Сделай Сам Свою Работу на 5

Алгоритм трансактного анализа





2. Выделить субъекты МЛВ (S„ - инициатор, Sм - «мишень»).

1. Составить матрицу: 3.

Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д. 4.

Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице. 5.

По матрице определить сумму расхождений в позициях. 6.

Сделать вывод:

а) сумма расхождений равна нулю - отсутствие конфликтной ситуации;

б) сумма расхождений от одного до четырех с видетельствует о наличии конфликтной ситуации.

Примеры

1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».

Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.

2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.

Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутств ии конфликтной ситуации.

Подход к анализу ситуации в зависимости от позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа - направления, которое в последние десятилетия завоевало огромную популярность во всем мире. Достаточно сказать, что книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры", Т. Харриса "Я - о'кей, ты - о'кей" и М. Джейс и Д. Джонджевал "Родиться, чтобы победить", посвященные теории и практике трансактного анализа, расходились миллионными тиражами. Пожалуй, основой такой огромной популярности этого направления послужила его логичность, кажущаяся очевидность и открытость для неспециалистов, не говоря уже о том, что обучение общению с помощью трансактного анализа действительно способствует умению людей взаимодействовать.



Главным посылом трансактного анализа является предположение о том, что основными действиями в общении являются действия, осознанно или неосознанно направленные на изменение или регулирование своей или чужой позиции в общении. Существует несколько вариантов к определению этих позиций.



Так, например, английский психотерапевт Ф. Перлз выделяет две основные позиции в разговоре: хозяин положения и подчиненная сторона. Это именно ситуативные позиции, которые, тем не менее, имеют определенные устойчивые черты. Так, человек в позиции хозяина положения ведет себя более авторитарно, он "все знает лучше всех", требователен, часто прибегает к угрозам. Основной глагол - "должен". Позиция подчиненной стороны предполагает определенные стереотипы в поведении. В этой позиции человек требует защиты, он зависим, подчинен, лишен инициативы, власти. Типичные реплики: "Я хотел как лучше", "Что я могу сделать, я совершенно забыл о твоей просьбе". Эта позиция, несмотря на свою видимую зависимость и беспомощность, допускает гораздо больше маневров, чем позиция хозяина положения и, в общем, более выгодна.

Между партнерами по общению всегда есть незримая, однако хорошо ощутимая дистанция. Это как бы расположение партнеров по вертикальной оси в пространстве общения. Партнер, который "давит", располагается па пей выше; партнеры, ведущие разговор "на равных", - на одном уровне. Если каждый из партнеров стремится оказаться "повыше", происходит конфликт. Такие позиции в общении видный теоретик театра П. М. Ершов назвал "пристройкой сверху", "пристройкой снизу", "пристройкой рядом".

Одной из наиболее распространенных концепций коммуникаций в последнее время стала модель эго-состояний (я-состояний), предложенная американским психотерапевтом Эриком Берном (1910-1970). Она привлекла внимание людей бизнеса, так как, по мнению многих, дает наиболее точное объяснение поведение человека в различных ситуациях.



Каждое эго-состояние, по Берну, является замкнутым и состоит из: "я-Родитель", "я-Взрослый", "я-Ребенок".

Берн считает, что на языке психологии состояние "я" можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. Э. Берн отмечает, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего "я", у которых суть не роли, а психологическая реальность.

Состояние "я", как отмечает он далее, - это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь. Продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний "я". Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

В его теории трансактного анализа основными понятиями являются состояния эго и трансакции. Под состоянием эго Берн понимает относительно независимые и обособленные во внутреннем мире человека совокупности эмоций, установок и схем поведения. Таких обособленных комплексов и способов поведения Берн выделяет три: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родитель - это такое состояние эго, чувства установки и привычное поведение которого относится к роли родителя. Состояние Взрослого обращено к реальной действительности, состояние Ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве.

Важно, что, согласно теории трансактного анализа, Родитель, Взрослый и Ребенок - это не абстрактные стили поведения, а вполне конкретные и значимые воспоминания, имеющиеся у каждого человека, которые, хотя и не всегда осознаются, но все-таки имеются и оказывают ощутимое влияние на поведение человека. Основные особенности этих позиций представлены в таблице 11.

Таблица 1. Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого и Ребенка

Трансакт - это любое словесное или бессловесное общение как минимум двух людей. Он может сопровождаться словами, взглядами, пожатием рук и т.д. Если человек правильно понимает трансакты межличностного общения, он очень быстро осознает, почему коммуникации между двумя людьми бывают конструктивными и почему в иных случаях возникают помехи.

Традиционно выделяются три типа трансакций:дополнительные, пересекающиеся и скрытые. В действительности их может существовать гораздо больше, но эти три рассматриваются как типовые.

Дополнительнымназывается такое взаимодействие,при котором партнеры адекватно воспринимают позицию друг друга, понимают ситуацию одинаково и направляют свои действия именно в том направлении, которое ожидается и принимается партнером. Выделяют два подтипа дополнительных трансакций: равные и неравные. В равных взаимоотношениях партнеры находятся на одинаковых позициях и отвечают именно с той позиции, с которой и ожидает партнер.

Вот пример из книги Э. Берна "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры". Хирург, определив на основе имеющихся у него данных необходимость в скальпеле, протягивает руку к медсестре. Правильно истолковав этот жест, определив расстояние и необходимые мышечные усилия, она вкладывает скальпель в руку хирурга движением, которого от нее ждут.

Именно этот подтип можно назвать общением с полным взаимопониманием.

Неравное общение можно проиллюстрировать следующим образом.

Руководитель: "Вы опять напутали - вам ничего нельзя поручить!"

Подчиненный: "Ну что поделаешь, я вообще неспособный". Здесь действия не в передаче информации, а чаще всего именно в оценке партнеров по общению.

Следующий вид трансакции - пересекающееся взаимодействие.

Образцы этого общения встречаются гораздо реже. По существу пересекающееся взаимодействие - это "неправильное" взаимодействие. Его "неправильность" состоит в том, что партнеры, с одной стороны, демонстрируют неадекватность понимания позиции и действий другого участника взаимодействия, а с другой стороны, ярко проявляют своп собственные намерения и действия. Приведем следующий пример.

Один из приятелей спрашивает: "Который час?" Другой отвечает: "Ты что, не можешь посмотреть на свои часы?"

В данной ситуации первый хотел получить информацию, а второй его не понял или не захотел понять. Если они не найдут взаимопонимания и общение не превратится в дополнительное взаимодействие, то такой разговор потенциально конфликтен.

Третьим типом трансакции являются скрытое взаимодействие.Это такое взаимодействие, которое включает в себя одновременно два уровня: явный, выраженный словесно, и скрытый, подразумеваемый. Рассмотрим следующий пример.

Представим себе, что два сотрудника сидят на скучнейшем собрании и между ними происходит следующий разговор: - Не забудь, к четырем к нам придут заказчики.

- Да, пожалуй, придется сейчас уйти. Это пример явного взаимодействия.

- Дикая скука. Может, хоть как-то удастся сбежать?

- Ну, молодец, хорошо придумал! Это пример скрытого взаимодействия.

Понятно, что то, что открыто произносится, есть прикрытие для того, что подразумевается. И в данном примере явное и скрытое взаимодействие происходит с различных позиций. Явное - с позиции "Взрослый - Взрослый", а скрытое - с позиции "Ребенок - Ребенок".

Использование скрытых трансакций предполагает .шип глубокое знание партнера, либо большую чувствительность к невербальным средствам общения - тону голоса, интонации, мимике и жесту, поскольку именно они чаще всего передают скрытое содержание.

Итак, позиция Взрослого наиболее предпочтительна в деловых контактах. Именно она формирует партнерский стиль общения.

Однако для более глубокого понимания общения, для того чтобы можно было не только осознавать свои ошибки, но и представить себе, как можно их исправить, необходимо разобраться в вопросе о происхождении различных позиций в общении. Почему человек оказывается в той или иной позиции?

Так, услышав определенные слова и интонации из уст партнера, мы можем примерно определить ситуацию. Если нам слышится раздражение или недовольство по нашему адресу, то ситуация угрожающая; если слышны обучающие, дидактические интонации, то это ситуация поучения или воспитания. В то же время в наших силах повлиять на ситуацию, задать тон и направление дальнейшему развитию событий.

 

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.