Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль ООН в современных международных отношениях.





Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы людей от вечных войн, разрушений, мук и страданий, обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное развитие и процветание. Устав ООН был подписан в 1945 г. В отличие от статута Лиги наций, в котором применение военной силы было легализованным и законным способом решения проблем (в случае если Совет Лиги наций не мог вынести решение, если решение не удовлетворяло ни одну из сторон, если одна из стон отказывалась выполнять решение – страна имела право начать войну) в Уставе ООН была закреплена обязанность всех государств решать споры только мирными средствами, агрессия была объявлена вне закона, центральной стала идея коллективной безопасности.

ООН стала универсальной организацией, которая по сей день не имеет аналогов в мире. Она занимается политич., экономич., военными, соц., культурн. и многими другими вопросами. ООН носит всемирный характер – все страны имеют право голоса. ООН характеризует непредвзятость, она не представляет какие-либо конкретные национальные или коммерческие интересы и т.о. поддерживает особые отношения со странами, предоставляя помощь без каких-либо условий и оговорок, придерживается интересов всех народов. ООН является центром решения проблем, с которыми сталкивается все человечество. Эта деятельность осуществляется совместными усилиями более 30 связанных с ней организаций, составляющих систему ООН. Изо дня в день ООН и другие организации ее системы ведут работу по содействию соблюдению прав человека, охране окружающей среды, борьбе с болезнями и сокращению масштабов нищеты. ООН является инициатором международных кампаний по борьбе с оборотом наркотиков и терроризмом. Действуя во всех регионах мира, ООН и ее учреждения оказывают помощь беженцам, осуществляют программы разминирования, помогают увеличить объем производства продовольствия и играют ведущую роль в борьбе со СПИДом. Сейчас в ООН 192 государства.



Более чем за 60 лет своего существования ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. В ООН участвуют принадлежащие к различным социально-экономическим системам и регионам планеты государства, которые связывают с ее деятельностью решение волнующих их проблем. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН. Сегодня ООН является центральным игроком в поиске решений многих международных конфликтов. Организация участвует и в «Квартете» по ближневосточному урегулированию, и в «шестерке» по северокорейской проблеме, в рамках ООН вырабатываются универсальные решения по международным проблемам.



Роль ООН:

ООН разработала историческую Всеобщую декларацию прав человека (1948 год), а также более 80 конвенций и договоров, которые помогают защищать и поощрять отдельные права человека.

Миротворческая деятельность ООН является жизненно важным инструментом мира. В настоящее время около 67 тысяч военных и гражданских служащих ООН из 103 стран участвуют в 16 операциях в различных странах мира. См подробнее в конце врпроса.

Конвенции ООН по окружающей среде позволили снизить остроту проблемы кислотных дождей в Европе и Северной Америке, сократить повсеместно в мире масштабы загрязнения морской среды и поэтапно уменьшить выброс газов, разрушающих озоновый слой Земли.

ООН и ее учреждения, в том числе Всемирный банк и Программа развития ООН, являются основным инструментом содействия развитию беднейших стран, направляя туда помощь объемом более 30 млрд. долл. США в год.

За последние шесть десятилетий в рамках ООН было разработано больше нормативно-правовых положений в области международного права, чем за всю предыдущую историю.



Воздушное сообщение во всем мире стало более безопасным благодаря нормам и правилам, согласованным в рамках Международной организации гражданской авиации.

Призывы ООН позволили только в 2003 году мобилизовать около 3,4 млрд. долл. на оказание чрезвычайной помощи жертвам войн и стихийных бедствий.

Динамика развития международных отношений, появление новых угроз в конце 20 века подтверждает, что единственной жизнеспособной стратегией мира и всеобщего благополучия народов является система коллективной безопасности, и центральное место в ней занимает ООН. Характерно, что на Саммите тысячелетия главы государств заявили о «своей решимости укрепить центральную роль ООН в деле поддержания мира и обеспечить эффективное функционирование системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН». В декларации тысячелетия утверждались также 8 приоритетных направлений мировой политики:

I. Ценности и принципы: Свобода, Равенство, Солидарность, Терпимость, Уважение к природе, Общая обязанность.

II. Мир, безопасность и разоружение

III. Развитие и искоренение нищеты

IV. Охрана нашей общей окружающей среды

V. Права человека, демократия и благое управление

VI. Защита уязвимых

VII. Удовлетворение особых потребностей Африки

VIII. Укрепление Организации Объединенных Наций.

Учитывая тот факт, что организация создавалась в эпоху биполярного мира и до сих пор действует по утвержденным в то время документам, многие говорят о необходимости ее реформирования. Речь идет об ограниченном расширении СБ и о еще более ограниченном расширении его постоянных членов, что укрепляло бы поддержку решений СБ в мире и затрудняло бы попытки действовать в обход. Некоторые также предлагают ограничит круг вопросов, по которым СБ может применять вето. По словам Путина, Россия «за» реформирование ООН, но так, чтобы эти реформы не разрушили саму организацию. Лавров считает, что реформы не должны затрагивать основы, заложенные в Уставе, должна укореняться легитимность и эффективность деятельности ООН. Адаптация ООН к новым историческим реалиям необходима. Но процесс этот должен быть созидательным, он должен сплачивать государства, а не разъединять.

Конечно, роль ООН во многом зависит от того, как государство воспринимает эту организацию, насколько оно несет ответственность за выполнение положений ее Устава.

«ООН – это инструмент в руках государств, зеркало, которое мир поставил перед собой. И если государствам, которые смотрятся в это зеркало не всегда нравится то, что они видят в нем, это не вина зеркала, это вина политического курса самого государства»

Миротворческие операции ООН:

В Африке

На протяжении многих лет усилия Организации Объединенных Наций по обеспечению мира осуществлялись в самых различных формах, включая длительную кампанию по борьбе против апартеида в Южной Африке, активную поддержку процессу перехода Намибии к независимости, ряд миссий по оказанию поддержки в проведении выборов и около 23 операций по поддержанию мира. Самые последние операции были развернуты в Либерии (2003 год), Кот-д'Ивуаре и Бурунди (2004 год), а недавно создана Миссия Организации Объединенных Наций в Судане (март 2005 года).

Конечно, Организация Объединенных Наций уже действовала в Судане, стремясь урегулировать ситуацию, которую Координатор чрезвычайной помощи Организации Объединенных Наций назвал самым острым бедствием. Мировые гуманитарные организации, включая Организацию Объединенных Наций, неправительственные организации и систему организаций Красного Креста и Красного Полумесяца, уже отправили на места 9 тыс. работников по оказанию помощи, причем около 1 тысячи из них были набраны на международной основе. В марте 2005 года, принимая меры в связи с сообщениями о массовых нарушениях прав человека, Совет Безопасности передал вопрос о ситуации, существующей в регионе Дарфур в Судане с 1 июля 2002 года, на рассмотрение Прокурору Международного уголовного суда.

Организация Объединенных Наций предприняла также активные дипломатические усилия для восстановления мира в районе Великих озер и оказывает помощь в подготовке к проведению референдума по вопросу о будущем Западной Сахары. Что касается других стран Африки, то полевые миссии Организации Объединенных Наций продолжают свою деятельность по миростроительству в Гвинее-Бисау, Сомали, Центральноафриканской Республике и в Западноафриканском регионе.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе

С 2002 года Миссия Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану работает в целях оказания содействия национальному примирению и выполнения задач, возложенных на Организацию Объединенных Наций в Боннском соглашении 2001 года, включая такие области, как права человека, верховенство права и обеспечение равенства полов, а также организации всей деятельности Организации Объединенных Наций по оказанию гуманитарной и чрезвычайной помощи, восстановлению и реконструкции в Афганистане в координации с правительством этой страны.

МООНСА осуществляет весь комплекс мероприятий Организации Объединенных Наций в Афганистане, включая деятельность 16 учреждений Организации Объединенных Наций, и работает в тесном контакте со своими партнерами в правительстве Афганистана и с национальными и международными неправительственными организациями.

После того как миротворческая миссия в Таджикистане завершила в 2000 году свою работу, было открыто отделение Организации Объединенных Наций в целях обеспечения политических рамок и руководства в отношении различных мероприятий, связанных с миростроительством. Военные наблюдатели Организации Объединенных Наций продолжали следить за линией прекращения огня между Индией и Пакистаном в штате Джамму и Кашмир.

В Восточном Тиморе переговоры между Индией и Португалией под эгидой Организации Объединенных Наций завершились в мае 1999 года принятием соглашения, которое открыло путь к проведению всенародного опроса по вопросу о статусе этой территории. Благодаря регистрации под наблюдением Организации Объединенных Наций лиц, которые должны были принять участие в опросе, в августе 1999 года удалось провести голосование, в ходе которого 78 процентов жителей Восточного Тимора высказались за независимость, и в итоге 20 мая 2002 года было создано независимое государство Тимор-Лешти. Миссия Организации Объединенных Наций по поддержке в Восточном Тиморе (МООНПВТ) остается в стране для оказания помощи в создании основных административных структур, включая систему отправления правосудия и правоохранительные органы, и одновременно содействует поддержанию стабильности и безопасности.

Организация Объединенных Наций помогла также правительству Папуа-Новой Гвинеи и бугенвильским сторонам достичь всеобъемлющего соглашения, охватывающего вопросы автономии, проведения референдума и утилизации оружия.

В Европе

Миротворческие силы Организации Объединенных Наций на Кипре продолжают осуществлять наблюдение за линиями прекращения огня, поддерживают порядок в буферной зоне и осуществляют уманитарную деятельность на этом расчлененном острове. Их присутствие создает благоприятные условия для дипломатических усилий Генерального секретаря и его специальных советников, направленных на стимулирование переговоров и достижение всеобъемлющего урегулирования.

Организация Объединенных Наций настойчиво добивается урегулирования конфликта в бывшей Югославии, оказывая при этом чрезвычайную гуманитарную помощь миллионам людей. С 1992 по 1995 годы миротворцы Организации Объединенных Наций помогли восстановить мир и безопасность в Хорватии, содействовали защите гражданского населения в Боснии и Герцеговине и способствовали обеспечению того, чтобы бывшая югославская Республика Македония не была втянута в войну. После заключения в 1995 году Дейтонско-Парижских мирных соглашений четыре миссии Организации Объединенных Наций способствовали обеспечению мира в этом регионе.

В настоящее время Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово (МООНК) продолжает работать вместе с населением Косово в целях создания нормально функционирующего, демократического общества, располагающего значительной автономией. МООНК, созданная в 1999 году после прекращения налетов авиации НАТО и вывода югославских вооруженных сил, помогает объединить под эгидой Организации Объединенных Наций усилия Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и самой Организации Объединенных Наций.

В Абхазии, Грузия, наряду с выполнением миссией военных наблюдателей Организации Объединенных Наций своего миротворческого мандата продолжали предприниматься дипломатические усилия в целях обеспечения всеобъемлющего урегулирования грузино-абхазского конфликта.

На Американском континенте

Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций и ее усилия по поддержанию мира сыграли свою роль в урегулировании затяжных конфликтов в Центральной Америке. В 1989 году в Никарагуа благодаря миротворческим усилиям была обеспечена добровольная демобилизация сил движения сопротивления, участники которого сдали свое оружие Организации Объединенных Наций. В 1990 году миссия Организации Объединенных Наций наблюдала за выборами в Никарагуа — это были первые проходившие под наблюдением Организации Объединенных Наций выборы в независимой стране. В Сальвадоре мирные переговоры при посредничестве Генерального секретаря положили конец продолжавшимся 12 лет боевым действиям, и миссия Организации Объединенных Наций по поддержанию мира обеспечила проверку осуществления всех соглашений. А в Гватемале организованные при содействии Организации Объединенных Наций переговоры остановили 35-летнюю гражданскую войну.

После отъезда из Гаити 29 февраля 2004 года президента Жана-Бертрана Аристида Совет Безопасности в ответ на просьбу временного президента Гаити санкционировал немедленное развертывание многонациональных сил для поддержания мирного и конституционного процесса в стране в безопасной и стабильной обстановке. Позднее Совет учредил миссию Организации Объединенных Наций по стабилизации в Гаити, которая в июне 2004 года приняла на себя обязанности многонациональных сил. Миссия Организации Объединенных Наций работала над созданием условий для проведения выборов в 2005 году и передачи власти избранному президенту 7 февраля 2006 года.

На Ближнем Востоке

На протяжении почти шести десятилетий, в течение которых пять раз вспыхивали полномасштабные войны, Организация Объединенных Наций уделяет самое пристальное внимание арабо-израильскому конфликту. Организация Объединенных Наций выработала принципы установления справедливого и прочного мира, изложенные, в частности, в двух базовых резолюциях Совета Безопасности — 242 (1967) и 338 (1973),— которые остаются основой для всеобъемлющего урегулирования.

Организация Объединенных Наций поддерживала и другие инициативы, направленные на урегулирование лежащих в основе конфликта политических проблем, и направляла в этот регион ряд миротворческих миссий. Первая группа военных наблюдателей Организации Объединенных Наций, созданная в 1948 году, сохраняет свое присутствие в регионе и сегодня. Здесь же в 1956 году во время суэцкого кризиса были созданы первые силы Организации Объединенных Наций по поддержанию мира. В настоящее время в регионе развернуты две миссии по поддержанию мира. Одна из них, созданная в 1974 году, контролирует зону разъединения между израильскими и сирийскими войсками на Голанских высотах. Другая, созданная в 1978 году, способствует поддержанию стабильности в южной части Ливана, а в 2000 году осуществила проверку вывода израильских сил из этого района.

На дипломатическом фронте Организация Объединенных Наций как член «четверки», в которую входят Организация Объединенных Наций, Соединенные Штаты, Европейский союз и Российская Федерация, принимает активное участие в усилиях, направленных на достижение решения путем переговоров. В 2003 году обе стороны приняли «дорожную карту», которая была представлена «четверкой» и которая может привести к окончательному решению о существовании двух государств, но она еще не выполнена. Между тем Организация Объединенных Наций с помощью мер, принимаемых Советом Безопасности и другими органами, а также Генеральным секретарем и его Специальным координатором по ближневосточному мирному процессу, продолжает содействовать мирному урегулированию ситуации.

В Ираке после наиболее активного этапа войны в этом регионе Совет Безопасности 14 августа 2003 года учредил Миссию Организации Объединенных Наций по оказанию содействия Ираку (МООНСИ). Ее цель заключалась в координации гуманитарной помощи и помощи в деле восстановления, а также в оказании содействия политическим процессам, направленным на формирование международно признанного суверенного правительства Ирака. Через несколько дней, 19 августа, штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Багдаде подверглась террористическому нападению, в результате которого 22 человека погибли, в том числе и глава миссии Сержиу Виейра ди Меллу, а более 150 человек получили ранения.

После этого нападения Генеральный секретарь вывел большую часть международного персонала Организации Объединенных Наций, размещенного в Багдаде, оставив там лишь небольшую группу для оказания самой необходимой гуманитарной помощи. Тем не менее Организация Объединенных Наций продолжает оказывать помощь как в самом Ираке, так и из-за границы, включая поставки продовольствия, водоснабжение и медикосанитарное обслуживание на всей территории страны, используя при этом главным образом своих сотрудников из числа иракских граждан.

Окончание оккупации и официальное восстановление суверенитета Ирака 28 июня 2004 года ознаменовало новый этап в переходном процессе в Ираке, который привел к проведению прямых выборов 30 января 2005 года. При поддержке МООНСИ, Специального представителя Генерального секретаря и Отдела Организации Объединенных Наций по оказанию помощи в проведении выборов и несмотря на постоянную угрозу насилия, жители Ирака начали осуществлять свои политические права. Сформированная в результате этого процесса Переходная национальная ассамблея подготовит проект постоянной конституции, который будет представлен народу в ходе общенационального референдума позднее в этом году.

Одна из центральных задач Организации Объединенных Наций заключается в содействии обеспечению более высоких стандартов жизни, полной занятости и условий для социально-экономического прогресса и развития. С выполнением этой задачи связано 70 процентов деятельности системы Организации Объединенных Наций. В основе этой деятельности лежит вера в то, что искоренение нищеты и повсеместное повышение уровня благосостояния людей представляют собой необходимые шаги на пути к созданию условий для обеспечения прочного мира во всем мире.

Организация Объединенных Наций обладает уникальными преимуществами в деле содействия развитию. Сфера ее деятельности охватывает весь мир, а ее всеобъемлющий мандат предусматривает удовлетворение социальных, экономических и чрезвычайных потребностей. Организация Объединенных Наций не представляет чьи-либо узкие национальные или коммерческие интересы. В выработке важнейших стратегических решений участвуют все страны — и богатые, и бедные.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.