Сделай Сам Свою Работу на 5

Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии. М., 2010.





Планы практических занятий

Семинарские занятия по курсу «Этнология» предполагают углубленное изучение узловых, особо значимых и актуальных вопросов этнологической науки, которые представляют наибольшую сложность в усвоении студентами. Во время семинарских занятий студенты овладевают навыками самостоятельной работы с разнообразными видами источников, учатся ориентироваться в справочной, учебной и исследовательской литературе по этнологии, стремятся грамотно применять знания и умения в профессиональной деятельности. В процессе семинарских занятий проводятся творческие дискуссии, где студенты вырабатывают навыки научного спора, умение корректно отстаивать свои суждения, взгляды, оценки, формируют свою жизненную позицию.

Готовясь к семинарскому занятию, студенту полезно определить местонахождение темы в общей программе курса. Ознакомление с общей программой позволит вам подобрать наиболее полезные учебники и литературу, содержащие наибольший материал по предложенной теме семинарского занятия.

При изучении рекомендованной литературы ее следует конспектировать, обращая особое внимание на способы получения знаний из области этнологии. Для успешного освоения курса необходимо выписывать в тетрадь все незнакомые термины, понятия.



Готовясь к семинарскому занятию, заготовьте вопросы, которые оказались вами непонятыми.

 

Тема 1. Этнология как наука (2 часа).

1. Объектно-предметная сфера этнологии.

2. Методология этнологической науки. Проблема теории этноса.

3. Этапы накопления этнографических знаний в мировой истории.

4. Связь этнологии с гуманитарными и общественными науками.

 

Основная литература

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2005.

Этнология: Учебное пособие / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедовой Н.Л., Пименова В.В. М., 2007.

Дополнительная литература

Садохин А.П. Этнология. М., 2004.

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

Этнология.//Под ред. В.В. Пименова. М., 1994.

Этнометодология: проблемы, подходы, концепции. Вып.1. М., 1994.

Тишков В.А. Реквием по этносу. М., 2003.

Токарев С.А. Истоки этнографической науки. М., 1978.

 

Тема 2. Источники и методы этнологической науки (1 час)



На основе изложенного на лекции материала студенты под руководством преподавателя должны составить небольшую анкету этносоциологического опроса по одной из следующих проблем:

1. Каково Ваше национальное самосознание?

2. Знаете ли вы традиционную культуру коренного населения Удмуртии?

Общие рекомендации к составлению анкеты опроса

Разработка анкеты и проведение анкетирования предполагают ряд этапов.

1. Формулировка гипотезы. Она осуществляется на языке социологии и отражает положение, которое, как предполагается, имеет место в исследуемой области. На данном этапе необходимо также определить, какие выводы могут быть сделаны, если первоначальная гипотеза не подтвердится.

2. Верстка анкеты. На этом этапе гипотеза «переводится» в ряд вопросов, которые затем располагаются в определенном порядке. Важно, чтобы вопросы были ясными и корректными, а также были сформулированы на обыденном (не научном) языке, понятном для респондента. Кроме того, особое внимание уделяется расположению вопросов, которое подвергается тщательному анализу с точки зрения возможного искажающего влияния на ответы.

Поскольку в настоящее время при обработке результатов опроса используется компьютерная техника, в процессе верстки анкеты необходимо формулировать вопросы таким образом, чтобы они могли быть легко формализованы.

3. Пилотажное исследование. На этом этапе анкета проверяется на относительно небольшом числе респондентов. Целью этой проверки является выявление непредусмотренных осложнений (например, неожиданных ответов, открывающих новые стороны исследуемого вопроса, или просто неясных мест). После пилотажного исследования анкета обычно дорабатывается, после чего можно приступать к анкетированию.



4. Проведение анкетирования.

5. Обработка результатов и подготовка отчета. В настоящее время обработка результатов проводится при помощи компьютеров, что существенно ускоряет подготовку отчета. Отчет — это связное изложение результатов исследования, которое включает введение (формулировка гипотез, целей, задач, методов), основную часть (описание полученных результатов и их связь с гипотезами) и заключение (краткие выводы, которые можно сделать на основании полученных данных).

Метод опроса имеет достоинства:

1. Опрос — это экономичный и оперативный метод сбора информации.

2. Опрос позволяет изучать внутренний мир человека: его ценности, интересы, желания, надежды, тревоги и т.п.

К недостаткам метода опроса следует отнести:

1. Субъективность респондентов, которые в своих ответах могут ориентироваться на общественное мнение и реакцию других. При этом данный недостаток не может быть преодолен массовостью опросов, поскольку массовыми могут быть и стереотипы, предрассудки, заблуждения и т.д.

2. То, что в некоторых случаях значительное число респондентов неспособны ответить на поставленный вопрос в силу необразованности или неинформированности.

 

Основная литература

Козьмин В.А. Полевая этнография /petrsu.ru/Chairs/Archiv/etnograph.doc

Рабочая книга социолога / под ред. Г.В. Осипова. - М.: Либроком. 2009.

Уйти, чтобы остаться: Социолог в поле: Сб. ст. / под ред. В. Воронкова и Е. Чикадзе. -- СПб.: Алетейя. 2009.

Этнология: Учебное пособие / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедовой Н.Л., Пименова В.В. М., 2007.

Дополнительная литература

Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.

Загребин А.Е. Полевая этнография: история – теория – практика. Ижевск: УдГУ, 2003.

Тема 3. Основные понятия и терминология этнологической науки (2 часа)

1. Категории, связанные с социальной организацией.

2. Категории хозяйственно-бытового уклада и материальной культуры.

3. Категории, связанные с духовной культурой.

4. Лингвистические и антропологические категории, используемые в этнологии.

 

Основная литература

Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2005.

Этнология: Учебное пособие / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедовой Н.Л., Пименова В.В. М., 2007.

 

Дополнительная литература

Аймермахер К. Знак. Текст. Культура. М.,1997

Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность//ЭО. 1995. №5.

Вейс Г.Всеобщая история мировой культуры: Костюм. Украшения. Предметы быта. Вооружение. Храмы и жилища. Обычаи и нравы. М., 2007.

История ментальностей. Историческая антропология. М.,1996

Итс Р.Ф. Введение в этнографию. ЛГУ, 1991.

Козлов В.И. Проблематика «этничности»//ЭО. 1995. № 4.

Колпаков Е.М. Этнос и этничность//ЭО. 1995. №5.

Материальная культура//Свод этнографических понятий и терминов. Вып.3. М., 1989.

Мурзаев Э.М. Имя и этнос//ЭО. 1998. №1.

Народные знания, фольклор, народное искусство//Свод этнографических понятий и терминов. Вып.4. М.,1991.

Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988.

Семенов Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации//ЭО. 1996. №3.

Социально-экономические отношения и соционормативная культура//Свод этнографических понятий и терминов. Вып.1. М., 1986.

Тишков В.А. Этничность. М.,1997

Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.,2000

Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

Чешко С.В. Человек и этничность//ЭО. 1994. №6.

Этнические и этносоциальные категории//Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 6. М., 1995.

Этнографический словарь в 20-и вып. М., ВИТТАН, 1996.

 

Тема 4. Религия в истории народов мира (2часа)

План занятия:

1. Источники и историография.

2. Предпосылки появления религии.

3. Основные формы религиозных верований.

4. Религия на современном этапе исторического развития.

 

Основная литература

Барт Р. Мифологии. М.: Академ. Проект. 2008.

Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.: Либроком. 2011.

Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии. М., 2010.

 

Дополнительная литература

 

Богатова О.А. Тенденции развития межконфессиональных отношений в современной России и проблема межконфессиональной толерантности// Социология гармонизации общественных отношений. Саранск, 1997.

Васильев Л.В. История религий Востока. М., 1983.

Велецкая Н. Н.Символы славянского язычества. М., 2009.

Громыко М.М. Этнографическое изучение религиозности народа: заметки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований//ЭО. 1995. №5.

Зеленин Д. К.Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1934-1954 / Д. К. Зеленин. - М., 2004.

Кривелев И.А. История религий. Т.1-2. М., 1975.

Народы и религии мира. Энциклопедия. М ., 1998.

Религии народов России. Энциклопедия. М., 1999.

Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо - Маклая. - М. : Восточ. лит., 2008. – 318 с.

Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М.-СПб.: Летний Сад, 2002

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1976.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 2010.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.