Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа по развитию певческих навыков у детей младшего школьного возраста.





Моя музыкально-педагогическая деятельность определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, то есть наиболее ярко выразить себя в музыке.

Я стараюсь брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка. В старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии, но и в повседневной жизни носит более осознанный характер. Детям свойственно подражание взрослым, и они подражают: солистам, исполняя песни по одному; ансамблям, собираясь в группы; а, подключая в свою игровую деятельность, с удовольствием инсценируют песню, заранее распределив роли. Именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребенку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню.

Учитывая все это, используя свои знания и опыт, последние несколько лет я вплотную занимаюсь вопросами пения, культуры исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей младшего школьного возраста, беря за основу подготовительную к школе группу детского сада. К этому возрасту, дети уже обладают определенными вокальными навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне овладевают осмысленным и осознанным пением.



Расширив и углубив основные требования типовой программы дополнительными задачами, я приступила к созданию собственной системы развития вокально-хоровых навыков. Считается, что уровень развития музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно развить до высокой степени. Развивая вокально-хоровые навыки, я учитываю физическое состояние ребенка 6-8 лет и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот период голосовой аппарат ребенка не совершенен. Для защиты певческих голосов на занятиях я использую оздоровительные упражнения. Например, «Заведем мотор самолета» и др., сочетание пения и пассивного движения, чтение нараспев, ритмическое чтение – сочетание речевой интонации с музыкальной и т.д. Это очень помогает детям со слабым дыханием. В простой доступной форме детям объясняю, как нужно беречь голос, как правильно дышать во время пения. На занятиях всегда провожу дыхательную гимнастику, подбираю интересные стихи и песни, содержание которых отражают значение для ребенка, правильного дыхания.



Начинаю со свободного входа детей. Затем друг друга приветствуем «по трезвучию», предлагаю детям пропеть «Здравствуйте», для повышения интереса детей, предлагаю поздороваться «как кошечки», «как собачки» и т.д. Дети располагаются возле инструмента. Проводится распевка. Затем все садятся на места, начинается работа над вокальными навыками. Стараюсь как можно больше использовать методических приемов в быстром темпе, это активизирует детей.

Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с детьми без подготовки и настройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю распевки, с использованием специальных упражнений для развития музыкально – певческих навыков, в конце обязательно использую одну - две маленькие песенки, которые легко транспонируются и не имеют широкого диапазона («Веселые гуси» р.н.м. и др.). Их исполнение дает возможность разогревать голос, развивать слух, а транспонирование мелодии в пении способствует быстрой слуховой перестройке (на полтона - тон выше или ниже).

В ходе каждой непосредственно-образовательной деятельности задания постепенно усложняю путем внесения разнообразных атрибутов, иллюстраций, чтения стихов и т.д. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляют детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - немаловажный фактор овладения вокальными данными.



Большую пользу детям приносит игровое упражнение «Музыкальное эхо» (поочередное пение взрослого и ребенка, солиста и группы, нескольких групп).

Привнесение игровых моментов в пение улучшает не только качество пения, но и создает у детей соответствующее настроение, желание петь, и, что важно для развития слуха, раскрепощает детей, снимает напряжение, стеснительность, «зажимы».

Главная задача игрового момента – участие всех детей в творческом процессе. И неважно, выполнено задание ребенком или нет, главное участие. Это особенно необходимо для детей, имеющих слабые музыкальные данные.

Понимая особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации, я стараюсь добиваться точного воспроизведения мелодии; начинаю петь простые песенки, построенные на двух- трех звуках. Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. В младшем школьном возрасте дети знакомятся с некоторыми первоначальными звукосочетаниями и ритмическими понятиями (регистр, пунктирный ритм), которые осваиваются в ходе постоянных упражнений закрытым ртом, а затем переходить на открытый звук «а-а-а» «ма-а-а»). Дети должны ощутить, как звук вибрирует («губам щекотно»). Звукообразование предполагает, прежде всего, качество звука. Дети должны петь высоким светлым звуком, без крика и напряжения.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Для обучения детей напевному звучанию я выбираю песни в медленном и умеренном темпе и добиваюсь протяжного звучания в первую очередь на конце фразы. Протяженность в пении зависит от преобладания гласных в тексте песни, от правильно взятого дыхания. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных – дикция.

Большую роль в работе над дикцией играют скороговорки, развивающие у ребенка скорость чередования различных звуков, регулирующие темп артикуляционного движения мышц (подвижности губ, языка, щек), они улучшают произношение отдельных звуков, выправляют речь. (Примеры: «Три сороки тараторки тараторили на горке», «На дворе трава, на траве дрова» и др). Это помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Стараюсь не разучивать текст хором, иначе дети будут плохо интонировать, петь речитативом, скандировать. Чтобы закрепить слова песни, предлагаю повторять их по одному, по цепочке, отдельными предложениями. Успехом пользуется игра «Забывчивый учитель», которая активизирует детей в изучении новых текстов песен.

Работая над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм…), пение про себя, пение стоя, сидя, с движениями (не сложными).

Нечисто поющим детям уделяю особое внимание. Считается, что размещать их при проведении непосредственно-образовательной деятельности лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Знакомясь с опытом работы музыкальных руководителей, используя свой личный опыт, размещаю детей во время пения на занятиях й полукругом, что дает хорошие результаты чистого интонирования (звук идет в центр полукруга и дети лучше слышат друг друга)

С целью расширения рамок исполнительской деятельности индивидуальную работу провожу не только с детьми, отстающими в пении, но и с теми, которые очень хорошо поют и владеют всеми певческими навыками, поскольку у них есть потребность в пении, в концертных выступлениях вне гимназии и ЦДЮТ.

Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное (поэтапное) изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное усложнение материала, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей – все это позволяет мне достичь положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков у детей младшего школьного возраста.

Воспитанники не испытывают трудностей в процессе выступлений перед аудиторией, ведут себя уверенно и раскованно. Как результат - участие в городских конкурсах, фестивалях, праздниках.

С целью определения уровня музыкальных способностей детей в начале и конце года провожу мониторинг по следующим критериям: развитость ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма. Ладовое чувство проявляется как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену в нем настроений, как чувство тяготения звуков. Музыкально-слуховые представления развиваются, прежде всего, в пении, игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах, в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма формируется в пении, в музыкально-ритмических движениях.

Проведенный анализ показывает, что при выполнении доступного задания – сочинить мелодию по предложенной теме – импровизация – дети опираются на имеющийся запас вокально-хоровых навыков, понимают задачу и произвольно действуют, подбирая элементы изобразительности музыки и выразительности интонации человеческой речи.

Обобщив опыт своей работы с детьми младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что глубина знаний детей в области пения, прочность усвоения ими песенного материала, положительная результативность полностью зависит от богатства и разнообразия методов и приемов, используемых в индивидуальной и групповой работе с учащимися.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.