Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория общественного выбора





Конституциональная экономика

 

Дуглас Норт - Институциональный механизм

 

 

Семинар 02.03.12

 

Дайте определение понятия «институт»

Институты сформированы в прошлом и отражают опыт прошлого. Институты задают рамки всего последующего развития.

3) Классификация теории новых институционалистов: Джон Нэймон, Морген Штерм

 

Принцип удовлетворительности заменил принцип оптимизации.

 

 

4) Модель двухстороннего характера взаимодействия институтов и процессы восприятия индивидами собственных интересов.

5) Экономика соглашений (Эл. Тэвина, О. Фавро, А. Орлеан, Р. Буайек) о наиболее общих рамках взаимодействия между индивидами.

 

Понятия которые нужно знать:

 

1) Механизм координации

2) Общественное разделение труда

3) Размещение ресурсов

Лекция №4 02.03.12

 

Основная цель экономики непрерывное воспроизводство материальных благ. Воспроизводство – это непрерывно постоянно возобновляющийся процесс производства. Благо – это нечто, что может удовлетворить потребность. Выделяют блага материальные и нематериальные, общественные и частные, ограниченные (экономические) и неограниченные. Ограниченные – средства производства (ресурсы) и предметы потребления. Капитал – это стоимость позволяющая создавать новую увеличенную стоимость.



Институциональная экономика – это научное направление современной экономической мысли, исследующее проблемы экономической теории и хозяйственной практики в их взаимообусловленности с институциональными изменениями. Поведение хозяйствующих субъектов, действия законов спроса и предложения, динамика экономического роста, функционирование рыночных и административных механизмов и т.д. зависят от принятых в обществе институтов.

Без институтов социально-экономическая жизнь невозможна: общество представляло бы собой множество несвязанных друг с другом сегментов групп индивидов. Развитие социально-экономических отношений должно сопровождаться развитием институтов. Игнорирование роли и значения институтов, несовместимость экономических реформ господствующих в обществе системе институтов изначально обрекает реформы на неудачу.



Проблемы в РФ:

· Коррупция

· Сельская хозяйство

· Добывающая промышленность превышает перерабатывающую

· Дифференциация населения – 85% живет за чертой бедности

· Вывоз капитала за границу

 

Примеры экономических институтов:

· институт собственности - ест

· институт ипотеки

· институт банкротства

· институт налогообложения

· институт розничной торговли

· институт неформальных отношений - ест

· институт бартера - ест

· институт рынка в целом

· институт биржи

· институт выборных органов, парламента

· институт самоуправления

· институт взаимного кредитования

· институты полиции, таможни

· институт коррупции

· институт демократии

· институт контрактного найма на работу

· институт ренты - ест…

· образовательный институт

· институт приватизации

· институт социальной политики

· институт ОАО

· институт права

· институт здравоохранения

· институт пенсий

· институт пособий по безработице

· институт промышленной политики и т.д.

 

 

Первичные и вторичные институты – цепь причина – следствие. Для реализации одного механизма нужно создание другого. Например, для создания института государства, нужен института налогообложения.

 

Пенсии и пособие по безработице будут вторичны по отношению к институту соц. политики.

 

7 зависимостей:

1) Поведенческие предпосылки. От них зависит модели рынков, фирм и государства. Поведение человека формируют его ценности.

2) Влияние институциональных соглашений друг на друга выражающееся в изменении отношений на рынке или структуры рынка в результате поведения фирм.



3) Изменение системообразующих правил игры – изменения в ценообразовании, антимонопольном таможенном регулировании, правилах лицензирования, регистрации предприятий и т.д. Все это влияет на эффективность институциональных соглашений, так как изменяются затраты на использование существующих институтов или создания новых.

4) Формирование институциональными соглашениями социальных условий жизни индивида. Предпочтения индивида оказываются зависимыми от институциональный соглашений. Изменения размера и структуры выбора приводит к изменению предпочтений индивида.

5) Влияние институциональных соглашений на институциональную среду, то есть воздействие индивида через организацию на формирование системообразующих правил игры

6) Формирование институциональной средой социальных условий жизни индивида (см. пункт 4)

7) Влияние индивида на институциональную среду, посредством участия в политическом процессе в частности в выборах.

 

 

16.03.12

Лекция №5

 

Сущность и классификация правил.

 

Правила - общепризнанные и защищенные предписания, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида или группы людей при взаимодействии их с другими индивидами или группами. Правила формируют институт, если они применяются более, чем к одному человеку, поэтому любой институт определяется через правила, но не всякие правила будут институтами. Правила обеспечивающие структуризацию между людьми принимают форму прав. Права – это продукт правил. Особенности правил определяют специфику прав. Правила обладают важным свойством: расширение или закрепление прав одного индивида, означает ограничение прав другого.

 

Классификация прав по уровню. Бывают правила коллективного действия, и операциональные правила. Определяют взаимоотношения между людьми по поводу пользования тем или иным редким ресурсом и распределения дохода. Правила коллективного действия – это правила более высокого порядка. От них зависит порядок изменения, и применения операциональных правил. К операциональным правам относятся права доступа и права извлечения дохода. Содержание оп. Прав определяются коллективными действиями: права управления, права исключения, права отчуждения. Обладатель права управления может определять способ использования и трансформации ресурсов. Право на исключение дает возможность ограничивать круг лиц, которые могут обладать правом доступа.

Право отчуждения позволяет передавать другому лицу все перечисленные полномочия.

По степени формализации: формальные и неформальные.

Формальные обеспечены защитой со стороны государства. Неформальные защищены другими механизмами, отличными от государства.

· Неформальные правила являются источником формирования формальных правил.

· Неформальные правила могут быть расширением и дополнением формальных правил.

· Неф. Правила могут быть заменителями формальным.

· Формализация неформальных правил

· Неформальные могут противоречить формальным

 

3 классификация правил предложенная Дугласом Нортом: конституционные, политические правила, определяющие иерархическую структуру государства. 2 тип – экономические правила являющиеся основой возникновения прав собственности. Экономические правила определяют возможные формы организации хозяйственной деятельности в рамках которой, отдельные индивиды или группы кооперируются или конкурируют.

 

Правила конфронтации определяют способы, порядок и условия заключения реализации контракта. Общие правила устанавливают общие ограничения для всех субъектов. Внутренние только для отдельных групп.

Хозяйство – это совместная деятельность, упорядоченная посредством институтов. Рефлексивные (внешние) и этические (внутренние) нормы. Отличия: рефлексивная норма – это внешняя, то есть не предполагает, что исполняющий её человек следует внутренним её побуждениям. 2е отличие в том, что рефлексивной норме свойственно взаимность ожиданий. Этическая норма не предполагает ответную обязанность, то есть не дает оснований ожидать сходного поведения от других. Рефлексивная норма порождает отношения, определяющие взаимные позиции участников в смысле их взаимных ожиданий. Например: в случае правовой нормы. Обязательству одного лица соответствует право требования на другой стороне, и наоборот. Институт в современном понимании – это рефлексивная норма и закрепление внешней нормы на практике называется институционализацией хозяйственной деятельности

 

 

23.03.12

Лекция №6

 

Нормы, привычки, рутины

 

Старые и новые институционалисты понимали под институтами разные вещи. В основе понимания институтов лежат правила, нормы, рутины и привычки.

Привычки и стереотипы мышления, разделяемые большим числом членов общества, Веблен назвал институтами. Привычки необходимы чтобы иметь дело со сложностью повседневной жизни. Они обеспечивают индивидов, определенной моделью поведения без привлечения глобальных рациональных расчетов с привлечением большого объема информации.

Рутины – это установившаяся практика, заведенный порядок деятельности. Взаимосвязь привычек, рутин и институтов.

 

Старые институционалисты делают упор на культурные нормы и традиции, привычки, рутины. По их мнению, институты не столько ограничивают, сколько направляют, поощряют и облегчают человеческую деятельность. Они формируют связи между людьми и делают поведение индивида понятным и предсказуемым для других. Новые институционалисты считают институтами нормы экономического поведения, возникающие из взаимодействия индивидов. По их мнению – юридические формальные и неформальные нормы, образуют ограничения для деятельности.

Нормы – это предписания определенного поведения, обязательная для выполнения и направленная для поддержания порядка.

Элементы нормы: 1) атрибуты определяющие группу людей, на которые распространяется норма 2) фактор «долженствования» (может, должен, не должен) 3) цель – желаемый результат 4) условия, при которых действует норма 5) санкции

Выделяют 3 вида норм. Их отличают разный состав и количество элементов.

А) Совместная стратегия: атрибут, цель, условия. Любая фокальная точка. Люди, потерявшиеся в метро. Атрибут: Факт потери; сами люди. Цель: найти друг друга. Условия: наличие бросающихся в глаза предметов, мест (касса).

Б) Норма в узком смысле слова: атрибут, фактор «долженствования» цель, условия.

В) Правила

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.