Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные принципы построения режима дня





ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОВЕДЕНИЯ РЕЖИМНЫХ МОМЕНТОВ

В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Модель образовательной деятельности предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов (ФГОС ДО пункт 2.5). Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

Основные компоненты режима:

Утренний прием.

Утренний приём детей имеет большое значение в организации всего дня. Каждый воспитатель имеет возможность занять и заинтересовать всех детей, пообщаться с родителями, определить состояние и настроение воспитанников.

В плане необходимо конкретно определить ту деятельность, которая будет проводиться, с указанием названия и цели деятельности.

При организации утреннего приёма планируются такие виды деятельности, как коммуникация, самообслуживание и элементарный бытовой труд, игровая деятельность (поручение, беседа, дидактические игры).



2. Организация питания (завтрак, обед, полдник, ужин).

Прием пищи - важный образовательный момент. Культура еды, умение культурно принимать пищу - один из самых первых навыков, который должен воспитываться у ребёнка (воспитание культурно-гигиенических навыков). С целью развития познавательной активности, любознательности, перед завтраком целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное-несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего? ", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд. В плане можно отразить следующую работу: обратить внимание, как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным).

При организации питания используют такой вид деятельности, как самообслуживание и элементарный бытовой труд (дежурство, самообслуживание).

 



Организация прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).

Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.

Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.

Говоря о планировании прогулки нужно помнить о том, что есть общепринятая структура прогулки (наблюдение, игры, труд и т.д.).

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.

Организуя прогулку, педагог планирует организацию двигательной, игровой, трудовой, познавательно-иследовательской, коммуникативной, трудовой (элементарный бытовой труд), изобразительной деятельности.

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей. Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

Организация сна.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд является основным видом деятельности при организации сна. Большое значение уделяют созданию культуры привычек, воспитанию аккуратности, самостоятельности. Виды деятельности при организации сна самообслуживание, коммуникативная деятельность.



 

Половина дня.

Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой комнате. Это время необходимо использовать рационально и насыщенно. С детьми организуется коллективный труд, проводятся развлечения, организуются игры-драматизации, самостоятельная художественная деятельность, дети играют в сюжетно-ролевые и строительные игры. При организации 2-й половины дня планируются такие виды деятельности, как конструирование, двигательная, игровая, коммуникация, восприятие художественной литературы и фольклора (театрализованные игры, игровые ситуации, аудирование , использование в конструктивной деятельности разного материала, подвижные дидактические игры) (Приложение № 1).

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В календарном планировании, опираясь на циклограмму организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы, описывают, задачи каких образовательных областей будут решаться.

При организации и проведении режимных процессов в образовательной организации необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами, в которых определены требования.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г.

В СанПиН 2.4.1.3049-13 прописаны требования к режиму дня и организации образовательного процесса:

· Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 - 7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет - в соответствии с медицинскими рекомендациями (п.11.4.).

· Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 градусов и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать (п. 11.5).

· Рекомендуется использовать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой (п.11.6).

· При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов - организуется однократный прием пищи (п.11.7.).

· Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 - 12,5 часа, из которых 2 - 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа. Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

· На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов (п.11.8.).

В группе необходимо выработать приемлемые для всех (взрослых и детей) правила жизни, которых дети смогут придерживаться всегда. Особенно важно, чтобы одинаково проходили процессы еды, укладывания спать и гигиенические процедуры. Воспитатели и младший воспитатель должны быть едины в своих требованиях к ребенку. Все трое должны ежедневно обмениваться информацией о самочувствии и поведении детей, их настроении.

Основные принципы построения режима дня

· Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.

· Режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность.

· Соответствие правильности построения режима дня возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника.

· Организация режима дня проводится в каждой возрастной группе с учетом теплого и холодного периода года.

 

Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности. Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в приёмной комнате, где ребята постоянно вступают во взаимодействия со сверстниками. В этих взаимодействиях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения.

Таким образом, режимные моментыоснованы на интеграции образовательных областей, в процессе их организации решают ряд задач:

Социально-коммуникативное развитие:

· усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

· развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

· становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

· формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

· формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие:

· развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Речевое развитие:

· владение речью как средством общения и культуры;

· обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Художественно-эстетическое развитие:

· реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие:

· становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

При проведении режимных моментов возможна интеграция ведущих видов деятельности, определённых Стандартом ДО как сквозных механизмов развития ребёнка: при проведении утреннего приёма, прогулки и организации вечернего времени педагоги используют и общение и игру и познавательно-исследовательскую деятельность.

Разнообразие форм проведения образовательной деятельности в режиме помогает заинтересовать воспитанников той или иной деятельностью.

Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки.

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков.

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико - ориентированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации.

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры.

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации.

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Педагогические приемы:

· Приучение:детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со сверстниками или старшими. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

· Упражнение:многократно повторяется то или иное действие, например, последовательное одевание. Следует добиваться осознания ребёнком необходимости и разумности действий.

· Воспитательные ситуации: создают условия, в которых ребёнок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой

· Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к деятельности, инициативности, самостоятельности, к выбору правильного поведенческого шага.

· Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом, будь то воспитатель, родитель или сказочный герой.

· Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но. Применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.

· Разъяснение: необходимо не только показать, но и рассказать, как следует поступить в той или иной ситуации.

· Беседа: помогает выяснить уровень знаний детьми норм и правил поведения

Целевые ориентиры, достигаемые в режимных моментах в младенческом и раннем возрасте(ФГОС 4.6):

· Использование специфических, культурно-фиксированных предметных действий.

· Воспитанники должны знать назначения бытовых приборов (ложки, расчески и др.) и уметь пользоваться ими.

· Воспитанники должны владеть простейшими навыками самообслуживания в бытовом и игровом поведении.

Целевые ориентиры, достигаемые в режимных моментах на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС 4.6):

· Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

· ребёнок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

· ребенок подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.