать и отец знают все о домашней технике, метраже, ипотеке и о том, как рассчитаться за нее. Историк может владеть информацией о возрасте дома и об участии его владельцев в политическом движении. Эти ментальные модели удовлетворяют интересам их создателей, но никогда не охватывают всю информацию о доме. Реальность всегда богаче представлений о ней. Два человека могут иметь по существу различные модели сложного бытия, и каждая из них будет правомерной. Это в особенности справедливо для мира идей.

Наши модели не только неполны, они могут быть неправильными и предвзятыми. Мы искажаем вещи, подходя к ним с нашего собственного ракурса. Иногда искажение достигает экстремального уровня. Например, стиль мышления параноидальной личности таков, что она неизбежно ищет недоброжелательности. Поскольку вся получаемая извне информация двусмысленна, эта личность находит подтверждение своим суждениям.



То, что мотивирует нас к достижениям, всегда включает наши модели реальности. Чем точнее модели отражают внешний мир, тем удовлетворительнее действует система индивидуальности. Бедные или неполные модели приводят к эмоциональной фрустрации. Так, если влюбленный склонен любить не предмет своей любви, а свое представление о нем, это может привести к жестокому разочарованию.

Напротив, хорошие модели способствуют успеху при наличии даже слабой ментальной энергии. Человек с низким уровнем энергии, который точно знает, чего он хочет и как этого достичь, может весьма эффективно продвигаться к успеху. Более того, чем лучше эти модели, тем более достойно они вознаграждаются обществом.

3. «Исполнение действий» (Action Implementation). Индивидуальная интеллектуальная жизнь происходит во внутреннем мире ментальных моделей, которые отличаются от реальности. Умственная энергия присоединяется к внутренним ментальным моделям, соответствующим актуальным целям, достижение которых во внешнем мире позволяет удовлетворить соответствующие потребности. Когда эти цели определены, ментальная система должна спланировать действия для их достижения.

Действия осуществляются на различных уровнях сложности. На низшем уровне — моторные умения и действия, более или менее автоматизированные, далее — умения сложнее (например, социальные).

При наличии энергии и разносторонних знаний успех возможен даже с минимальными социальными умениями. Так, исполнитель, зная, чего он хочет, может достичь этого, даже если он действует по отношению к другим грубо и невежливо. Однако «гений мотивации» будет действовать более эффективно, если он умеет приобретать друзей и ведет себя в социальных ситуациях соответствующим образом. Представим себе ситуацию, когда дошкольник хочет вступить в игру. Ребенок с более развитыми социальными умениями скажет: «Ты, Саша, дедка, а ты, Маша, бабка? Хорошо, я буду репкой, а что мы будем делать дальше?», а его сверстник с низким уровнем социальных умений может неуверенно произнести: «Мама купила мне новые ботинки».

Некоторые люди могут достигать высокого уровня осведомленности и умений, но иметь низкий уровень ментальной энергии. При этом, зная, что и как нужно делать, они не воплощают свои действия в жизнь.

4. «Сознательная саморегуляция» (Conscious Self-Regulation). Умственная энергия может расти, соединяться с подходящими ментальными моделями и участвовать в построении планов для достижения целей с минимальным осознанием. Так, человек, привыкший к регулярным поездкам на работу, управляет автомобилем с минимальной концентрацией на окрестностях. Иногда подобные действия могут протекать искаженно. Например, женщина, соблюдающая диету, может обнаружить себя находящейся у холодильника и открывающей банку с шоколадным кремом.

Для человеческого бытия характерна способность к внутреннему наблюдению, обозрению и вмешательству, называемая осознанной саморегуляцией. Мы обладаем чувствительностью, т. е. имеем возможность ощущать себя живыми, существующими, концентрироваться на том, что мы думаем и делаем. Это и есть осознание, которое ставит перед нами вопросы: «Кем я буду?», «Каким я становлюсь?» и «Как я изменяюсь?»

План развития для каждой индивидуальности различен, поскольку различны задатки, умения, качества, социальное окружение, культура. Индивидуальность по сравнению с другими биологическими и социальными системами, окружающими ее, является относительно слабой системой, «во власти океана возможных опасностей или текущих событий и влияний». Ее улучшение отчасти зависит от индивидуального контекста. Человек может развиваться в соответствии со своими мотивами, умениями, желаниями, согласно требованиям общества, общему духу времени, религии или философии.

Каждая подструктура индивидуальности может быть улучшена, и это позволяет получить различные преимущества. Например, улучшение энергетического развития способствует развитию мотивации, реализации существующих потребностей и развитию эффективных эмоциональных реакций на ситуацию. Оптимизация в области управления знаниями посредством образования позволяет создавать более точные модели мира. Что касается исполнения действий, то каждый человек должен иметь подходящие возможности для выражения своей сущности в социальном плане. Развитие самоконтроля предполагает подавление деструктивных импульсов, развитие умения терпеливо сдерживать действия до тех пор, пока не будет собрана необходимая информация и принято решение о том, что действительно следует делать.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.