Компетентностный подход к отбору содержания образования
Понятие о содержании образования. Федеральный государственный образовательный стандарт
Государственные образовательные стандарты
Их цель - устанавливать нормы и правила, обязательные для исполнения в любой образовательной организации, реализующей основные образовательные программы. За прошедшие двадцать лет были разработаны три поколения образовательных стандартов профессионального образования. Эволюция документов отразила системные изменения в методологии профессионального образования, связанные с переходом от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь», от признания абсолютной ценности и самодостаточности знания к пониманию его как инструмента решения задач профессионального и личностного развития
С 2011 года российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов - модульно-компетентностный подход, обеспечивающий диалог между сферами труда и образования.
Среди ключевых функций, выполняемых ФГОС СПО, в первую очередь, назовем следующие:
- являются основой разработки профессиональных образовательных программ;
- содержательно обеспечивают государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования;
- устанавливают нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе;
- являются основой расчета нормативов затрат на оказание государственной услуги в сфере среднего профессионального образования.
Остановимся подробнее на каждой из приведенных функций.
Функция 1. Параметры образовательных программ, определяемые ФГОС СПО
Требования к основным профессиональным образовательным программам СПО:
- состав документов, входящих в образовательную программу;
- минимальные сроки получения среднего профессионального образования; трудоемкость основной профессиональной образовательной программы СПО (в зачетных единицах);
- формы получения образования и условия приема абитуриентов;
- квалификация выпускника по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих / по программам подготовки специалистов среднего звена;
- общие требования к содержанию образования, в том числе учет разработчиками образовательных программ положений соответствующих профессиональных стандартов;
- соотношение (инвариантной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части), по их объему;
- формы обучения, образовательные технологии;
- требования к учету разработчиками образовательных программ особенностей отдельных категорий обучающихся;
- минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
- требования к программам промежуточной и итоговой аттестации, фондам оценочных средств, включая программы квалификационных экзаменов.
Требования к условиям реализации основных образовательных программ СПО.
- кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение;
- возможные иные условия, например условия приема (требования к абитуриентам).
Требования к результатам освоения основных образовательных программ СПО.
- уровень профессионального образования
- квалификация (по образованию и профессиональная)
- компетенции (общие и общепрофессиональные).
Функция 2. Содержательное обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования.
Функция 3. Определение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе.
Функция 4. Расчет нормативов затрат на реализацию программ среднего профессионального образования
Во ФГОС СПО 4 должны войти требования к расчету нормативных затрат, необходимых для оказания услуг по реализации основной профессиональной образовательной программы СПО, с учетом формы ее реализации, применяемых технологий и прочих особенностей. Это, в первую очередь, требования
- к объему программы, соотношению обязательных занятий и самостоятельной работы обучающихся, объему практической подготовки обучающихся, в том числе в части обеспечения расходов организации на выполнение требований к кадровому сопровождению программы;
- к обеспечению обучающихся учебными изданиями;
- к материально-техническому обеспечению реализации программы и необходимым для ее реализации средствам обучения;
- к квалификации педагогического персонала, в том числе требований к периодичности прохождения педагогическими работниками повышения квалификации;
- к особому сопровождению получения образования обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
- к обеспечению безопасных условий обучения, охраны жизни и здоровья обучающихся.
Результаты освоения основных образовательных программ СПО.
Здесь указывается:
- уровень профессионального образования выпускника - квалификация в соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования [4];
- результаты освоения программы подготовки квалифицированных рабочих / программы подготовки специалистов среднего звена;
- ОК, ОПК и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.
Помимо этого, приводятся:
- результаты освоения профессионального цикла (раздел формируется разработчиками образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов):
- профессиональная квалификация;
- профессиональные компетенции и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.
Переход на новое поколение образовательных стандартов СПО является не самоцелью, а управленческим решением, закрепляющим современные требования к развитию данного уровня образования в условиях изменяющейся экономики
Компетентностный подход к отбору содержания образования
Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода. Они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетенция определяется как: 1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2) Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3) Способность выполнять особые трудовые функции.
В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций — «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования»
Каковы же общие принципы компетентностного подхода:
1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.
2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.
3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.
4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.
Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.
Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:
1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.
2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.
3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).
4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.
5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.
6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.
Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.
Виды компетенций
Таким образом, можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.
1. К целям.
· Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.
· Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.
2. К отбору содержания.
· Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
· Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.
· Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить обучающиеся.
3. К отбору приемов, методов, средств.
· Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.
· Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.
· Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности путем реализации модели «учения с увлечением».
Результат внедрения компетентностного подхода:
1. Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.
2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.
3. Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.
Задачи компетентностного подхода:
1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.
2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.
3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.
4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных(профессиональных) компетенций.
5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.
6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.
7. Приобретение профессионального опыта.
8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|