Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика проблем и идей





Философия Фридриха Ницше

Реферат по предмету:

«Философия»

Выполнил:

студент 216 группы

ФЛЭ

Яковлев Денис Валерьевич

Проверил:

Ризз

 

 

Санкт-Петербург 2012

 

 

Оглавление

1) Введение………………………………………………………………………………...3

2) Биография……………………………………………………………………………….4

3) Общая характеристика проблем и идей……………………………………………….5

4) Проблема бытия в лейтмотиве борьбы Диониса с Аполлоном……………………..6

5) Разумность как разрушение жизни……………………………………………………7

6) Место науки в жизни человека………………………………………………………...8

7) ZARATHUSTRA и идея сверхчеловека………………………………………………10

8) Используемая литература……………………………………………………………...11

 

 

 

Введение

Какие только ярлыки ни вешали на него последователи различных политических

течений; как только ни использовали его; имморалист, нигилист, фашист,

“настольная книжка для Гитлера”, враг всего человеческого. Все это и многое

другое было сказано про великого немецкого философа Фридриха Ницше.

Творчество этого неординарного немецкого мыслителя, который принадлежит IX-му



веку, но идейно предвосхищает проблематику и философские споры XX-го века,

представляет собой сложный комплекс идей, выраженных не в виде научных

сочинений, а в мифопоэтической, художественной форме, что создает немалые

трудности как для изложения, так и для интерпретации. Изучить Ницше - совсем

не то, что изучить, например, того же Омара Хайама. Ницше крайне сложен и

противоречив.

Рассматривая различные течения в философии на всем протяжении человеческой

истории, можно выделить две основных категории философов.

К первой категории можно отнести философов с уравновешенным эпическим складом

духа, создающие в конце жизни устойчивую, стройную и логическую архитектуру

своего учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель .

Ко второй категории - философов страстного лирического склада, которые

воплощали собой ненасытное искание, к ним относятся Платон, Руссо, Фихте и

Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без

последовательных психологических жизнеописаний. Многогранная и противоречивая



философия Фридриха Ницше может быть истолкована лишь в неразрывной связи с

осторожной патологией его болезненного гения.

Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой

величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не

поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие,

которое оказало учение Ницше на ушедший ХХ-й век. В литературе неоднократно

делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю

четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его

нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его гордыни. Ницше,

действительно, заплатил безумием за героическую непокорность своей

вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое запоздалое бессмертие...

Современники довольно холодно встретили Ницше; но ученый синклит внимательно

следил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться от

гениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Он

медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от

Ницше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.

Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Эта

слава началась внезапно; ведь последние книги его уже никем не раскупались; и

вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучи больным, уже ничего не

понимал.

Своей личностью он открывает новую эру. Анализируя произведения Ницше, мы

усматриваем в них все черты гения старого типа; но сквозь эти черты, как



сквозь маску, в нем просвечивает и еще что-то, неведомое людям.

Биография

 

Годы детства

Фридрих Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше. В 1846 году у него появилась сестра Элизабет, затем брат Людвиг Йозеф, умерший в 1849 году спустя полгода после смерти их отца. Воспитывался своей матерью, пока в 1858 году не уехал учиться в знаменитую гимназию «Пфорта». Там он увлекся изучением античных текстов, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и особенно Гёльдерлина.

Годы юности

В октябре 1862 года отправился в Боннский университет, где начал изучать теологию и филологию. Быстро разочаровался в студенческом быте и, попытавшись повлиять на своих товарищей, оказался ими непонятым и отвергнутым. Это стало одной из причин его скорого переезда в Лейпцигский университет вслед за своим наставником профессором Фридрихом Ричлем. Однако и на новом месте обучение филологии не принесло Ницше удовлетворения, даже несмотря на его блестящий успех в этом деле: уже в возрасте 24 лет, будучи ещё студентом, он был приглашен на должность профессора классической филологии в Базельский университет — беспрецедентный случай в истории университетов Европы.

Ницше не смог принять участия во Франко-прусской войне 1870 года: в начале профессорской карьеры он демонстративно отказался от прусского гражданства, а власти нейтральной Швейцарии запретили ему непосредственное участие в боях, разрешив лишь службу санитаром. Сопровождая вагон с ранеными, он заразился дизентерией и дифтеритом.

 

Кризис и выздоровление

Ницше никогда не обладал крепким здоровьем. Уже с 18 лет он начал испытывать сильные головные боли, а к 30 годам испытал резкое ухудшение здоровья. Он почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, а также проблемы с желудком. 2 мая 1879 года он оставил преподавание в университете, получив пенсию с годовым содержанием 3000 франков. Его дальнейшая жизнь стала борьбой с болезнью, вопреки которой он писал свои произведения. Спустя два года в свет вышла «Утренняя заря», с неё начался новый этап творчества Ницше — этап наиболее плодотворной работы и значительных идей.

 

Последние годы

Заключительный этап творчества Ницше — это одновременно этап написания произведений, проводящих черту под его философией, и непонимания, как со стороны широкой публики, так и близких друзей. Популярность пришла к нему лишь в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие, а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

 

 

Общая характеристика проблем и идей

Философия Ф.Ницше несет на себе печать, с одной стороны, западно-европейской рационалистической классики, с другой, в духе своего времени - второй половины XIX века, тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли. Из этого противоречия и рождается гений Ницше, крупнейшего философского безумца в смысле Кьеркегора, на творчество которого не в последнюю очередь наложили отпечатки проблемы личного характера и неизлечимые болезни.(*)

* Уже в 12 лет Ницше был освобожден от летних занятий в гимназии из-за головных болей и болезни глаз, с 27 лет началось ухудшение здоровья, а с 29 лет - сильные головные боли и спазмы желудка,-"любимая собака", как именовал их сам Ницше, стали "вечными".

В 1879 году, т.е. за двадцать один год до смерти, которую он ожидал почти всю сознательную жизнь, Ницше писал: "Мое состояние - преддверие ада и ничем не отличается от состояния истязуемого животного" [1; Т.2, 820].

Последние одиннадцать с половиной лет жизни, с января 1889 года, после апоплексического удара и "окончательного помрачения", как было записано в диагнозе, Ницше мог лишь блестяще импровизировать за роялем. Последние три года апоплексические удары происходили ежегодно.

Ницше выдавал себя за "человека будущего" (в настоящем ему просто не было места), преодолевшего предрассудки старого мира. Ницше не скрывал, что на его творчество имел влияние Ф.М.Достоевский, особенно "Записки из мертвого дома", с непреходящим желанием раскрыть природу человеческого зла, со стремлением вывернуть "звериную природу" с виду покорного и безалаберного человека. Для М.Горького, наоборот, Ницше олицетворял "немецкого Данко", портретное сходство с которым говорит о стремлении Горького подражать своему Герою даже внешне.

В противоположность всей европейской традиции Ницше не создал и не стремился создать целостной философской системы, возможно поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось сколько-нибудь целостного и непротиворечивого ницшеанского философского портрета. Чтобы понять философское творчество Ницше, необходимо хронологически проследить становление и развитие главных его идей и проанализировать стиль и характер его мышления.

Традиционно различают три этапа в творчестве Ницше: ранний (1872-1876 г.г.), в котором господствует тема А.Шопенгауэра и разрабатывается эстетическая проблематика; второй (1877-1882 г.г.), в котором Ницше, интересуясь естествознанием и позитивизмом, тяготеет к проблемам познания и морали; третий (1883-1888 г.г.), который можно условно назвать завершающим, где разрабатывается тема "воли к власти" и эволюции подлежит идея морали. Исходя разработок по последней теме, ставшей ключевой в понимании Сверхчеловека, становятся несколько понятнее ранние идеи и мыслительные импульсы Ницше. Хотя вряд ли можно утверждать, что работы позднего Ницше являются ключом к пониманию его философии в целом. Ранние темы и идеи не успевают реализоваться в трудах позднего этапа творчества, а любые поздние работы Ницше не вытекают из предыдущих.

В своих ранних работах Ницше, искренне интересуясь античной филологией, стремиться противопоставить однообразный, скучный и серый современный ему мир античному многозвучью и многоцветью; окружавшую Ницше людскую массу - миру античных героев с их подвигами; рассуждения и воспоминания современников о величии - подлинному величию поступков и дел эпохи Античности.

Ницше находит, что основание жизни можно выявить посредством анализа различных видов творчества. Так, дионисийский и аполлоновский принцип творчества, соответствующие музыкальному искусству и пластическому (художественному), Ницше переводит в русло оснований самой жизни. Появляется работа "Рождение трагедии из духа музыки", написанная двадцати шестилетним Ницше на фронте, когда он добровольцем-санитаром ушел на франко-прусскую войну.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.