Сделай Сам Свою Работу на 5

Язык как историческая категория. Основные процессы исторического развития. Роль экстралингвистических и лингвистических факторов в развитии





Территориальная и социальная дифференциация языка.

Язык нации как социально-исторической этнической общности людей стоит в ряду понятий «родовой диалект» и «язык народности», «этнический язык» вместе с другими признаками (общность территории, экономической жизни, культуры и др.) характеризует понятие «нация». Как правило, нация имеет единый язык. Существует в двух формах - устной и письменной, и формируется на базе языка народности одновременно со становлением самой нации на базе народности (одной или нескольких). Представляет собой совокупность всех форм существования данного языка, как кодифицированных (литературный язык), так и некодифицированных (различные территориальные диалекты, жаргоны и др.). От языка народности отличается обязательным наличием литературной формы существования, нормированностью и стандартизацией. Однако возможно существование двух национальных языков у одной нации, например, в России у мордвы два литературных языка: эрзя и мокша, у марийцев - горно-марийский и лугово-марийский. Возможны случаи, когда две или более нации (или народности) имеют один язык, например, в США, Англии, Австралии, Новой Зеландии говорят на одном, английском, языке (его национальных вариантах). Многочисленные латиноамериканские нации также используют разновидности одного и того же испанского языка. Общенациональный язык данного национального государства, как правило, является государственным языком.



Возникновение разновидностей языка, обусловленных социальным расслоением его носителей, проявляющееся в наличии социальных диалектов:

1) корпоративных жаргонов;

2) профессиональной речи;

3) различных типов просторечия

Впервые идею социальной дифференциации языка сформулировал И.А. Бодуэн де Куртенэ.

Проблема соц. дифференциации берет свое начало с известного тезиса И. А. Бодуэна де Куртенэ о "горизонтальном" (территориальном) и "вертикальном" (собственно социальном) членении языка. Эту проблему рассматривали представители французской социологической школы в языкознании, А. Мейе, ученики Ф. де Соссюра – А. Сэше и Ш. Балли, Ж. Вандриес (Бельгия), В. Матезиус и Б. Гавранек (Чехословакия), Э. Сепир (США), Дж. Р. Фёрс (Англия) и другие.Вклад в изучение этой проблемы отечественных языковедов – Е. Д. Поливанова, А. М. Селищева, Р. О. Шор, Л. П. Якубинского, Б. А. Ларина, В. М. Жирмунского, М. Н. Петерсона, В. В. Виноградова, Г. О. Винокура, М. М. Бахтина и др.



Территориальная дифференциация языка

Возникновение территориальных разновидностей языка в распада языка на несколько идиомов Первая ступень Т.д.я. - появление отдельных вариативных элементов языка, обусловленных территориальным обособлением носителей языка. Вариативные единицы языка, специфичные для разных территориальных образований, отличающие их от литературного языка и друг от друга, представлены лексическими единицами (лексические и лексико-семантические диалектизмы, этнографизмы – летось 'прошлым летом', сыр 'творог', панёва - вид юбки), фонетическими особенностями (в русском языке - аканье, оканье, цоканье, чоканье и др.), грамматическими вариантами. Территориальные разновидности языка не являются замкнутыми системами с четкими границами, поэтому существуют зоны распространения отдельных диалектных явлений на основании чего определяются территориальные разновидности разного уровня. Так, в русском языке различаются два наречия (северное и южное), каждое из которых представлено различными диалектами; последние могут подразделяться на отдельные говоры. Поскольку Т. д. я. - это длительный процесс, то существуют промежуточные ступени между территориальными разновидностями данного языка и самостоятельными языками, что вызывает трудности при определении статуса такого идиома (напр., дифференциация алтайского, тувинского, даргинского языков). Лингвистический критерий (взаимопонимание) в таких случаях недостаточен, и на первое место выдвигается социолингвистический критерий - самосознание членов данного языкового коллектива, культурно-исторические традиции и др. Особую проблему при определении статуса идиома представляют «диалектные цепи» (напр., в романских языках, в австралийских языках), возникающие как непрерывные территориально-языковые образования, причем если в соседних «звеньях» различия минимальны и проблем с взаимопониманием не возникает, то для крайних пунктов цепи взаимопонимание исключено.



Язык как историческая категория. Основные процессы исторического развития. Роль экстралингвистических и лингвистических факторов в развитии

Происхождение языка нельзя рассматривать в отрыве от происхож общества, самого человека и развит его сознания тк происхожд языка это сотавния часть этих проблем. Никто никогда не наблюдал, как появляется язык, поэтому все теории его возникновения умозрительны. Сложнось: о первоначальной человеческой речи мы можем судить лишь на основании ряда коственных источников. Челский язык уникален - обладает двойным членением, а высказывания делятся на дескретные части, котор могут комбинироваться. У животных нет двойного членения + произносить челские звуки им не позволяет гартань. 1) Религиозн концепция происхожд языка - язык это дар богов и появился он такой, какой есть. Но уже мыслители античного мира пришли к выводу, что язык создан людьми (Фусей - естественный характер языка, Тесей - условный характер языка). 2) Звукоподрожательная теория - язык возник в результате подражания звукам природы (Лейбниц, Гердер, Гумбольд. "leben"=жить - приятно на слух). В слове звучание символьчно, имеет значение по природе вещей. Эта теория не состоятельна тк звукоподражательные слова в разных языках различны. 3) Междометная (или рефлексная или "гав-гав") теория - происхождение языка обьясняется теми переживаниями, котор испытывает человек. Эмоциональные выкрики (междомения) и жестикуляция переросли в символический язык (Штейнталь, Дарвин, Кудрявский). Все домарксистсие теории подходили к вопросу упрощённо и общим для них является признание наличия языка жестов наряду со звуковым. 4) XVIII в. - Теория соц договора: язык - сознательное изобретение людей. 2-а периода: Природный (выражение чувств и страсти, человек - часть природы) и Цивилизационный (соц договорённость о языке с появлением гос-ва). (Диодор Сицилийский, Адам Смит, ЖЖ Руссо, Ж. де Белле) 5) Теория трудовых выкриров немец. философа Л.Науре (XIX в) - "трудова" версия междометной теории. Это важн шаг к правильному осмысл проблемы тк язык возник в результате совместн труд деят. (Бюхер). 6) Марксистская теория - Ф.Энгельс "Роль труда в процессе очеловечивания обезьяны, 1876". Положения: Возникновение чела, общества и языка - длит процесс эволюции / сознание, членораздельная речь и общественность - существ признаки чела. Признание длительности процесса возникновения языка и многофакторности этого развития. "Сначала труд, а затем и вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг." Язык как средство общения, выражения и передачи мысли возникает только в обществе с производсмтв деят. Высокоразвитый нервно-мышечный апарат - основа мыслит и речевой деят. 7) Гипотеза Яковлева и Микольского - человечество прошло путь ребёнка учащегося говорить. Первобытный чел уже говорил словами-предложениями. Дальнейшее развит языка: дифференцияция и интеграция. Путь национального языка: 1) Диффер племенных диалектов 2) Общий язык племенного союза (языковое разнообразие, но единые корни) 3) Образование языков народностей 4) Формирование языка наций.

Интеграция и дифференциация как основные процессы исторического развития и формы взаимодействия языков

Два осн. процесса развития яза:

1.дифференциация. При ней происходит территориальное и соц. распределение носителей яза, возникают родственные язы и диалекты.

2.интеграция. При ней происходит объединение языков и диалектов.

Языкокая история началась с дифференциации племенных диалектов и образования общего яза.

Особенньстью языкового развития человечества явл. возникновение родственных языков – док-во общего происхождения.

В эпоху капитализма возникали смешанные язы (социальные диалекты). С внешней стороны общий яз. нации противопоставляется диалектам. Но: диалект не сохраняется только при существования нац. яза.

Экстралнгвистические факторы.

Параметры социальной (внеязыковой) действительности, обусловливающие изменения в языке как глобального, так и более частного характера. Глобальное действие Э.ф. ведет к изменениям, затрагивающим всю или значительною часть языковой подсистемы. Такие события, как принятие решений о создании письменности для ранее бесписьменного языка, законодательная и материальная поддержка функционирования языка в определенных сферах, обусловливают возникновение новых форм существования данного языка (литературный язык), возникновение новых функциональных стилей, сопровождающихся изменениями в лексике (пополнение словаря, развитие семантической структуры слов, изменения валентности слов и др.), в синтаксисе, стилистике. Примером воздействия более частных Э.ф. является развитие новых жанров, стилистических направлений в литературе, обусловливающих возникновение новых единиц в терминологии литературоведения (концептуалисты, маньеризм). К Э.ф. относятся демографические параметры (численность населения, говорящего на том или ином языке, способ расселения, возрастная дифференциация носителей языка и др.), социальная структура общества, культурно-языковые особенности (наличие письменных традиций, культурно обусловленные языковые контакты) и др. Исследование соотношений между элементами социальной, внеязыковой действительности (Э.ф.) и элементами языка является задачей социолингвистического коррелятивного анализа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.