Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура диалектики как теории и методологии. Метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика.





Лекция 2.1. Диалектика как теория развития бытия.

План.

Предмет и исторические формы диалектики.

Структура диалектики как теории и методологии. Метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика.

Основные законы диалектики.

Предмет и исторические формы диалектики.

Наряду с вопросом о сущности бытия, первичности в нем материи или духа огромное значение для онтоло­гии (позже увидим, что и для остальных разделов философии) имеет вопрос о его развитии: устойчив ли мир, или же он постоянно меняется и, если меняется, то есть ли в этом изменении закономерность и направленность? Решая его, философы разделились, как и при решении основного вопроса философии, на два противоборствующих лагеря – диалектиков и метафизиков.

Слово «диалектика» в переводе с греческого означает «искусство вести беседу, рассуждать». В современном понимании диалектика – это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих зако­нах развития природы, общества и мышления. Диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Сегодня можно выделить три ее исторические формы – стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику не­мецкой классической философии и материалистическую диалектику современно­сти.



Стихийная диалектика древних. В наиболее ясной форме она была выражена в философии Древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса, согласно которому, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить пре­вращение вещей в их собственную противоположность: «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и об­ратно – то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем в своих апориях поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл его «изобретате­лем диалектики». На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассмат­ривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противопо­ложных мнений в споре. Он же первым и ввел термин "диалектика". Платон называл диалектикой логический ме­тод, с помощью которого идет познание сущего — идей, движения мысли от низших понятий к высшим.



Элементы диалектического мышления можно найти и в других философских учениях античного материализма и идеализма, но все их авторы были стихийными диалектиками.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии. В разработке диалектического взгляда на мир большую роль сыграли представители немецкой классической философии Кант, Шеллинг, Гегель.

Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля. Диалектика у него — это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменения, взаимосвязи вещей и процессов, качественные превращении, переходы от низшего к высшему через отрицание от­жившего и утверждение нового, растущего. Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом реше­нии основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира есть саморазвитие абсолютной Идеи, мирового Разума в процессе своего самопознания.

Материалистическая диалектика современности. Высшей формой диалектики явилась ее марксистская модель. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, K. Маркс стремился ос-вободить ее от идеализма и элементов мистики. Он писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно». Для материалистической диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть в совокупности ее многообразных отношений к дру­гим вещам. Наиболее ярко эти принципы проявляются в учении об объективной и субъективной диалектике.



Объективная диалектика – это движение и развитие в материальном мире как едином взаимосвязан­ном целом. Она не зависит от сознания ни человека, ни человечества. Субъективная диалектика, или диалектическое мыш­ление – это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объектив­ную диалектику. Субъ­ективная диалектика, следовательно, вторична, а объективная – первична. Первая зависит от второй, вторая же не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, по­стольку она совпадает с ней по содержанию: и та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Структура диалектики как теории и методологии. Метафизические альтернативы диалектики (догматизм, релятивизм, софистика, эклектика), синергетика.

Предмет диалектики как теории – всеобщие объективные законы развития в мире. А так как объективная диалектика составляет содержание субъективной, то ее основные законы являются одновременно и законами бы­тия, и законами мышления, и законами познания человеком мира. Они пронизывают все в мире, пред­ставляя собой систему всеобщих связей, в которых воплощается единство мира.

Законы развития мира – это фундаментальная система отношений, носителем и источником которых является субстанция. Философские концепции развития определяются выбором такой субстанции – материальной или иде­альной. Концепция диалектики, согласно которой субстанцией мира является саморазвивающаяся материя, наиболее адекватна содержанию нашей эпохи – эпохи становления информационной циви­лизации. Современная теория диалектики как учение о всеобщем развитии основывается на ряде исходных принципов:

- материального единства мира, согласно которому все процессы в обществе, природе и мышлении детерминиро­ваны материальной субстанцией;

- развития, трактующего все процессы, происходящие в мире, как направленные качественные изменения;

- всеобщей взаимосвязи, заключающегося в признании того, что все вещи и явления объек­тивного мира находятся в прямых или косвенных взаимосвязях друг с другом;

- системности, в соответствии с ко­торым мир и любое явление, и процесс в нем представляют собой единое связанное целое – систему, взаимодейст­вую­щую со средой;

- детерминизма– обусловленности всякого предмета внешними либо внутренними причинами.

Эти основополагающие принципы находят свое выражение в таких методологических требованиях к познанию человеком мира и его практической деятельности, как требования: объективности – рассмотрения предмета та­ким, как он существует вне и независимо от сознания, от наших интересов и желаний; всесторонности – стрем­ления рассматривать предметы и процессы в единстве всех их сторон и свойств; историзма – постижения пред­метов в их действительной истории, т.е. в последовательной и преемственной смене этапов их развития.

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике. К альтернативам диалектикиотносятся: метафизика; софистика; эклектика; догматизм; релятивизм.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Необходимо выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:

- по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;

- по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;

- по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);

- по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;

- в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;

- в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";

- в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;

- в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития.Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.

Наряду с метафизикой существуют философские подходы(приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями: эклектика; софистика; догматизм; релятивизм:

- релятивизм— интерпретация уже готовых результатов познания. Релятивизм (с греческой - релятивный, относительный) - теоретико-познавательная концепция, которая выходит из одностороннего выяснения сути истины, преувеличение момента ее относительности, т.е. интерпретации результатов процесса познания. Выделяют радикальный релятивизм (П. Фейерабенд), близкий к агностицизму и солипсизму, согласно которому не существует объективного познания, а значит, не возможен и прогресс науки. Умеренные релятивисты (Т. Кун) определяют истинность или ложность теорий согласно контексту, времени и месту их употребления. Наиболее часто релятивистами используется тезис о недоопределенности теории фактами (или тезис теоретической нагруженности наблюдений) для обоснования принципиальной невозможности установления соответствия между фактами и высказываниями наблюдения. Итак, релятивизм имеет непосредственное отношение к диалектике как теории познания и в этом выступает как ее альтернатива.

- эклектика- построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов. Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма.

- софистика— выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные. Софистика - учение, сложившейся в Афинах во второй половине 5 в. до н. э., школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию. Термин «софистика» происходит от греческого слова «софист» (sophistes - мудрец), которым тогда называли платных учителей ораторского искусства. В начале софисты учили правильным приемам доказательства и опровержения, открыли ряд правил логического мышления, но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т. д.

- догматизм— восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру. Догматизм (от dogma, положение) - философский термин, обозначающий определенное отношение к содержанию системы, а не самую систему. Понятие догматизм определяется главным образом двумя противоположными ему понятиями - скептицизмом и критицизмом. Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую систему без предварительного исследования познавательных способностей человека и без решения вопроса о том, насколько человек может постичь цели, т. е. познать истину. Догматизм основан на возведении имеющегося взгляда на мир в ранг единственно верного, на неумении и нежелании увидеть, понять, принять действительные изменения, происходящие в мире. В догматизме наиболее полно обнаруживает себя характерная черта метафизики - ее односторонность. Не стремясь к познанию мира во всем многообразии его связей, догматизм однажды познанное закрепляет в качестве абсолютно истинного, однажды успешно примененное средство рассматривает как универсальное. Тем самым он существенным образом деформирует как познание, так и практику, становясь препятствием на пути возникновения нового.

Синергетика(греч. synergeia - совместный, согласованно действующий) - это направление междисциплинарных исследований, объектом которых являются процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах (физических, химических, биологических, экологических, когнитивных и т.д.). Материя в ее форме неорганической природы способна при определенных условиях к самоорганизации. Синергетика впервые открыла механизм возникновения порядка из хаоса, беспорядка. Это открытие было революционным, ибо прежде наука признавала эволюцию только в сторону увеличения энтропии системы, т.е. увеличения беспорядка, дезорганизации, хаоса. Синергетика обнаружила, что система в своем развитии проходит через точки бифуркации (состояния неустойчивости) и в эти моменты она имеет веерный набор возможностей выбора направления дальнейшего развития. Реализоваться этот выбор может путем небольших случайных воздействий, которые являются своеобразным "толчком" системы в формировании новых устойчивых структур.

Важнейшее место в структуре диалектики как теории развития и методологии занимают ее законы и катего­рии, в которых конкретизируются изложенные выше принципы. Прежде чем перейти к рассмотрению основных законов диалектики следует уяснить, какой смысл вкладывается в философии и в науке в понятие «закон».

Закон есть, общая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь явлений, обусловливающая их необхо­димое развитие. Он выражает определенный порядок причинной связи между явлениями. При этом изменение од­них явлении вызывает вполне определенное изменение и других. Диалектика учит, что законы присущи самой природе и их содержание объективно: люди не могут по своему желанию создавать какие-то новые законы развития мира или отменять старые. Они могут познать закон и использовать полученные знания в практической деятельности. Категория «закон» — одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и целостности мирового процесса. Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают частные, общие и всеобщие законы. К первой группе относятся законы, действие которых ограничено рамками достаточно узких классов явлений, ска­жем, законы термодинамики, экономические законы и т.п. Вторую группу составляют законы, действующие в зна­чительно более широких сферах действительности, охватывающих ряд форм движения материи. Таковыми являются, например, известные нам еще со школьной скамьи законы сохранения массы и энергии. Действие зако­нов третьей группы охватывает всю действительность. К ним и относятся законы диалектики.

Открывая законы, науки постигают и раскрывают их посредством категорий — наиболее общих фундамен­тальных понятий наук, отражающих существенные свойства и отношения в изучаемых ими областях действитель­ности. Категории диалектики в силу отмеченной выше особенности ее законов обладают характеристикой всеобщности, т.е. относятся ко всем сферам, вещам и явлениям развивающегося мира. Принципы, законы и категории диалектики имеют огромное значение для общих и частных наук, выступая для них важнейшими мето­дологическими ориентирами.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.