Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные показатели работы предприятия за последние три года





Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный технический университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по производственной практике для студентов

По направлению «Экономика»

Профиль «Экономика предприятий и организаций»

По направлению «Менеджмент»

Профиль «Производственный менеджмент»

Волгоград 2014

В соответствии с ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент» практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

При реализации данной рабочей программы предусматривается осуществление практики в коммерческих организациях. На время прохождения практики деятельность студента должна быть связана с производственно-организаторской, финансовой или экономической деятельностью подразделений предприятия.



 

Цели и задачи производственной практики

Цели производственной практики:

  1. Изучение работы предприятия – базы практики;
  2. Сбор необходимой информации для выполнения дипломной работы;
  3. Выявление способностей выпускника самостоятельно решать научные, организационные и экономические проблемы;

Задачи производственной практики

1. Изучение производственно – хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

2. Формирование необходимого информационного обеспечения расчетов экономических и финансовых показателей деятельности предприятий.

3. Определение финансового состояния предприятия.

4. Ознакомление с планом технико – экономического развития предприятия и проработка мероприятий по реализации выявленных резервов, улучшения финансово – хозяйственной ситуации на предприятии.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики.

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции:



- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

- способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);

- способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

- способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способен на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

- способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

- способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);



- способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

- способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально- экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

- способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

- способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

 

Рабочая программа прохождения производственной практики

Сроки выполнения этапов Содержание этапов
1-я неделя Изучение истории предприятия и характера его деятельности в настоящее время. Изучение динамики номенклатуры выпускаемых видов продукции и динамики объемов производства и реализации продукции. Изучение динамики состава, структуры, движения и эффективности использования основных производственных фондов.
2-я неделя Изучение динамики состава, структуры, движения и эффективности использования трудовых ресурсов. Изучение динамики производительности труда на предприятии. Изучение динамики состава, структуры затрат по экономическим элементам и по калькуляционным статьям.
3-я неделя Изучение формирования прибыли и ее динамики, а также рентабельности производства. Изучение финансового состояния предприятия. Изучение платежеспособности, ликвидности предприятия и других его финансовых показателей.
4-я неделя Оформление отчета по практике. Сдача зачета по практике преподавателю – руководителю практики.

Организация и порядок проведения производственной практики

Руководство практикой со стороны кафедры осуществляют преподаватели кафедры.

Прохождение студентом производственной практики должно осуществляться в соответствии с «Рабочей программой производственной практики». За несколько месяцев до практики, студент обязан представить письмо на кафедру о принятии его на предприятие для прохождения производственной практики (образец письма см. в приложении 1)

В период практики студенты обязаны:

− выполнить задания предусмотренные программой преддипломной практики;

− обеспечить необходимое качество выполняемой работы;

− строго выполнять действующие на предприятии правила внутреннего трудового распорядка и охраны труда.

Для обеспечения возможно более глубокого изучения специфики деятельности предприятия, ее результатов и проблем на предприятии также назначаются руководители практики из числа квалифицированных и опытных специалистов. По окончании практики студент представляет письмо о подтверждении прохождения практики и отчет по преддипломной практике с оценкой, полученной от предприятия. [Приложение 2-5]

 

Сбор материалов для выпускной (дипломной) работы при прохождении практики

Сбор материалов студентом осуществляется за период 3 – 5 лет в соответствии с типовым перечнем разделов аналитической части выпускной (дипломной) работы

Структура отчета по производственной практике

Характеристика объекта анализа

Объектом анализа на производственной практике, а также в выпускной работе является конкретное предприятие или организация. Характеристика предприятия должна включать указание его местоположения, краткую историческую справку, общую информацию о его деятельности и экономическом положении за период последних 3-5 лет.

Основные показатели работы предприятия за последние три года

В отчет по практике включаются основные показатели деятельности предприятия (организации), а именно динамика объемов производства и реализации продукции или услуг. Структура продукции на предприятии. Состояние основных производственных фондов: структура, состав и движение ОПФ). Структура численности персонала. Изменение себестоимости и прибыли на предприятии.

 

5.1 Анализ производства и реализации продукции

 

Объектами данного анализа являются:

– объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

– резервы роста объемов производства и реализации продукции;

– структура производства и реализации продукции.

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: Форма №1-п (годовая) «Отчет по продукции»; Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; Ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация».

Натуральные показатели объемов производства и реализации продукции используются при их анализе по отдельным видам и группам однородной продукции.

Обобщающие показатели объема производства и реализации продукции получают с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Содержание анализа производства и реализации продукции:

− анализ динамики объемов и реализации продукции (работ, услуг);

− анализ состава и структуры продукции (работ, услуг);

− выявление и оценка резервов роста объема производства и реализации продукции.

Данные об объемах производства и реализации продукции заносятся в таблицу 2.

Таблица 2 - Динамика объемов производства и реализации продукции (работ, услуг)

Наименование продукции (работ, услуг) значение показателей по периодам  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
1. Натуральные показатели:   2. Стоимостные показатели: Валовая (или товарная) Реализованная        
Итого        

 

По приведенным расчетам в таблице 2 необходим комментарий, и необходимо выявить причины отклонений показателей.

 

Данные о составе и структуре продукции заносятся в таблицу 3.

 

Таблица 3 - Динамика состава и структуры продукции (работ, услуг), тыс. руб.

Наименование продукции (работ, услуг) Вертикальный анализ
ххх1 хх2 хх3
кол-во, ед. уд. вес кол-во, ед. уд. вес кол-во, ед. уд. вес
             
Итого      

 

По приведенным расчетам в таблице 3 необходим комментарий, и необходимо выявить причины отклонений показателей.

 

5.2 Анализ использования основных производственных фондов (ОПФ) предприятия

 

Объектами данного анализа являются:

– основные производственные фонды (стоимостная и возрастная оценка);

– структура основных производственных фондов;

– резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности.

Источниками информации данного анализа являются:

Форма №1 «приложение к балансу предприятия»,

Форма №5 «Баланс предприятия»,

Форма №11 «Отчет о наличии и движении основных средств»,

Форма БМ «Баланс производственной мощности предприятия»,

данные о переоценке основных средств.

Содержание анализа использования основных производственных фондов:

− анализ динамики, состава и структуры ОПФ;

− анализ движения ОПФ;

− анализ эффективности использования ОПФ;

− выявление резервов увеличения продукции, фондоотдачи и фондорентабельности.

Данные о составе ОПФ заносятся в следующие таблицы.

 

Таблица 7 - Состав и стоимость ОПФ

Перечень состава ОПФ стоимостная оценка  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
1. Здания 2. Сооружения 3. Передаточные устройства 4. Машины и оборудование, в том числе: силовые рабочие измерительные и регулирующие приборы вычислительная техника 5. Транспортные средства 6. Инструменты и приспособления Итого        
Итого        

 

Таблица 8 - Возрастная структура ОПФ

Структура ОПФ ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб. уд. вес,% тыс. руб. уд. вес,% тыс. руб. уд. вес,%
ОПФ, всего в т.ч. возраста эксплуатации: до 5 лет 5 – 10 лет 10 – 20 лет более 20 лет      

 

Движение ОПФ отражено в таблице 10.

На основании данных таблицы 7 рассчитываются показатели движения ОПФ.

Таблица 9 - Динамика движения ОПФ, тыс. руб.

Годы на начало года поступило выбыло на конец года
ххх1 ххх2 ххх3        
Среднегодовая стоимость =

5.3 Анализ использования трудовых ресурсов

 

Объектами анализа являются:

− численность промышленно – производственного персонала;

− производительность труда работников предприятия;

− резервы роста производительности труда.

Источниками информации данного анализа являются: план экономического и социального развития предприятия (план по труду), форма № 1-Т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», форма № П-4 «Сведения и численности, заработной плате и движении работников», отчет о движении рабочей силы, данные табельного учета и отдела кадров.

Содержание анализа:

− анализ динамики численности работников;

− анализ использования трудовых ресурсов;

− анализ производительности труда;

− анализ фонда заработной платы;

− анализ эффективности использования трудовых ресурсов.

 

Данные заносятся в следующие таблицы.

Таблица 11 - Динамика численности работников

Перечень состава ОПФ значение показателя численности, чел.  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
Численность ППП всего, в т.ч.: - основные рабочие; - вспомогательные рабочие; - руководители; - специалисты; - служащие; - МОП.        
Итого        

Таблица 12 - Движение рабочей силы

  значение показателей по годам  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
Коэффициент оборота по приему. Коэффициент оборота по выбытию. Коэффициент текучести кадров. Коэффициент постоянства состава.        

 

Таблица 13 - Использование трудовых ресурсов предприятия

Наименование показателя значение показателей по годам  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
1. Среднесписочная численность рабочих (работающих), чел. 2. Отработано за год одним рабочим (работающим): дней часов 3. Средняя продолжительность рабочего дня, час. 4. Фонд рабочего времени, тыс. час.        

 

Таблица 14 - Анализ производительности труда

Наименование показателя значение показателей по годам  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
1. Объем производства продукции в стоимостном выражении (валовой или товарной) 2. Среднесписочная численность ППП, чел., в т. ч. рабочих. 3. Среднегодовая выработки, руб./ чел. одного работающего, одного рабочего.        

По приведенным расчетам в таблице 19 необходим комментарий, и необходимо выявить причины отклонений показателей.

 

Таблица 15 - Анализ фонда заработной платы

Наименование показателя значение показателя  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
Общий ФЗП всех работающих; Среднесписочная численность всех работающих. Среднегодовая зарплата одного работающего.        

 

 

5.4 Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

Объектами анализа являются:

затраты на производство и реализацию продукции, их структура, состав, резервы снижения себестоимости продукции.

Источниками информации для анализа себестоимости продукции служат данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции.

Содержание анализа себестоимости продукции:

− анализ динамики и структуры затрат на производство продукции;

− анализ динамики себестоимости продукции в калькуляционном разрезе;

− анализ динамики затрат на рубль товарной продукции;

− выявление резервов снижения себестоимости продукции.

Данные заносятся в следующие таблицы.

Таблица 17 - Динамика состава и структуры затрат на производство продукции

Элемент затрат стоимостная оценка, тыс. руб.  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
Материальные затраты, в т.ч. сырье и материалы топливо электроэнергия и т.д. Оплата труда Отчисления на социальные нужды Амортизация Прочие затраты        
Полная себестоимость, в т.ч.  
переменные затраты постоянные затраты        
Итого        

 

Таблица 18 - Динамика себестоимости в калькуляционном разрезе

Наименование калькуляционных статей Вертикальный анализ
ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб. уд. вес,% тыс. руб. уд. вес,% тыс. руб. уд. вес,%
сырье и материалы; покупные изделия и полуфабрикаты; возвратные отходы (вычитаются); топливо и энергия на технологические цели; основная и дополнительная зарплата производственных работников; отчисления на социальные нужды производственных рабочих; расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт оборудования и транспортных средств; общепроизводственные расходы; итого цеховая себестоимость; общехозяйственные расходы; потери от брака; итого производственная себестоимость; прочие производственные расходы; коммерческие расходы; итого полная себестоимость.            
Полная себестоимость, в т.ч.

 

5.5 Анализ прибыли и рентабельности производства

 

Объектами анализа являются:

− прибыль от основной деятельности;

− прибыль от других видов деятельности;

− резервы увеличения прибыли и рентабельности.

Источниками информации для анализа являются: Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», Форма №3 «Отчет о движении капитала», Форма №5 «Приложение к балансу».

Содержание анализа прибыли и рентабельности:

− анализ динамики прибыли (убытков) предприятия;

− анализ динамики структуры прибыли (убытков) предприятия;

− анализ динамики рентабельности;

− выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности.

Данные заносятся в следующие таблицы.

Таблица 20 - Динамика прибыли (убытков) предприятия

Наименование показателя стоимостная оценка, тыс. руб.  
 
ххх1 ххх2 ххх3  
Выручка от продажи товаров (работ, услуг) Себестоимость проданных товаров (работ, услуг) Валовая прибыль; Коммерческие расходы; Управленческие расходы; Прибыль (убыток от продаж); Проценты к получению: Проценты к уплате; Доходы от участия в других организациях; Прочие доходы; Прочие расходы; Прибыль (убыток до налогообложения); Текущий налог на прибыль; Чистая прибыль (убыток) отчетного периода; Нераспределенная прибыль.        

Таблица 21 - Динамика показателей рентабельности

Показатели рентабельности ххх1 ххх2 ххх3
Рентабельность отдельных видов продукции, % Рентабельность продаж (оборота), % Рентабельность активов, % Рентабельность собственного капитала, %        

5.6 Анализ финансового состояния предприятия

 

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:

− отчетный бухгалтерский баланс (форма №1);

− отчет о прибылях и убытках (форма №2);

− отчет об изменениях капитала (форма №3);

− отчет о движении денежных средств (форма №4);

− приложение к балансу (форма №5).

Содержание анализа финансового состояния предприятия - анализ структуры активов и пассивов - анализ финансовой устойчивости и платежеспособности – анализ динамики структуры активов, в т.ч. внеоборотных и оборотных активов.

Данные заносятся в следующие таблицы.

Таблица 22–Структура активов

Показатели ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,%
I Внеоборотные активы            
II Оборотные активы            
Итого активов      

 

Таблица 23– Динамика структуры внеоборотных активов

Показатели ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,%
Нематериальные активы; Результаты исследований и разработок; Основные средства; Доходные вложения в материальный ценности; Финансовые вложения; Отложенные налоговые активы; Прочие внеоборотные активы            
Итого внеоборотных активов      

 

Таблица 24– Динамика структуры оборотных активов

Показатели ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,% уд. вес,% тыс. руб
Запасы; НДС по приобретенным ценностям; Дебиторская задолженность; Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов); Денежные средства и денежные эквиваленты; Прочие оборотные активы            
Итого оборотных активов      

 

Таблица 25– Динамика структуры запасов

Показатели ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб уд. вес,% тыс. руб тыс. руб уд. вес,% тыс. руб
Сырье и материалы; Затраты в незавершенном производстве; Готовая продукция, товары для перепродажи и товары отгруженные.            
Итого запасов      

 

По данным таблиц 22, 23, 24, 25 проводится анализ структуры и динамики всех составляющих активов.

Пассивы предприятия, т.е. источники финансирования его активов, состоят из капитала и резервов (собственный капитал), долгосрочных и краткосрочных заемных средств, и кредиторской задолженности. Структура пассивов представлена в таблице 26.

Таблица 26–Структура пассивов

Показатели ххх1 ххх2 ххх3
тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,% тыс. руб уд. вес,%
III Капитал и резервы            
IV Долгосрочные обязательства            
V Краткосрочные обязательства            
Итого пассивов      

 

Обобщенно источники средств можно поделить на собственные и заемные. Динамика скорректированного собственного капитала, заемных средств и кредиторской задолженности приводится соответственно в таблицах 27 и 28.

Таблица 27– Динамика скорректированного собственного капитала

Показатели ххх1 ххх2 ххх3  
 
1. Уставный капитал; 2.Собственные акции, выкупленные у акционеров; 3. Переоценка внеоборотных активов; 4. Добавочный капитал (без переоценки); 5. Резервный капитал; 6. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). 7. Доходы будущих периодов; 8. Оценочные обязательства (долгосрочные и краткосрочные);        
9. Собственный капитал п.1-п.2+п.3+п.4+п.5+п.6 (прибыль)-п.6(убыток)+п.7+п.8.        

 

Таблица 28Динамика долгосрочных и краткосрочных обязательств

Показатели ххх1 ххх2 ххх3  
 
1. Долгосрочные обязательства, в т.ч. 1.1 Заёмные средства 1.2 Отложенные налоговые обязательства 1.3 Прочие обязательства. 2. Краткосрочные (текущие) обязательства, в т.ч. 2.1 Заёмные средства 2.2 Кредиторская задолженность 2.3 Прочие обязательства.        
3. Итого сумма заёмных средств (п.1.1+п.2.1).        

 

По данным таблиц 26, 27, 28 проводится анализ структуры и динамики составляющих пассивов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.