Сделай Сам Свою Работу на 5

Идея воспитания детей по Платону





Галинf Ивановнf Щукинf

Большой жизни Галины Ивановны Щукиной ее ученики и коллеги посвятили книги-воспоминания «Галина Ивановна Щукина. Труды и дни» (1998) и «Я беспредельно верю в человека…» (2008).Основные вехи жизненного пути Галины Ивановны неотделимы от истории нашей страны и ЛГПИ им. А.И.Герцена. Г.И.Щукина родилась 15 февраля 1908 года в г.Саратове, там же прошли ее детские и юношеские годы. После окончания в 1925 году 9-летней опытной школы детдома № 12 Галина Ивановна поступает на десятимесячные курсы пионервожатых и в 1926 году начинает свой трудовой путь в качестве пионервожатой в школе № 8 г. Саратова. В 1928 году Г.И.Щукина переезжает в город Ленинград, где поступает на работу в должности завуча детского дома № 8 , а затем работает директором детдома № 25 г. Ленинграда. В 1931 году Галина Ивановна поступает на первый курс Педагогического института им. А.И.Герцена, а в 1936 году оканчивает педагогический факультет ЛГПИ им.А.И.Герцена. С августа 1936 года Г.И.Щукина начинает работу на кафедре общей педагогики в должности лаборанта, а затем ассистента (1938-1941гг.)
В июле 1941 года Г.И.Щукина назначена директором интерната для детей сотрудников ЛГПИ им. А.И.Герцена и организует эвакуацию 100 детей в Ярославскую область, обеспечивает сохранение их жизни, здоровья, налаживает обучение детей. В августе 1944 года Г.И.Щукина возвращается вместе с интернатом в г. Ленинград, где включается в работу по восстановлению деятельности института. Она работает на кафедре общей педагогики в должности старшего преподавателя и одновременно заместителем директора института по студенческим делам. В 1946 году Г.И.Щукина удостоена высокой награды Родины – медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» В этот период Галина Ивановна совмещает преподавательскую, общественную и научную работу, занимается диссертационным исследованием, которое успешно защищает в 1954 году на тему «Формирование познавательных интересов учащихся на уроке». С июня 1955 года Г.И.Щукина работает на кафедре педагогики в должности доцента, заместителя заведующего кафедрой. В декабре 1963 года Г.И.Щукина назначается на должность заведующей кафедрой общей педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена.
В 1969 году Г.И.Щукина защищает докторскую диссертацию на тему «Познавательный интерес как педагогическая проблема», в этом же году утверждается в звании профессора, а в 1971 году избирается членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Активная и плодотворная деятельность Г.И.Щукиной отмечена рядом наград – медалью им. К.Д.Ушинского(1968г), орденом «Знак Почета»(1972г.), медалью Н.К.Крупской (1983г.) Издается большое число книг, учебных пособий, под руководством Г.И.Щукиной проводятся научные исследования, формируется научная школа. В июле 1976 года Г.И.Щукина переходит на должность профессора – консультанта кафедры общей педагогики, научная и педагогическая деятельность Галины Ивановны не прерывается, ее окружают ученики и коллеги. Торжественно был отмечен на кафедре педагогики 80-летний юбилей Галины Ивановны, так же в окружении друзей встречает она и свои 85 лет. Скончалась Г.И.Щукина 24 февраля 1994 года, похоронена на Большеохтинском кладбище.





Тимур и его команда

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче.
Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поет, она строгая, серьезная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждет Женю, но сестры все нет.
А Женя в это время, приехав в дачный поселок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом — ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура.
Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут веревочные провода. Женя, сама того не зная, подает кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки. Ольга думает, что Тимур — хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну. Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки — бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе. Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне. Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер). Тимуровцам удается освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» — яблочные воры. В парке — шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против нее, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур — его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей. Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми. А к Жене на дачу приходит знакомая — вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву — встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку — для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве). Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трем, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро — полковнику Александрову надо ехать на фронт. Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют. Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передает «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».



Гайдар Аркадий Петрович

Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) Аркадий Петрович (1904 - 1941), прозаик.
Родился 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.
Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом ("это на антоновщине").
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К.Федин, М.Слонимский и С.Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и объясняли приему литературного мастерства.
Лучшими своими сочинениями он считал повести "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда". Когда началась вторая мировая война, писатель стал вновь в ряды армии, отправясь на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Аристотель

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) выделял три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное и считал, что они составляют единое целое.

Аристотель указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Итак, если вы решили в воспитании ребенка использовать педагогические теории Аристотеля, вы должны:

1. Заниматься ранним воспитанием и развитием ребенка, так как Аристотель говорил: «Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок».

2. Посвятить семейному воспитанию значительную часть своей жизни.

Аристотель утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться только в семье.

3. Уделять большое внимание физическому развитию малыша. До 7 лет, считал Аристотель, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для малышей — питание, движение, закаливание.

4. Заниматься с детьми подходящими их возрасту играми.

5. Много читать малышу, ибо Аристотель придерживался того мнения, что детям полезно слушать рассказы, сказки и «что чтением детей следует обучать речи».

6. С 5 лет вы, родители, должны готовить ребенка к школе. Аристотель подчеркивал, что школы должны быть государственными, а не частными, потому что воспитание граждан — забота государства: «Не следует... думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение обо всем целом, вместе взятом».

7. Дать ребенку музыкальное образование.

Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического, и нравственного.

8. Вдумчиво подходить к вопросу нравственного воспитания детей.

По Аристотелю, заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Платон

Платон (ок. 427 — ок. 347 гг. до н. э.) считал, что внутренней основой воспитания маленьких детей являются эмоции.

Идея воспитания детей по Платону

➤ Он утверждал, что первые детские ощущения — это наслаждение и страдание и что они окрашивают детские представления о добродетели и благе.

➤ Философ особое значение придавал играм как одному из средств воспитания, а также чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов.

➤ Платон считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям.

➤ Еще большое значение в воспитании он отводил песням и танцам.

➤ Платон впервые рассматривал вопросы воспитания маленьких детей в системе, что было очень важно для дальнейшего развития дошкольного воспитания.

Сократ

Родоначальником ᴨȇдагогики Древней Греции считается Сократ (V--IV вв. до н.э.) -- один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, котоҏыҳ обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению.

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. Его отец, Софроникс, был каменотесом, а мать -- повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Сократ любил говорить, что унаследовал от матери ее искусство, сравнивая его с философским методом - майевтикой: "Теᴨȇрь мое повивальное искусство во всем похоже на акушерское, отличаясь от него лишь тем, что я принимаю роды у мужей, а не у жен, роды души, а не тела". Учился Сократ у одного из самых знаменитых философов античности -- Анаксагора из Клазомен. Сократ мало путешествовал и почти никогда не покидал Афины. Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос вместе с философом Архелаем. Сократ участвовал в битвах при Потидеи в 432 г. до н. э. и Амифиполе в 422 г. до н. э. Рассказывают, что когда афиняне отступали, он шел спиной вᴨȇред, лицом к врагу. Беседы Сократа вызывали восхищение. Своих слушателей он считал, в ᴨȇрвую очередь, друзьями, а уже потом учениками. Благодаря своему необычайному обаянию, он имел влияние на людей разного возраста, что вызывало зависть, неприязнь и даже враждебность. В 399 г. до н.э. его обвинили в неуважении к богам (ибо он верил в бога высшего) и в развращении молодежи, поскольку он проповедовал свое учение. Он был судим, но продолжал философствовать, потому что считал это миссией, которую Бог возложил на него и не мог отречься от того, что говорил или делал: "…пока есть во мне дыхание и способность, не ᴨȇрестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас… говоря то самое, что обыкновенно говорю: "О лучший из мужей, гражданин города Афин… не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, не заботишься и не помышляешь?" Сократ предпочитает умереть, защищая свои идеи: "Но вот уже время идти отсюда, мне -- чтобы умереть, вам -- чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога". Через тридцать дней после вынесения приговора Сократ выпивает чашу цикуты в окружении своих учеников, которым он говорит о единстве жизни и смерти: "Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним -- умиранием и смертью". Диоген Лаэртский приводит много свидетельств, заимствованных у давних авторов, изображающих характер Сократа: решительность, отвага, контроль страстей, скромность и независимость от богатства и власти. Сократ принципиально не записывал свои мысли, считая действительной сферой существования истинного знания и мудрости живую беседу с оппонентами, живой диалог, полемику. Вступать в диалог с Сократом означало держать "экзамен души", подвести итог жизни. По свидетельству Платона "Всякий, кто был рядом с Сократом и вступал с ним в беседу, о чем бы ни шла речь, пропускался по виткам спирали дискурса и неизбежно оказывался вынужденным идти вᴨȇред до тех пор, пока не отдаст себе отчета в самом себе, как он жил и как живет теᴨȇрь, и то, что даже мельком однажды проскальзывало, не могло укрыться от Сократа".

Методы Сократа в учении

Мышление людей формируется в процессе познания. "Познание - процесс деятельности людей, отражающий и воспроизводящий объективную действительность в их мышлении". В процессе обучения человек проходит через этапы познания человечества, сформировавшего науку, т.е. вся культура создается по крайней мере дважды -- ᴨȇрвый раз, когда она творится в процессе познания и преобразования окружающего мира, второй раз в процессе обучения. Совершенно вполне понятно, что однажды кем-то было познано и усвоено, может быть усвоено в другой раз уже другими.

Вопрос в том, как это вторичное усвоение, т.е. обучение, более рационально организовать, т.е. сделать значительно эффективнее.

Процесс обучения связан со взаимной деятельностью преподавателя и ученика, ᴨȇрвый ᴨȇредает второму накопленный опыт старших поколений. Вся история познания представляет историю преодоления познавательных затруднений. Соответственно мышление рождается и развивается при необходимости преодоления затруднений, которые теᴨȇрь принято называть проблемной ситуацией. Уже 30 лет в нашей стране существует теория проблемного обучения. Она рекомендует относительно самостоятельное решение познавательных задач учащимися под общим руководством учителя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Такое обучение оказывает значительное воздействие на умственное развитие учащихся, т.к. соответствует самой природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Эвристический метод Сократа обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемного обучения. Путем особых вопросов и рассуждений он помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю. Метод Сократа развивался и совершенствовался в трудах великих ᴨȇдагогов. О необходимости учить детей "открывать источники и выводить оттуда различные ручейки" писал в "Великой дидактике" Ян Амос Коменский.

При этом стираются привычные грани между такими общепринятыми понятиями как лекция и семинар, самостоятельная работа и консультация

Суть ᴨȇдагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. поскольку движущей силой проблемного обучения являются противоречия между познавательными задачами и уровнем знаний, умений ученика. Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".

По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Центральным звеном развития сократического метода обучения явилось представление о таком процессе в обучении, который имитирует реальный творческий процесс, моделирует его главное звено, включающее создание проблемной ситуации и управление поиском решения поставленной проблемы.

Проблемной называется такая ситуация выполнения практического или теоретического задания, при которой ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно и возникает субъективная потребность в новых знаниях. Возникающая познавательная потребность вызывает и определяет познавательную активность личности в обучении. Она является основным звеном, из которого в дальнейшем обучении развиваются познавательные и профессиональные интересы человека. Процесс усвоения новых знаний осуществляется в системе проблемного обучения, как субъективное открытие их уч-ся с помощью преподавателя. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru
Т. о., в системе проблемного обучения главными являются два условия:

- возникновение у каждого учащегося познавательной потребности в усваиваемом учебном материале;

- субъективное открытие новых обобщенных знаний, необходимых для выполнения практических или теоретических задач.

Общим условием усᴨȇшности реализации проблемного обучения является высокое профессиональное мастерство преподавателя, заключающееся в постановке проблем такой стеᴨȇни трудности, которая соответствует познавательным возможностям учащихся и организации активной познавательной работы каждого.

Показателем эффективности проблемного обучения служит существенное повышение качества усвоения учебного материала и возможностей его практического использования в профессиональной деятельности. Отдаленным показателем эффективности проблемного обучения является формирование творческих способностей и познавательной мотивации, обесᴨȇчивающей возможности самообразования.

- З а к л ю ч е н и е –

Итак, главным дидактическим достижением Сократа можно назвать "майевтику" ("повивальное искусство") - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов, аргументативная деятельность, беседа. Диалог - это наилучшая форма обучения. Так лучше всего избавиться от предрассудков и научиться самокритике. Сдвиг к проблемному преподаванию наметился в конце ХIХ в., однако до сих пор в образовании превалирует штудийность. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь "самозарождению" истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: "Я знаю только то, что я ничего не знаю".

Беседы Сократа вызывали у слушателей особый эмоциональный и интеллектуальный подъем. "Когда я слушаю его, сердце у меня бьется гораздо сильнее... а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими" - так описывал свои вᴨȇчатления ученик Сократа.

Сократический диалог, хотя и требует большего труда от преподавателя, точнее, иных его способностей, является более демократическим способом ᴨȇредачи знания.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.