Сделай Сам Свою Работу на 5

Компетентностный подход к отбору содержания образования





Понятие о содержании образования. Федеральный государственный образовательный стандарт

Государственные образовательные стандарты

Их цель - устанавливать нормы и правила, обязательные для исполнения в любой образовательной организации, реализующей основные образовательные программы. За прошедшие двадцать лет были разработаны три поколения образовательных стандартов профессионального образования. Эволюция документов отразила системные изменения в методологии профессионального образования, связанные с переходом от парадигмы «образование на всю жизнь» к парадигме «образование через всю жизнь», от признания абсолютной ценности и самодостаточности знания к пониманию его как инструмента решения задач профессионального и личностного развития

С 2011 года российское профессиональное образование развивается в соответствии с образовательными стандартами нового типа, задающими требования не к содержанию, а к результатам освоения образовательных программ. В основе этих стандартов - модульно-компетентностный подход, обеспечивающий диалог между сферами труда и образования.



Среди ключевых функций, выполняемых ФГОС СПО, в первую очередь, назовем следующие:

  • являются основой разработки профессиональных образовательных программ;
  • содержательно обеспечивают государственную аккредитацию образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования;
  • устанавливают нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе;
  • являются основой расчета нормативов затрат на оказание государственной услуги в сфере среднего профессионального образования.

Остановимся подробнее на каждой из приведенных функций.

Функция 1. Параметры образовательных программ, определяемые ФГОС СПО

Требования к основным профессиональным образовательным программам СПО:

  • состав документов, входящих в образовательную программу;
  • минимальные сроки получения среднего профессионального образования; трудоемкость основной профессиональной образовательной программы СПО (в зачетных единицах);
  • формы получения образования и условия приема абитуриентов;
  • квалификация выпускника по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих / по программам подготовки специалистов среднего звена;
  • общие требования к содержанию образования, в том числе учет разработчиками образовательных программ положений соответствующих профессиональных стандартов;
  • соотношение (инвариантной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части), по их объему;
  • формы обучения, образовательные технологии;
  • требования к учету разработчиками образовательных программ особенностей отдельных категорий обучающихся;
  • минимальный объем обязательных занятий педагогического работника с обучающимися;
  • требования к программам промежуточной и итоговой аттестации, фондам оценочных средств, включая программы квалификационных экзаменов.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ СПО.



  • кадровое, финансовое, материально-техническое, информационное, методическое обеспечение;
  • возможные иные условия, например условия приема (требования к абитуриентам).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ СПО.

  • уровень профессионального образования
  • квалификация (по образованию и профессиональная)
  • компетенции (общие и общепрофессиональные).

Функция 2. Содержательное обеспечение государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций при реализации программ среднего профессионального образования.



Функция 3. Определение норм обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе.

Функция 4. Расчет нормативов затрат на реализацию программ среднего профессионального образования

Во ФГОС СПО 4 должны войти требования к расчету нормативных затрат, необходимых для оказания услуг по реализации основной профессиональной образовательной программы СПО, с учетом формы ее реализации, применяемых технологий и прочих особенностей. Это, в первую очередь, требования

  • к объему программы, соотношению обязательных занятий и самостоятельной работы обучающихся, объему практической подготовки обучающихся, в том числе в части обеспечения расходов организации на выполнение требований к кадровому сопровождению программы;
  • к обеспечению обучающихся учебными изданиями;
  • к материально-техническому обеспечению реализации программы и необходимым для ее реализации средствам обучения;
  • к квалификации педагогического персонала, в том числе требований к периодичности прохождения педагогическими работниками повышения квалификации;
  • к особому сопровождению получения образования обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья;
  • к обеспечению безопасных условий обучения, охраны жизни и здоровья обучающихся.

 

Результаты освоения основных образовательных программ СПО.

Здесь указывается:

  • уровень профессионального образования выпускника - квалификация в соответствии с Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования [4];
  • результаты освоения программы подготовки квалифицированных рабочих / программы подготовки специалистов среднего звена;
  • ОК, ОПК и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Помимо этого, приводятся:

  • результаты освоения профессионального цикла (раздел формируется разработчиками образовательных программ на основе требований профессиональных стандартов):
  • профессиональная квалификация;
  • профессиональные компетенции и обеспечивающие их умения, знания, практический опыт.

Переход на новое поколение образовательных стандартов СПО является не самоцелью, а управленческим решением, закрепляющим современные требования к развитию данного уровня образования в условиях изменяющейся экономики

 

Компетентностный подход к отбору содержания образования

Через трактовку понятий «компетенция» и «компетентность» в зависимости от того, как определены эти понятия и их соотношение, может быть понято содержание и самого компетентностного подхода.
Они либо отождествляются, либо дифференцируются. Компетенция определяется как:
1) Способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3) Способность выполнять особые трудовые функции.

В рамках такого отождествления этих понятий подчеркивается именно практическая направленность компетенций — «Компетенция является, таким образом, сферой отношений существующих между знанием и действием в человеческой практике», «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования»

Каковы же общие принципы компетентностного подхода:

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у учащихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования – научить учащегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Цели образования с точки зрения компетентностного подхода заключаются в следующем:

1. Научиться учиться, т.е. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность.

2. Научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат.

3. Научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.).

4. Научиться ориентироваться в мире духовных ценностей.

5. Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных социальных ролей.

6. Научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности.

Таким образом, обучение принимает совершенно новую форму. Принципы, заложенные в компетентностный подход, должны в итоге обучать самостоятельных, уверенных в себе личностей. Личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

Виды компетенций

Таким образом, можно выделить следующие требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода.

1. К целям.

· Цели образования необходимо описывать в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

· Цели обучения должны быть направлены на развитие у учащихся способности использовать полученные в ходе учебного процесса знания.

2. К отбору содержания.

· Определение целей предмета должно предшествовать отбору его содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный учебный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

· Необходимо учитывать, что знания могут иметь различную ценность и что увеличение объёма знаний не означает повышения уровня образованности.

· Повышение уровня образованности в ряде случаев может быть достигнуто лишь при уменьшении объёма знаний, который обязаны усвоить обучающиеся.

3. К отбору приемов, методов, средств.

· Учащиеся должны достигать личностные результаты путем получения опыта самостоятельного решения проблем.

· Необходимо взаимодействие учебного предмета с другими составляющими образовательного процесса.

· Должна быть решена проблема мотивации учебной деятельности путем реализации модели «учения с увлечением».

Результат внедрения компетентностного подхода:

1. Востребованность и конкурентноспособность выпускника на рынке труда.

2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.

3. Способность специалиста решительно действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.

Задачи компетентностного подхода:

1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.

2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся.

3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.

4. Освоение базовых, вспомогательных, общих и основных(профессиональных) компетенций.

5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.

6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.

7. Приобретение профессионального опыта.

8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.