Сделай Сам Свою Работу на 5

Технологии обучения информационного типа.





Впервые термин «информационные технологии» был введен академиком В.М. Глушко. К ним он относит процессы, связанные с переработкой ин- формации. С этих позиций Д.Ш. Матрос подчеркивает, что любая методика или технология обучения является информационной технологией. Необходимо указать, что введение термина «информационные технологии обучения» в современную педагогику все же связывается с появлением и широким использованием в образовании компьютерной и другой информационной техники (средства связи, телекоммуникационные локальные и распределенные сети и т.п.). Отсюда следует вывод, что основным критерием, по которому сегодня можно отнести ту или иную технологию обучения к информационным, является совокупность используемых преподавателем дидактических средств.

Информационный поиск в научной и научно-методической литера- туре, посвященной проблемам информатизации высшего профессионального образования (работы Б.С. Гершунского, О.А. Козлова, Д.Ш. Матроса, О.П. Околело- ва, И.В. Роберт, Ю.М. Цевенкова, В:Ф. Шолоховича и др.), показал, что однозначного толкования понятия «информационная технология обучения» (computerized teaching technology) до сих пор так и не выработано. В различных источниках наряду с этими понятием можно встретить такие однопорядковые синонимические выражения, как «новые информационные технологии» (НИТ), «технологии компьютерного обучения», «компьютерные педагогические технологии» и т.д.



С точки зрения дидактики можно вести речь об информационной технологии обучения только в том случае, если она:

♦ удовлетворяет основным признакам технологизации обучения (предварительное проектирование, диагностическое целеобразование, воспроизводимость и т.п.);

♦ решает задачи, которые ранее в учебном процессе не были теоретически или практически решены;

♦ в качестве средства сбора, обработки, хранения и представления учебной информации обучающемуся выступает целостный комплекс компьютерных и других информационных средств, выбор или разработка которых обусловлены целями и дидактическими задачами, решаемыми педагогом.

Под информационной технологией обучения мы предлагаем понимать дидактический процесс с применением целостного комплекса компьютерных и других средств обработки информации, позволяющий на системной основе организовать оптимальное взаимодействие между преподавателем и обучающимися с целью достижения гарантированного педагогическо- го результата. Информационная технология обучения может рассматриваться не только как процесс, но и как результат ее проектирования педагогом.



2. Сущность информационно-технологического обеспечения учебного процесса

Стратегические цели, пути и этапы информатизации высшего образования совпадают с общими направлениями информатизации общества в целом. В качестве одного из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня рассматривается его информатизация. Под «информатизацией образования в широком смысле понимается — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией, в узком - внедрение в учреждениях системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах».

В руководящих документах Правительства Российской Федерации и Министерства образования в качестве стратегической цели информатизации высшей школы провозглашается глобальная рационализация интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий, радикальное повышение эффективности и качества подготовки специалистов с со- временным типом мышления, соответствующим требованиям постиндустриального общества.



Наряду со стратегической целью определены и частные цели информатизации высшего образования. К ним, в частности, относятся:

♦ подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;

♦ увеличение степени доступности образования за счет развития средств телекоммуникаций и системы дистанционного обучения; *интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную инфраструктуру мирового сообщества и пр.

Несмотря на все трудности, переживаемые нашим государством на современном этапе его развития, процесс информатизации высшего образования в России идет. Однако темпы остаются весьма низкими. Они серьезно сдерживаются рядом причин:

♦ во-первых, в вузах отсутствует единая методология проектирования и внедрения в педагогическую практику информационных средств обучения;

♦ во-вторых, разработка научно-педагогических основ информатизации не успевает за развитием компьютерной техники и программно-аппаратных средств;

♦ в-третьих, применение информационных средств не ориентировано на создание целостных дидактических комплексов, позволяющих на информационном уровне всесторонне обеспечить учебный процесс;

♦ в-четвертых, обучение не связано единым замыслом в рамках технологического подхода, а направлено на достижение «узких» (тактических) учебных целей: ускорение усвоения учебного материала, «натаскивание» по узким темам, демонстрацию трудновоспроизводимых физических процессов;

♦ в-пятых, слабо развиты координация и кооперация вузов различных министерств и ведомств при разработке программного и методического обеспечения процесса информатизации;

♦ в-шестых, руководящий и профессорско-преподавательский состав недостаточно подготовлен к использованию современных информационных средств.

В настоящее время в образовательном процессе вузов преобладает традиционная организация обучения, доминирование нескольких устойчивых тенденций, связанных прежде всего с количественными показателями.

♦ Пополнение содержания преподаваемых дисциплин лавинообразным потоком информации неминуемо требует увеличения сроков подготовки специалистов, количества часов на изучение учебного предмета. Этот процесс не беспределен

♦ Развитие науки порождает новые отрасли, что приводит к увеличению числа преподаваемых в вузах дисциплин. Многопредметность усложняет учебный процесс, затрудняет усвоение материала, порождает дублирование его содержания, создает помехи в комплексной подготовке специалистов.

♦ Действие сложившегося стереотипа, устойчивой инерции старых, экстенсивных подходов к решению дидактических задач

Можно сформулировать как минимум две первоочередные задачи, следующие из требования информатизации высшего образования:

1. Создание в вузе специальной профессионально-ориентированной обучающей среды, способствующей поступательному развитию информационного взаимодействия между обучающимися и преподавателями на основе использования современных технологий обучения.

2. Овладение выпускником вуза комплексом знаний, навыков и умений, выработка качеств личности, обеспечивающих успешное выполнение задач профессиональной деятельности.

В различных пособиях и учебниках можно встретить обоснование таких видов обеспечения учебного процесса, как «методическое», «учебно-методическое», «системно-методическое», «научно-методическое», «программно-методическое», а также «учебно- материальное» и «техническое». При этом два последних определяют в основном материальную сторону обеспечения учебного процесса и являются скорее исключением из предложенного перечня. Абсолютное большинство перечисленных видов обеспечения являются однопорядковыми, имеющими общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса, то есть пони- мается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками — совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций. Они позволяют педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися.

Несколько отличается подход к трактовке такого вида обеспечения, как программно-методическое. В отличие от предыдущих, при раскрытии его сущности главный акцент делается, как правило, не столько на методической стороне обеспечения, сколько на необходимости выбора педагогом соответствующих средств обучения. Впервые вопрос о программном обеспечении возник с появлением в вузах компьютерных средств обучения и необходимостью их программной поддержки. Это привело к созданию в учебных заведениях специальных программно-методических комплексов представляющих собой совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения. Приверженцами идеи создания подобных комплексов стали А.А Андреев, В.И. Боголюбов, О.А. Козлов, И.В. Роберт, И.М. Шлапаков.

Описанные выше виды обеспечения учебного процесса уже не позволяют адекватно отразить особенности и специфику обучения в новых современных условиях. С этих позиций обоснуем сущность,- содержание и структуру понятия «информационно-технологическое обеспечение учебного процесса».

В качестве методологической основы ИТОУП выступает теория дидактического единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Согласно данной теории, содержательная и процессуальная стороны обучения неразрывно связаны между собой, они взаимозависимы и взаимодополняемы. Изменение любой из них приводит к изменению другой. С этих позиций информационно-технологическое обеспечение учебного процесса предполагает включение двух составляющих — информационной и технологической.

Информационную составляющую, реализующую содержательный аспект обучения, целесообразно рассматривать в контексте задачи полного и адекватного предоставления студентам и педагогу учебной и другого рода вспомогательной информации, способствующей достижению поставленных дидактических целей и обеспечивающей достижение гарантированного педагогического результата.

Сейчас в ведущих вузах России характерной особенностью процесса обучения является переход от этапа частичной, фрагментарной, мелкосерийной информатизации к индустриальной и широкомасштабной. А значит, информационная составляющая ИТОУП может быть реализована в вузе на основе применения дидактических комплексов.

Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной дисциплины представляет собой систему, в которую интегрируются прикладные программные педагогические продукты, базы данных и знаний в изучаемой предмет- ной области, а также совокупность дидактических средств и методических мате- риалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих реализуемую педагогом технологию обучения.

Принципиальными особенностями дидактического комплекса являют- ся следующие положения.

Во-первых, ДК рассматривается как целостная система программных средств, интегрированных с целью сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления учебной и другого рода информации как обучающим- ся, так и преподавателю в соответствии с применяемой им технологией обучения.

Во-вторых, все элементы комплекса взаимосвязаны между собой, имеют единую информационную основу и разрабатываются не только в соответствии с замыслом реализуемой с их помощью технологии обучения, но и в целях единой концепции профессиональной подготовки студентов в конкретном учеб- ном заведении.

В-третьих, изначально при проектировании ДК предусматривается возможность его использования как в локальных и распределенных компьютерных сетях вуза, так и при дистанционной форме обучения.

В-четвертых, проектирование и конструирование ДК осуществляется в соответствии с требованиями иерархии и модульности как в программном, так и в технологическом смысле.

ДК можно рассматривать как целостную дидактическую систему, представляющую собой постоянно развивающуюся базу знаний в определенной предметной области.

Рассмотрим структуру подобного комплекса на примере ДК учебной дисциплины «Психология и педагогика», разработанного в Академии ФАПСИ.

Рабочая программа представляет собой нормативный документ, определяющий назначение и место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста, ее научное содержание и организационно-структурное построение. Программа состоит из пяти разделов: целевая установка, организационно-методические указания, содержание, плановая таблица распределения учебного времени, литература.

В составе ДК рабочая программа реализуется в педагогическом программном продукте, представляющем собой гипертекстовую структуру, созданную на основе единого стандартного языка форматирования документов HTML. Это означает, что каждый из разделов программы имеет многоуровневую (многослойную)

Следующим элементом ДК является компьютеризированный учебник (далее по тексту — КУ), который представляет собой основной носитель научного содержания учебной дисциплины. Структурно КУ представлен в виде дидактически взаимосвязанных и дополняющих друг друга частей — текстовой и компьютерной.

В условиях информационно-технологического обеспечения традиционное назначение учебника, безусловно, сохраняется. Однако особенности организации учебного процесса накладывают на него специфические, дополнительные к традиционным, требования.

Во-первых, КУ как элемент ДК является неотъемлемой частью дидактической системы, и с этих позиций его содержание должно соответствовать целям профессиональной подготовки специалистов; должно быть дидактически связанным с содержанием.

Во-вторых, КУ отводится одна из основных ролей по активизации творческой самостоятельной работы студентов путем диагностического целеполагания и аргументированной мотивации, наличия системы управления познавательной деятельностью обучающихся при поэтапном переводе из исходного состояния обученности в требуемое.

Текстовая часть КУ представляет собой специально подготовленный курс лекций (учебно-методическое пособие), в котором для обучающихся, наряду с раскрытием основного научного содержания дисциплины, приводятся методические рекомендации по самостоятельному изучению материала с использованием других элементов ДК.

Компьютерная часть КУ включает в себя совокупность двух программных продуктов, представленных в ДК учебной дисциплины электронными конспектами лекций и электронным альбомом схем и наглядных пособий.

Электронные конспекты лекций — наборы динамических и статических компьютерных слайдов по каждой из тем учебной дисциплины. С их помощью обучающимся предоставляются в электронном виде краткие конспекты изучаемого материала. Одной из особенностей электронных конспектов является наличие в каждом из них структурно-логических схем изучения темы, с помощью которых преподаватель имеет возможность сформировать у обучающихся ориентировочную основу действий по усвоению учебного материала. Это обеспечивается логической последовательностью вывода на экран основных элементов темы.

Вторым элементом компьютерной части КУ является электронный альбом схем и наглядных пособий по учебной дисциплине. Он включает в себя совокупность динамических компьютерных слайдов, разбитых на отдельные разделы. Электронный альбом реализуется в гипертекстовой структуре, позволяющей пользователю в динамике просматривать интересующие его схемы и наглядные пособия, переходя в свободном режиме (траектория движения определяется самим обучающимся) от одного раздела к другому, от одной схемы к другой и т.д.

Одним из важных элементов ДК является типовой комплект средств информационной поддержки учебной дисциплины. Его состав определен содержанием учебной дисциплины и возможностью реализации с помощью педагогических программных продуктов.

Информационно-справочная система представляет собой электронную гипертекстовую структуру (глоссарий) и включает два электронных словаря-справочника. Их назначение — расширение личностного психолого-педагогического тезауруса обучающихся. Среди дидактических функций, реализуемых с помощью информационно-справочной системы, целесообразно выделить информационную, систематизирующую и самообразовательную.

Электронный практикум по дисциплине также представляет собой гипертекстовую структуру. Наличие гипертекстовой структуры и соответствующей навигационной системы позволяет пользователю быстро и гибко находить нужный ему раздел дисциплины, соответствующую тему. Основными дидактическими функциями, реализуемыми электронным практикумом, являются информационная, систематизирующая, стимулирующая, координирующая и самообразовательная. Для обеспечения контрольно-оценочных функций в ДК учебной дисциплины предусмотрено наличие автоматизированной системы оценки и контролирования знаний обучающихся. я знаний обучающихся. Названный элемент ДК может быть реализован в виде контрольно- обучающей программы, позволяющей пользователю самостоятельно осуществлять оценку усвоения им приобретенных знаний.

Обратим внимание: ДК рассматривается как специализированная база знаний. Такие базы используются сегодня практически повсеместно, когда речь идет об обработке значительных массивов информации. Обязательными требованиями к ним являются адекватность структуры, а так же наполнение базы знаний содержанием конкретной предметной области.

Раскроем сущность и содержание технологической составляющей ИТОУП, позволяющей реализовать процессуальный аспект подготовки будущего специалиста. Она объективно связана с процессом технологизации обучения, происходящим в вузах страны. В настоящее время стоит задача обучения студентов с гарантированным качеством, позволяющим им активно реализовывать свои знания, навыки, умения, свой творческий потенциал в условиях будущей профессиональной деятельности.

В условиях информационно-технологического обеспечения учебного процесса будет правомерно рассматривать технологию обучения не только как процесс или результат его проектирования (описание, модель), но и как специфическое средство, своеобразный «инструмент» в руках педагога, позволяющий организовать технологическое обеспечение учебного процесса.

Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса понимается как дидактическая система, представляющая собой целостное единство функционально и структурно связанных между собой информационной и технологической составляющих, подчиненных единым целям всестороннего обеспечения учебного процесса.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.