Сделай Сам Свою Работу на 5

Политика занятости в период после 60-х годов





 

Конвенция № 122 и Рекомендация № 122 о политике занятости, принятые в 1964 году, уделяют лишь небольшое внимание службам занятости. Тем не менее, они точно определяют их концепцию. Толчком к принятию этих документов послужили проблемы, которые встали перед молодыми развивающимися государствами, получившими независимость.

По определению этих новых документов, занятость не является теперь вопросом только организации рынка труда. Механизмы экономики, даже после корректировки всех дисбалансов, не в состоянии сами по себе поднять решение проблемы занятости на самый высокий уровень. Решению этой проблемы способствует взаимодействие двух факторов: прежде всего политические решения, а затем последовательные, согласованные и направленные на общую цель действия.

Эта новая политика предусматривает заинтересованность Правительства и его прямое вмешательство в экономику. Она предполагает, что решение проблемы занятости должно быть основной целью политики правительства и что оно должно изыскивать способы подчинять этой цели решение остальных задач: рост материального благосостояния или же максимальное увеличение экспорта.



Последствия этой политики не замедлили сказаться на роли служб занятости. Их функция как регулятора рынка труда перестает быть эксклюзивной и становится одним из элементов политики занятости. Эта функция теперь приобретает такое же значение, как и политика, направленная на обеспечение максимального использования рабочей силы, как политика государственных расходов на социальное обеспечение или же как налоговая политика, стремящаяся к перераспределению доходов и увеличению покупательной способности малоимущих. Несмотря на то, что службы занятости не являются больше стержнем программы полной занятости, они все же сохраняют в ней фундаментальную роль.

Политика полной занятости должна основываться на анализе или же на статистических данных о численности экономически активного населения страны, безработице, занятости и неполной занятости. Этим определяется важность служб занятости как основного источника информации по проблеме занятости.



Политика занятости предусматривает экономическую перестройку, программы инвестиций и промышленную конверсию. Этим обусловлена важность служб найма как организатора перераспределения рабочей силы, предусмотренного экономической программой правительства, как органа, способного выполнить задачу по трудоустройству и переподготовку рабочей силы (эта функция увеличивает важность профессиональной ориентации, облегчающей адаптацию кадров к новым условиям или же их переход из одного сектора экономики в другой, и является основой плана перестройки и инвестиционных программ).

И, наконец, политика занятости предполагает организацию общественных работ и специальных программ для молодежи, поэтому служба занятости может отныне рассматриваться как основной учредитель, контролер и участник этих программ.

Но, кроме новых задач, службы занятости продолжают выполнять те функции, которые определены многими годами ее существования, т. е. персональную помощь безработным и регулирование рынка труда.

Таким образом, политика занятости не только определяет новые задачи перед службой занятости, но и предоставляет новые возможности для решения ее традиционных задач, например, трудового посредничества. В системе, направленной на изыскание новых рабочих мест, ее задача не может сводиться только к пассивному фиксированию спроса и предложения рабочих мест и его удовлетворению. В эту задачу входит использование всех возможностей для ее решения.

Сведения о спросе и предложении рабочих мест нужны не только для трудового посредничества; они необходимы также для информации и анализа. Изучение положения на предприятиях позволит внести большее количество предложений, что само по себе необходимо для трудового посредничества. Кроме этого, оно позволит дать предприятиям технические рекомендации по трудоустройству.



Конвенция № 150 и Рекомендация № 158 по управлению трудом, принятые в 1978 году, уточняют принципы возведения в доктрину документов от 1964 года. Эти новые документы предлагают механизмы определения и применения этой политики, они говорят о конкретной деятельности в области найма, в которую самым непосредственным образом должен быть включен вопрос об управлении трудом.

В новых нормативных актах указано, что политика занятости не может рассматриваться как искусственная или изолированная. Она является прежде всего результатом опыта различных органов, призванных сыграть каждый в своей области определенную роль в сфере труда. Эта координация должна проявиться в деятельности учреждения, которое в Рекомендации называется «Центральным органом системы управления трудом». В большинстве стран эту функцию выполняет министерство, занимающееся вопросами труда. Документ указывает также на необходимость гарантии взаимосвязи деятельности правительства, например в областях занятости, обучения, инспекции труда, социального обеспечения в рамках единой политики труда и занятости.

Если документы 1964 года пытаются определить деятельность служб найма в функциональных рамках политики занятости, то нормативные акты, принятые в 1978 году, отводят им место в институционных рамках управления трудом. Отсюда можно сделать вывод, что задача определения политики занятости не может быть возложена только на эти службы. Задача этих служб сводится к постоянному наблюдению за положением с занятостью и к исполнению одними из первых директив политики занятости, которые они получают из центрального координационного органа по управлению трудом. Службы найма являются составной частью административной структуры, которая, используя их информацию о рынке труда, направляет и контролирует деятельность этих служб в сфере занятости. Эти службы определяют политику занятости только совместно с другими органами, действующими в сфере управления трудом или вне ее.

По сравнению с предшествующими документами, нормативные акты, принятые в 1978 году, являются более прогрессивными, так как в них затрагивается вопрос о роли организаций нанимателей и работников. Если в документах 1948 и 1964 годов их роль сводится только к консультативной при формировании и реализации политики занятости, то в актах 1978 года речь идет уже о сотрудничестве и обсуждении этой политики.

В промышленно развитых странах в настоящее время на практике наметились три модели реализации политики занятости.

1. Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика связана с дорогостоящей системой пособий для большого количества безработных.

П. Скандинавская модель нацелена на обеспечение занятости для рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана, в основном, на государственные финансовые средства, при дефиците которых наступает спад производства и сокращение рабочих мест.

1II. Американская модель политики занятости допускает создание рабочих мест с низкой производительностью для значительной части экономически активного населения, что приводит к формальному уменьшению безработицы и увеличению количества людей с низкими доходами.

Вышеперечисленные модели политики занятости существенно влияют на характер политики регулирования рынка. На макроуровне новые подходы проявляются в повышении гибкости рынка труда, уменьшении расходов на рабочую силу, свертывании социальных пpoгpaмм. Однако сохраняется стимулирование активной политики занятости путем расширения систем подготовки и переподготовки кадров, созидания дополнительных рабочих мест, ужесточения условий выдачи пособий. При этом принимаются меры по усилению роли предпринимательства в решении проблем занятости, более активному участию частного сектора в регулировании социальных проблем.

На микроуровне новые подходы в политике занятости проявляются в стремительном росте издержек на рабочую силу, в сдерживании роста заработной платы, удлинении продолжительности рабочей недели, более широком использовании различных форм неполной занятости.

Естественно, что такие подходы обостряют кризисные явления.

Поэтому, как реакция на эти явления, появляются некоторые адекватные действия со стороны работодателей: сокращение программ социального страхования, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Повышение требований к качеству рабочей силы вынуждает работодателей расширять про граммы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, проявлять гибкость в вопросах найма и перемещения работников, применять различные формы занятости в интересах предприятий.

Как показывает опыт Центральной и Восточной Европы, вначале существовала определенная иллюзия, что активная политика на рынке труда может решить проблему безработицы даже тогда, когда макроэкономическая политика на это не полностью ориентирована. Специалисты отмечают, что в таком подходе заключалась одна из главных причин роста безработицы.

В настоящее время большинство стран сознают, что политику занятости необходимо проводить в рамках всей экономической политики, Где занятость - она из главных экономически целей государства. Проблему безработицы невозможно решать только через политику регулирования рынка труда. Основной инструмент _ это развитие экономики и осуществление экономических реформ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.