Сделай Сам Свою Работу на 5

Для заочной формы обучения





№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоёмкость (часах) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости
аудиторные учебные занятия самостоятельная работа обучающихся
всего лекции семинары, практические занятия
1. Характеристика психологии как учебного предмета Дидактический тест, практическое задание
2. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии       Доклад, Практическое задание, Коллоквиум, дискуссия
3. Самоорганизация деятельности преподавателя Дискуссия, практическое задание, дидактический тест
4.         экзамен
5. Всего  

 

4.2 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам)

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание
Содержание лекционного курса
Раздел 1. Характеристика психологии как учебного предмета  
1.1. Тема 1. Цели обучения психологии Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов: а) диагностика готовности к обучению, уровня осознанности и освоенности учебных действий, уровня развития познавательной деятельности; б) анализ направлений совершенствования целей, содержания, методов и средств обучения конкретному предмету
1.2. Тема 2. Цели обучения психологии в области развития личности студентов Развитие научного мировоззрения и ценностных ориентации будущего педагога. Развитие самосознания и самоорганизации личности студентов
1.3. Тема 3. Организация содержания курса психологии   Отношение между предметом науки психологии и учебным предметом. Задачи конструирования предметного содержания учебного курса в соответствии с психологическими требованиями к типам ориентировки в усваиваемой деятельности. Пути решения этой задачи: а) конструирование концепции учебного курса в отношении к парадигмам науки, б) выделение исходных единиц формируемой деятельности; в) смыслополагание и мотивация в курсе психологии.
2. Раздел 2. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии  
2.1. Тема 1. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции; структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции.
2.2. Тема 2. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению Отбор содержания учебного курса. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения Семинар как школа взаимодействий и учебно-познавательного сотрудничества. Выбор заданий для реализации внутри- и межгрупповых взаимодействий участников обучения.
2.3. Тема 3. Организация практических занятий по психологии Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач.
2.4. Тема 4. Планирование и организация занятий в форме урока Общие требования к современному уроку. Основные типы уроков и их структуры. Критерии классификации уроков.
2.5. Тема 5. Организация самостоятельной работы учащихся при обучении психологии Формирование обобщенных способов учебной деятельности (планирование и выдвижение целей и задач, выбор средств самостоятельной работы; действия организации усвоения знаний, действия самоконтроля и организации времени жизни).
3. Раздел 3. Самоорганизация деятельности преподавателя  
3.1. Тема 1. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами и учащимися, с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авториторизм)
3.2. Тема 2. Подготовка к организации процесса усвоения знаний Использование многообразия типов учебных задач (таксономия задач), многообразия форм контроля, коррекции, взаимоконтроля, форм поощрения учащихся; организация системы форм сотрудничества преподавателя с учащимися и учащихся друг с другом в процессе решения учебных задач.
3.3. Тема 3. Овладение способами и средствами коммуникации. Работа преподавателя с представлением о самом себе Учет специфики позиции личности преподавателя в системе учебного общения на разных этапах обучения; совершенствование преподавателем проектирования учебных взаимодействий со студентами. Специфика учебных взаимодействий на начальном этапе - при формировании смыслов и цели обучения. Умение проектировать совместные, разделенные действия со студентами, помощь при переходе к самоорганизации учения
Темы практических/семинарских занятий
Раздел 1. Характеристика психологии как учебного предмета  
1.1. Тема 1. Цели обучения психологии Цели психологии в области профессиональных умений будущих педагогов (умения решать психологические задачи в системе учебно-методических и воспитательных задач педагогической' деятельности)
1.2. Тема 2. Цели обучения психологии в области развития личности студентов Развитие психолого-педагогического творческого мышления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогического такта. Развитие коммуникативных способностей.
1.3. Тема 3. Организация содержания курса психологии Приемы реализации дидактических принципов: научности (историчности), доступности, систематичности, последовательности, полноты.
2. Раздел 2. Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии  
2.1. Тема 1. Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Выбор и реализация методов и средств описания, объяснения, отработки лекционного материала. Анализ типового лекционного занятия.  
2.2. Тема 2. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению Реализация системы методов и средств для решения задач усвоения. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивная, продуктивная, творческие задачи; построение системы задач. Проблема ритма учебного семинарского занятия.
2.3. Тема 3. Организация практических занятий по психологии Введение заданий по актуализации личного опыта при решении продуктивных и творческих задач.
2.4. Тема 4. Планирование и организация занятий в форме урока Преимущества и недостатки комбинированного урока. Структура урока усвоения новых знаний. Структура урока контроля и коррекции знаний, умений
2.5. Тема 5. Организация самостоятельной работы студентов и учащихся при обучении психологии в средних учебных заведениях Саморегуляция самостоятельной работы. Контроль исходной, промежуточной и конечной обученности. Выбор и реализация методов и средств контроля. Приемы формирования действий взаимо- и самоконтроля
3. Раздел 3. Самоорганизация деятельности преподавателя  
3.1. Тема 1. Подготовка к организации работы с содержанием учебного курса психологии Выделение задач логико-теоретического и исторического анализа содержания учебного курса; задачи нормативного деятельностного анализа предметного содержания, конструирование единиц усвоения и связей между единицами в процессе решения учебных задач
3.2. Тема 2. Подготовка к организации процесса усвоения знаний Выбор форм сотрудничества, адекватных уровню усвоения; сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы; управление межличностными отношениями
3.3. Тема 3. Овладение способами и средствами коммуникации. Работа преподавателя с представлением о самом себе Организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы). Организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомима, вокальная выразительность).  

 







5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Помимо рекомендованной основной и дополнительной литературы, в процессе самостоятельной работы студенты могут пользоваться следующими методическими материалами:

1. Краткий конспект лекций по дисциплине «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» для студентов направления 37.03.01 «Психология».

2. Словарь терминов и персоналий по дисциплине «Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях» для студентов направления 37.03.01 «Психология».

Методические материалы в виде электронных ресурсов находятся в открытом доступе в методическом кабинете социально-психологического факультета ауд. 8604.

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) Код контролируемой компетенции (или её части) / и ее формулировка – по желанию наименование оценочного средства
1. Характеристика психологии как учебного предмета ОК 7. способностью к самоорганизации и самообразованию экзамен  
Уметьадекватно применять основные категории психологической науки иреализовывать в практической деятельности освоенные методы
Владетькатегориальным аппаратом психологии, её научно-исследовательскими и практическими методами; Практическое задание
Характеристика процесса обучения и форм преподавания психологии ПК-10 - способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий Доклад, коллоквиум  
Знать:основные направления развития системы образования, содержание педагогической деятельности, принципы организации учебно-методической работы методику преподавания психологии, опыт подготовки психологов в стране и за рубежом основные методы организации практических занятий, основные методы активного обучения, используемые в системе среднего образования
Уметь:реализовывать педагогическую деятельность, проектировать программы новых учебных курсов по психологическим дисциплинам в сфере среднего образования, разрабатывать и проводить базовые формы лабораторно-практических занятий дискуссия
Владеть:навыкамипреподавания психологии как общеобразовательной дисциплины в средних учебных заведениях, приемами совершенствования учебных курсов по психологическим дисциплинам в средних учебных заведениях, приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий. Практическое задание
Самоорганизация деятельности преподавателя ОК-6 - способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия Уметьустанавливать доверительный контакт и поддерживать диалога, определить проблемы, возникающие в социально - психологической практике. Дидактический тест
дискуссия
Владеть навыками проявления эмпатии, поддержки и убеждения в процессе общения, нормами взаимодействия и сотрудничества Практическое задание  

 

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы

 

6.2.1. Экзамен.

А. Типовые вопросы

1. Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин.

2. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины.

3. Общая характеристика предмета и цели курса методики преподавания психологии.

4. Цели психологии в области профессиональных умений педагогов и развития личности.

5. Организация содержания учебного процесса.

6. Закономерности организации учебного процесса.

7. Этапы процесса усвоения. Приемы и средства организации.

8. Методы обучения. Классификация методов.

9. Методы проблемного обучения психологии.

10. Программированные методы обучения психологии.

11. Методы интерактивного обучения

12. Требования опережающего управления обучением

13. Таксономия учебных задач.

14. Дидактические стратегии управления формированием познавательной деятельностью в курсе психологии

15. Формы организации обучения.

16. Планирование и организация занятий. Подготовка к уроку.

17. Анализ и самооценка урока.

18. Структура учебно-воспитательной ситуации как единицы управления обучением.

19. Формы учебных взаимодействий между преподавателем и студентами при обучении психологии.

20. Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок.

21. Проблемная лекция и эвристическая беседа в курсе психологии.

22. Анализ приемов организации типового лекционного занятия.

23. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению.

24. Организация практических занятий по психологии.

25. Структура комбинированного урока по психологии.

26. Структура урока усвоения новых знаний по психологии.

27. Структуру урока контроля и коррекции знаний, умений по психологии.

28. Самоорганизация деятельности преподавателя.

29. Организация самостоятельной работы студентов и учащихся при обучении психологии.

30. Психолого-педагогические основы восприятия информации. Организация образовательного процесса с учетом знаний о закономерностях восприятия.

31. Психолого-педагогические основы проблемы внимания и внимательности. Использование знаний об индивидуальных особенностях внимания в ходе образовательного процесса.

32. Психолого-педагогические аспекты изучения памяти. Возможности учета и развития памяти в образовательном процессе.

33. Психолого-педагогические основы изучения мышления. Использование знаний об индивидуальных особенностях мышления в ходе образовательного процесса.

34. Методические особенности преподавания теоретической психологии.

35. Методические особенности преподавания прикладной психологии.

36. Внеурочная форма учебной работы с различными группами обучающимися.

37. Педагогический контроль: функции, виды. Требования к организации.

Б. Критерии оценивания.

Устный ответ на экзамене позволяет оценить степень форсированности знаний по различным компетенциям. Ответ оценивается по 4 балльной системе.

В. Шкала оценивания

Отметка «3» ставится, если:

· знания отличаются глубиной и содержательностью, дается полный исчерпывающий ответ, как на основные вопросы билета, так и на дополнительные;

· студент свободно владеет научной терминологией;

· ответ студента структурирован, содержит анализ существующих теорий, научных школ, направлений и их авторов по вопросу билета;

· логично и доказательно раскрывает проблему, предложенную в билете;

· ответ характеризуется глубиной, полнотой и не содержит фактических ошибок;

· ответ иллюстрируется примерами, в том числе из собственной практики;

· студент демонстрирует умение аргументировано вести диалог и научную дискуссию.

Отметка «2» ставится, если:

· знания имеют достаточный содержательный уровень, однако отличаются слабой структурированностью; содержание билета раскрывается, но имеются неточности при ответе на дополнительные вопросы

· имеющиеся в ответе несущественные фактические ошибки, студент способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу;

· недостаточно раскрыта проблема по одному из вопросов билета;

· недостаточно логично изложен вопрос;

· студент не может назвать авторов той или иной теории по вопросу билета;

· ответ прозвучал недостаточно уверенно;

· студент не смог продемонстрировать способность к интеграции теоретических знаний и практики.

Отметка «1» ставится, если:

· содержание билета раскрыто слабо, знания имеют фрагментарный характер, отличаются поверхностностью и малой содержательностью, имеются неточности при ответе на основные вопросы билета;

· программные материал в основном излагается, но допущены фактические ошибки;

· студент не может обосновать закономерности и принципы, объяснить факты;

· студент не может привести пример для иллюстрации теоретического положения;

· у студента отсутствует понимание излагаемого материала, материал слабо структурирован;

· у студента отсутствуют представления о межпредметных связях.

Отметка «0» ставится, если:

· обнаружено незнание или непонимание студентом сущностной части социальной психологии;

· содержание вопросов билета не раскрыто, допускаются существенные фактические ошибки, которые студент не может исправить самостоятельно;

· на большую часть дополнительных вопросов по содержанию экзамена студент затрудняется дать ответ или не дает верных ответов.

6.2.2. Практическое задание .

Цель задания: на основе общепрофессиональных знаний создать методическую разработку урока.

А. Содержание задания.

1. Составьте методическую разработку урока по конкретным
темам курса «Общая психология».

2. Составьте план-конспект урока по конкретным темам курса «Общая психология», «Психология личности».

3. Разработайте пакет контрольных работ по темам курса «Общая психология», «Психология личности».

4. Разработайте пакет самостоятельных работ по темам курса «Общая психология», «Психология личности».

Б. Критерии оценивания.

Оценивание практических заданий производится по 4-х бальной шкале:

В. Шкала оценивания

3 балла ставится если студент:

· владеет научной терминологией;

· выделяет все основные структурные компоненты урока (цель, задачи, этапы и т.д.)

· подбирает методы обучения, адекватные задачам урока;

· осознает методологические особенности выбранного подхода.

2 балла ставится если студент:

· владеет научной терминологией;

· осознает методологические особенности выбранного подхода;

· выделяет ряд структурных элементов урока и способен при помощи наводящих вопросов сформулировать остальные;

· способен при помощи наводящих вопросов подобрать методы обучения, адекватные задачам урока.

1 балл ставится если студент:

· осознает особенности выбранного методологического подхода;

· при использовании научной терминологии, формулировке элементов урока допускает существенные ошибки.

0 баллов ставится если студент

· не осознает специфики методологии,

· не может сформулировать и описать структурные элементы урока,

· не владеет терминологией,

· не способен подобрать методы обучения, адекватные задачам урока.

6.2.3. Доклад.

А. Темы докладов

1. Классно-урочная система: исторический аспект

2. Преимущества и недостатки классно-урочной системы

3. Типология уроков.

4. Функции образования.

5. Классификации методов обучения

6. Формы организации образовательного процесса в школе.

7. Внеурочные и внешкольные формы организации.

8. Типы анализа уроков.

9. Формы организации самостоятельной работы.

10. Планирование и подготовка урока

Б. Критерии оценивания.

Информация в докладе должна быть подобрана и изложена таким образом, что бы студент мог продемонстрировать (а преподаватель оценить) умение делать выводы об индивидуальных особенностях профессиональной деятельности преподавателя, анализировать психологические теории, описывающие закономерности функционирования и развития психики.

Оценка за доклад складывается из оценки преподавателя и оценки аудитории (групповой оценки). На первом занятии студенты формулируют критерии оценки докладов. После каждого выступления несколько человек на основании этих критериев делают качественную оценку доклада. Далее преподаватель, исходя из собственной оценки и оценки слушателей, ставит итоговую отметку.

В. Шкала оценивания:

· содержание (степень соответствия теме, полнота изложения, наличие анализа, использование нескольких источников и т.д.);

· качество изложения материала (понятность, качество речи, взаимодействие с аудиторией и т.д.);

· наглядность (использование технических средств, материалов сети Интернет)

Выполнение доклада оценивается по системе «зачтено/незачтено».

Отметка «незачтено» ставится если:

· выбранная тема раскрыта поверхностно, большая часть предлагаемых элементов плана доклада отсутствует;

· качество изложения низкое;

· наглядные материалы отсутствуют.

Коллоквиум

а) типовые вопросы (задания)

1. Отбор содержания учебного курса.

2. Выбор видов семинарских занятий на разных этапах обучения.

3. Семинар как школа взаимодействий и учебно-познавательного сотрудничества.

4. Выбор заданий для реализации внутри- и межгрупповых взаимодействий участников обучения.

5. Выделение состава умений, формируемых на практических занятиях.

6. Организация процесса освоения и отработки умений с помощью учебных материалов и технических средств, обеспечивающих решение системы задач.

7. Общие требования к современному уроку.

8. Основные типы уроков и их структуры.

9. Критерии классификации уроков.

10. Формирование обобщенных способов учебной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.