Сделай Сам Свою Работу на 5

Становление научного знания в архаических сообществах.





ТЕМА 2. История науки.

Цели и задачи изучения темы.

В ходе освоения темы предлагается изучить:

1. Становление научного знания в архаических сообществах.

2. Как взаимодействовали и развивались наука и религия в древних цивилизациях: в Египте; в Месопотамии; в Вавилоне; в Индии; в Китае.

3. Рождение подлинной науки в Древней Греции в VII-VI вв. до н.э.

4. Состояние науки в Византии.

5. Важнейшие достижения средневековой арабской науки и философии.

6. Предпосылки появления современной науки.

7. Становление и развитие европейской науки и ее христианские истоки.

8. Этапы развития науки, три научно-технические революции.

Становление научного знания в архаических сообществах.

Наука – один из древнейших, важнейших и сложнейших компонентов человеческой культуры, это целый многообразный мир человеческих знаний, который позволяет человеку преобразовывать природу и приспосабливать ее для удовлетворения своих все возрастающих материальных и духовных потребностей.

Накопление донаучных рациональных знаний о природе началось еще в архаическую эпоху. Заметим, что познавательная деятельность, духовное освоение мира, духовное творчество – важнейшие обстоятельства, которые позволяют человеку почувствовать себя независимым от окружающего мира. О громадной жажде познания первобытных людей свидетельствуют археологические и этнографические данные.



Духовный мир архаического человека был двухуровневым: 1) уровень обыденного, повседневного, стихийно накапливающегося знания; 2) уровень мифотворчества (мифологии) как некоторой «до-теоретической» формы систематизации обыденного, повседневного знания.

1.Повседневное, стихийно-эмпирическое знание. Оно включало много конкретных знаний о той среде, в которой человек жил, боролся за свое существование, совершенствовал орудия труда.

В практической повседневной деятельности человек постепенно накапливал разнообразные знания не только о географической местности, в которой он проживал, но и о животных, растениях, о самом себе. Из археологических исследований нам известно, что человек хорошо большое число видов животных и был хорошо знаком с их анатомией, ориентировался в свойствах растений, особенно лечебных и токсических, так же архаический человек хорошо знал анатомию человека.



Также важной чертой архаического сознания являлась способность количественного исчисления предметов. Исторически первой формой количественных представлений являлась, очевидно, абстрактная фиксация качественного своеобразия некоторого множества, состоящего из отдельных предметов, свойства которых хорошо усвоены субъектом. Завершение становления систем счета связано с разработкой понятия числа.

Таким образом, в системе сознания архаической общины на уровне повседневного стихийно-эмпирического знания был накоплен значительный массив первичных сведений о мире, сложились важные исходные абстракции (и среди них – абстракция количества), разработаны системы счета, календари, зафиксированы простейшие биологические, астрономические, медицинские и другие закономерности. Рациональное знание, накопленное в эпоху архаической общины, было тем пьедесталом, на котором надстраивалась и развивалась протонаука древнего мира.

2. Мифология. Мифология – это некоторый «до-теоретический» способ обобщения, систематизации стихийно-эмпирических, обыденных знаний. Миф есть прежде всего способ обобщения мира в форме наглядных образов. В архаическом обществе отдельные стороны, аспекты мира обобщались не в понятиях, как сейчас, а в чувственно-конкретных, наглядных образах. Совокупность связанных между собой таких наглядных образов выражала мифологическую картину мира. В мифологическом сознании мир мыслился как живое, одушевленное существо, живущее по законам родовой общины; мир представлялся некоторой общинно-родовой организацией. Картина мира выступала аналогией картины того рода, в котором сложился данный миф. В мифологическом сознании человек не выделяет себя из окружающей среды.



Основные черты наглядно-образного мифологического мышления:

· преобладание умозаключений по аналогии;

· обобщение на основе подражания;

· недецентрированность (или эгоцентризм) отражения;

· неполнота обратимости логических операций и нечувствительность к логическому противоречию;

· неразличение случайного, единичного, неповторимого, и необходимого, общего, повторяющегося.

 

2.2. Наука и религия в древних цивилизациях:

Цивилизация древних египтян, существовавшая в долине Нила в IV тыс. до н.э. – IV в. до н.э.

В период Раннего царства (ок. 3000-2800 г.г. до н. э. уже существовала письменность). Древнее царство (2800-2250 гг. до н. э.) – эпоха строительства пирамид. 2250-2050 гг. до н. э. – период распада Египта на отдельные образования – номы. В 2050-1700 гг. до н. э. в период Среднего Царства появляются изделия из бронзы. Вторжение кочевников-гиксосов ок. 1700 гг. до н. э. начинает период второго распада (до 1580-е гг. до н. э.). В эпоху Нового Царства (ок. 1580 – ок. 1070 гг.) появляются первые изделия из железа, Египет достигает вершин политического могущества. В этот период строятся огромные храмовые комплексы. Период ок. 1070 – 332 г.г. до н. э. (поздний период) – сложное время, когда Египет неоднократно оказывается под властью завоевателей: Ливийской династии, «эфиопской» (Куш) династии.

Египетская религия заключена не в теологии, а в культе. Для ранней формы египетской религии характерны обожествление окружающего мира и всех его элементов (деревьев, животных, жилищ, сил природы и т.д.) и особая живучесть животного культа. Со временем в каждой общине складывается свой пантеон из местных богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, животных, растениях и др. В эпоху Среднего царстваверховным богом признают Амона-Ра. Так же в позднем Египте значительную роль получил культ Исиды и Осириса, распространившийся впоследствии почти на все страны, вошедшие в состав римской империи.

В эпоху Нового царства сложились представления об Амоне как о боге, составляющем наряду с Птахом и Ра божественную триаду и одновременно являющемся единым богом, воплощая в себе всех других богов, в том числе самих Птаха и Ра. Амон – творец всего сущего, владыка мира, в нем невидимо существуют все боги, люди и предметы.

Книга мертвых– древнеегипетские религиозные тексты, которые помещались в захоронения, чтобы оградить покойника и напутствовать его в загробной жизни. «Книга мертвых» составлялась, начиная с периода Нового царства (16 в. до н. э.) и до конца истории Древнего Египта.

Египетская письменность развивалась от иероглифов. Писали на папирусе чернилами. Так жепроизводились орудия труда из золота, меди, бронзы, железа. Египтяне имели развитую астрономию (год делился на 365,25 дней, 12 месяцев по 30 дней и 5 дней; сутки делились на 24 часа), египетские математики в ХVII-XVI вв. до н.э. владели четырьмя арифметическими действиями, были известны правила вычисления площадей треугольника, четырехугольника, круга, объема параллелепипеда и др. Большие успехи были достигнуты в строительной механике. Особенно следует отметить изобретательность египтян, проявившуюся при строительстве знаменитых пирамид Джосера, Снофру, Хеопса, Хафра в III тыс. до н. э. Известны достижения египтян в области медицины, диагностики болезней. В папирусе Эберса впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце.

В Месопотамии в древности существовало несколько государств, включая шумерские города Киш, Урук, Ур, Умма, семитский город Акшак, а также государства Аккад, Элам, Ассирия, Великая Армения и Вавилония.

Религия в Междуречье играла очень важную роль. Ею была пронизана вся жизнь древнего общества. Религия во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Возглавляет пантеон богов великая троица: Анну (небо), Эа (кроткий бог воды) и Энлиль (грозный бог земли).

По одной из гипотез, шумеры были первыми, кто создал одну из первых систем письменности в обозримой истории человечества, которая называлась клинописью.

Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Однако, пожалуй, самым весомым вкладом древнего Шумера в мировую культуру является "Сказание о Гильгамеше" ("все видевшем") – древнейшая на земле эпическая поэма.

Вавилония. Расцвет Вавилонского государства приходится на первую половину I тысячелетия до н. э.

Вавилонская религия есть политеистическая религия природы, принадлежавшая народу, занимавшемуся земледелием в плодородной стране. Великие светила, солнце и луна, были для народа олицетворением благодетельных, живущих в небе и царствующих над землею богов. В силах природы проявляется божественная сила. Храмы суть изображения небесного жилища богов, а потому украшены изображениями светил. Особо почитаемыми богами Вавилона были: Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Наина, Таммуз.

Особых успехов достигли вавилонские астрономы, обобщившие результаты 500-летних наблюдений за небом. Вавилоняне владели способами приближенного извлечения квадратного корня, решения квадратных уравнений. Они изобрели шестидесятиричную «позиционную систему» исчисления, особенно удобную для астрономических вычислений.

Математика развивалась как средство решения повседневных практических задач, возникавших в царских храмовых хозяйствах (землемерие, вычисление объемов строительных и земляных работ, распределение продуктов между большим числом людей и др.). В то время уже были освоены операции умножения, определения обратных величин, квадратов и кубов чисел, существовали таблицы с типичными задачами на вычисление, которые заучивались наизусть.

Индия. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообщество богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: так Индра – бог грозы и могущественной воли; Варуна – бог мирового порядка и справедливости; Агни – бог огня и домашнего очага; Сома – бог священного напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Строгой иерархии богов не существовало.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т. е. появление первой религии. В индуизме на первый план выдвигается бог – творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма – это управитель и создатель мира, он – каратель неверных и грешников. Вишну – это бог охранитель; Шиву – бог – разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме: вишнуизма и шиваизма.

Значительно позднее чем ведизм в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения Сидгартха Шаньямуни родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении – в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь – страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» – праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению.

Следует отметить, что впечатляющими были успехи древних индийцев в математике, астрономии, медицине, лингвистике. Их научные достижения оказали немалое воздействие на культуру других народов, но особенно они повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науки; сделанные индийцами открытия предвосхитили многое из того, к чему позднее пришла и европейская наука Нового времени.

ВКитаебыла развита астрономия. Лунный и солнечный год были вычислены достаточно точно. В 613г. до н.э. древнекитайские астрономы зафиксировали комету Галлея. Астрономы вычисляли лунные и солнечные затмения. В 28 г. до н.э. астрономы заметили солнечные пятна. Изобрели компас, бумагу в II-I вв. до н.э.

Ханьские математики знали десятичные дроби, впервые изобрели отрицательные числа, уточнили значение числа π. Медицинский каталог I в. перечисляет 35 трактатов по разным болезням. Чжан Чжунцзин (150– 219 гг.) разработал методы пульсовой диагностики и лечения эпидемиологических заболеваний.

Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падающей воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга.

Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление и одухотворение космоса и природы, с другой стороны – развитый культ предков. Естественно, в родовом строе могла возникнуть только невысокая культура – культ преклонения перед волей неба. Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности в Китае. Наибольшую популярность среди населения завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.