Сделай Сам Свою Работу на 5

Изменить слова по аналогии.





а) виноград – виноградина горох - …

свинья - … жемчуг - …

б) бусы – бусинка дождь - …

пыль - … снег - …

дождь - … песок - …

Добавить похожее слово.

Утренник, ночник. …

Говядина, виноградина …

Назвать профессии по картинкам.

Кто носит багаж? Носильщик.

Кто сваривает трубы? Сварщик.

Кто вставляет стекло? Стекольщик.

Кто работает на кране? Крановщик.

Кто укладывает камни? Каменщик.

Кто точит ножи? Точильщик.

Далее логопед задает вопрос:

- Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик?

При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ.

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников с ОНР. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое различение словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном возрасте.



В связи с этим в процессе логопедической работы с дошкольниками, страдающими ОНР, проводится преимущественно закрепление наиболее простых

по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Формирование словообразования глаголов у дошкольников с ОНР осуществляется в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать – сделать),

-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать – написать),

-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

-про- (читать – прочитать);

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать – затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками:



в- – вы-, под- – от-, при-, у-, пере-, за- – от-, на- – вы-:

входит – выходит, подходит – отходит,

влетает – вылетает, подлетает – отлетает,

въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,

Примерные задания и игровые упражнения

По закреплению словообразования глаголов

Игра «Чем отличаются слова?»

Логопед просит детей показать на картинках, кто …

умывает – умывается, обувает – обувается, купает – купается, качает – качается, прячет – прячется, одевает – одевается, причесывает – причесывается, вытирает – вытирается.

Делается вывод: слова умывается, знается, прячется, причесывается, обувается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:


мыла – вымыла, красит – покрасил,

умывается – умылся, вешает – повесила,

одевается – оделся, рисует – нарисовал,

гладит – погладила, прячется – спрятался,

рисует – нарисовал, стирает – постирала,

 

3. Найти общую часть в словах(по картинкам).

Переходит – перебегает, наливает – выливает,

подходит – подбегает, подходит – уходит,

подлетает – отлетает.

4. Дифференциация глаголов с приставками(по картинкам).

а) В импрессивной речи.

Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:



входит – выходит, подлетает – отлетает,

подходит – отходит, влетает – вылетает,

Аналогичным образом проводится игра в лото.

У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.

б) В экспрессивной речи.

Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать

предложения с этими словами.

5. Добавить слово, обозначающее действие(по картинкам):

в клетку … (влетает), из клетки … (вылетает),

через дорогу … (переходит), от дерева .. (отходит),

 

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

С учетом семантики, частотности употребления и последовательности появления в онтогенезе формирование словообразования прилагательных следует проводить в следующей последовательности.

 

А. Образование притяжательных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ин-, -ов-.

Речевой материал: мамин, папин, бабушкин, дедушкин, тетин, дядин, кошкин, мышиный, лосиный, гусиный, лебединый, утиный, ежовый, слоновый.

2. Словообразование с использованием суффикса -i- без изменения звуковой структуры корня производного слова.Речевой материал: коровий, лисий, бараний, козий, рыбий.

3. Словообразование с помощью суффикса -i- и с чередованием в корне.

Речевой материал: волчий, заячий, собачий, беличий, птичий, овечий, медвежий,

телячий, поросячий.

 

Б. Образование качественных прилагательных.

1. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования.

Речевой материал: вкусный, умный, жирный, честный, грязный, холодный, морозный, интересный, капризный.

б) С чередованием в корне слов.

Речевой материал: смешной, вкусный, мрачный.

2. Словообразование с помощью менее продуктивных суффиксов -ив-, -лив-, -чин-, -оват-, -еват- и др.

Речевой материал: ленивый, червивый, красивый, правдивый, обидчивый, забывчивый, дождливый, трусливый, терпеливый, говорливый, крикливый, сероватый, синеватый и т.д.

 

В. Образование относительных прилагательных.

1. Словообразование с использованием продуктивных суффиксов -ов-, -ев-.

а) Без чередования звуков в корне мотивирующего и производного слова.

Речевой материал: шелковый, резиновый, пуховый, дубовый, меховой, вишневый, грушевый, малиновый, березовый, еловый, осиновый, рябиновый, кленовый, сливовый, фарфоровый, яблоневый.

б) С чередованием звуков в корне (беглая гласная): ситцевый, перцовый.

2. Словообразование с использованием суффикса -н-.

а) Без чередования в корне производного слова.

Речевой материал: зимний, летний, ватный, железный, кирпичный, лимонный, морковный, капустный, каменный, хрустальный, картофельный, грибной.

б) С чередованием звуков в корне производного слова.

Речевой материал: яблочный, брусничный, земляничный, клубничный, речной, огуречный, снежный, бумажный, воздушный.

3. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов -н-, -ян-, -ск-, -енн- и др.

Речевой материал: кожаный, шерстяной, глиняный, песчаный, серебряный, овсяный, детский, майский, учительский, матросский, стеклянный, деревянный, соломенный.

 

Примерные задания и игровые упражнения

По закреплению словообразования прилагательных

Игра «Чьи хвосты?»

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.) Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий. Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий. Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий. Хвост козы – козий.

Хвост овцы – овечий. Хвост барана – бараний.

Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба – дубовый лист. Лист осины - …

Лист березы - … Лист клена - …

Лист липы - … Лист яблони - …

Лист рябины - … Лист смородины - …

Шишка сосны - … Сережка ольхи - …

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.