Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема бытия в истории философии.





Лекция 2.1. Концепция бытия. Бытие как центральное понятие философии.

План.

Бытие как всеохватывающая реальность. Проблема бытия в истории философии.

Понятие субстанции. Монизм, дуализм и плюрализм в философской онтологии.

Категория материи в истории философской мысли. Современная философия и наука о структуре материального мира.

Атрибуты материи и их взаимосвязь.

Бытие как всеохватывающая реальность. Проблема бытия в истории философии.

Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы мироздания и его наиболее общие связи и отношения, называется онтологией (греч. «онтос» – сущее и «логос» – учение, понятие, слово). В содержании того или иного онтологического учения особое место занимает категория «бытие» – основополагающая категория фи­лософии. Сам термин «бытие» в обыденном смысле означает «быть», «существовать», «наличествовать». Общий признак множества вещей, процессов, явлений, кото­рые фиксирует человек в своем восприятии действительности, сводится к тому, что все они существуют, наличествуют как некая данность.

Категория бытия в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, предельно общем понятие о существовании, включающее в себя бесконечное многообразие вещей и процессов. Однако уже древние философы осознавали существование двух рядов явлений в самой реальности: во-первых, это сами вещи и процессы и, во-вторых, представления и понятия о них в голове человека. Тем самым они различали саму вещь и идею вещи.



В основании разделения бытия на две сферы – материальное и идеальное – лежит осознание их различия по способу существования, как объективного и субъективного бытия. Главный отличительный признак объективного бы­тия – существование вне и независимо от человека. Субъективное бытие означает существование внутри и бла­годаря человеку. Специфика каждого рода бытия фиксируется в философии соответственно в понятиях «материя» и «сознание». Бытие же, как предельно общее понятие охватывает и материальное, и духовное, ибо для человека, несомненно, существуют как внешние для него предметы, так и его собственные мысли.



Противоположной «бытию» является категория «небытия», выражающая конечный, преходящий характер всего существующего: все конкретные материальные и духовные образования имеют начало и конец своего суще­ствования. За пределами границ своего бытия, как до возникновения, так и после прекращения существования эти образования не обладают качественной определенностью своего бытия, т.е. являются по существу небытием. Еди­ничные вещи возникают, существуют некоторое время, исчезают, а мир остается.

Это свидетельствует о том; что понятие «небытие» носит относительный характер: о небытии можно говорить лишь относительно какой-либо определенной формы бытия, из которой конкретное образование произошло, или в которую оно превратилось после своего исчезновения. При этом конечные образования не исчезают бесследно, а только переходят в другую качественную определенность. Иначе говоря, в абсолютном смысле небытия нет, небы­тие относительно, абсолютно только бытие.

Осознав бытие как предельно общую абстракцию, которая объединяет по признаку существования самые различные явления, можно выделить важнейшие проявления (сферы) бытия. Во-первых, это бытие природы в его неорганических и органических формах. Во-вторых, бытие общества как мир ду­ховно-практической деятельности людей и их отношений. В-третьих, бытие человека как уникального существа, органического единства природного и социального, телесного и духовного. В-четвертых, бытие духовногокак особого рода реальности – знаний, пере­живаний, норм, ценностей, идеалов и т.д., в котором различают объективно-духовное бытие (законы мышления, науки и т.д.) и бытие субъективно-духовное (внутренняя интеллектуальная и эмоциональная жизнь человека).



Все формы бытия развиваются и функционируют по своим законам и являются объектами исследования для различных наук. Вместе с тем, многообразные формы бытия взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру. Именно благодаря взаимодействию различных форм бытия складывается единый и противоречивый, но целостный мир. Мир един, динамичен и постоянно незавершен в своем развитии. Человек вы­ступает в определенном смысле символом единства мира, всех его сторон. Недаром древние греки характеризо­вали его как микрокосмос.

Проблема бытия в истории философии.

Открытие понятия бытия как философской категории принадлежит представителям элейской школы древне­греческой философии. Само понятие «бытие» ввел в философию Парменид, рассматривавший бытие как Абсолют – вечное, неизменное, всегда тожде­ственное самому себе существование. Для Гераклита бытие состоит в непрерывном становлении. Он впервые вво­дит в философию понятие Логоса в качестве мирового закона с необходимостью определяющего порядок вещей и процессов. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы – неделимые частицы, движение и соединение которых порождает все многообразие мира. Платон в качестве истинного бытия выделял мир «идей» вечных и неизменных, порождающих и определяющих вещи. Аристотель, отрицая платоновское раздвоение мира, утверждает в своем учении о материи и формах его единство, но при этом все же активную творческую роль в нем отводит «форме форм», т.е., по сути, – Богу. Таким образом, в греческой философии были заложены все смысловые акценты понимания бытия, развитые в дальнейшем в других философских системах.

В Средние века традиция понимания подлинного бытия как Абсолюта продолжилась. Единственным полным и истинным бытием признается Бог. Все остальное же рассматривается как его творения, лишь частично (в большей – у человека, или в меньшей – в неорганической природе) содержащие в себе бытие. В возрожденческом пантеизме начинается постепенное преодоление теологической трактовки бытия, доходящее у Бруно до признания материи единой основой Бога (творца) и природы (его творения).

В Новое время происходит разрыв с пониманием Бытия как абсолюта. Материализм XVII-XIX вв., опираясь на достижения наук, фактически отождествлял бытие с материей во всех ее многообразных проявлениях. В то же время субъективный идеализм отождествляет бытие (существование) вещей и процессов с восприятием их человеком. Для Гегеля подлинным бытием стала «абсолютная идея», как основа всего сущест­вующего. В марксистской философии учение о бытии продолжало традиции философского материализма и естест­венных наук. В русской религиозной философии подчеркивалась духовная природа бытия.

В философии XX века проблема бытия наиболее активно осмысливалась в экзистенциализме, где бытие мира рассматривалось посредством его корреляции с бытием человека.

Изменение трактовки и понимания бытия не только меняло способ объяснения мира, но и отделяло друг от друга целые культурные и исторические эпохи в философии. Все многообразие трактовок бытия, возникших в ис­тории философии, сводится к трем главным концепциям.

Материалистическая, суть, которой состоит в том, что под бытием понимается независимая от сознания реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Способ существования, т. е. бытие этой реальности, определяется ее воздействием на всё, включая сознание человека. Изменяя другое в результате воздействия, она постоянно изменяется сама, находится в процессе вечного становления, развития. Для обозначения этой реальности используется термин «материя». С точки зрения современной философии материализма бытие — есть совокупность движущейся материи.

Объективно-идеалистическая концепция рассматривает окружающую человека действительность и самого человека вместе с его сознанием как порождение сверхчеловеческого начала или субстанции, которая наделяется духовной природой (например, мировая идея). Бытие в данной трактовке предстает в виде объективно существую­щей идеи. Бытие в идеализме служит исходным пунктом для развертывания целой системы понятий, отображаю­щих иерархию форм бытия во всей сложности и конкретности (примером может служить философская система Ге­геля).

В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта. Для сторонников этого направления, которые обычно доказывают зависимость внешнего мира от сознания человека, быть или существовать — означает быть воспринимаемым. Вследствие этого, мир рассматривается как результат творческой, конструирующей деятельности человеческого сознания.

Для осознания человеком своего отношения к миру и к самому себе существенным также является вопрос о том, как этот мир бытия устроен, как понимается сущность мира: устойчива она или изменчива. Различают диалектическое понимание субстанции как изменчивой, саморазвивающейся сущности и метафизическое ее по­нимание как неизменного первоначала.

Подводя итоги сказанному, подчеркнем: «бытие» как философская категория обозначает отношение «человек – мир», в котором фиксируется, во-первых, фундаментальное деление мира на материальное и идеальное, а, во-вто­рых, их единство в существовании самого человека. Бытие – это сложная совокупность всего сущего, мир как еди­ное целое.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.