Сделай Сам Свою Работу на 5

Свидетельства внецерковных историков о Христе (Иосиф Флавий, Тацит, Плиний Младший, Светоний).





Одной из основных задач исторической апологетики является ответ на утверждение, которое можно сформулировать примерно так: ”евангельского Иисуса Христа никогда не существовало. Он – миф. Его создало народное воображение”.

Данное утверждение на протяжении десятилетий без устали повторяли всевозможные “просветители”. Да и сейчас ещё можно услышать подобные заявления. Что ж, попробуем разобраться.

1. Трудно представить себе более неподходящий образ Мессии для иудеев, чем Господь Иисус Христос. Во-первых, Мессия в иудейском сознании – это царь, никогда не умирающий, который должен поработить все народы евреям и дать им всю власть и полное материальное благо на земле. Этот миф о Мессии ко времени пришествия Спасителя стал центральной идеей. Поэтому и был распят Иисус Христос, как совершенно не соответствующий этой новой антибиблейской идеологии. Распятый Мессия – Христос – величайший соблазн иудеям. Во-вторых, Мессия – Иисус Христос, по Евангелию, есть Сын Божий, истинный Бог, равночестный Отцу. Но это учение для монотеистической раввинистической религии является оскорбительным. Попытки выразить перед иудеями эту истину, как известно, окончились безрезультатно – Его пытались побить камнями. Такого учения в сознании иудейском не могло возникнуть.



2. Столь же невозможно представить себе, чтобы и языческий мир мог породить миф о Спасителе народов в образе еврейского пророка, окончившего свою жизнь позорной смерть раба на кресте. Да, язычники мечтали о золотом веке, о его возвращении, но связывали его наступление с гением императора, нового Августа, облеченного властью, славой, богатством, красотой и т.д. Сам идеал спасения в язычестве (как и в иудействе), заключается не в плодах духа, а в достижении всевозможных материальных благ, которые должен был дать человечеству царь всей земли. Нищий же Христос, не только не давший никаких материальных благ, но и Сам повешенный на древе, был действительно безумием для эллинов.

3. Только человеку, совершенно незнакомому с древними мифами о так называемых умирающих и воскресающих богах (Осирис, Адонис, Аттис и других языческих богах), может показаться в сказаниях о них что-то подобное жизни Христа. Но стоит хоть немного углубиться, и мы видим: эти языческие божества являли собой символы умирающей и воскресающей ежегодно, с наступлением осени и весны, природы. Поэтому в сказаниях о них и о их жизни нет никаких исторических фактов. Не известны ни время, ни место их жизни, не известны ни их современники (фараоны, цари и т.д.), ни какие-либо исторические события, связанные и их именами, деятельностью. Образ Христа глубоко и принципиально отличен от мифических божеств языческой древности. Господь Иисус Христос не только Бог, но и истинный Сын Человеческий, имеющий действительное и полноценное человеческое естество, навеки соединенное с Божеством. Его жизнь, страдания и смерть целеустремленны, осмысленны и носят характер добровольной жертвенности. Его рождение, смерть и Воскресение однократны и неповторимы.



Наконец, Он – историческое Лицо, о Котором сохранилась масса разнообразных свидетельств.

Если не предвзято проанализировать только новозоветные свидетельства и свидетельства христиан первых веков, то придется признать – утверждение: «Иисус Христос – мифическая личность», – антинаучно.

Но кроме этого мы имеем ряд внехристианских свидетельств и свидетельств врагов христианства. И на них стоит остановиться подробней.

Гай Плиний Цецилий Секунд (61–114 гг.) Будучи в 111–113 гг. легатом императора Траяна, Плиний столкнулся с новым для него явлением – христианскими общинами. В письме к Траяну он спрашивает совета, как правильно поступать при расследовании христианских дел. При этом о христианах он отзывается весьма презрительно и враждебно: «Мне был представлен анонимный донос, содержащий много имен. Тех из них, которые отрицали, что принадлежат или принадлежали к христианам, … кроме того, злословили Христа, – а к этому, говорят, подлинных христиан ничем принудить нельзя, – я счел нужным отпустить. Другие, указанные доносчиком, объявили себя христианами, но вскоре отреклись: они, мол, были, но перестали – некоторые три года назад, некоторые еще больше лет назад, кое-кто даже двадцать лет. Эти тоже все воздали почести твоей статуе и изображениям богов и злословили Христа. А утверждали они, что сущность их вины или заблуждения состояла в том, что они имели обычай в определенный день собираться на рассвете и читать, чередуясь между собою, гимн Христу как Богу, и что они обязываются клятвой не для какого-либо преступления, но для того, чтобы не совершать краж, разбоя, прелюбодеяния, не обманывать доверия, не отказываться по требованию от возвращения сданного на хранение. После этого (т. е. утреннего богослужения) они обычно расходились и вновь собирались для принятия пищи…».



Исследователи не подвергают сомнению подлинность послания в целом. В том числе и потому, что существует текст ответа Трояна Плинию.

Плиний сообщает о широком распространении христианства в его время в Малой Азии во всех классах общества и говорит даже о некоторых отпавших 20 лет тому назад. Следовательно, община христиан возникла там не позднее 80-х годов. Самое замечательное, конечно, в этом свидетельстве – упоминание о Христе не только как о лице, историческое существование Которого не у кого не вызывает сомнений, но и как о Том, Кого христиане почитают как Бога. Это свидетельство является одним из весьма ярких подтверждений реальности новозаветных событий.

Следующее важное свидетельство о Христе содержится в рассказе крупнейшего римского историка Тацита Публия.

Публий (или Гай) Корнелий Тацит (ок. 58–117 гг. н. э.) – крупнейший римский историк. Он был консулом, а в 111–112 гг. проконсулом Азии.

«Анналы, XV (44) … Нерон … подверг тягчайшим мукам людей, ненавидимых за их мерзости, которых чернь называла христианами. Прозвание это идет от Христа, который в правление Тиберия был предан смертной казни прокуратором Понтием Пилатом. Подавленное на некоторое время это зловредное суеверие распространилось опять, и не только в Иудее, где возникло это зло, но и в самом Риме…».

В этом небольшом отрывке сказано многое: время жизни Иисуса Христа (при императоре Тиберии – 14-37 гг. н.э.), и факт его казни прокуратором Понтием Пилатом, и название Его последователей христианами, их большое распространение в империи уже в 60-е годы. Все это полностью согласуется с христианскими свидетельствами.

Весьма ценное свидетельство об Иисусе Христе оставил еврейский историк Иосиф Флавий (37–100 гг.) в своем сочинении “Иудейские древности”, написанном около 93 года: “В это время жил Иисус муж мудрый, которого едва можно назвать человеком, потому, что он совершал дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлекал к Себе многих исследователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил Его к крестной смерти, однако не оставили Его те, которые и прежде Его любили. Он опять явился им живой в третий день, как пророки Божий предсказывали об этих и многих других, относящихся к Нему делах. И до сего дня не исчез род христиан, названных так по Его имени”.

Есть иная версия этого текста, у арабского историка-христианина Х века, епископа Агапиоса: “В то время был человек мудрый, именуемый Иисусом, жизнь Которого была совершенной. Его добродетели нашли общее признание, а многие евреи и язычники стали Его учениками. И Пилат осудил Его на крестную смерть и те, кто стали Его учениками, проповедовали Его учение. Они утверждали, что Он явился им живым через три дня после Его мученической смерти. Быть может Он и был тем Мессией, о Котором пророки рассказывали чудеса?”

Оставляя на суд и совесть историков решать вопрос о том, какой из этих текстов является подлинным, мы, независимо от результата их решения, имеем уже, как минимум, весьма ценное свидетельство о том, что Иисус Христос действительно жил. Что Он был Человеком совершенной жизни, что Он имел многих учеников, и был распят Пилатом на кресте, что общераспространенной среди уже первых христиан была вера в Его Воскресение на третий день, вера в Его мессианское достоинство.

Другое место в “Иудейских древностях” является еще одним подтверждением не только историчности Лица Господа Иисуса Христа, но и большой распространенности уже в то время веры в Него как Мессию. В книге 20-й, гл. 9 читаем: “Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и приказал побить их камнями”. Данное сообщение, кроме прямого свидетельства о Христе, важно также и тем, что еще раз подтверждает историческую подлинность тех фактов, которые передают нам священные книги Нового Завета. Это замечание относится и к третьему месту у Иосифа Флавия, где он сообщает об Иоанне Крестителе, называя его “праведным мужем”.

Ещё один знаменитый римский историк Гаи Светоний Транквил (70-140 гг.) оставил свидетельства, имеющие прямое отношение к исследуемому вопросу. Одно из них в жизнеописании императора Клавдия (41–54 гг.), где Светоний сообщает, что “иудеев, постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима”. Об этом указе сообщается и в книге Деяний, где говорится, что апостол Павел, прийдя в Коринф, нашел там высланных иудеев, “потому что Клавдий повелел всем иудеям удалиться из Рима”.

Наиболее древнее (из нехристианских), по-видимому, сообщение об Иисусе Христе было опубликовано в 1855 году. Это письмо Мары бар Серапиона, сирийского философа, к своему сыну, написанное из плена в конце I – начале II века. Письмо хранится в единственной рукописи VI–VII века в Британском музее. Подлинность письма не вызывает сомнений. В письме Мара не называет Иисуса Христа по имени, но говорит несомненно о Нем: “Скажи нам, мудрейший из людей … какую пользу получили …Иудеи от казни своего Мудрого Царя – ведь с этого времени у них было отнято царство?”.

Подтверждением исторической достоверности сообщаемых евангелистами фактов из жизни и деяний Господа Иисуса Христа является и подлинный текст иудейского Талмуда. Не упоминая имени Иисуса Христа (“Пусть имя Его и память о Нем искоренятся”,– заявляет иудейская книга “Толдот Ешуа”), Талмуд в оскорбительной форме. но тем не менее сообщает, что Он родился от Марии (Шаббат, 104,2), Которая происходила от рода Давидова, – что с Иосифом и Марией Он бежал в Египет, где научился магии, и с ее помощью “делал Себя Богом” (Санхедрин, 107, 2), творил чудеса и говорил, что взойдет на небо. Накануне Пасхи Он был повешен, ибо предался чародейству, соблазнял израильтян переходом в чужую религию и в Его оправдание никто ничего не сказал. Он был царской крови (Санхедрин, 43, 1) и др.

Свидетельства о Христе находим также у языческого писателя II века Цельса в его сочинении, направленном специально против христианства, “Логос алифис(Истинное слово). В меньшей степени, но также говорит о Христе как исторической Личности: Лукиан Самосатский (†200 г.) в сочинении “Жизнь Перегрина”, называет Христа “распятым софистом”; филосов-неоплатоник Порфий (†304 г.) в сочинении “философия оракула”, Личность Христа представлена в типично языческом освещении, император Юлиан Отступник (361-363 гг.), сочинения которого дышат ненавистью ко Христу, но не отрицают Его существования и чудес.

Какой же вывод можно сделать по представленным в этом разделе документам? Римские авторы конца I – начала II века достаточно скупо сообщают о Христе. Но это и не странно, странно то, что такие сообщения вообще имеют место быть.

Для римских историков Иудея – далёкая провинция, а евреи дикий, грязный, необразованный народ. Гораздо важнее жизнеописания императоров или великих людей.

На основании имеющихся кратких сообщений мы можем с уверенностью заключить, что:

- в начале II века имя Христа было достаточно известно в провинциях и культурных центрах Империи, в частности, в Вифинии и Александрии Египетской (надо думать, и в самом Риме);

- христиане считали Его Богом.

11.7. Критика учений о «естественности» воскресения Христа.

Один из краеугольных камней христианства – Воскресение Иисуса Христа. Воскресение Христа – это историческое событие, имевшее определенное пространственно-временное измерение. Значение Воскресения – вопрос богословский, факт же Воскресения – вопрос исторический. Природа Воскресения Иисуса во плоти может оставаться загадкой, но факт исчезновения Тела из гробницы может быть рассмотрен и изучен с помощью исторических свидетельств.

Есть критики христианства, которые вынужденно соглашаются с тем, что Иисус Христос – реальный исторический персонаж. Так вот, такие критики просто не могли оставить Воскресение без внимания. Ими придуманы теории, которые призваны опровергнуть Воскресение и дать иные объяснения факту отсутствия Тела во гробе.

Рассмотрим эти теории.

Теория обморока:Христос не умер на кресте, а только потерял сознание. Христос, помещенный в гробницу Иосифа из Аримафеи, был еще жив. Через несколько часов Он пришел в Себя под действием холодного воздуха гробницы, поднялся и ушел…

Опровержение:Данная гипотеза не была выдвинута в древние времена, когда христианство подвергалось особенно яростным нападкам. Факт смерти не оспаривался современниками этого события. Все древние записи подчеркивают – Иисус Христос, действительно, умер на кресте. Его смерть засвидетельствовали и Его ученики, и Его враги (для полной уверенности сотник пронзил Его своим копьем, причем, Тело осталось неподвижным).

Для того, чтобы показать несостоятельность этой теории, воспользуемся доказательством от противного, т.е. предположим, что Иисус Христос не вполне умер. Тогда нам придется поверить в следующее:

Сначала Человек прошел через римское бичевание (почти равносильное смертной казни). Затем Он был распят (Его руки и ноги пронзили гвоздями); шесть часов подвергался страшной крестной казни; пронзенный копьем (к обезвоживанию добавилась большая потеря крови). После чего Он был положен в гробницу, вырубленную в скале, и на многие часы оставлен без медицинского ухода лежать на холодных камнях. При этом у Него было внутреннее кровотечение, которое, если погребенный находился в обмороке, непременно привело бы к смерти. Так вот, если согласиться с данной теорией, то погребенный, после того как очнулся, смог отвалить камень, который не под силу было сдвинуть трем женщинам. Причем сделать это так, чтобы стража этого не услышала (если бы услышала, то Ему пришлось бы решать и эту проблему). А после всего этого Ему оставалась совсем уж простая задача – пройти несколько километров на израненных ногах и явиться своим ученикам в таком виде, что они поверили в Его Воскресение…

Теория похищения: Тело было похищено учениками. Версия о похищении в том виде, как она была записана Матфеем, была некоторое время популярна среди евреев. Об этом мы узнаем из трудов Иустина Мученика, Тертуллиана и других авторов.

Опровержение:Сначала заметим – теория о похищении уже признаёт факт того, что Тело исчезло из гробницы. Но… пустая гробница, сама по себе, еще не обязательно доказывает, что Иисус Христос Воскрес. Однако, этот факт ставит нас перед выбором из двух возможностей: либо исчезновение Тела было Божьим делом либо – человеческим. Допустим, что это сделали люди.

Кто же похитил Тело Иисуса, враги Господа или Его друзья? У врагов Христа не было причин похищать и скрывать Его тело – это очевидно. У Его друзей не было для этого ни власти, ни сил.

Римлянине? Они были заинтересованы в том, чтобы Тело оставалось на своем месте. Версия о краже Тела учениками представляется невероятной, а свидетельства стражей ложными. В самом деле, если стражники были свидетелями кражи, то почему не исполнили свои служебные обязанности (их поставили стеречь Тело), а если они спали, то почему мы должны верить их словам, что Тело было украдено учениками?

Из всего вышесказанного следует: люди не причастны к исчезновению Тела из гробницы.

Но теории обморока и похищения – не самые фантастические. Критики христианства выдвигали, например, и такие теории:

- теория галлюцинации: все явления Христа после воскресения были только иллюзией, массовой галлюцинацией;

- теория ошибки: женщины, а вслед за ними и все остальные, пришли не к той гробнице – ошиблись.

Мы не будем тратить на опровержение этих теорий наше урочное время. И вот почему. Все эти теории опровергаются наличием Церкви. Той Церкви, которая умножалась от проповеди апостолов, возрастала на их мученической крови.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.