Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономические основы социальной работы.





1. Предмет и задачи курса ЭОСР ЭОС- это учебная дисциплина, изучающая совокупность производстенных отношений, субъектов и объектов СР на определенном этапе производительных сил, а так же эконом. Условий и элементов про-ва, соц. услуг для населения, ососбенно для соц. неблагополучных категорий. Предметом изучения курса являются эконом. основы соц. работы включающие также важные компоненты, как ресурсные и организационно правовые. Основная задача курса закючается научить студента : 1) понимать сущность и стуктуру ЭОС и особенности эконом. деят-ти соц.служб. 2) анализировать динамику материальных благосостояний с целью осущ. адресной соц. эконом. поддержки. 3) Выделить резервы эфекивности соц- эконом. работы. 4) Принимать основные принципы и методы в эконом. взаимодействии субъектов и объектов эконом. пространства СР. 3 Эконом. простр-во соц. работы. Эконом. отнош. в соц. пространстве должны строится на основе справедливости распределения матер и духовных благ, на дежных гарантий обеспечения жизнедеят. Входящих в него субъектов. К эконом. простр-ву можно отнести органы региональной, федеральной, местной власти. Организации соц. защиты населения, пенсионного обеспеч. соц. страх, службы занятости , здравоохранения, образования, культуры и др. Эконом. пространство в СР- включаект в себя экономику, все системы соц защиты, образования, здравоохранения, культуры и труд. отношений. Все эти сферы характеризуются след признаками:1) они представляют благо в основном в форме услуг, предметом воздействия которых является люди и возможности их повседневной жизн-ти( здравоохр. профил. лечение). 2) Потребелние предоставляемых благ имеют значительные внешние эффекты. 3) Деят-ть этих отраслей является объектом систематического применения ценностных оценок ( возможности получать мед. помощь, образование).  
4. Особенности эконом отношений в сфере здравоохранении. Производителем в здрав. выступают мед. организации и частно практикующие врачи. Потребители –заболевшие люди, которые предъявляют спрос на мед услуги и выступают в роли их покупателей. Отношения между этими сторонами имеют мед. особенности. 1) Неопределенность возникновения спроса. Потребители не могут предвидеть когда ими потребуется лечение и трудно планировать свои расходы на здравоохранение. 2) Информационная ассиметрия.Потребитель как правило не обладает знаниями о характере своего заболевания и возможных способах его лечения, которые достаточны для рационального потребительского выбора, требуемых ему мед. услуг по приемлемым ценам. Во взаимодействии с потребителем врач играет двойственную роль. С одной стороны он является посредником больного,призван выражать его интересы, формировать спрос на конкретные виды мед услуг, а с другой стороны он является производителем этих услуг. ( конфликт интересов) 3) Локальный монополизм производителей.Многие мед. организации занимают положение монопольного произ-ва мед. услуг для населения, проживающего вблизи их места расположения и так же монопольное положение занимают мед организации предоставляющ. спец. и высоко технол. Виды мед. помощи.( трансплантация органов) 4) Ограниченный доступ на рынок новых производителей. Во всех странах предъявляются требования создаваемым мед организациям ( их персонал. Оборудование, помещение должны отвечать многочисленным стандартам. Что ограничивает кол- во производителей на рынке мед. услуг) 5) Ограничение интересов максимизации прибыли. В сфере здрав существуют ценностные ограничения эконом интереса производителей мед. услуг.( клятва Гипократа) Во многих странах прибыль рассматривается как чужеродное понятие , а обеспечивание блага пациента наивысш. Значимость. 6) Влияние внешних эффектов. Речь идет об эффектах возникающ. Когда действие одного или обоих субъектов эконом обмена затрагивают других субъектов, которые не были вовлечены в этот обмен.   5. Соц. справедливость и роль гос-ва в здравоохр. Возможность получить мед помощь заболевшим, является в современном об-ве предметом социально- ценностных оценок. В 1 очередь это относится к тем случаям когда оказание экстренной помощи необходимо для сохранения жизни. Если объемы потребелняи мед. услуг определяются только уровнем платежеспособности человека. То лица с низкимии доходами оказываются лишены возможности получения необходимой помощи, поэтому система здравоохр. в которой получение мед. услуг должно оплачиваться потребителями , так же как и приобретение другого товара считается непреемлемой к позиции соц. справедливости. Совр. общество обязано обеспечить каждому своему члену возможность получения некоторго мин. мед. услуг вне зависимости от его соц. положения и индивидуального дохода. Представления о соц. справедл. В отношении доступности мед. помощи пораждают требования к ограничению сферы действия рыночных отношений в здравоохр. и к участию гос-ва в урегулировании предоставлении мед. услуг. Основные функции выполняемые гос-ом являются. 1) Регулирование деят-ти в сфере здравоохр: а) лицензирование мед. форм страхования, установление стандартов кач-ва, мед помощи, лекарственных средств, техники. стандартов оснащению мед организаций и контроль за их соблюдением. б) регулирование условий получения неселением мед. помощи и обеспеч. лекарств. Средствами. 2)Произ-во услуг. а)обеспеч. сан. эпид. надзора и санитарной охраны от ввода и распределения инфекц. заболев. б) Предоставление населению различных видов мед. помощи госуд. мед. организациями. в) финансирование, оказание мед. помощи населению.
6. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (ОМС) Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населенияв охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам привозникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленныхсредств и финансировать профилактические мероприятия. Организационные, правовые,экономические основы медицинского страхования населения в России определяет ФЗ «Омедицинском страховании граждан в РФ». Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном идобровольном. Обязательное медицинское страхование (ОМС) является всеобщим иреализуется в соответствии с программами ОМС. В качестве субъектов при ОМС выступают: гражданин, страхователь, страховаямедицинская организация (СМО), медицинское учреждение. Страхователем работающих граждан являются их работодатели (организации ипредприятия всех форм собственности, частные предприниматели). Страхователемнеработающего населения Приморского края является администрация Приморского края. Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счетотчислений страхователей на ОМС. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскогострахования (ОМС) в России были созданы федеральный, территориальные (региональные)фонды обязательного медицинского страхования и более тысячи филиалов. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств на ОМС,обеспечение финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов ОМС находятся вгосударственной собственности, но не входят в состав бюджетов. Порядок сбора страховыхвзносов на ОМС разрабатывается Правительством РФ и составляет 3,6 % по отношению кначисленной оплате труда в составе единого социального налога. В целях обеспечения финансирования программ ОМС утверждены:1. Положение о Федеральном фонде ОМС.2. Положение о территориальном фонде ОМС.3. Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды ОМС. Установлен тариф в следующем соотношении: • в Федеральный фонд ОМС в размере 0,2%; • в территориальные фонды ОМС – 3,4%. От уплаты взносов на ОМС освобождены общественные организации инвалидов ипенсионеров, в том числе и их предприятия, а также предприятия, в которых трудится неменее 50% инвалидов и пенсионеров. Основными задачами Федерального фонда ОМС и территориальных фондовявляются: • обеспечение реализации закона «О медицинском страховании»; • обеспечение прав граждан в системе ОМС; • достижение социальной справедливости и равенства в системе ОМС; • обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС 7. Особенности эконом. отношений в образовании. Образование расматривается как система организ. и лиц осуществляющих образоват. деят –ть. Обр. Деят –ть –это прередачалюдьми другим новых знаний, развитию у них новых умений и навыков, получение образования, предстает как участие в образоват. деят –ти в качестве рецеплента ( кто принимает) прередаваемых знаний. Особенности эконом отню. в сфере образ.1) Недостаток информации.В случае покупки образовательных услуг потребителю сложно достоверно оценить качество не только рекламируемых , но и уже предоставленных ему услуг . Несоответсвие реального качества полученного образования, затраченным средствам и ожиданиям потребителя, может проявится не сразу. Здесь бесмысленна постановка вопроса о переделке выполненной работы и сложно предъявить иск за плохое качество обучения. 2) Препятствие инвистиционным решениям.Вотличии от потребителя обычного товара процесс обучения занимает длительное время в эффект от получения образования достигается в основном после прохождения обучения и имеет долгосрочный характер, поэтому расходы на образование представляют как инвистиции человеч. капитала. ( результаты обучения ,как возможность увеличения будущих доходов) Для принятия правильного решения выпускник, а чаще его родители должны сопоставить эконом издержки и выгоды каждой стороны, альтернативы. ( выпускник дожен оценить издержки и размеры доходов получив более высокое образование) оценить указанные велиины сложно.3) Локальный монополизм. Он возникает на тех территориях, где Р населения недостаточно велика, чтобы иметь более чем 1 школу. Такое монополия явл. Пространственной потому что расстояния защищают от потенциальных конкурентов ( дистационное обучение). 4) Влияние внешних эффектов.Обр. деят-ть приносит выгоды не только тем кто получил образование, с соц- культурной точки зрения образ. деят-ть транслирует новому поколению ценности сложившиеся в данном общ ве, что формирует представлние о правильных целях и принципах деятти. Это способствует сохранению культурной идентичности общества,поддержанию стабильности, соц. согласия. С эконом. точки зрения люди получившие более высокое образ. более продуктивны в создании и распространении инноваций, и этим способствуют росту экономики, плодами которого пользуется все общ-во. Дальнейший эконом и соц. прогресс затрудняется без повышения образовательного уровня широких масс населения.  
8. Образование и соц. справедливость. Большинство людей считают, что равенство возможностей в образовании должно быть фундаментальным правом человека, такой взгляд основывается на предоставлении, что образование это процесс который имеет фундаментальное значение для жизни тех, кто его получает и для жизни их детей.Это пораждает требования равенства прав на получение образ. если получение образования будет возмжным лишь по средствам индивидуальной покупки образовательных услуг, то досуп к образованию будет определяться семейными доходами, которые распределены неравномерно. Распределение возможности получить образаовние в соответствии с распределением уровня доходов расценивается как соц. несправедливость. Поскольку ресурсы общества ограничены, требования соц. справедливости предстают как требования того, чтобы каждый член общ-ва мог получить мин. Уровень образов. ( начальный. Средний) и никому не может быть воспрепятсвенно в достижении уровня образования признанного соц. необходимым. В применении более высокого уровня образования, требов. соц. справедлив. Состоит в обеспеч. равенства при поступлении в учебные заведения для всех соц. групп, независимо от матер. положения, национальности, пола и места жительства. Граждане должны иметь возможность получить образовние выше базового,на конкурсной основе, где критерием должен быть уровень индивид. Способностей и уровень усвоения знаний. Реализация этих принципов не возможна без гос. Регулирования образ деят-ти. Функции гос-ва.1) Регулирование. а) лицензирование, т. К право заниматься образ. деят-тью обуславливается получением лицензии. Выдаваемое гос. органами.б) установление образ. стандартов и контроль за их соблюдением.2)Организация обучения в гос. учереждении. 3) Фиксирование получения населением определенных уровней и видов образования.     10. Социальное страхование . Государственное (обязательное) социальное страхование (далее – социальноестрахование) является составной частью социального обеспечения. Декларация о правахчеловека (1948 г.) определила права каждого человека на социальную защиту при помощисоциального страхования при наступлении социального риска. Социальное страхованиебазируется:1. на ст.236 КзоТ РФ – все работники подлежат обязательному государственному страхованию;2. на Положении о Фонде социального страхования РФ (Постановление Правительства от 12.02.1994 г. №101;3. на ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.98 г. №125. Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социальногострахования РФ (далее – Фонд). К основным задачам Фонда относятся:1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение, оздоровительные мероприятия детям;2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда. Средства Фонда образуются за счет следующих источников:1. страховых взносов работодателей хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности (4% при ФОТ до 100 тыс. руб.; 4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100 тыс.; 8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300 тыс. руб.);2. страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний к начисленной оплате труда. Все отрасли экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска. Классификация отраслей предусматривает 14 классов профессионального риска. Класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Интегральный показатель профессионального риска рассчитывается по формуле: Ип = (Евв/Ефот)х100%, где Ип – интегральный показатель профессионального риска по отрасли экономики, выраженный в процентах; Евв – сумма в возмещение вреда, начисленная в отрасли в истекшем календарном году; Ефот – размер ФОТ в отрасли, на который начислены взносы в ФСС в истекшем году. При изменении величины интегрального показателя в отрасли Министерство труда и социального развития совместно с Министерством экономики и ФСС вносят в Правительство предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. Класс профессионального риска определяется ФСС. Страховой тариф установлен от 0,2 до 10,7%,3. ассигнований из ФБ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации;4. добровольных взносов граждан;5. прочие поступления (суммы штрафов, добровольные взносы). Средства фонда расходуются на такие основные направления:1. выплату пособий по временной нетрудоспособности, гражданам, имеющим детей, пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;2. оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, частичную оплату путевок в оздоровительные учреждения;3. частичное содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей, спортивных детско-юношеских школ;4. оплата проезда к месту лечения и обратно. Выплата пособий по социальному страхованию и другие выплаты осуществляютсячерез бухгалтерии работодателей. Контролируют правильность выплат, проведениеоздоровительных мероприятий на предприятии комиссии по социальному страхованию,которые создаются трудовыми коллективами из представителей администрации ипрофсоюзов (трудового коллектива) или избранные уполномоченные по социальномустрахованию. В структуру фонда входят: • региональные отделения, управляющие средствами социального страхования на территориях субъектов РФ; • филиалы отделений. Несколько слов об установлении величины страховых взносов во внебюджетныесоциальные фонды. Ежегодно вступает в силу ФЗ «О тарифах страховых взносов вПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательногомедицинского страхования». Страховые тарифы на пенсионное, социальное и медицинскоестрахование входят в ставку единого социального налога.     9. Характер. сферы культуры и эконом. особенности. Понятие сфера культуры является собирательным по отношению совокупности отраслевых систем . В России выделяют 2 отраслевые системы: 1) культура искуство. 2) СМИ. Состав сферы культуры( Художественное творчество – литер. изобраз, исполнительное.,;сохранение культ. наследия, клубная и развлекат деят-ть , массовое создание и распространение культ. благ). Спецификой сферы культуры является то, что здесь различные виды деят-ти соотносятся друг с другом не как разные ступени или уровни обслуживания, а являются альтернативным способом удовлетворения эстетических. Развлекательных, информационных потребностей и конкурируют друг с другом за внимание и время людей. Особенности: 1) Культурные блага, как общественные блага(.Это выражается) а) не сопреничеством в потребелнии, т. е. Доступностью этого блага одновременно для многих потребителей и возможностью каждого потребителя потреблять данное благо без сокращения его колличества, доступно для других лиц. Б) неисключаемостью потребителей, т. е. Не возможностью воспрепятствовать потребелнию такого блага дополнительным потребителем, проистекающим из-за отстутствия соответствующих технологийили запретительно высоких затрат необходимых для ограничения доступа к каждому благу. 2) Влияние внешних эффектов культур. Деят-ть может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лицне являющихся непосредственными потребителямисоответствующих культурных благ. –это рост сопутствующего потребелния других товаров и услуг. Внешними эффкатми культ деят-ти является и соц- но значимые эффекты. Они связаны с исторической памятью общества, с распространением и освоением людьми ценностей способствующих сц. Согласию, стабильности, развития общ-ва. 3) Особенности соотношения спроса и предложения. В качестве одной из особенностей отличается устойчивое превышение объема предложния над размерами спроса, объяснение этому заключается в спецмфмке творческого процесса и взаимодействии ( например театра со зрителями) В театр.деят-ти присуще стремление к развитию. Для этого театру нужен понимающий зритель, умеющий принимать инновации предлагаемые ему со сцены. ( неполные залы являются неизбежным следствием опрережающего по качеству театрального предложения над запросами публики)     2. Принципы и методы экономики социальной работы Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные проверенные на практике положения в формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений социальной защиты населения. Система социальной защиты на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) остается в собственности государства. Социальную работу в данном случае необходимо рассматривать как профессиональную деятельность, имеющую цель оказания гражданам различного вида социальные услуги. Под социальными услугами понимаются действия по оказанию клиенту социальной службы помощи. Деятельность учреждений, организаций     социальной защиты населения (социальных служб) регулируется сверху вниз. Учреждения считаются обслуживающими. Перечень социальных услуг, предоставляемых клиентам социальных служб, не может быть меньше типового федерального перечня, утверждаемого правительством. Перечень услуг ограничен недостаточным объемом ресурсов. К основным принципам, которые реально находятся в основе экономики социальной работы, относятся: • принцип гуманизма предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека; • принцип общественной целесообразности – основываясь на этом принципе, государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить; • принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне; • на основе принципа экономической эффективности – соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой; • разграничение экономических полномочий субъектов различных уровней осуществляется на основе принципа экономической самостоятельности. Методы экономики социальной работы это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. Правильность применения методов определяется их эффективностью. Эффективность, в свою очередь, означает достигнут ли эффект для отдельного человека и общества в целом при оптимальных затратах. Методы выполняют свои задачи через правовую и социальную политики государства. Методы следующие: • система минимальных социально-экономических гарантий (минимальная заработная плата, прожиточный минимум); • компенсация доходов; • система льгот; • система государственных пособий; • нормативный анализ (изучение и определение научно обоснованных таких социально-экономических стандартов и нормативов, как размер пенсий, пособий); • позитивный анализ изучает взаимосвязь экономических явлений (например, рост цен и снижение уровня жизни).  
11. Сущность социальной политики гос-ва. Л иберализм и патернализм. СОЦ. ПОЛИТИКА- это деят –ть органов го. Власти и гос. управления. Отражающие общественный строй и эконом. структуру страны. В широком смысле С.П.:1) является одним из направлений гос. полит. 2) определяется характером гос. устройства. 3) формируется в контексте соц. структуры общ-ва. 4) представляет собой гос. соц. доктрину или концепцию соц. развития страны. 5) неразрывно связана с проводимой эконом. политикой и зависист от нее, т.к. в экономике создаются ресурсы, необходимые для проведения соц. политики. 6) Состоит из системы мер распределения ресурсов общества в интересах общества в целом. 7) разделяется на декларируемую и реальную. При этом декл. Политика имеет своей целью защиту интересовслабозазищенных групп, а реальная выражает интересы групп правящих обществом, общим для этих двух политик являются цели:- обеспечение соц. стабильности; - создание благоприятных условий гарантирующих опред. Доход и достойные условия жизнибольшинству членов общ-ва; - реализация соц. возможностейи потребностей членов общ-ва; - обеспеч. равновесия в ресурсном обеспеч. населения страны. В узком смысле СП –это перераспределение на основе действующего законодательства финансовых ресурсов между различными соц. группами населения , отраслями народного хоз-вас использованием механизмов гос-х налоговой и бюджетной системы. К субъектам СП относ. органы законодат. и исполнит власти различных уровней , работодатели , профсоюзы и др. Объектом СП является население страны. Подходы СП. Виды. - Гос. патернализм орентирован на определение гос-м качественных и количественных праметров всех без исключнеия форм отношений в обществе и недопущение альтернативных видов этих отношений.Данный подход в СП предполагает принятие на себя гос-м полной ответственности за уровень доходов гражадн, их соц.обеспечение при отсутсвии девиантного поведения граждан. Все расходы связанные с СП из гос источников( госбюжет). Гос-во жестко контролирует меры потребелния трудоспособных членов об-ва, устнавливая размеры оплаты труда работников взависимости от эконом. показателй предпринимателя на котрого они работают. Одновременно гос-во планирует произ-во потребления товаров и услуг, распределние по производителям необходимые для этого ресурсы. Цены на произв. Продукцию установливаются органами по ценообразованию вне зависимости от уровня товарного пополнения соответств. рынков. Гос-во берет на себя заботу об обеспечении в случае необходимости жильем и земельным участком.( + Патернализма. )1) уверенность в завтрашенем дне. 2) исключение безработицы. 3) размер зарплат известен заранее. 4) стабильные цены. 5) эконом и соц. защита граждан. (- Патернализма). 1) дефицит товаров и услуг. 2) тормозит развитие экономики. Либеральный подход.Базируется на постулате разделения членов общ-ва на эконом. сильных и слабых, обязанностью общ-ва является забота о слабых и создание условий для расктрытия эконом. потенциала сильных. Эконом. слабые вправе рассчитывать на соц. поддержку, финансируемую из бюджета . При этом используется принцип адресности. ( пособия, аренда жилья бесплатно в муниципалитетах, развитие благотворительности) 12. Рынок труда и проблемы занятостинаселения. Рынок труда - это способы, механизмы и институты (государственные и общественные), позволяющие работникам найти поле деятельности в соответствии со своими навыками, способностями и умениями, а работодателям нанять рабочую силу для достижения целей организации. В узком смысле слова рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда. Рынок труда включает в себя рынок рабочей силы и рынок рабочих местфункциям рынка труда можно отнести: 1. обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда; ·2. гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда; 3. установление эффективных (в экономическом и социальном отношении) ставок заработной платы работникам и доходов работодателям; 4. обеспечение занятости населения;5. обеспечение социальной защиты и поддержки населения; 6. социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений. Он состоит из отдельных элементов: · открытый рынок труда - это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке, переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики; · скрытый рынок труда - это лица, которые формально заняты в экономике. Сегментация рынка труда - это разделение работников и рабочих мест на устойчивые замкнутые сектора, зоны, субрынки, которые ограничивают мобильность рабочей силы своими границами. Сегментами рынка труда являются первичный и вторичный рынки труда. Первичный рынок труда - это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, возможность профессионального продвижения, прогрессивные технологии, система управления, сильные и эффективные профсоюзы и т.п. Вторичный рынок труда характеризуется большой текучестью кадров и нестабильной занятостью, низким уровнем заработной платы, отсутствием профессионального продвижения, роста квалификации, наличием отсталой техники и технологий и отсутствием профсоюзов. Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия. Внутренний рынок труда обусловливается наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри его, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное перераспределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, он обеспечивает движение работников с одних предприятий на другие и порождает безработицу. Занятость . Занятость - это деятельность трудоспособного населения, связанная с производством материальных и духовных благ с целью удовлетворения личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им заработок, трудовой доход. Кроме того, занятость - всеобщая категория общественного производства, охватывающая совокупность отношений по участию людей в общественно полезном труде. Продуктивная (эффективная) занятость- во-первых, это занятость, приносящая трудящимся доход, обеспечивающий достойные условия жизни. Во-вторых, это теоретическое понятие, подразумевающее использование рабочей силы без потерь, когда достигается наибольший материальный результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении фонда рабочего времени занятых за вычетом потерь рабочего времени к фонду рабочего времени занятых. Полная занятость- это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. При социализме под полной занятостью понималось достижение ее высокого уровня в общественном производстве на основе ликвидации безработицы или создание таких материально-технических и социально-экономических условий, в соответствии с которыми каждому трудоспособному члену общества предоставляется возможность участвовать в общественно-полезном труде Свободно избранная занятостьпредполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно владельцу рабочей силы, т.е. самому работнику. Неполная занятостьпредставляет собой ситуацию, при которой общественно полезным трудом занята лишь некоторая часть экономически активного населения. Скрытая занятостьнаселения характеризуется тем, что определенная часть людей из числа находящихся в длительном отпуске без сохранения содержания, безработных, пенсионеров занимаются торговлей или предоставлением различных услуг населению (ремонт, строительство и т.д.) вне рамок официального их учета в качестве занятых. Сезонная занятостьпредставляет собой периодическое (в определенные сезоны) вовлечение трудоспособного населения в общественно полезную деятельность с учетом природно-климатических условий. Маятниковая занятость- это особый вид занятости, который носит постоянный характер и в то же время связан с периодическими возвратными перемещениями во время трудовой деятельности. Периодическая занятость- это вид занятости, предполагающий чередование периодов трудовой деятельности с равномерными периодами отдыха (работа вахтовым методом). В пределах этих видов занятости выделяют такие формы как частичная и эпизодическая. К таким гибким (нетипичным) формам занятости относят нестандартные режимы использования полного рабочего времени, нестандартные формы занятости, повышенную гибкость в вопросах приема и увольнения, применение снижающих издержки систем заработной платы. Данная форма способствует выходу из кризиса, экономическому росту, повышению эффективности работы предприятий, более полному использованию трудового потенциала общества, повышению уровня жизни.  
13. Виды безработицы, причины, струтуры , социально-эконом. последствия. Безработица - социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения, которая хочет работать и ищет работу, не может трудоустроиться.Безработным (по методологии МОТ) считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости.Согласно закону «О занятости населения в РФ», безработными в России признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.Официальными безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (определяется законодательством), постоянно проживающие на территории данного государства, не имеющие работы по найму, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие срочной военной службы и зарегистрированные на бирже труда (в государственной службе занятости). Классификация видов безработицы
 
Признак классификации Виды безработицы  
Причины возникновения Фрикционная, структурная (в том числе технологическая), циклическая (кризисная), институциональная, добровольная, сезонная, сегментарная, экономическая (конъюнктурная) и др.  
Естественный характер Фрикционная, структурная, институциональная  
Вынужденный характер вследствие сокращения спроса на труд Циклическая (кризисная), структурная (в том числе технологическая), технологическая, конверсионная  
Сокращение предложения рабочей силы Институциональная, добровольная  
Реализация права на труд Нормальная, оптимальная, вынужденная, хроническая, застойная, интеллектуальная  
Продолжительность Временная, продолжительная, хроническая, застойная  
Характер проявления Региональная, сегментарная, открытая (явная), скрытая  
Степень охвата экономики Общая, региональная, отраслевая  
Степень учета Реальная, официальная (регистрируемая)  
Социально-экономический состав безработных Половозрастная (женская, молодежная, лиц предпенсионного возраста), профессиональная, среди социально-неустроенных групп населения (инвалиды, бывшие заключенные), этническая  
     

К естественной безработице относятся те формы, которые неустранимы и соответствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а квынужденной - формы безработицы, существующие помимо естественной и повышающие общий уровень безработицы. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Естественная безработица включает такие виды, как фрикционная, институциональная и добровольная. Фрикционная, или текущая, безработица вызвана текучестью кадров, увольнениями с предприятий (учреждений) в большинстве случаев по собственному желанию и носит естественный характер. Работники меняют место работы в поисках лучших условий труда, возможностей продвижения по службе, более высокой зарплаты и т.п. Нежелательный характер фрикционная безработица приобретает тогда, когда ее уровень превышает средний либо по отношению к показателям других стран, либо за достаточно продолжительный период в данной стране.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.