Сделай Сам Свою Работу на 5

Феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Г. Гегеля (логика, философия природы и духа).





Лекция 1.5. Немецкая классическая философия

План.

 

Немецкая классическая философия: социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы.

Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.

Феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Г. Гегеля (логика, философия природы и духа).

Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

 

Немецкая классическая философия: социокультурные предпосылки немецкой классической философии и ее основные проблемы.

В конце XVIII – начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально-экономический и политический подъем, отражением которого в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И.Гете, И.Гердера, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к не­мецкой классической философии относят философские учения И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л, Фейербаха. Последние в своих философских размышлениях отражали интересы немецкой буржуазии пришедшей к власти 1848 году.
Что из себя представляла Германия 18 начала 19 века?
Социально-экономическая сфера: Германия была экономически отсталой страной, полуфеодальной, немецкая буржуазия была неспособной к революционному выступлению, против феодальных порядков. Политическая сфера: Германия была раздроблена на множество мелких карликовых государств. Формой государственного правления была монархия, набиравшая экономическую мощь буржуазия стремилась: 1) к завоеванию политической власти 2) компромиссу с феодальными и различными общественными институтами. Такая половинчатость отразилась и в сфере философии: ее противоречивости, спекулятивности и схематизме. Духовная сфера, наука достигли определенных результатов, позволяющих осознать недостатки этой эпохи, проникнуты духом вызова, возмущения против существующих порядков. Все эти обстоятельства естественно отразились и в сфере философии, последняя была идеалистической и во вторых диалектической. Идеализм был обусловлен слабостью немецкой буржуазии.
Диалектика - опиралась на диалектические идеи античных мыслителей (Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель); ученных нового времени (Лейбницу. Спиноза); данные естествознания: гносеологии, эмбриологии, органической химии; социальный опыт (ломку феодальных отношений). Немецкие философы создают теорию развития. Открывают законы развития или диалектики. ( закон единства борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания). Само развитие они понимают как духовный процесс. Процесс саморазвития "духа мышления" или дух культуры. Предметом исследования немецких философов была духовная сфера. В немецкой системе развивается дух , а не природа живая и не живая. Центральной проблемой немецкой философии была: проблема разума, человеческой активности сознания, мышления. Это по сути дела проблема творчества субъекта.





Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.

Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический по названию его главных тру­дов («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).

В работах докритического пе­риода (до 1770 г.) главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый – астроном, физик, географ, ан­трополог. В отличие от Ньютона Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания не только к объяснению строения сол­нечной системы, но и к объяснению ее возникновения, выдвинув гипотезу обра­зования планетарных систем из газово-диффузионных туманностей. Он разработал одну из первых классификаций животных, положив в ее основание их возможное происхождение, выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас.



Одна из основных проблем критического периода – анализ природы и возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственности и эстетической деятельности. По сути именно здесь Кант дает ответ на свои знаменитые вопросы о сущности человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу на­деяться?».

В работе «К критике чистого разума» Кант критиковал созерцательность прежних гносеологических учений, отстаивая идею активности познающего субъекта. Тем самым он одним из первых пробил брешь в метафизиче­ском понимании природы познания. В то же время он считал, что основу познания составляют так называемые «априорные» (доопытные) формы знания, среди которых выделял формы созерцания (пространство и время), кате­гории рассудка («закон», «причинность», «необходимость» и др.) и идеи разума (идеи Бога, бессмертной души и свободы). Резко ограничивая познавательные возможности чувств и опирающиеся на них способности рассудка, Кант приходит к агностицизму, полагая границы между «вещью-в-себе»(объективной сущностью познаваемого предмета) и «вещью-для-нас»(явлением этого предмета субъекту познания) непреодолимыми. Столь же критично он относился к возможностям разума, сформулировав ряд логических противоречий в его попытках охватить веч­ные и бесконечные характеристики бытия (антиномии разума).

В другой работе «Критика практического разума», посвященной проблемам морали, немецкий мыслитель выдвинул трансцендентный (лат. «трансцендере» - выходящий за пределы опыта), т.е. невыводимый из опыта, а данный человеку Богом высший нравственный закон категорический императив,который требует от каждого индивида поступать в соответствии не с пользой, а с моральным долгом, т.е. таким образом, чтобы его поступки могли служить образцом для всех. Тем са­мым он критикует эмпиризм в этике не менее решительно, чем в гносеологии.

В своем труде «К критике способности суждения» философ анализирует природу эстетических категорий («прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и т.п.) и разрабатывает учение о смысле и предназначении искусства. Это предназначение он видит в том, чтобы преодолеть обнаруженный им в гносеологии разрыв между миром природы («вещами-для-нас») и миром свободы («вещами-в-себе»). Истина и добро, утверждал он, «находят» друг друга именно в красоте.

Феноменология духа как введение в гегелевскую философию, основные разделы философии Г. Гегеля (логика, философия природы и духа).

Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – вершина немецкой философской классики. Основная заслуга – разработ­ка диалектики как ло­гики и методологии. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Исход­ный пункт гегелевской философии – принцип тождества мышления и бытия, реализуемый им на объек­тивно-идеалистической основе. В то же время это тождество понимается не статично, а как исторически раз­ви­вающийся процесс, источником которого выступают противоречия. Гегель разработал и категори­альный аппарат диалектики как теории развития, интерпретируя категории и их взаимопереходы как объективные формы бытия, определяемые самореализующей себя в мире абсолютной Идеей (мировым разумом). Он выделял при этом три по­следовательных этапа такой самореализации: 1) развитие Идеи в собственном лоне; 2) развертывание ее в форме своего ино­бытия – природы; 3) самопознание Идеи в форме человеческой истории и человеческого духа. Каждый из этих этапов есть последовательное отрицание предыдущего. Соответственно философская система Гегеля со­стоит из трех частей – логики, философии природы и философии духа.

Таким образом, разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова и внутренняя сущность мира – природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей логичен и развивается по законам, внутренне при­сущим разуму. Отсюда вытекает и одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Логика понимается Гегелем иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени суще­ствования этой науки, начиная с Аристотеля. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна пред­шествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии абсолютной Идеи (мирового Духа, или Бога).

Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» этой Идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религи­озный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы, при­рода опо­средствует связь между Богом и человеком (человеческой историей и культурой). В форме природы Идея последовательно проходит три стадии – механизм, химизм и организм. Рассматривая природу лишь как инобытие абсолютной Идеи, Гегель тем са­мым лишает ее самостоятельности, способности развиваться во времени. Она развертывается лишь в пространстве. Таким пространством и явля­ется абсолютная идея, которая, пройдя свою мате­риализованную форму, обогатившись содер­жанием предшест­вующих ступеней, возвращается к самой себе, транс­формировавшись в понятие «духа».

Философия духа – это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

1) субъективный дух – индивидуальное сознание;

2) объективный дух – воплощение («объективацию») духа в ми­ровой истории и гражданском обществе;

3) абсолютный дух – высшие формы общественного сознания (искусство, ре­лигия, философия).

Цель мирового развитие, по Гегелю, есть не что иное, как самопознание абсолютной Идеи – от ее абстрактного бытия до сотворенных ею высших форм духа (самая совершенная из них – философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт – осознание Идеей самой себя. Достигнув этой конечной цели, Идея, по сути, теряет перспективы для своего дальнейшего развития. Таким образом, диалектический метод в учении Гегеля вступает в неразрешимое противоречие с его объективно-идеалистической системой.

В теории познания мыслитель подверг критике, как созерцательность старого метафизического материализма, так и кантовский агностицизм, преодолевая его введением в гносеологию категорию практики, хотя и сводя ее ис­ключительно к духовной.

История, по Гегелю, есть процесс самореализация Абсолютного духа в практике. Поскольку Дух включает в себя идею свободы, то вся история, которую мыслитель делит на три больших эры (восточную, антично-средневековую и германскую) предстает как процесс возрастания свободы, наличным воплощением которой вы­ступает право. Общие интересы он ставит выше частных, которые вполне могут быть принесены в жертву первым. Противоречия и конфликты в обществе, по Гегелю, являются не злом, а двигателем общественного прогресса, по­скольку «веч­ный мир» приводит к загниванию и моральному разложению, тогда как войны, напротив, «очищают дух нации».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.